Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отрицательное влияние присутствия зрителейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Отрицательное влияние присутствия зрителей Положительное влияние присутствия зрителей Сложные навыки мало отработанные Простые навыки плохо отработанные Сложные навыки хорошо освоенные Простые действия достаточно тренированные Зрители могут оказывать неблагоприятное воздействие на неопытных спортсменов в различных видах спорта. Бегун, например, может начать выступление в слишком быстром темпе; прыгун с шестом и метатель диска могут утратить чувство времени или ритма, выступая первый раз перед зрителями; боксер может выложиться в первых раундах боев и т. д. Подготовка спортсменов к встрече со зрителями. Помимо информации спортсмена о возможных изменениях в его деятельности, когда он впервые начнет выступать перед зрителями, европейские спортивные психологи предпринимают и другие меры для подготовки спортсменов к соревновательному стрессу. Они создают на тренировках «шум трибун» или приглашают специальных зрителей для создания помех, подобных тем, с которыми спортсмены могут встретиться непосредственно на соревнованиях. С помощью шума, выкриков и других способов они пытаются выработать у спортсменов помехоустойчивость (невосприимчивость) к подобного рода воздействиям, которые могут встретиться на соревнованиях. Иногда психологи рекомендуют во время тренировок включать записанные на магнитофонную пленку крики болельщиков, в других случаях специально подбираются группы людей для «моделирования» условий предстоящих соревнований. Насколько мне известно, действенность этих методов приучения спортсменов к воздействиям зрителей специально не изучалась. Может возникнуть вопрос: действительно ли эти методы позволяют создать тот эмоциональный климат, в котором придется действовать спортсменам? Вполне вероятно, что воспроизведение реакций зрителей может способствовать приспособлению спортсменов к внешним, поверхностным аспектам влияния зрителей во время соревнований, включая физическое присутствие и шум. Другой вопрос касается метода моделирующей тренировки. Спортсмен привыкает к выступлениям в присутствии зрителей в каком-то виде спорта. Возможен ли перенос этой способности к саморегуляции своего поведения на другие виды спорта? Отрывочные и поверхностные данные, имеющиеся в настоящее время, дают основание предположить, что подобного переноса не происходит и способность к регуляции деятельности в присутствии зрителей относительно специфична для каждого вида спорта. В одном из исследований спортсмены в лабораторных условиях в присутствии зрителей выполняли физическую работу (двигательную задачу) примерно так же, как и неспортсмены. Результаты этого исследования позволили предположить, что при выполнении спортсменами двигательной задачи, не связанной с привычной для них деятельностью, присутствие зрителей для них было таким же стрессором, как и для людей, не привыкших к публичным выступлениям. С помощью дополнительных исследований можно было определить, какую именно степень «переноса» следует ожидать в ходе приспособления к влиянию зрителей. Нарушается ли, например, деятельность опытных профессиональных футболистов, когда они в период межсезонья формируют баскетбольные команды и выступают в соревнованиях для сбора средств в благотворительных целях? Изменяется ли деятельность спортсменов, соревнующихся обычно в командных видах спорта, когда им неожиданно приходится по тем или иным причинам выступать в индивидуальном виде в присутствии зрителей? К сожалению, экспериментальных данных по этому вопросу нет, но по-видимому, степень переноса зависит от уровня общей тревожности спортсмена и от сходства деятельности при выполнении конкретных задач. Нравятся ли спортсменам зрители? Подзаголовок этого раздела может удивить некоторых читателей. Обычно на такой вопрос отвечают: «Конечно». Мы видим, как после игры спортсмены, улыбаясь, дают автографы, находят и другие пути, чтобы поддерживать контакты с болельщиками. И действительно, большинство зрителей считают, что поскольку они поддерживают своих любимцев, то спортсменам это должно не только нравиться, но что и они обязаны им отвечать тем же. Эти предположения, как и многие другие гипотезы о поведении человека, и особенно о межличностном общении и взаимодействии, часто верны, но действительность сложнее, чем многим может показаться. Многие психологи-клиницисты в США и за рубежом обнаружили после тщательного изучения мотивов и эмоций спортсменов, что они довольно часто не любят болельщиков. Это не значит, что спортсмен хуже выступит в переполненном зале или на стадионе или что он не осознает материальных и социальных преимуществ, связанных с популярностью у зрителей. Просто спортсмены, особенно мастера высокого класса, не любят наиболее ярых болельщиков. В дальнейших исследованиях психологи и психиатры выявили причины неприязненного отношения спортсменов к некоторым зрителям. Одна из них - довольно справедливое представление о непостоянстве зрителей (болельщиков). Болельщики приветствуют, любят, всячески превозносят спортсмена, когда он выигрывает, но их поддержка может неожиданно исчезнуть буквально на следующий день, особенно после проигрыша. И, чтобы защитить себя психологически, спортсмен отгораживается от поздравлений, зная, что когда он проиграет, то вызовет возмущение и даже ярость тех, кто его совсем недавно поддерживал. Спортсмены также хорошо знают, что болельщики так или иначе сопереживают их успех или неудачу, однако не прикладывая к этому никаких усилий. Болельщики редко бывают на тренировках и, естественно, не выполняют никакой работы вместе с командой. Большинство спортсменов видят, как болельщики появляются только на соревнованиях, громко приветствуя, а затем обсуждая «свою» команду, чаще всего после выигрыша. Это удовольствие за счет других, доведенное до крайностей, также влияет на отношение спортсменов к своему тренеру. Клинические наблюдения позволяют предположить, что на некоторых спортсменов призыв «выиграть ради своих болельщиков» может оказать обратное влияние, поскольку болельщики воспринимаются ими как группа относительно малой референтной значимости. Что изменяют болельщики? Проводилось несколько исследований, посвященных изучению изменений различных психологических показателей у зрителей до и после спортивных соревнований. Как уже указывалось в главе, где рассматривалась агрессивность, наблюдение за агрессивным поведением спортсменов не снижало, а нередко повышало агрессивность у зрителей. Спортивное соревнование может вызвать состояние подавленности, поскольку одной из основных задач состязания является победа над своим соперником. Проигравший переживает свое поражение, он подавлен и может как во время соревнований, так и после них проявить агрессивность. Болельщики проигрывающей команды, если они ставят себя на место спортсменов, также будут находиться в состоянии агрессии. Что они будут говорить на следующее утро после проигрыша команды у себя на работе или при встрече с учащимися из соперничающего колледжа или школы? Таким образом, нетрудно понять, как повышается агрессивность болельщиков во время соревнований, особенно если их любимая команда проигрывает. Из лабораторных исследований и из жизни известно, что поведение людей заразительно. Гнев вызывает гнев, возбужденный тренер вызывает возбуждение у болельщиков, а их гнев и возбуждение могут влиять на команду, находящуюся среди зрителей*. * В исследовании Р. Кэлиша (1954), проведенном с помощью заочного анкетирования, приблизительно 1800 директоров школ, тренеров и преподавателей физического воспитания обоего пола, а также судей к основным проблемам «поведения зрителей» отнесли освистывание судей и драки между болельщиками. Оказалось также, что чаще всего эти проблемы возникали в средних городских школах среднего размера (от 500 до 1000 учащихся), а не в сельских школах. Можно проследить цепь поведения и действий тренера, команды и болельщиков. При сравнении счета игры, когда соперники играют жестко и нарушают правила, болельщики начинают волноваться, а тренер вскакивает со своего места. Общее возбуждение легко передается запасным, а также основным игрокам, которые сами не заметили нарушения. Следовательно, поведение болельщиков является важной частью соревновательной обстановки. Игнорировать влияние болельщиков на спортсменов - значит не придавать значения одному из мощных социальных компонентов окружающей среды, в которой выступают спортсмены.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.95 (0.009 с.) |