Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень потребностей по Мюррею

Поиск

РЕЗЮМЕ

Для спортсмена характерны своеобразные личностные особенности. Они обычно обладают достаточно высоким интеллектом, экстравертированны, эмоционально устойчивы, проявляют достаточную твердость характера. Естественно, что встречаются и многочисленные исключения. В настоящее время вряд ли можно считать обоснованным включение спортсмена в команду или исключение из нее лишь на основании того, является ли его личностный профиль желательным или неблагоприятным для какого-то вида спорта. Личностные показатели важны в практической работе только в том случае, если они учитываются в контексте всей программы тестирования вместе с результатами объективных наблюдений, проективных и других тестов.

Не было обнаружено резких различий между личностными особенностями спортсменов и спортсменок высокого класса, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта, хотя у первых более выражены самостоятельность, независимость и они менее тревожны. Для эффективной работы со спортсменами тренеру следует учитывать наличие или отсутствие определенных личностных черт у своих воспитанников.

Высокотревожный спортсмен обычно требует большего внимания и эмоциональной поддержки, более длительно осваивает особенно трудные упражнения. Ему необходима специальная подготовка к ответственным соревнованиям.

На независимого спортсмена лучше действуют внушение и убеждение, чем простые указания, что делать. Такой спортсмен неблагоприятно реагирует на тренера, отдающего распоряжения или приказы. Ему целесообразно объяснять и аргументировать необходимость тех или иных действий. Такому спортсмену следует создавать условия для проявления своей независимости, помогать сохранить высокий уровень самооценки. Слишком резкие переходы и изменение стиля взаимоотношения с такими спортсменами могут иметь нежелательные последствия.

Слишком агрессивному спортсмену может также понадобиться специальная помощь, особенно для регуляции его эмоциональных проявлений и использования их в нужном направлении. Конкретные пути того, как это делается, рассматриваются в главе 9.

Показатели высокого уровня и склонности к абстрактному мышлению у спортсменов также имеют важное значение для тренера. Со спортсменом, склонным к размышлениям и самоанализу, тренеру следует иначе строить свою работу, нежели с теми, кто предпочитают действовать, особенно не задумываясь над происходящим.

Экстраверсия, часто наблюдаемая у спортсменов различных команд, не обязательно является характерной для всех. Однако выраженность экстраверсии или интроверсии имеет немаловажное значение, поскольку с этим могут быть связаны специфические реакции на этого спортсмена со стороны зрителей, товарищей по команде и тренара. Как и многие другие характеристики личности, рассмотренные в данной главе, этот показатель прежде всего важен при сопоставлении с аналогичными показателями самого тренера. Одной из причин недоразумений и межличностных проблем у тренера и спортсмена может быть несоответствие или несовместимость их установок или поведения именно по параметру общительность - замкнутость, особенно если тренер нетерпим к тому, что с его точки зрения, является странным, необычным у спортсмена. В следующем разделе рассматриваются особенности личности тренера и их роль в его эффективной работе.

ГЛАВА 7. ЛИЧНОСТЬ ТРЕНЕРА

Чтобы понять психологические особенности спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов -личности тренера. Тренера изображали по-разному.

Его представляли то как человека догматичного и грубоватого, стремящегося воспитать такие же качества у спортсменов, находящихся под его началом, то как неудачника со свистком на шее, которому изменила жена. В некоторых случаях - это был портрет мужественного рыцаря с сильной волей и высокими моральными принципами, готового защитить своих юных воспитанников от заблуждений, подготовить к жизни, сформировать у них положительные черты характера и воспитать стойкость и мужество.

На площадках и в гимнастических залах Америки можно встретить самые различные типы тренеров. Однако для спортивного наставника все же характерно активное положительное отношение к физическим упражнениям и спортивной деятельности.

Некоторые авторы и исследователи предприняли попытки классифицировать типы характера тренеров и на основании полученных данных создать портреты спортсмена и его тренера. Эти предположения, выводы, заключения направлены на то, чтобы дать хотя бы ориентировочные ответы на следующие вопросы:

1. Существует ли идеальный тип личности тренера?

2. Что важнее - количество баллов в соответствующей шкале оценки личности тренера или его спортивный опыт?

3. Как воспринимаются личностные особенности «идеальных» и обычных тренеров их воспитанниками?

4. Какие черты личности тренера проявляются в его поведении на тренировках, а также при освоении и внедрении новых эффективных методов работы со спортсменами?

5. Какими наиболее важными чертами должен обладать тренер как педагог?

6. В какой степени авторитарность тренера при обучении отражается на результатах выступления спортсмена, его уверенности в стрессовых соревновательных условиях, на его собственных потребностях в авторитете, зависимости или независимости?

7. Каким образом влияет степень самообладания тренера на выступление спортсменов и команды?

Положения, высказанные ниже, основаны на результатах, которые не являются окончательными и требуют дальнейшего изучения. Более того, выводы, к которым приходит автор, отражают прежде всего его субъективную точку зрения.

ЛИЧНОСТЬ ИДЕАЛЬНОГО ТРЕНЕРА

Тренеры и спортсмены могут каждый по-своему определить личностные характеристики идеального тренера. Возможно, что в качестве модели они выберут знакомого им тренера, подготовившего спортсменов высокого класса, либо создадут собирательный образ на основании непосредственного общения и работы с несколькими тренерами.

В конце 60-х годов в Англии была предпринята попытка изучить личность идеального тренера, работающего с пловцами. С помощью 16-факторного теста испытуемым предлагалось построить профиль личности тренера, который обладал бы самыми желательными для них личностными чертами. Когда результаты опроса спортсменов и тренеров сравнили между собой, то они оказались очень схожими по таким чертам личности, как общительность (достаточно высокий уровень в обоих случаях), эмоциональная устойчивость, а также доминирование, реалистичность, неуверенность, напряженность, воображение и др. В целом оценки спортсменов и тренеров личности идеального тренера совпали. По их мнению, это должен быть открытый, общительный и эмоционально устойчивый человек, способный, когда это нужно, управлять спортсменом и контролировать соревновательную ситуацию. Более того, у такого тренера должен быть достаточно высокий интелект, развиты чувство реальности, практичность и уверенность в себе. Одновременно это должен быть человек, склонный к новаторству, предприимчивый, самостоятельный, предпочитающий сам принимать ответственные решения. Спортсмены считали, что тренер должен быть человеком, на которого можно положиться в сложных соревновательных ситуациях и который (по мнению самих тренеров) может организовать и контролировать деятельность спортсменов.

Однако Хендри обнаружил интересные различия при сравнении действительных личностных профилей высококвалифицированных тренеров по плаванию с идеальными профилями, построенными по их собственным представлениям и представлениям их воспитанников. Совпадения между реальными и построенными профилями были незначительными. Стало очевидным, что самооценки тренеров и их представления об идеальном тренере различались достаточно существенно. Только по двум факторам - доминирование и готовность принять новое - не было обнаружено достоверных различий. По другим качествам между идеальной ролью, которую тренеры, по их собственному представлению, должны играть, и действительными личностными особенностями были выявлены существенные различия. Складывается впечатление, что при построении идеальной модели тренера игнорировались такие нежелательные качества, как подозрительность, неуверенность в себе и др. В другом исследовании Хендри обнаружил, что такая же тенденция была присуща и пловцам. Следовательно, можно предположить, что в данном случае желаемое расходится с действительностью. Хотя тренеры и спортсмены знают, что в жизни тренеры по своим эмоциональным и интеллектуальным качествам не являются образцами, все же и те и другие предъявляют к ним высокие требования.

Продолжая свое исследование, Хендри задался целью выяснить, какую роль играют определенные и уникальные черты личности или их совокупность. С помощью теста Кэттелла были обследованы две группы тренеров - «успешных» и «неуспешных». Различий в их личностных особенностях обнаружить не удалось. Однако поскольку тестирование проводилось во время чемпионата, то Хендри признает, что определение двух этих категорий - «успешных» и «неуспешных» - не было достаточно обоснованным.

Другие исследователи, напротив, считают, что все же существует определенное сочетание личностных качеств, которые характерны для многих успешно работающих тренеров. Так, Огилви в ряде своих выступлений указывал на то, что профессиональные тренеры обладают твердым характером, достаточно устойчивы к стрессу, связанному с общением с журналистами, болельщиками, а также к реакциям на их работу с командой*. Для тренеров, работающих с национальными и сборными командами, по данным того же Огилви, характерны эмоциональная зрелость, независимость, а также твердость и реалистичность взглядов. Они не склонны показывать озабоченность и умеют хорошо владеть собой. Кроме того, Огилви и Татко обнаружили также, что тренеры, как представители определенной группы, имеют высокие показатели по шкале авторитарности. В следующем разделе эта характеристика личности тренера будет рассмотрена подробнее.

* Среди других спортсменов их, пожалуй, можно сравнить лишь с автогонщиками.

Итак, анализируя сказанное, можно подчеркнуть, что представления об идеальной личности тренера существуют как у спортсменов, так и у тренеров. Однако успех в тренерской работе, по-видимому, в значительной мере зависит от знаний, которыми обладает тренер, и от того, как строит он свои отношения со спортсменами и командой и как преподносит свои знания. По мнению Хендри, способность тренера выполнять роль, которую ожидают от него спортсмены, в сочетании с его профессиональными знаниями может, по-видимому, компенсировать некоторые его недостатки.

Авторитарность тренера

Наблюдаемые авторитарные тенденции у тренеров были подтверждены данными довольно поверхностных и несистематических исследований. Следует, однако, предупредить читателя о необходимости критического отношения к этим данным, несмотря на то что результаты имеющихся исследований указывают на повышенную авторитарность тренеров по сравнению с представителями других профессий. По-видимому, существует несколько причин, почему большинство тренеров авторитарны в своей деятельности.

1. Особенность восприятия тренером своей роли основана на авторитете и поведении, отражающем авторитарность.

2. Высокая потребность управлять действиями других была причиной тому, что они выбрали спортивную деятельность для удовлетворения этой потребности.

3. Лидерство и руководство в стрессовых ситуациях, характерные для спортивной деятельности, требует, по-видимому, достаточно жесткого контроля за поведением спортсменов как в командных, так и в индивидуальных видах спорта.

4. Некоторые спортсмены, привыкшие подчиняться авторитету, ожидают от тренера доминирующего поведения. Поэтому тренеры нередко ведут себя именно так, чтобы удовлетворить потребности спортсменов.

Можно отметить следующие преимущества доминирующего поведения тренера:

1. Неуверенный в себе спортсмен будет чувствовать себя увереннее и спокойнее в стрессовых ситуациях.

2. Агрессивность, вызванная авторитарностью, направлена не на тренера, а на борьбу с соперниками или способствует более активным действиям спортсмена (например, быстрее бежит, дальше метает).

3. Авторитарное поведение тренера может соответствовать действительным потребностям спортсмена, и в этом случае он выступит лучше обычного.

Среди тренеров встречаются и менее авторитарные, но их значительно меньше. Они ориентируются на мнение команды, например при включении игроков в основной состав. Демократичный тренер нередко предлагает спортсмену самому составить план тренировок или принять то или иное тактическое решение в командных или игровых видах спорта, проявить свои лидерские качества в других ситуациях. Необходимо подчеркнуть, что более демократичный тренер может добиться большего успеха по следующим причинам:

1. Менее авторитарный тренер более доступен спортсменам. Его воспитанники свободно чувствуют себя с ним и охотнее общаются. Поэтому тренер сможет лучше знать об их опасениях, проблемах и возможных разочарованиях и тем самым предотвратить раскол в команде.

2. Спортсмены имеют возможность проявлять инициативу и самостоятельность, достичь определенной независимости в стрессовых, ситуациях.

3. Если тренеру удается передать часть ответственности за принимаемые решения спортсменам и они начинают чувствовать свой авторитет, то это способствует формированию у них более эмоционально зрелого поведения.

4. Спортсмены, действия которых чрезмерно не ограничивает авторитарный тренер, могут принимать более гибкие тактические решения.

5. Более гибкий тренер, в отличие от авторитарного, не примет авторитарных претензий и заявлений со стороны других.

6. Авторитарного тренера отличают большая нетерпеливость и фанатизм. Более гибкий тренер готов принять других людей такими, какие они есть на самом деле, оценить их положительные и отрицательные стороны, уважать свое и чужое мнение.

В целом тренер, добивающийся успеха, это, по-видимому, человек, способный играть несколько ролей в зависимости от конкретной ситуации и различий в характере спортсменов. Это, однако, не означает, что тренер должен скрывать свои истинные чувства и принципы. Авторитарность иногда может быть полезной. Тем не менее в ряде случаев целесообразнее больше ориентироваться на мнение группы, а не на мнение лидера.

Психологи, работающие в области промышленности, и преподаватели предложили несколько методов сочетания авторитарного и демократичного поведения со стороны руководителя для достижения определенного воспитательного эффекта или получения необходимого результата.

Векслер и Танненбаум, например, исследуя проблемы лидерства в экономике, предложили следующую схему. По их мнению, лидер или администратор (в нашем случае - тренер) может действовать в какой-либо одной из нескольких точек своеобразного континуума. Далее, они полагают, что эффективность лидера зависит не только от того, насколько его поведение соответствует условиям деятельности, но также и от того, в какой степени его авторитарность отвечает требованиям ситуации, особенностям его характера и характера его подчиненных (в нашем случае - спортсменов). Субъекты с высокой потребностью управлять другими, доминировать, как бы «застревают» на одной точке шкалы и тем самым снижают эффективность своего взаимодействия и общения с другими людьми. Однако и те, кто слишком полагается на суждение подчиненных, могут также не добиться успеха. Поэтому авторы рекомендуют более гибкий подход в ситуациях, требующих взаимодействия группы и лидера. Такой подход, по их мнению, более целесообразен, чем жесткая формула управления.

Несколько ближе к спорту точка зрения М. Мосстона, который в 1960 г. указывал на то, что преподаватель мог бы ускорить обучение, передав решение некоторых вопросов самим ученикам. По его мнению, учитель (тренер) должен начинать с авторитарного подхода - «делай как тебе говорят». Когда ученики (спортсмены) освоят и примут эту модель, ответственность за принятие некоторых решений может быть возложена на них.

Мосстон рекомендует предоставить право ученикам решать вопросы, связанные с заданием, - когда начать тренировку, сколько времени тренироваться, на каких снарядах и т. д. Он считает, что в этом случае школьники более активны на уроках физического воспитания, чем когда эти указания даются учителем. Если воспитанники успешно справляются с этим, то Мосстон рекомендует для оценки выполненного упражнения привлекать самих учащихся. Для этого он предлагает разбить учеников (спортсменов) на пары, а затем распределить по группам с тем, чтобы они могли видеть друг друга и оценивать качество выполнения упражнений. Далее Мосстон предлагает разрешить ученикам самим составлять индивидуальный план тренировок с учетом их возможностей. Таким образом, ученику (спортсмену) можно предложить составить программу для развития силы и выносливости. И, наконец, Мосстон рекомендует подвести спортсмена к этапу, который он называет «управляемым самопознанием» - метод Сократа, при котором ученик путем ответа на вопросы открывает для себя принципы и основы, способствующие совершенствованию мастерства. Среди примеров подобного самопознания, приведенных в книге Мосстона, есть пример с баскетболистами, которые с помощью групповой дискуссии «открыли» для себя основные элементы быстрого отрыва.

Методы Мосстона требуют больше времени, чем обычное авторитарное руководство. Сравнительные исследования авторитарного и демократического подходов в физическом воспитании показывают, что хотя в первом случае навыки будут осваиваться быстрее, однако при более активном участии спортсмена в педагогическом процессе он лучше будет понимать, почему применяется та или иная тактика, и действия его будут более гибкими.

Спортсмены любого уровня - от новичков до мастеров высокого класса - совершенствуют свои навыки и тренированность в условиях перегрузки нервной и физиологической систем. Поэтому авторитарный тренер не должен думать, что только из-за того, что он ставит перед спортсменом какие-то задачи, тот будет стараться превысить ранее показанные результаты. Высоких уровней физической подготовленности можно достичь только при условии полного понимания и сотрудничества между тренером и спортсменом.

Тренер-новатор

Как указывалось выше, в представлении тренера и спортсмена идеальный тренер должен быть готов охотно пойти на разумный риск, не быть слишком консервативным и обладать достаточным интеллектуальным развитием. Какой тип тренеров способен быстро принять новые и прогрессивные методы работы? Одной из особенностей авторитарной личности, например, является тенденция положительно реагировать на авторитет, идущий сверху. Смогут ли тренеры с такими качествами воспринять новые идеи и использовать новые методы тренировки в своей работе?

Для того чтобы ответить на эти и другие вопросы, доктор Джон Лой исследовал в середине 60-х годов личностные особенности английских тренеров по плаванию. Он пытался выяснить, по каким личностным чертам можно предсказать, кто скорее всех примет новый в то время метод интервальной тренировки.

Анализ ранее проведенных исследований позволил Джону Лою установить, что лица, склонные к новаторству, отличались более творческим подходом к работе и обладали более высоким уровнем интеллектуального развития, чем обычные тренеры. Их социально-экономический статус также был выше. С помощью 16-факторного теста Кэттелла Лой получил показатели не только творческой способности тренеров, но и их склонности к риску и других факторов.

Был получен также индекс так называемой «космополитичности», т. е. стремления тренера к личным контактам с известными тренерами и специалистами у себя в стране и за рубежом. У тренеров, выступивших в качестве инициаторов интервального метода тренировки, показатели в уровне творческого мышления «космополитичности», образовательный и профессиональный статус были выше. И хотя не было установлено статистически достоверных корреляций между склонностью к риску и скоростью принятия тренерами нового метода, Лой пришел к выводу, что с помощью анкетного опроса можно выявить тренеров, достаточно гибких, способных внедрять новые идеи в свою работу. В целом же прогностическую ценность имели те личностные факторы, которые были связаны с показателем творческих возможностей тренера. При обработке полученных данных был использован множественный корреляционный анализ.

Лой выдвинул предположение, что обнаруженные им у тренеров-новаторов качества сходны с качествами, выделенными в свое время Маслоу, который исследовал субъектов, стремящихся к «самоактуализации», «самовыражению». Такие люди, по мнению Маслоу, обычно отличаются «готовностью воспринимать новое», «спонтанны и экспрессивны».

Тренер-учитель

Важнейшим аспектом характеристики личностных качеств тренера является педагогическая деятельность. Джон Вуден и многие другие исследователи считают, что хорошая работа тренера подобна хорошей работе учителя на всех уровнях, включая как учебную, так и внешкольную работу.

Известно значительное количество исследований, касающихся личностных качеств учителя. Этот материал здесь рассматриваться не будет. Однако работа Соломона содержит ряд параметров и принципов, заслуживающих внимания и представляющих интерес для тех, кто занимается педагогическими аспектами работы спортивного тренера. В исследовании Соломона было установлено соотношение между различными типами поведения учителя, полученными с помощью факторного анализа, и оценками последствий этого поведения данными учащимися. В целом было установлено, что:

1. овладение фактическим материалом зависело от ясности изложения, выразительности и умения преподавателя преподнести материал обучаемым;

2. степень понимания материала учениками зависела от энергичности, проявляемой учителем, и его манеры изложения материала;

3. доброжелательная атмосфера в классе зависела от поведения учителя, который умеренно контролировал обучаемых и допускал известную свободу их действий.

Эти же исследователи выделяли целый ряд характеристик в поведении учителя, которые тренер должен внимательно проанализировать в свете своих собственных возможностей и особенностей поведения. К этим личностным характеристикам относятся следующие: 1) дозволенность - контроль; 2) пассивность - энергичность; 3) агрессивность - поддержка; 4) расплывчатость - ясность; 5) поощрение - безразличие к активному участию учащихся в процессе обучения; 6) сдержанность - яркость (образность); 7) поощрение к обмену мнениями - чтение лекций; 8) доброжелательность, теплота - холодность, сдержанность.

Можно предположить, что «идеальный» тренер энергичен, разумно агрессивен, четко выражает свои мысли. Более того, он может быть и достаточно эмоциональным. Теплота, доброжелательность или холодность в поведении тренера также могут по-разному воздействовать на членов его команды.




Частота пульса у тренера баскетбольной команды, зафиксированная в различные временные отрезки до, во время и после игры.
(По В.F. Husman, D. Hanson and R. Walker, „The Effect of Coaching Basketball and Swimming upon Emotion as Measured by Telemetry", in Ken yon, J.S., ed., Contemporary Psychology of Sport, Chicago: Athletic Institute, 1970)

Эмоциональность тренера

Как уже указывалось, спортсмены считают самообладание одним из желательных качеств тренера. Спортсмены хотят видеть в тренере человека, способного принимать важные решения в стрессовых ситуациях, и хотят, чтобы он сохранял гибкость и не терял контроля над собой при решении сложных тактических задач, связанных с соревнованиями.

Любой тренер знает, как трудно наблюдать за выступлением своей команды на соревнованиях. В первые годы работы тренером по баскетболу я каждый раз удивлялся тому, как замирало у меня сердце и все переворачивалось внутри, когда противник забрасывал мяч в наше кольцо. В одном интересном экспериментальном исследовании эти ощущения были документально подтверждены и получили физиологическое обоснование.

Исследуя двух тренеров по плаванию и баскетболу, Барри Хуссман обнаружил у них заметное учащение пульса во время соревнований, в которых участвовали их команды*. Оба тренера были обследованы в условиях обычной тренировки, а затем во время соревнований. Частота пульса тренера по плаванию измерялась также во время соревнований студентов первого курса, за несколько часов до первенства университета.

* Были использованы телеметрическая аппаратура и электроды, что позволило установить малогабаритные блоки питания непосредственно на испытуемых. Частота сердечных сокращений передавалась с помощью радиосигналов и записывалась на магнитофон.

Как видно из приведенных графиков, стресс во время соревнований вызвал заметные изменения в частоте пульса у обоих испытуемых. Даже во время тренировки пульс тренера по баскетболу учащался до 114 уд. в мин., а в критические моменты соревнований приближался к уровню, отмеченному у соревнующихся спортсменов.

Исследователи пришли к выводу, что такие измерения помогают изучить эмоциональные колебания в высокострессовых ситуациях. Они предложили провести дополнительные исследования, которые позволили бы выявить характер эмоциональных изменений у тренеров в различных видах спорта. Еще более интересные данные можно было получить, если бы тренер фиксировал с помощью магнитофона возникающие у него чувства и эмоции во время хода соревнования и одновременно регистрировал степень своего эмоционального возбуждения.



Частота пульса у тренера по плаванию во время выполнения различных видов программы по плаванию.

(По В.F. Husman, D. Hanson and R. Walker, „The Effect of Coaching Basketball and Swimming upon Emotion as Measured by Telemetry", in Ken yon, J.S., ed., Contemporary Psychology of Sport, Chicago: Athletic Institute, 1970)

Таким образом, субъективные ощущения тренера в стрессовых ситуациях подтверждаются объективными измерениями. Эти данные позволяют рекомендовать тренерам ряд мер предосторожности во время тренировок и особенно на соревнованиях, где выступают их воспитанники:

1. Для спортсменов в стрессовых ситуациях нежелательно чрезмерно эмоциональное поведение тренера.

2. Тренер должен обращать внимание на поддержание своей физической формы, чтобы обеспечить нормальную адаптацию организма к неожиданным изменениям сердечно-сосудистой системы в ситуациях, связанных с большими эмоциональными нагрузками. Целесообразно выполнять во время тренировок и после них физические упражнения. В ряде случаев, особенно после напряженных соревнований, активные физические упражнения будут способствовать нормализации эмоционального состояния тренера.

3. Чрезмерно эмоциональное поведение тренера, проявление возбуждения, агрессивности и т. п. во время соревнований может отрицательно сказаться не только на спортсменах, но и на зрителях, вызвав у них вспышки агрессивности и асоциального поведения.

Таким образом, физиологически можно объяснить, почему тренер испытывает потребность проявлять двигательную и эмоциональную активность во время тренировок и соревнований. С другой стороны, сами спортсмены хотели бы, чтобы их тренеры, хотя бы внешне, сохраняли самообладание. Поэтому обязательным для тренера следует считать поддержание высокого уровня физической подготовленности для того, чтобы эмоциональные нагрузки во время соревнований и тренировок не оказывали нежелательного воздействия на его организм.

С другой стороны, тренер, внешне спокойно принимающий неудачи и нарушение правил со стороны соперников, может считаться равнодушным. Вспышки негодования возможны лишь в ситуациях, где они действительно уместны. В противном случае они потеряют свой эффект и могут лишь отрицательно воздействовать на состояние и здоровье самого тренера.

ЖЕНЩИНА-ТРЕНЕР

Информации об особенностях женщин, занимающихся тренерской работой, практически нет. Так, Нил указывает на то, что качества, необходимые женщинам-тренерам, аналогичны тем, которые желательны и для мужчин, т. е. они должны уметь хорошо управлять людьми, быть эмоционально устойчивыми, иметь хороший кругозор в своем виде спорта. Далее автор излагает специфические методы работы, целесообразные, с его точки зрения, для женщин-тренеров.

Лой в уже упоминавшемся исследовании тренеров-новаторов обнаружил у женщин-тренеров те же личностные характеристики, что и у мужчин. Они проявляли твердость характера и достаточный уровень интеллектуального развития. Однако, за исключением результатов этих исследований, существует очень мало данных, в которых бы с помощью психологических тестов рассматривались личностные особенности женщин-тренеров.

РЕКОМЕНДАЦИИ ТРЕНЕРАМ

На основании того, что было сказано выше, тренерам можно рекомендовать не только не избегать, а, наоборот, стремиться получить квалифицированное профессиональное мнение (по данным интервью и тестирования) о своих психологических особенностях. Такая информация поможет тренеру в работе.

1. Он сможет выявить спортсменов в своей команде, с которыми ему легко или трудно работать, установить взаимопонимание. При прочих равных качествах (а это бывает довольно редко) спортсменов, похожих по своим личностным особенностям на тренера, ему будет легче понять, тогда как с теми, кто отличается от него, возможны затруднения в общении и взаимодействии.

2. Спортсменов, чьи личностные особенности не совпадают с особенностями их тренера, можно прямо или косвенно прикрепить к другому тренеру этой команды (если их несколько) либо направить к тренеру другой команды для консультации и индивидуальной помощи.

3. К работе со спортсменами, особенно в индивидуальных видах спорта и в ответственные периоды соревнований, можно привлекать тренеров с различными личностными характеристиками. Например, спокойный тренер будет с большим желанием работать с фигуристами на тренировках и при подготовке к выступлениям в обязательной программе («школа»), тогда как динамичный, эмоциональный и инициативный тренер с большей отдачей будет работать с фигуристами, которые готовятся к выступлениям с произвольной программой.

4. Сильновозбудимых тренеров желательно изолировать от участников и от команды тогда, когда эмоциональное перевозбуждение на соревнованиях может помешать выступлению спортсменов или команды. Тренеру с недостаточным самообладанием и выдержкой желательно избегать даже поверхностных контактов с игроками. Уровень эмоционального возбуждения такого тренера чаще всего превышает оптимальный. В этом случае контакт спортсменов с возбужденным тренером в сложный момент соревновательной ситуации может ухудшить результаты.

5. Тренерам с низким уровнем эмоционального самоконтроля следует обратиться за советом к врачу, который может порекомендовать успокаивающие средства, психотерапевтические методы регуляции эмоций или специально подобранные программы физических упражнений для успокоения состояния на время ответственных соревнований.

6. Тренеры должны специально наблюдать и изучать особенности поведения и деятельности хороших преподавателей, чтобы совершенствовать свои навыки общения со спортсменами. Тренер, как уже указывалось ранее, повысит эффективность процесса обучения, если будет гибко подходить к своим воспитанникам, активно используя наглядные пособия и показ.

7. Тренер может получить информацию о своем поведении из общения со своими помощниками, администраторами, болельщиками и спортсменами. Узнать, насколько его поведение отражает такие важные личностные качества, как самоконтроль, агрессивность, интеллектуальное развитие, творчество и др. Самооценка тренера и даже его результаты в личностных тестах могут быть не столь показательны, как то впечатление, которое он производит на других людей своим поведением и действиями.

8. Поведение тренера должно быть достаточно гибким. Когда это необходимо, он должен уметь проявлять власть, действовать с позиции силы, иногда пользуясь и авторитарными методами. В других случаях, например при оценке новых методов тренировки или при разработке новых тактических вариантов, целесообразно применять более мягкие и демократичные методы. Важную роль играют также и такие качества, как восприятие, творческий подход, разумная оценка целесообразного и нецелесообразного. Иногда тренеру приходится быть и догматичным, особенно когда обладающие недостаточным опытом спортсмены оказываются на соревнованиях в стрессовой ситуации.

Чрезмерная авторитарность тренера не только мешает развитию личности и независимости спортсменов, но и ограничивает его собственное желание принять новые и эффективные методы тренировки и различные тактические разработки.

РЕЗЮМЕ

Тренеры высокого класса обладают такими личностными чертами, как эмоциональный самоконтроль, агрессивность и высокий уровень интеллектуального развития. Большинство из них к тому же достаточно устойчивы, активны, имеют твердый характер и определенность взглядов.

Поведение тренера должно быть гибким. Иногда можно использовать и авторитарные методы.

Для тренеров, быстро воспринимающих все новое, характерно стремление к творчеству, и их действия не замыкаются узкой программой. Они активно общаются с коллегами, в курсе всех событий, знают все о своем виде спорта в масштабах страны и на международном уровне.

Более того, успешно работающие тренеры обладают определенными педагогическими качествами, так как существует прямая зависимость между способностями преподавателя и приобретением знаний и навыков спортсменами.

Исследования эмоциональных реакций во время соревнований показывают, что физиологические сдвиги у тренеров, наблюдающих за ходом соревновательной борьбы, по своей интенсивности сходны с показателями участников соревнований. Чрезмерное проявление эмоций, характеризующее отсутствие самоконтроля у тренера, может быть нежелательным. При этом не только ухудшаются результаты выступления его воспитанников - снижается его собственная способность принимать правильные решения в сложных ситуациях.

ГЛАВА 8. МОТИВАЦИЯ

В широком смысле слова термин «мотивация» означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях. В более узком смысле исследование мотивов предполагает подробный анализ причин, объясняющих, почему люди предпочитают один вид деятельности другому, почему при решении определенных задач они действуют с достаточной интенсивностью и почему они продолжают работу или выполняют какие-либо действия в течение продолжительного времени.

Некоторые ученые выделили два направления в изучении мотивации. Первое изучает причины, почему люди предпочитают один вид деятельности другому, влияния различных мотивов, ценностей и потребностей.

Во втором направлении делается попытка объяснить, почему люди работают с различной степенью интенсивности. В следующем разделе рассматривается, как индивид готовится к деятельности и достигает требуемого для работы уровня возбуждения. В настоящей главе рассматривается проблема выбора в спорте, а не возбуждения и активации, которые влияют на интенсивность выполнения двигательных задач.

Многие тренеры, обсуждая психологические аспекты своей работы с коллегами или психологами, обычно интересуются, какими мотивационными стимулами следует пользоваться при работе со спортсменами. Те из них, кто ищет простые способы повышения спортивных результатов, проявляют наивность, т. е. находятся в полном неведении относительно сложности человеческой мотивации. И действительно, те, кто предлагает им такие простые решения, особенно если при этом они еще и прикрываются званием психолога, скорее всего бывают шарлатанами.

Причины, по которым спортсмены занимаются определенным видом спорта (точно так же, как и причины, заставляющие любого из нас делать что-либо), могут быть самыми различными, и их трудно свести к каким-то очевидным принципам. Различными бывают не только мотивы, в результате которых спортсмен становится членом какой-либо команды, но и мотивы, побуждающие спортсмена выступать во время сезона или в какой-то конкретной игре или соревновании.

В последние 50 лет многие талантливые психологи, физиологи и психиатры направляли свою энергию на изучение проблемы мотивации. В целом благодаря их усилиям удалось выделить, по крайней мере, три важных параметра, или шкалы.



Три параметра человеческих мотивов

Как видно из рисунка, существуют мотивы поведения и действий, которые могут быть нам относительно неизвестны. С помощью прожективных тестов, включая ТАТ, предпринимались попытки выявить мотивы, о которых человек не знает. Теория Фрейда о формировании и распаде личности, например, почти целиком основывается на тонких неосознанных процессах. На другом конце этой шкалы представлены явные мотивы, которые легко осознаются и оцениваются самим человеком. Спортсмен, подписывающий контракт на большую сумму денег, знает, что размер вознаграждения повлиял на его решение перейти в профессиональный спорт.

Второй параметр, приведенный, характеризует три группы мотивов: физиологические (голод, жажда, самосохранение и др.), психологические и социальные. Раньше ученые были склонны утверждать, что все человеческие мотивы берут начало от основных биологических потребностей. В настоящее время ученые расширили мотивационный ряд, включив в него как социальные, так и психологические потребности.

Так, например, Мюррей выделил ряд «психогенных потребностей», противопоставил их основным биологическим или «висцерогенным потребностям». Эти потребности могут отражаться в различных поведенческих моделях, характерных для спортсменов.

МОТИВАЦИОННЫЙ РЯД МЮРРЕЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.45.228 (0.013 с.)