Содержание книги

  1. Шкалы для оценки психологических стрессов в спорте
  2. Шкала оценки степени агрессивного поведения в спорте
  3. Социальная поддержка и стресс зрителей
  4. Характер социальной поддержки. Степень стресса зрителей. Тип стресса. Примеры
  5. Характер психологической поддержки, оказываемой спортсмену на соревновании
  6. Уровень стресса, связанного с фязнчееким усилием и точностью выполнения движений
  7. Раздел II. Формирование двигательных навыков и проведение эффективного тренировочного процесса
  8. Глава 3. Двигательная Деятельность и навыки
  9. Основные двигательные характеристики: время реакции и скорость движения
  10. Глава 4. Проведение эффективных тренировок
  11. Общие соображения о планировании тренировок
  12. Подбор эффективных упражнений
  13. Основные принципы проведения тренировок
  14. Проведение тренировок в индивидуальных видах спорта
  15. Командные виды спорта: некоторые рекомендации по проведению тренировок
  16. Резюме. Раздел III. Личность и спорт
  17. Глава 5. Личность и спорт: смысл и Измерение
  18. Методы изучения личности спортсмена
  19. Тесты для исследования черт личности
  20. Принципы личностного обследования спортсменов
  21. Резюме. Глава 6. Личность спортсмена
  22. Черты личности в спортивных группах
  23. Личностные изменения, связанные с занятиями спортом
  24. Личностные особенности спортсменов различной квалификации
  25. Перечень потребностей по Мюррею
  26. Шкала оценки условий эффективной тренировки
  27. Формирование поведения спортсменов посредством поощрений
  28. Мотивации, стимулирующие спортсмена
  29. Раздел IV. Активация, агрессивность, тревожность
  30. Глава 9. Агрессивность в спорте
  31. Cопоставление санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте
  32. Направления, Теории и причины агрессивности
  33. Глава 10. Активация (возбуждение)
  34. Основные результаты исследований
  35. Активация в спорте. Данные экспериментальных исследований
  36. Методы регуляции уровня возбуждения у спортсменов
  37. Тревожность и результативность деятельности
  38. Раздел V. Социальные параметры в спорте
  39. Глава 12. Социальные факторы в спорте
  40. Социальный статус и мобильность
  41. Национальные условия и забота о спортсменах высокого класса
  42. Рекомендации тренерам. Резюме. Глава 13. Лидерство в спорте
  43. Лидер, ориентированный на задачу
  44. Лидер, ориентированный на группу
  45. Восприятие спортсменами тренера как лидера
  46. Таблица 2:реакции спортсменов на Деятельность тренера в (%)
  47. Глава 14. Зрители и болельщики
  48. Зрители и их влияние на выполнение двигательных задач
  49. Изменение характера двигательных навыков под воздействие реакции зрителей
  50. Отрицательное влияние присутствия зрителей


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шкала оценки условий эффективной тренировки



Поведение спортсмена

Потребность в престиже, самосовершенствовании, признании, достижениях, честолюбие, стремление показать себя

Большинство видов спортивной деятельности позволяет в различной степени удовлетворить эту потребность. Снижение физиологических функций у некоторых спортсменов высокого класса после прекращения выступлений может служить промером чрезмерной зависимости от этого мотива во время их активных выступлений

Потребность сохранить свой статус, избежать разочарований и преодолеть поражение, неудачу

Тренеры часто апеллируют к этой потребности у спортсменов перед важными соревнованиями и при встречах с командами, которые в прошлом выигрывали или могут в настоящий момент нанести неприятное поражение

Потребность проявлять власть над другими, доминировать или подчиняться другим*

Многие спортсмены становятся членами команд, чтобы удовлетворить эту потребность. Лучшей иллюстрацией этого мотива в действии, видимо, будут действия и поведение линейного игрока в американском футболе во время схватки на линии

Потребность в общении, установлении эмоциональных связей с другими, проявление доброжелательности, сотрудничества

Многие спортсмены приходят в команду для удовлетворения этого мотива. Тренеры часто говорят: «на благо команды, для коллектива», и следовательно, этот мотив хорошо известен спортсменам

Потребность приобретения предметов, стремление к порядку

Действие этого мотива проявляется в стремлении тренеров и спортсменов следовать правилам соревнований и требованиям деятельности. Сюда же относится и коллекционирование спортивных трофеев, наград, хранение газетных вырезок, дающих представление о достижениях спортсменов

Потребность участия в познавательном процессе, желание удовлетворить свою любознательность, получить ответы на интересующие вопросы

Этот мотив может быть удовлетворен в зависимости от того, насколько тренер стремится к совершенствованию знаний у спортсменов и насколько они сами хотят познать причины и обоснование своих тренировочных режимов, соревновательных усилий и избранной тактики

* В главе 15 обсуждается влияние относительной значимости мотива доминирования и общения на успешность выступления команд.

И, наконец, эта модель иллюстрирует и тот факт, что причины выбора спортсменом того или иного вида спорта и степень мастерства могут зависеть от опыта, ситуаций или общения с другими людьми. Мотивы, побуждающие спортсмена заниматься определенным видом спорта, формируются под воздействием как прошлого, так и настоящего опыта, который влияет на сознание спортсмена.

ИСТОЧНИКИ МОТИВАЦИИ

Мотивы можно также классифицировать и по источнику их возникновения. Например, некоторые мотивы возникают из внешних по отношению к индивиду или задаче источников. К ним относятся различные формы явного и косвенного социального поощрения (одобрение, похвала), а также более ощутимые признаки успеха (денежные вознаграждения, подарки). Другими источниками мотивациимогут быть особенности психики данной личности, личная потребность в успехе, признании, общении с другими и т. п., а также особенности самой двигательной задачи. К последнему мотиву относятся такие качества, как новизна, техническая или физическая сложность упражнений.



Четыре источника мотивации

Эти четыре источника мотивации можно представить следующим образом.

Роль раннего детства

Характеристика мотивационной структуры отдельного спортсмена затрудняется не только сложностью имеющейся у него системы ценностей, но также и возможностью влияния его прошлого опыта на формирование отношений к успеху, спорту, труду, авторитетам. По мере того как ребенок становится взрослым, степень воздействия на него различных мотивов также меняется.

Спортсмены, достигшие относительного успеха, и спортсмены высокого класса являются продуктом определенного процесса отбора.

Поощрения усилий ребенка (старания, доступность для него необходимого снаряжения и возможность тренироваться (обучение) зависят от его физических данных и конституции, материальных средств и от того, какое место данный вид деятельности занимает в системе ценностей культуры или среды, в которой воспитывается ребенок*.

* Недавно были подсчитаны затраты на подготовку, а также транспортные п другие расходы, связанные с участием каждой спортсменки из команды США, которая выиграла золотую медаль на зимних Олимпийских играх в Саппоро (Япония). Эта сумма составила около 35 тыс. долларов.

Более того, мотивы, которые, по-видимому, влияют на физическую деятельность ребенка, часто отличаются от мотивов, обусловливающих мотивы выступления взрослого спортсмена.

Потребность в достижении успеха проходит, по крайней мере, три стадии развития по мере созревания ребенка. Сначала, до шести лет, он, выполняя двигательные задачи, воспринимает себя автономно. В начальной школе он начинает соревноваться с другими, и у него формируются так называемые социальные потребности в достижении успеха. Позже происходит постепенное уравновешивание автономных и социальных потребностей.

Аналогичные изменения претерпевает в жизни ребенка и роль социальных побуждений и поощрений при активизации его деятельности. Первоначально его деятельность изменяется незначительно, когда он выступает в присутствии зрителей или своего товарища. Это его просто возбуждает, но совсем не обязательно, что при этом улучшится его результат. После шести лет ребенок становится достаточно чувствительным к социальным последствиям победы или поражения. В подростковом и юношеском возрасте он уже начинает оценивать задачи примерно как взрослый человек, учитывая, насколько они представляют для него какую-то ценность или интерес.

Приведенная ниже схема иллюстрирует изменение этих двух групп мотивов в процессе развития ребенка. Для мотивационной системы более взрослого человека характерна все большая ее усложненность, диффузность и, следовательно, затруднительность ее измерения по мере того, как индивид сталкивается с различными ситуациями в период своего созревания.

Тренерам чаще всего приходится работать с детьми, у которых уже сформированы основные потребности в достижении успеха и направленность деятельности. Например, у мальчика, родители которого (особенно отец) всегда ставили перед ним четкие и легкодостижимые цели и оказывали ему при этом помощь, скорее всего будет низкий уровень потребности в достижении успеха. У ребенка, которого никогда не хвалили и не поощряли за достигнутый успех, также будут низкие потребности в достижении. С другой стороны, если родители (или по крайней мере один из родителей, желательно отец) ставили перед сыном трудные, но достижимые задачи и предоставляли ему самому добиваться успеха, а затем хвалили, то у него скорее всего будет сформирована высокая потребность в достижении успеха, которая положительно отразится на его отношении к занятиям спортом.

Тренер, занимающийся с ребенком, обладающим высоким уровнем потребности в достижении, должен вести себя иначе, чем с ребенком, у которого низкая потребность в достижении успеха. В последнем случае ребенка необходимо перевоспитывать, поощрять за успех, поддерживать эмоционально и показать ему, что высокого результата можно добиться собственными усилиями без помощи посторонних. С подростком, у которого благодаря ранним достижениям и самостоятельности сформировался целеустремленный характер, следует работать по-другому. Иногда ему надо оказать поддержку после проигрыша или помочь снять опасения и тревогу в ситуациях, когда он может потерпеть неудачу. Более того, у детей с высоким уровнем мотивации на достижение успеха наблюдается тенденция к снижению потребности в установлении социальных связей с другими.

ИЗМЕРЕНИЕ МОТИВОВ

Мотивации можно измерить при помощи письменных личностных тестов, которые рассматривались ранее. Их можно комбинировать с проективными тестами (см. главу 5), например с ТАТ (тематический апперцепционный тест). Эти измерения должны применяться и интерпретироваться профессиональными психологами, имеющими опыт их применения.

С другой стороны, иногда полезной может оказаться и непосредственная оценка мотивации. Например, тренер может попросить своих воспитанников написать небольшое сочинение о своей спортивной биографии, своем отношении к спорту, о том, как они впервые заинтересовались спортом вообще, почему выбрали именно этот вид спорта. Интересные результаты могут быть получены и при анализе автобиографических данных спортсменов.

Тренер может с успехом использовать и более точные методы оценки мотивации. Оценка проводится по двум направлениям. Например, можно спросить спортсмена, что заставляет его хорошо тренироваться, или попросить его перечислить факторы, которые помогают ему успешно выступать на соревнованиях.

Оценить условия эффективной тренировки можно с помощью десятибалльной шкалы. Спортсмену предлагается оценить по этой шкале различные факторы, помогающие ему хорошо тренироваться. При первоначальных опросах с помощью такой шкалы необходимо оставлять свободное место, чтобы спортсмен мог добавить свои собственные факторы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.175 (0.006 с.)