Содержание книги

  1. Проведение тренировок в индивидуальных видах спорта
  2. Командные виды спорта: некоторые рекомендации по проведению тренировок
  3. Резюме. Раздел III. Личность и спорт
  4. Глава 5. Личность и спорт: смысл и Измерение
  5. Методы изучения личности спортсмена
  6. Тесты для исследования черт личности
  7. Принципы личностного обследования спортсменов
  8. Резюме. Глава 6. Личность спортсмена
  9. Черты личности в спортивных группах
  10. Личностные изменения, связанные с занятиями спортом
  11. Личностные особенности спортсменов различной квалификации
  12. Перечень потребностей по Мюррею
  13. Шкала оценки условий эффективной тренировки
  14. Формирование поведения спортсменов посредством поощрений
  15. Мотивации, стимулирующие спортсмена
  16. Раздел IV. Активация, агрессивность, тревожность
  17. Глава 9. Агрессивность в спорте
  18. Cопоставление санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте
  19. Направления, Теории и причины агрессивности
  20. Глава 10. Активация (возбуждение)
  21. Основные результаты исследований
  22. Активация в спорте. Данные экспериментальных исследований
  23. Методы регуляции уровня возбуждения у спортсменов
  24. Тревожность и результативность деятельности
  25. Раздел V. Социальные параметры в спорте
  26. Глава 12. Социальные факторы в спорте
  27. Социальный статус и мобильность
  28. Национальные условия и забота о спортсменах высокого класса
  29. Рекомендации тренерам. Резюме. Глава 13. Лидерство в спорте
  30. Лидер, ориентированный на задачу
  31. Лидер, ориентированный на группу
  32. Восприятие спортсменами тренера как лидера
  33. Таблица 2:реакции спортсменов на Деятельность тренера в (%)
  34. Глава 14. Зрители и болельщики
  35. Зрители и их влияние на выполнение двигательных задач
  36. Изменение характера двигательных навыков под воздействие реакции зрителей
  37. Отрицательное влияние присутствия зрителей
  38. Глава 15. Групповое взаимодействие в командах
  39. Умеренно структурированное членство
  40. Схема примерной Классификации спортивных команд по типу взаимодействия между их членами (от невзаимосвязанной до взаимосвязанной деятельности)
  41. Уровень притязаний и Потребности достижений в группе
  42. Распределение передач и успешность выступления команды
  43. Оценка групповой сплоченности
  44. Потребности в общении и достижении в группах
  45. Устойчивость группового членства, коммуникация и размер группы
  46. Внутригрупповое и межгрупповое соревнование
  47. Физическое взаимодействие в спортивных командах
  48. Глава 16. Направления будущих исследований
  49. Неврологические основы двигательных навыков
  50. Частичный перечень возможных факторов по трем выделенным категориям


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный статус и мобильность



КУЛЬТУРА И ХАРАКТЕР СПОРТА

Многие ученые - антропологи, специалисты физического воспитания, психологи - начали исследовать различные стороны спортивной деятельности, в которых отражается культура, а также взаимное влияние культуры и спорта. В их исследованиях выявляются и классифицируются виды спорта, которые возникают в тех или иных культурах. Более того, они стали определять, какие типы личности спортсмена и какие способности скорее всего совместимы со спортивной средой и ее требованиями.

Внимательный анализ такого рода информации может способствовать внедрению в практику целого ряда полезных рекомендаций. Например, усилия на подготовку спортсменов к олимпийским играм, которые начинают предприниматься в некоторых развивающихся странах, могут быть направлены на определенные виды спорта, наилучшим образом соответствующие традициям, религии и ожиданиям данной страны. В ряде более экономически развитых стран аналогично можно оценить, какие виды спорта нуждаются в дальнейшем развитии с помощью критерия культуры, включающего в себя преобладающие ценности и другие важные и специфические компоненты условий конкретной культурной и социальной среды. И, наконец, зная виды спорта, которые в большей степени соответствуют культурным и социальным условиям страны, можно с большим основанием осуществлять спортивную профориентацию юных спортсменов, направляя их в те виды спорта, которые особенно ценятся в данной стране.

Отношение к жизни, преобладающее в той или иной культуре (или подкультуре), также влияет на активность в области спорта. Так, Саттон-Смит с коллегами (1960) установили, что игры, в которые играют дети, можно разделить на три категории: игры, в которых делается акцент на случае, вероятности; игры, требующие физических умений, и стратегические игры. Авторы высказывают предположение, что и различные культуры можно классифицировать по категориям, которые приблизительно соответствуют типам детских игр.

Высказывается также предположение, что в странах, где существует сильное религиозное верование, в основе которого лежит представление о всемогуществе всевышнего (бога, Будды и др.), культура может порождать игры «случая», не требующие силы или умения.

В других работах делается предположение о том, что в современных культурах в вероятностных играх скорее всего будут участвовать представители групп с более низким уровнем доходов, так как эти люди считают, что только с помощью «госпожи Удачи» они могут соревноваться с более привилегированными членами их общества. Это наблюдение позволяет понять, почему в определенных ситуациях представители меньшинств в США с крайне низким экономическим статусом не проявляют интереса к активным занятиям спортом. Спортсмены высокого класса обычно имеют несколько более высокий экономический статус и находятся в условиях, когда по крайней мере некоторые из их потребностей удовлетворяются, что обеспечивает жм время и возможности для занятия спортом.

Во многих современных странах, включая США, значительный акцент делается на умении, изобретательности и стратегии, необходимых для достижения успеха. Может быть, именно по этой причине американские болельщики интересуютси футболом, бейсболом и баскетболом, которым свойственны довольно сложные стратегические построения. Этим также можно объяснить, почему такая игра, как американский футбол, более популярна, чем, скажем, регби или европейский футбол. В американском футболе во время свалок можно больше времени уделить планированию сложных маневров и взаимодействий, чем в регби и футболе, где игра проходит почти без перерывов.

Так называемая неадекватная диета в сочетании с соответствующими «психологическими установками» на активные занятия спортом с большей вероятностью способствует появлению физически способных спортсменов, чем обильное питание, сопровождаемое установками на пассивные формы отдыха*. Кроме того, в США можно отметить тенденцию к распространению игр, требующих высокого напряжения мысли и технических умений участников с исключением грубой силы, что чрезвычайно огорчает тренеров, работающих с белыми детьми из среднего класса.

* Этот больной вопрос стал особенно очевиден для американцев сразу же после второй мировой войны, когда были проведены сравнительные исследования уровня физической подготовленности детей в США и Европе, перенесшей недоедания и эмоцжональнне переживания военного времени.

Сын африканского бушмена до сих пор ставит ловушки на мелких животных, как, кстати сказать, и молодое поколение австралийских аборигенов, поскольку именно эти навыки и умения ценятся взрослыми в их обществе. Аналогично этому белый ребенок из американской семьи среднего класса понимает, что успех в его общественной среде в большей мере зависит от умственных способностей и сообразительности, чем от физической силы. Мысль об этом, осознанная или неосознанная, может повлиять и на его отношение к занятиям спортом.

Таким образом, тренеру следует получить достаточно полное представление о конкретных ожиданиях той культуры или подкультуры, в условиях которой он работает. Из представителей еврейского населения, культурное наследие которого уходит корнями в науку и понимание Тора, скорее всего можно ожидать появления чрезвычайно индивидуалистичного спортсмена, который будет прилежно заниматься таким сложным видом спорта, как гимнастика. Черный юноша, наблюдая за успешным выступлением своих «собратьев» в высокооплачиваемом профессиональном спорте, будет стремиться именно туда. Напротив, белого юношу англосакса, представителя привилегированных социальных групп, где поощряются занятия теннисом, водными видами спорта, гольфом, будут привлекать именно эти виды физических упражнений.

В этих условиях тренер, переживающий по поводу своих неудачных попыток сформировать интересы юноши вразрез с установками его подкультуры, по-видимому, не дал себе труда заранее познакомиться с условиями той социальной среды, где ему предстояло работать. Или же он просто выпадает из среды, не чувствует ее.

Воздействия тренера составляют лишь относительно небольшую часть тех социальных влияний и давлений, которые испытывает и в прошлом испытывал спортсмен при выборе определенного вида спорта. Следовательно, тренер-педагог может в некоторой степени формировать интересы и отношения спортсмена, влиять на его активность в данном виде спорта, но иногда его самые энергичные усилия могут быть равны нулю.

СЕМЬЯ: ГЕНЫ И УСТАНОВКИ

В семье ребенок проявляет свои первые социальные контакты. Качество и характер самых первых тактильных контактов и общения с матерью влияют на его эмоциональную устойчивость в дальнейшем. В последующие месяцы жизни интенсивность и содержание (качество) игр, в которых участвует ребенок, могут влиять на формирование его уверенности в себе при первых попытках проверить свои двигательные возможности.

Обычно братья, сестры или родители специально не учат детей активным играм. Дети сами улавливают отношение семьи к играм и спорту. Скорее всего именно отношение к спорту в семье, а не ее доход является решающим фактором, побуждающим ребенка к активным организованным или неорганизованным занятиям спортом.

Ребенок из более бедной семьи приспосабливается к существующим условиям (если его потребностям в активной деятельности не мешают), используя то, что у него есть, тогда как ребенок из хорошо обеспеченной семьи может и не стремиться к занятиям спортом, если его отец и мать безразлично относятся к спорту, несмотря на возможности брать специально уроки, имеющиеся условия для занятий (игровые и спортивные площадки, бассейны, загородные клубы и т. д.). По мере созревания у ребенка развивается или пропадает интерес к спорту. В то же время, выражая свои растущие двигательные возможности и чувствуя уверенность в себе, он может выражать свои интересы в специфических формах в зависимости от системы поощрения и имеющихся в его распоряжении возможностей для занятий спортом.

Физические качества и конституция, наследуемые ребенком, и отношения его семьи к собственным активным занятиям спортом оказывают совместный эффект на его усилия и активность. Влияние этих взаимодействующих параметров - отношений и генов - на активность ребенка в спорте представлено следующей таблицей.

В последнее время было проведено несколько исследований с целью проанализировать порой трудноуловимые отношения между родителями и детьми. Например, в исследованиях, проведенных в 50-х годах, мы сравнивали показатели спортивной деятельности 24 пар отцов и сыновей, которые участвовали в программе оценки уровня физической подготовленности в колледже Помона при поступлении на первый курс. Обеим группам были предложены не только одинаковые тесты, но и само тестирование проводилось в одинаковых условиях, в одно время, одними и теми же судьями.

В результате были обнаружены средние и даже высокие положительные связи между уровнем выступления отцов и их сыновей по тестам физической подготовленности, которые включали бег на 100 ярдов и прыжок в длину с разбега*. В то же время по показателям в метаниях и прыжке с перекладины результаты отцов и сыновей различались. Хотя эти данные были получены лишь на относительно небольшой выборке, однако можно предположить, что определенные показатели силы ног и скорости в значительной мере наследуются, тогда как другие умения и навыки, в которых необходима сила и точность верхних конечностей, не в такой мере обусловлены наследственными характеристиками и могут быть сформированы в ходе тренировок.

* Коэффициенты корреляции были получены соответственно +0,59 и +0,86.

Неоднократно обсуждался вопрос и о значении общения отцов и сыновей в формировании интереса и вообще отношения к спорту, физической подготовленности и необходимости активных занятий физическими упражнениями. Драматические результаты были получены в 1969 г. в биографическом исследовании шести студентов колледжа с чрезвычайно низкими показателями уровня физической подготовленности. Только один из них, как оказалось, играл со своим отцом один раз в неделю, тогда как у остальных такие контакты были еще более редкими. Большинство из обследованных были неудовлетворены своим уровнем физической подготовленности, средне или плохо учились в колледже, редко встречались с девушками и были не в состоянии улучшить свою подготовленность, несмотря на то что половина из них занимались умеренными физическими упражнениями уже во время проведения исследования.

Другим исследованием, в котором также отражена положительная зависимость между наличием интереса к спорту у отца и занятиями ребенка, была работа Фелкер и Кэй, в которой обнаружены положительные корреляции между телосложением подростков, их представлением о себе и интересом их отцов к спорту.

Еще более сложно оценить, влияет ли отец на стремление ребенка показать высокий результат в спорте. Так, социальные психологи Розен и Д'Андрейд тщательно изучили особенности взаимодействия ребенка с родителем при выполнении моторных и мыслительных задач в домашних условиях. Исследователи предложили родителям самим ставить перед ребенком простые или сложные задачи. Одновременно как родителям, так и их детям (девятилетним мальчиком) была предоставлена возможность свободного обмена информацией, одобрениями, просьбами или критическими замечаниями в адрес друг друга. Перед проведением исследования было установлено, у кого из мальчиков были высокие и низкие потребности в достижении. Было обнаружено, что родителей мальчиков с высокой потребностью в достижении больше интересовала возможность проверки, испытания, преодоления препятствий, которые они создавали своим детям, нежели просто результаты, достигаемые при выполнении различных задач. Эти родители, например, помещали своих детей на значительном расстоянии от колышка, на которое нужно было набрасывать кольца. Родители детей с низкой потребностью в достижении, наоборот, помещали своих детей ближе к колышку - их больше интересовали высокае результаты и немедленный успех, чем дух состязания и сложность задача.

Оказалось, что для мальчиков с высокой потребностью в достижении нужен был но крайней мере один из родителей, который обеспечивал бы их общей поддержкой, а не специфическими и детализированными замечаниями. Было отмечено, что наибольшую значимость имеют замечания со стороны отца. Отец с поспешными критическими замечаниями в адрес ребенка оказывал особенно неблагоприятное влияние на его деятельность, и, как правило, это оказывался родитель ребенка с низкой потребностью в достижении.

Исследователи, кроме того, выявили и важную роль общения ребенка с родителями. Например, было установлено, что мальчики с высокой потребностью в достижении часто отказывались от помощи, когда им ее предлагали, тогда как мальчики с низкой потребностью в достижении часто самыми различными способами стремились получить помощь и поддержку.

Более недавнее исследование, выполненное Джанет Зеллер, также иллюстрирует критически важную роль отношений между родителями и детьми для формирования двигательных способностей последних. Членам 111 семей были посланы анкеты с целью выявления их отношений к физическим упражнениям и спортивной деятельности. Им было предложено ответить на вопросы, не советуясь друг с другом. Кроме того, были получены показатели занятий физическими упражнениями и спортом каждого родителя и их детей. И, наконец, был осуществлен самый важный этап исследования - проведено с помощью батареи тестов* обследование двигательных способностей 111 мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

* Батарея тестов включала два теста на ловкость, один на равновесие и два по навыкам владения мячом с исключением показателей физической подготовленности и выносливости.

Хотя ограниченный объем книги не позволяет подробно рассмотреть результаты исследования, следует все же отметить, что между отношением родителей к спорту и показателями деятельности их детей были обнаружены высокие положительные корреляции (некоторые выше +0,7). Более того, такие же высокие корреляции были получены, когда сопоставили время, затрачиваемое родителями на занятия физическими упражнениями еженедельно, с их отношением к спорту.

Положительные корреляции были также получены при сопоставлении развития двигательных навыков и степени участия в физических упражнениях. Хотя корреляция между отношением родителей к спорту и результатами мальчиков была выше (0,72) по сравнению с теми же результатами у девочек (0,42), все они тем не менее были статистически значимы и не различались внутри возрастных групп.

Исследование Зелляр показывает, что относительно ценности занятий физическими упражнениями у мужа и жены существуют выраженные и разделяемые ими симпатии или антипатии. Эти отношения отражаются на качестве результатов, показываемых их детьми в тестах двигательных способностей так же, как и в степени активности занятий физическими упражнениями у родителей и детей.

Таким образом, это и другие исследования подтверждают распространенное наблюдение, что спортивные родители «порождают» спортивных сыновей и дочерей.

Возможно, что родители начинают формировать потребность ребенка в движении сразу же после рождения, когда его подбрасывают, переворачивают и перемещают в течение первых недель и месяцев его жизни. Может быть, в дальнейших исследованиях удастся показать более определенно, как следует обращаться с ребенком, чтобы сформировать у него отношения, отражающие удовлетворенность от движения в «пространственном поле», в котором каждый из нас оказывается после рождения.

В любом случае результаты рассмотренных исследований дают основание внимательному тренеру тщательно изучать отношения и высказывания родителей при работе с их детьми. Нередки случаи, когда активный или скромный родитель юного спортсмена часто либо вообще игнорируется тренером, либо не допускается на тренировки. Может быть, более целесообразна другая тактика в отношении родителей - затратить хотя бы немного времени на изучение качества, направленности и характера взаимодействий между родителями и детьми. Это взаимодействие, характерное для длительного периода в жизни ребенка, позволит тренеру понять важные стороны отношений и склонностей юного спортсмена, а также его деятельности, на которую влияли члены семьи.

Большинство читателей не удивятся тому, что успех в спорте способствует приобретению социального статуса. Этот факт иллюстрируется исследованиями играющих детей. В целом, чтобы достичь признания со стороны товарищей в начальных классах, ребенок должен обладать по крайней мере средним уровнем развития двигательных навыков. Если уровень развития навыков выше среднего, то вероятность достижения высокого социального статуса в этом возрасте несколько повышается*.

* Это не следует понимать так, что физическая подготовленность является единственным путем достижения социального статуса у школьников начальных классов. Так же как и в другом возрасте, важную роль в этом играют развитая речь, коммуникативные (социальные) навыки и внешний вид.

В исследованиях, проведенных в конце 1950 г. Коулманом, эти зависимости между успехом в спорте и социальным статусом были обнаружены и среди учащихся старших классов. Испытуемые рассказывали, что в свое время в школе они хотели быть среди лучших спортсменов, а не среди лучших учеников. Он также обнаружил, что спортсмен часто находился в более благоприятном положении по сравнению с обычным студентом и в отношении распределения стипендий. Более того, по данным Коулмана, оказалось, что люди, выполняющие вспомогательные функции в спорте (руководители болельщиков, менажеры команд и др.), достигали более высокого социального признания за счет своей связи со спортивными командами и учреждениями.

К концу учебы в старших классах спортивные способности начинают оказывать чрезвычайно специфический эффект на социальный статус и социальную мобильность. К этому времени отличные спортсмены уже известны. Те, кто, очевидно, внесет вклад в успех команды колледжа или университета, уже приглашены, и предварительные соглашения уже подписаны, и к этому моменту статус, завоеванный спортсменом благодаря спорту, начинает приносить непосредственные плоды, влияя и на его движение вверх по социальной лестнице*.

* Социальная мобильность предполагает переход индивида от одной социальной позиции к другой. В настоящем обзоре речь идет главным образом о движении наверх. Однако спортсмен может также двигаться горизонтально из одного вида групп к другому, оставаясь, однако, относительно на одном социальном уровне.

Шейфер с сотр. обнаружили, что спортсмены, которые скорее всего поступают в колледж и продолжают свое образование (один из реальных способов изменения социального статуса человека), обычно не только успешно выступают в команде, но активно участвуют в различных видах деятельности. И хотя в социологической литературе часто можно встретить утверждения о том, что спорт способствует социальной мобильности занимающихся, однако в настоящее время недостаточно экспериментальных данных, которые подтверждали бы это.

Достижения в спорте могут прямо или косвенно повысить вероятность получения спортсменом дальнейшего воспитания, что, в свою очередь, может способствовать переходу юноши из одного социального слоя в более высокий. Некоторые спортсмены действительно используют предоставляемые им возможности для получения образования и повышают свой социальный статус и престиж, приобретая высокостатусные профессии.

Также очевидно, что занятия спортом могут способствовать формированию уверенности в себе, некоторых качеств, важных в стрессовых ситуациях, навыков лидерства и других социальных характеристик, которые помогают им при выборе места работы. Все это в сочетании с тем обстоятельством, что многие спортсмены приобретают известность по крайней мере по месту жительства, создает еще одно средство, благодаря которому они становятся социально мобильными.

Наряду с этим у тех, кто постепенно или неожиданно приобретает социальную мобильность благодаря своим успехам в спорте, могут возникнуть самые различные проблемы адаптации. Спортсмен не обязательно может продвигаться вверх (по социальной лестнице), но и двигаться, так сказать, горизонтально, попадая в новый социальный климат и потому испытывая стресс, связанный с необходимостью адаптации к социальным нормам, обычаям и ожиданиям новой группы, членом которой он становится.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.174.253 (0.01 с.)