Содержание книги

  1. Проведение тренировок в индивидуальных видах спорта
  2. Командные виды спорта: некоторые рекомендации по проведению тренировок
  3. Резюме. Раздел III. Личность и спорт
  4. Глава 5. Личность и спорт: смысл и Измерение
  5. Методы изучения личности спортсмена
  6. Тесты для исследования черт личности
  7. Принципы личностного обследования спортсменов
  8. Резюме. Глава 6. Личность спортсмена
  9. Черты личности в спортивных группах
  10. Личностные изменения, связанные с занятиями спортом
  11. Личностные особенности спортсменов различной квалификации
  12. Перечень потребностей по Мюррею
  13. Шкала оценки условий эффективной тренировки
  14. Формирование поведения спортсменов посредством поощрений
  15. Мотивации, стимулирующие спортсмена
  16. Раздел IV. Активация, агрессивность, тревожность
  17. Глава 9. Агрессивность в спорте
  18. Cопоставление санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте
  19. Направления, Теории и причины агрессивности
  20. Глава 10. Активация (возбуждение)
  21. Основные результаты исследований
  22. Активация в спорте. Данные экспериментальных исследований
  23. Методы регуляции уровня возбуждения у спортсменов
  24. Тревожность и результативность деятельности
  25. Раздел V. Социальные параметры в спорте
  26. Глава 12. Социальные факторы в спорте
  27. Социальный статус и мобильность
  28. Национальные условия и забота о спортсменах высокого класса
  29. Рекомендации тренерам. Резюме. Глава 13. Лидерство в спорте
  30. Лидер, ориентированный на задачу
  31. Лидер, ориентированный на группу
  32. Восприятие спортсменами тренера как лидера
  33. Таблица 2:реакции спортсменов на Деятельность тренера в (%)
  34. Глава 14. Зрители и болельщики
  35. Зрители и их влияние на выполнение двигательных задач
  36. Изменение характера двигательных навыков под воздействие реакции зрителей
  37. Отрицательное влияние присутствия зрителей
  38. Глава 15. Групповое взаимодействие в командах
  39. Умеренно структурированное членство
  40. Схема примерной Классификации спортивных команд по типу взаимодействия между их членами (от невзаимосвязанной до взаимосвязанной деятельности)
  41. Уровень притязаний и Потребности достижений в группе
  42. Распределение передач и успешность выступления команды
  43. Оценка групповой сплоченности
  44. Потребности в общении и достижении в группах
  45. Устойчивость группового членства, коммуникация и размер группы
  46. Внутригрупповое и межгрупповое соревнование
  47. Физическое взаимодействие в спортивных командах
  48. Глава 16. Направления будущих исследований
  49. Неврологические основы двигательных навыков
  50. Частичный перечень возможных факторов по трем выделенным категориям


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рекомендации тренерам. Резюме. Глава 13. Лидерство в спорте



РЕКОМЕНДАЦИИ ТРЕНЕРАМ

Материал этой главы показывает, как тренеру следует изучать отношения и практическую вовлеченность в занятия спортом членов семьи спортсмена, а также принципы, которые могут помочь ему разобраться в особенностях той обстановки (среды), в которой ему приходится работать. В известной мере этот обзор носит общий и несколько поверхностный характер. Можно надеяться, что после того, как читатель ознакомится с вопросами роли зрителей, лидерства и группового взаимодействия, которые представлены в следующих главах, у него начнет создаваться более полная картина того, какое влияние на спортсмена оказывают социальные контакты и как осуществляется обратное влияние спортсмена на окружающую среду.

Тренер должен уметь чувствовать и понимать особенности основной социальной структуры и отношений в культурной среде страны, где он работает. Подобное «чтение культуры» особенно важно для тренера, если он работает в условиях, отличающихся от тех, в которых он сам воспитывался и жил.

Тренеру следует внимательно изучить особенности условий в семье своих воспитанников. Как уже указывалось, отношения родителей, их спортивный опыт и занятия физическими упражнениями тесно связаны с этими же характеристиками их детей. Таким образом, состав семьи, положение в ней ребенка и установки отца и матери являются важными факторами, учет которых необходим для изменения отношений и активности самого спортсмена.

Тренер должен точно определить свою позицию и уровень своего вида спорта в рамках уже рассмотренных пирамид спортивных талантов, осознать, является ли он поставщиком или потребителем спортивных талантов, работает ли он с «верхушкой» спортсменов или с теми, кто составляет основу пирамиды. Точная оценка этих социальных параметров спортивной деятельности может помочь тренеру предусмотреть ряд конструктивных мер, влючая и разработку программы поиска способных спортсменов, которые пополнили бы имеющуюся в его распоряжении базу для последующего отбора.

РЕЗЮМЕ

Многообразные аспекты социального климата определяют не только вид спорта, пользующийся высокой популярностью и престижем, но и влияют на качество усилий и активность спортсменов в различных видах спорта. Первый социальный опыт, который приобретают как спортсмены, так и не занимающиеся спортом, формируется непосредственно в семье ребенка. Результаты исследований, рассмотренные в этой главе, показывают, что то, как и сколько отец играет с ребенком, является важным фактором, формирующим успехи ребенка в спорте. Уровень физической подготовленности отца также имеет важное значение в определенных видах физических упражнений, которыми могут заниматься его сын или дочь. Более того, на основании оценки отношений родителей к спорту можно достаточно точно предсказать уровень возможных результатов их детей. Аналогично высокие положительные корреляции были обнаружены при сопоставлении отношений родителей и детей к физическому воспитанию со временем, в действительности затрачиваемым на занятия спортом.

В более широком понимании своих задач тренер должен попытаться определить, с каким именно контингентом в рамках различных «пирамид талантов» он работает. В некоторых случаях он может работать с высококвалифицированными спортсменами на вершине такой пирамиды, но без постоянного притока равноценной замены своим воспитанникам. В других случаях тренер может работать в массовом спорте (с широкой основой) со средне подготовленными спортсменами, у которых нет условий для дальнейшего совершенствования и стимулов для достижения вершин мирового класса.

Проблема лидерства часто обсуждается как спортсменами, так и тренерами. Иногда речь идет о выявлении лидера среди членов команды, а иногда члены команды пытаются оценить эффективность работы самого тренера как лидера.

После второй мировой войны в США целый ряд видных социальных психологов изучал различные параметры лидерства. Их интересовало, благодаря каким качествам люди становятся лидерами, а также, каким образом лидерство помогает или мешает достижению групповых целей. Они исследовали групповые ситуации, выясняли цели, которые требуют лидерского поведения, и пытались ответить на вопрос, можно ли лидерские качества совершенствовать для того, чтобы группа функционировала лучше. Некоторые из этих исследований были посвящены лидерству в спорте среди игроков и тренеров.

Детские психологи выявили различные типы лидерства и среди маленьких детей, во многом сходные с теми, какие можно наблюдать в группах подростков и взрослых. Они пишут о забияках, которые захватывают лидерство, несмотря на оппозицию группы, о лидере, единогласно выдвигаемом другими членами группы, испытывающими к нему симпатии, и о лидере, назначаемом сверху (например, тренер спортивной команды).

Тренеру необходимо знать характеристики (параметры) лидерства по следующим причинам:

1. Часто бывает полезно выявить потенциальных лидеров среди члексв команды - тех ее членов, которые примут на себя ответственность за деятельность команды, будут направлять энергию других членов команды в нужное русло и уравновешивать положение, если группа или ее отдельные члены попадут в условия соревновательного стресса.

2. Это помогает формировать необходимые лидерские качества у отдельных спортсменов, когда в команде нет явного лидера. Тренер может также поработать с ними индивидуально, если команда неохотно выбирает того или иного лидера.

3. Данные о динамике лидерства часто оказываются полезными для тренера при анализе его собственного поведения. Некоторые тренеры считают, что если какой-то руководящий орган или комитет удостоил их звания тренера, то это автоматически обеспечивает их и определенными лидерскими качествами. Обнаружив, что спортсмены не подчиняются их распоряжениям, они подчас не могут объяснить, почему это происходит, затрудняются проанализировать свои действия и свое возможное личное влияние на команду. Некоторые из приведенных ниже фактов помогут им вылечиться от подобной слепоты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.198 (0.006 с.)