Содержание книги

  1. Проведение тренировок в индивидуальных видах спорта
  2. Командные виды спорта: некоторые рекомендации по проведению тренировок
  3. Резюме. Раздел III. Личность и спорт
  4. Глава 5. Личность и спорт: смысл и Измерение
  5. Методы изучения личности спортсмена
  6. Тесты для исследования черт личности
  7. Принципы личностного обследования спортсменов
  8. Резюме. Глава 6. Личность спортсмена
  9. Черты личности в спортивных группах
  10. Личностные изменения, связанные с занятиями спортом
  11. Личностные особенности спортсменов различной квалификации
  12. Перечень потребностей по Мюррею
  13. Шкала оценки условий эффективной тренировки
  14. Формирование поведения спортсменов посредством поощрений
  15. Мотивации, стимулирующие спортсмена
  16. Раздел IV. Активация, агрессивность, тревожность
  17. Глава 9. Агрессивность в спорте
  18. Cопоставление санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте
  19. Направления, Теории и причины агрессивности
  20. Глава 10. Активация (возбуждение)
  21. Основные результаты исследований
  22. Активация в спорте. Данные экспериментальных исследований
  23. Методы регуляции уровня возбуждения у спортсменов
  24. Тревожность и результативность деятельности
  25. Раздел V. Социальные параметры в спорте
  26. Глава 12. Социальные факторы в спорте
  27. Социальный статус и мобильность
  28. Национальные условия и забота о спортсменах высокого класса
  29. Рекомендации тренерам. Резюме. Глава 13. Лидерство в спорте
  30. Лидер, ориентированный на задачу
  31. Лидер, ориентированный на группу
  32. Восприятие спортсменами тренера как лидера
  33. Таблица 2:реакции спортсменов на Деятельность тренера в (%)
  34. Глава 14. Зрители и болельщики
  35. Зрители и их влияние на выполнение двигательных задач
  36. Изменение характера двигательных навыков под воздействие реакции зрителей
  37. Отрицательное влияние присутствия зрителей
  38. Глава 15. Групповое взаимодействие в командах
  39. Умеренно структурированное членство
  40. Схема примерной Классификации спортивных команд по типу взаимодействия между их членами (от невзаимосвязанной до взаимосвязанной деятельности)
  41. Уровень притязаний и Потребности достижений в группе
  42. Распределение передач и успешность выступления команды
  43. Оценка групповой сплоченности
  44. Потребности в общении и достижении в группах
  45. Устойчивость группового членства, коммуникация и размер группы
  46. Внутригрупповое и межгрупповое соревнование
  47. Физическое взаимодействие в спортивных командах
  48. Глава 16. Направления будущих исследований
  49. Неврологические основы двигательных навыков
  50. Частичный перечень возможных факторов по трем выделенным категориям


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 15. Групповое взаимодействие в командах



РЕКОМЕНДАЦИИ ТРЕНЕРАМ

1. Неопытных спортсменов следует специально приучать к воздействию зрителей, заставляя их выступать в присутствии всевозрастающих по размеру групп наблюдателей начиная с первых недель и месяцев их тренировок.

2. Высокотревожным спортсменам необходимо оказывать специальную помощь с учетом стрессоров, которые на них будут влиять при выступлении в присутствии зрителей. Здесь могут быть полезны некоторые из методов, рассмотренных в главе, посвященной тревожности.

3. Следует обращать особое внимание на прочность освоения спортсменами двигательных навыков, чтобы присутствие зрителей не влияло на последующее выполнение упражнения.

4. Спортсмены должны ясно представлять себе характер тех изменений, которые с ними произойдут при выступлении в присутствии зрителей. Например, спортсмен должен знать, что навыки и действия, требующие главным образом проявления силы или выносливости, будут протекать активнее, хотя при этом возможно нарушение времени приложения усилий либо чувства ритма и темпа движений, особенно в видах, требующих выносливости.

5. Тренер должен быть готов к совместному действию различных факторов, повышающих тревожность и агрессивность, и к другим подобным состояниям у зрителей, у себя самого и у спортсменов. Внимание к подобным реакциям должно стать обязательной частью его забот еще в начале сезона.

6. Тренер должен научить спортсменов понимать ситуации, когда возможны враждебные реакции со стороны зрителей. Спорстменам следует заранее сообщать о таких зрителях и болельщиках с тем, чтобы предупредить чрезмерную тревожность или агрессивность.

7. Тренер не должен удивляться, если спортсмены будут проявлять явные или косвенные признаки враждебности по отношению к своим болельщикам. Не во всех случаях призыв игроков выиграть ради их болельщиков будет лучшим для них мотивом. Скорее наоборот, тренер должен помочь спортсменам понять мотивы поведения болельщиков и зрителей, получающих удовольствие от соревнований.

8. В ряде случаев спортсменов следует на тренировках специально готовить к чрезмерному шуму толпы или применять специальные противошумные затычки для ушей. Для адаптации спортсменов к возможным выкрикам и критическим замечаниям можно использовать неожиданное посещение тренировок посетителями, которые по просьбе тренера будут делать неблагоприятные замечания.

9. Спортсменам следует объяснить, что тревожность и признаки активации (возбуждения), которые у них могут появиться в присутствии большого числа зрителей, являются нормальными и часто могут помочь выступлению, если заранее к этому подготовиться. Один тренер даже пошел на крайность и велел спортсмену, находящемуся в состоянии тревожности, чтобы тот «испугал себя как можно больше и продолжал волноваться». Спортсмен попробовал это сделать и убедился в смехотворности этих попыток. Незаметно для себя он стал расслабляться и иначе относиться к своим страхам.

10. При освоении спортсменами сложных движений их следует оградить от чувствительных зрителей. Первые соревнования сезона следует планировать с учетом этого фактора. Однако по мере освоения движений и навыков влияние зрителей можно использовать для повышения уровня деятельности.

РЕЗЮМЕ

Зрители отличаются по психологической близости к соревнующемуся спортсмену, а также по качеству и количеству реакций, которые они могут проявить. В целом на более тревожных спортсменов зрители действуют более неблагоприятно, особенно если движения освоены недостаточно прочно.

Более высокий уровень активации, связанный с присутствием зрителей, может помешать освоению движений, особенно если они сложные. При этих же условиях деятельность улучшается, если речь идет о хорошо освоенных движениях либо о действиях, требующих простого проявления силы, скорости или выносливости.

На спортсменов с высокой потребностью в достижении успеха и низкой тревожностью присутствие зрителей обычно действует положительно. Зрители чаще положительно влияют на мужчин, чем на женщин. Они также положительно влияют и на юношей, родители которых не только наказывали их за неудачи, но и хвалили за успех. Если при воспитании ребенка родители не отмечают его успех и постоянно наказывают за неудачи, то он может проявлять тревожность в присутствии зрителей.

Предпринимались многочисленные попытки «моделирования» стресса зрителей непосредственно во время тренировок спортсменов для подготовки их к реальным игровым ситуациям, однако объективных данных, свидетельствующих о действительной пользе этой методики, довольно мало. Тем не менее обучение спортсменов правильному реагированию на шум болельщиков и их выкрики и замечания во время тренировок может дать положительные результаты, если при этом соблюдается чувство меры.

Оказывается, что спортсмены в состоянии справиться со стрессом зрителей по мере приобретения соревновательного опыта только в своей спортивной специализации. Необходимость выступления в незнакомых ситуациях для спортсмена связана примерно с тем же стрессом, что и для неспортсмена, решающего ту же задачу.

Более того, клинические наблюдения некоторых спортивных психологов показывают, что у спортсменов обнаруживается нередко скрытая враждебность по отношению к их даже самым яростным болельщикам. Это происходит из-за непостоянства болельщиков, а также из-за того, что они слишком легко получают желаемое, не участвуя непосредственно в напряженной деятельности спортсменов.

За последние двадцать лет не только широкое распространение получила литература по лидерству, но и стало еще больше исследований, касающихся группового взаимодействия. В большинстве этих работ изучались рабочие группы в промышленности, правительственных учреждениях, системе образования и военном деле и лишь в немногочисленных исследованиях изучались спортивные команды. Однако результаты, полученные при анализе групповых явлений в других условиях, могут содержать сведения, полезные и для тренеров, и для спортсменов.

Социальный психолог может изучать спортивную команду с различных точек зрения. Так, членство в спортивной команде может быть либо четко определенным, либо более свободным. Школьная команда, например, имеет более четкую структуру, чем случайно собранная команда в местном парке отдыха. Профессиональная команда еще более жестко «определена», чем школьная спортивная организация. Графически это можно изобразить следующим образом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.233.43 (0.008 с.)