Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Проведение эффективных тренировок

Поиск

СИЛА И ВЫНОСЛИВОСТЬ

Существует несколько принципов совершенствования силы и выносливости, которые часто упускаются из виду, несмотря на то, что их правильность неоднократно подтверждалась в исследованиях. Например, известны различные виды проявлений качества сил. Иными словами, человек может успешно решать задачу, требующую проявления одного вида силы, и показывать низкие результаты в другом упражнении, в котором также проявляется сила. На отсутствие соответствия между взрывной силой (метание) и медленной динамической силой уже указывалось ранее. В этом можно убедиться, если сравнить эти два вида силы с третьей ее разновидностью. Человек, обладающий достаточной статической силой, т. е. легко преодолевающий сопротивление в относительно неподвижном состоянии, совершенно не обязательно сможет преодолеть динамическое сопротивление (например, отжимания в упоре лежа) или показать хорошие результаты в метаниях диска, толкании ядра и т. д.

Картина еще более осложнится, если учесть, что в разных видах, спортивных упражнений требуется различная степень развития выносливости сердечно-сосудистой системы.

Экспериментальными исследованиями установлено, что влияние тренировочных нагрузок различной величины, направленных на развитие выносливости и силы, весьма специфично, особенно если испытуемые - юноши и девушки. У спортсменов улучшаются обычно показатели в тех видах упражнений, в которых они специально тренировались. Таким образом, чтобы разработать наиболее эффективную программу тренировки, тренер должен тщательно проанализировать требования, предъявляемые к спортсмену (они могут различаться в зависимости от амплуа, ситуации в игре и от характера навыка, которым должен владеть спортсмен в данном виде спорта). А после этого уже подобрать средства и методы тренировки, соответствующие этим требованиям.



Двигательный навык можно представить как точку в данном кубе, обозначающую степень точности, силы или выносливости, требуемой для его выполнения

Если, по мнению тренера, в данном виде спорта требуются проявления определенных силовых качеств (например, скорости или силы), то он должен подобрать такие методы тренировки, с помощью которых можно было бы развить эти качества. Из собственного опыта работы в качестве тренера по плаванию в колледже и университете я понял, что если я не включал в программу тренировок специальные упражнения для развития силы, то пловцы сами включали эти упражнения в ежедневные тренировки, используя при этом специальное оборудование (резиновые бинты для тяги в воде). Более того, я заметил, что если силовые упражнения не применялись во время сезона, а включались в занятия лишь в переходном периоде, то в первые две недели тренировки наблюдалось улучшение функциональной деятельности сердечно-сосудистой системы. Это приводило к увеличению скорости на отрезках, после чего следовал период (нередко длившийся до конца сезона), в течение которого спринтеры добивались большего числа гребков на дистанции, но показывали худшее время. Тяга в этом случае была у них не такая мощная, как при сбалансированном развитии силы и выносливости.

Совершенствованию движений, в которых необходима взрывная сила (как, например, в толкании ядра), может способствовать развитие силы вспомогательных групп мышц (туловища, спины, ног). Однако любые отягощения, направленные на совершенствование скорости движения, должны применяться без заметного снижения скорости движения плеча и кисти.

Тот же самый принцип специфичности применим при тренировке, направленной на развитие быстрых контролируемых движений (атака нападающего в американском футболе). Спортсмен должен отрабатывать быстрое движение на преодоление сопротивления, которое позволяло бы ему развивать скорость, близкую к нормальной. В данном случае использование статических упражнений (изометрические упражнения на преодоление сопротивления движению) будет малоэффективным.

Пример

Несколько лет назад студент-выпускник одного из американских университетов провел исследование уровня развития силы у членов футбольной команды. В подготовительном периоде команда проделала усиленную работу по общей физической подготовке, включавшую специальную работу со штангой и бег. Предполагалось, что первые результаты, достигнутые членами команды, будут отражать высокие уровни силы. Тренировки с отягощениями были прекращены в начале соревновательного периода.

Последующие измерения динамической и статической силы у игроков, однако, выявили устойчивое снижение этого показателя. К концу сезона показатели силы мышц были на 20-40% ниже уровня, достигнутого спортсменами к началу соревнований.

Для развития силы применялись и другие методы, которые оказались эффективными в одних случаях и малоэффективными в других. Постгипнотические внушения, направленные на стимуляцию физического усилия, были также малоэффективны. Такого рода психологические воздействия имеют непредвиденные последствия, и многие спортсмены негативно относятся к возможности того, что их выступление может зависеть от воли кого-то постороннего. Мобилизация энергии при помощи различного рода выкриков практикуется как формально, так и неформально в различных видах спорта. По данным последних исследований, подобная практика оправдывает себя, особенно если удар сопровождается возгласом. Оптимальный уровень напряжения, вызванный самовнушением перед выполнением упражнения, может способствовать проявлению большей, чем обычно, силы и улучшить результат.

Принципы дополнительной нагрузки и специфичности, положенные в основу тренировки на выносливость, аналогичны принципам развития силы и мощности. Упражнения на выносливость с нагрузкой, например, только на одну ногу не вызовут соответствующих физиологических компенсаторных изменений в мышечных клетках другой ноги. Иными словами, мышечная система специфически обучается проявлению выносливости и становится достаточно эффективной при выполнении повторной работы. Езда на велосипеде существенно не повлияет на развитие выносливости, проявляемой в беге на тредбане, хотя в одном из исследований были получены результаты, свидетельствующие о небольшом переносе. Из этого важного принципа следует, что тренер должен определить, какой именно уровень выносливости требуется в конкретном виде спорта или игре, и стремиться развивать это качество до нужного уровня. Бег по пересеченной местности, который применялся несколько лет назад для тренировки профессиональной футбольной команды, оказался менее эффективным, чем включение в тренировку многократных пробежек на 20-50 ярдов с ускорениями (число ускорений примерно соответствовало среднему количеству ускорений, выполняемых футболистами за каждую игру).

НАВЫК

Формирование двигательных навыков в спорте не менее важно, чем развитие силы, скорости, выносливости и снижение времени реакции. Победителем обычно становится тот, кто знает, как прилагать силу и скорость, а не тот, у кого эти качества просто развиты.

Приобретение навыка означает более высокую эффективность движений, экономичность усилий и улучшение результата. Некоторые навыки требуют от спортсмена лишь точности движений всего тела или отдельных частей, тогда как другие направлены на точность в обращении с ракеткой, веслом или другими спортивными снарядами. В некоторых видах спорта результат зависит только от навыков самого спортсмена и его легко предсказать. Примером таких «закрытых» навыков являются удары теннисного мяча в стенку корта, когда игрок легко может определить траекторию полета мяча.

Второй, более сложный, вид двигательных задач получил название «открытого» навыка. Он предполагает постоянное приспособление своих действий к действиям других спортсменов. Известно, что действия других участников не так легко предсказать и они могут быть специально организованы для введения соперника в заблуждение (все виды обманных движений, финтов). Примерами таких «открытых» навыков являются сложные действия защитника в американском футболе, постоянное приспособление теннисиста и защитные действия хоккеистов.

Литература, касающаяся исследований двигательных навыков и обучения им, довольно многочисленна. Анализ информации по этому вопросу позволил выделить ряд основных принципов, которые представляют практический интерес и будут рассмотрены подробнее в этой главе и в последующих разделах книги. Например, эффективное обучение навыкам зависит в большей степени от качества и своевременного получения указаний и замечаний, а не от количества сообщаемой информации. Следовательно, двигательные навыки можно осваивать «с запасом».

Становится все более очевидным, что при освоении какого-либо двигательного навыка мы мысленно производим оценку действий. Чтобы избежать перегрузки информацией, указания тренера должны сочетаться с внутренними самоприказами спортсмена. После завершения выполнения движения или игровой комбинации спортсмену необходимо некоторое время для оценки того, что именно произошло, т. е. он должен прочувствовать само движение и результаты приложенных усилий до того, как тренер выскажет свое мнение.

Своевременность указаний тренера спортсмену так же важна, как и объем передаваемой информации. Например, многие специалисты считают, что перед тем, как дать новое задание, а также на начальных стадиях обучения основной акцент следует делать на познавательных перцептивных и биомеханических сторонах двигательной задачи. Иными словами, словесную информацию, касающуюся механических принципов, самоприказов, идеомоторной тренировки и других способов воздействий, целесообразно использовать на начальных этапах обучения. В течение последующих стадий формирования навыка спортсмен должен получать меньше формальных инструкций, больше концентрировать свое внимание на элементах движений. При этом он должен с помощью методов «проб и ошибок» экспериментировать различные способы выполнения упражнения, выбирая тот, который наилучшим образом соответствует его двигательным возможностям. Тренер обязан заострять внимание спортсмена на отдельных частях движений, используя такие фразы, как «двигайся быстрее», «сильнее толчок» и др.

Исследования также показали, что поговорка «повторенье - мать ученья» нуждается в известной модификации. Тренировка, в которой по возможности стараются избежать монотонности и скуки, приводит к лучшим результатам, чем слепое следование простейшим принципам.

Некоторые спортсмены при освоении навыка многократно повторяют движение, не снижая усилий и не ухудшая качество выполнения движений. Не следует препятствовать проявлению подобного рода тенденций. У других спортсменов может быстро возникнуть отвращение, скука. Им необходимо поработать над другими движениями между сериями подходов или просто отдохнуть, прежде чем вновь возобновить тренировку.

Эффективность тренировки зависит от того, насколько она разнообразна. Поэтому в недельный цикл следует включить работу по освоению нескольких навыков, поскольку отдельное движение, навык формируется еще лучше, если над ним не работать ежедневно. В большинстве видов спорта общая физическая подготовка и упражнения на закрепление того или иного навыка могут чередоваться с выполнением утомительных упражнений.

В серии других исследований было показано значение идеомоторной тренировки в совершенствовании спортивных двигательных навыков. В ходе такого рода тренировки спортсменам предлагается представить мысленно, что они выполняют какое-то движение. Иногда при этом их просят проговаривать вслух элементы выполняемых движений. В других случаях им предлагается описать дополнительные движения, необходимые для выполнения основного движения, или представить, как это движение выполняют другие спортсмены. В любом случае данные этих исследований показывают, что:

1. идеомоторная тренировка способствует более быстрому освоению движения, чем его простое восприятие;

2. идеомоторная тренировка наиболее эффективна на ранних стадиях освоения навыка и в том случае, если она непродолжительна (не более 5 мин.);

3. хотя было замечено, что идеомоторная тренировка не приводит к более высокому результату, чем физическая подготовка, оптимальное сочетание той и другой тренировки дает больший эффект, чем одна только физическая подготовка;

4. идеомоторная тренировка наиболее эффективиа при овладении сложнокоординированными движениями (например, тройной прыжок или некоторые гимнастические упражнения). Практический эффект идеомоторной тренировки почти не ощутим при попытках использовать ее для развития силы или выносливости.

Спортсмен покалывает лучшие результаты, если тренер в доступной форме информирует его о достигнутом успехе. Некоторые тренеры считают необходимым подбадривать своих подопечных, вселять в них уверенность, прибегая иногда к ложной информации и рискуя потерять их доверие. Однако временная потеря контакта и уменьшение доверия к тренеру в этих условиях компенсируются кратковременным появлением у спортсмена чувства, что он лучше других.

Одним из современных способов передачи спортсмену достаточно полной информации о его деятельности является использование в практической работе видеозаписей. Предполагалось, что наглядность и точность этого метода будут иметь неоспоримое преимущество перед традиционными словесными способами передачи информации спортсмену при обучении. Оказалось, что это не всегда так. Например, новички были очень расстроены, увидя свои ошибки на мониторе. Другими исследователями было обнаружено, что в метаниях или стрельбе, где спортсмен уже знает о своих результатах, просмотр видеозаписей практически ничего не даёт. С другой стороны, видеозапись бывает весьма полезной спортсменам в тех видах спорта, где затруднено восприятие своих движений и усилий непосредственно при выполнении упражнений. Прыгуны в воду, гимнасты, фигуристы и представители других видов спорта от среднего до высокого уровня мастерства считают видеозапись наиболее эффективным средством информации.

При формировании двигательных навыков перед спортсменом возникает задача запомнить разучиваемое движение. В этом случае спортсмены могут получить полезные рекомендации, основанные на результатах исследований. Например, двигательный навык усваивается лучше, если спортсменам до тренировки говорят, что они должны запомнить определенное движение, а также то, при каких условиях им предстоит вновь его повторить.

Для того чтобы сохранить какой-либо навык, необходимо предъявлять к спортсмену несколько завышенные требования. Например, если перед спортсменом стоит задача выполнить десять бросков из десяти, то выполнение пятнадцати бросков без промаха будет освоением навыка с запасом на 150%. Если же спортсмен при дальнейшем освоении навыка будет выполнять двадцать бросков из двадцати, несмотря на то что он безукоризненно бросает десять бросков из десяти, то дополнительное время, затраченное для достижения последней задачи, будет непродуктивным.

Одни навыки обычно запоминаются легче, другие труднее. Прерывистые движения, неритмичные по характеру, труднее усвоить, чем более плавные, ритмичные. Например, навык выполнения слитного движения - ловля мяча и бросок на первую границу, освоенный бейсболистом в молодости, может сохраниться с небольшими модификациями на всю жизнь. Значительно легче забываются сложные броски на определенное расстояние с определенным числом играющих на каждой границе и с определенным числом водящих.

РЕЗЮМЕ

Время реакции и скорость движения можно улучшить при активной работе над достаточно сложным движением. Установка на «движение» вместо установки на «сигнал» снизит время реакции и одновременно будет способствовать достижению оптимального мышечного напряжения до подачи сигнала (стимула) к движению.

Скорость движения улучшается с практикой и в результате специальной работы над развитием силы при условии сохранения требуемой скорости движения. Для увеличения силы и совершенствования выносливости тренер должен проанализировать требования, предъявляемые к спортсмену, а затем подобрать специальные тренировочные упражнения, которые способствовали бы развитию необходимых для данного вида спорта качеств - скорости, силы и выносливости.

Своевременная информация во время тренировки будет способствовать совершенствованию двигательных навыков спортсменов при условии, что тренер не будет чрезмерно опекать своих воспитанников. Правильное планирование времени тренировки, включение в нее новых элементов движений при утомительной работе по закреплению усвоенных навыков принесут положительные плоды.

Закрепление навыков обеспечивается путем обучения «с запасом», т. е. завышения требований к выполнению движений.

Быть тренером - это нечто большее, чем просто готовить отдельных спортсменов или обучать изолированным навыкам. Тренерское искусство предполагает умение соединять отдельные навыки в целостную деятельность и объединять отдельных спортсменов в эффективную команду не только на одной тренировке, в недельном цикле, но часто и в течение всего сезона.

Успешность выступления в сезоне зависит от профессиональной компетентности тренера, уровня развития основных физических качеств игроков и в некоторой степени от условий работы, инвентаря и снаряжения. Другим важным фактором процесса обучения, который часто может склонить чашу весов от поражения к успеху и наоборот, является взаимодействие и взаимовлияние тренера и спортсменов, а также спортсменов между собой.

Соревнования выигрываются не в день выступления. Победы готовятся в течение многих часов и дней напряженного и интенсивного труда. Следовательно, именно качество этих тренировок (и не обязательно их продолжительность и даже интенсивность) играет важную роль в успешности выступлений спортсмена или команды. Отметим, кстати, что часто тренеры, ученики которых выступают неудачно, проводят самые активные тренировки в день соревнований или накануне.

Существует несколько «нитей», или центральных ориентиров, которые проходят через тренировочный процесс и по-разному влияют на окружающий психологический и социальный климат. В основе эффективно проводимых тренировок лежат фундаментальные принципы обучения. Они основаны на психологических исследованиях, знаниях об обучении движениям, переносе и сохранении навыков и т. д. На занятиях у тренера имеется также достаточно возможностей для того, чтобы мотивировать или «придержать», «заземлить» спортсменов, с которыми он работает, подготовить их или привести в замешательство.

Ниже приводятся некоторые соображения, на которые тренер должен специально обратить свое внимание до, во время и после тренировок. Читателю, наверное, целесообразно возвратиться к настоящей главе и после прочтения всей книги, поскольку в остальных главах также содержится информация, имеющая непосредственное отношение к тренировочному процессу.

Предлагаемый в этой главе материал организован следующим образом. В первой части рассматриваются общие соображения, которые следует учитывать до проведения тренировки. Предлагаются обоснованные критерии для подбора эффективных упражнений и указывается, как целостное движение или игровая комбинация могут сочетаться со специфическими и подводящими упражнениями; в следующем разделе главы речь идет о проведении командных и групповых тренировок, а также о работе со спортсменами в индивидуальных видах спорта; глава завершается рекомендациями о проведении тренировок в различные периоды подготовки в течение всего сезона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.226 (0.016 с.)