Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Психологические требования в спорте

Поиск

ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД

Настоящая книга написана с целью оказания максимальной помощи тренерам и более подготовленным спортсменам. Однако я уверен, что уже сейчас читатель вправе спросить, какую конкретную пользу спортсмену может принести информация, опубликованная в психологических и социологических журналах. Может ли тренер стать психологом? Должен ли он быть психологом? Может ли понимание им некоторых психологических и социальных параметров спортивной деятельности компенсировать недостаток физических способностей у спортсмена или команды? Каковы конкретные пути продуктивного сотрудничества психолога с тренером, врачом команды и членами команды?

Ответить на эти и другие подобные вопросы нелегко. Существует много факторов, которые необходимо учитывать, прежде чем сформулировать четкие принципы и дать ответы на эти вопросы. Дополнительную трудность представляет и то, что в странах английского языка пока не было согласованных и активных попыток сотрудничества между психологами и тренерами. Поэтому сейчас мы еще не знаем многих трудностей и возможных преимуществ подобного рода совместной работы. Однако более фундаментальными, чем эти чисто технические и методические вопросы, являются цели и философские подходы к специфическим ситуациям в спорте. Например, задачи тренера, работающего с 7 и 8-летними юными спортсменами-футболистами, будут значительно отличаться от задач тренера команды национальной футбольной лиги. Установки тренеров в одинаковых ситуациях спортивной борьбы также могут существенно различаться. Некоторые тренеры следуют принципу «выигрыш любой ценой», тогда как для других физическое и психическое благополучие игроков важнее, чем показанный результат.

Несмотря на указанные выше трудности, знание психологии и социологии спорта может оказать практическую помощь непосредственно в работе тренеров и спортсменов. С расширением исследований и приобретением профессионального клинического опыта в США использование психологических данных, по-видимому, получит в дальнейшем большое распространение.

Знание социально-психологических параметров спорта может помочь тренерам работать с отдельными спортсменами и командами более эффективно.

Овладев фундаментальными знаниями в области психологии спорта, тренеры могли бы с большей пользой для дела контактировать с психологами-клиницистами и психологами-экспериментаторами. В этом случае они смогли бы воспользоваться услугами психологов для проведения тестирования и оказания помощи спортсменам путем многократных или однократных клинических обследований, консультаций и специального анализа эмоциональных проблем, которые могут возникнуть у отдельных спортсменов.

В настоящее время в сборных командах начинают работать психологи-консультанты. Тренеру, знакомому с терминологией, задачами и методами работы психолога, будет легче найти общий язык с новым сотрудником и наиболее эффективно использовать его знания. В профессиональных командах также начинают понимать, что с врачом команды должен постоянно работать психолог или психиатр, который наблюдал бы за эмоциональным и психическим здоровьем команды. Затраты на включение в штат психолога незначительные, особенно если учесть возможные выгоды от исследовательской, профилактической и психотерапевтической работы, которую он ведет.

Знание основных эмоциональных характеристик поможет тренеру лучше понимать спортсменов с выраженными нарушениями в эмоциональной сфере. Обязанность тренеров - направлять таких спортсменов на соответствующую консультацию к специалисту. Более того, многие симптомы нарушений можно наблюдать только под влиянием эмоционального стресса, связанного с соревновательной деятельностью.

Случай из практики

В 1971 г. два спортивных «психолога», приглашенные на работу руководством клуба, с помощью серии тестов обследовали игроков профессиональной футбольной команды. Они проверили тестирование членов команды индивидуально на следующий день после очередной игры. Результаты тестирования были переданы тренеру и его помощникам и лишь вкратце и довольно поверхностно доведены до сведения самих игроков.

Поскольку цель, методы и задачи тестирования заранее не были объяснены, к исследованию в целом многие спортсмены отнеслись негативно и даже враждебно. Эта враждебность проявилась и у членов их семей, когда «психологи» провели специальный семинар для жен, на котором давались довольно бестактные советы «как управлять своими мужьями». Предлагаемые «психологами» способы были настолько поверхностны и смехотворны, что несколько ошеломленные жены, как и их мужья-спортсмены, лишь пожалели о зря потраченном времени.

В этой книге тренер не найдет готовых рецептов для решения всех проблем, с которыми ему приходится сталкиваться в повседневной работе со спортсменами. Например, если у вас в команде есть рыжеволосый юноша ростом в 6 футов (фут - 30,5 см), который дважды спотыкается по четвергам, приближаясь к планке, установленной на высоте 5 футов 10 дюймов (дюйм - 2,5 см), то вы не найдете какую-либо информацию на страницах этой книги, имеющую непосредственное отношение к этому спортсмену и данной конкретной ситуации! Однако, если вы внимательно ознакомитесь с содержанием книги, вы обнаружите, что существуют основополагающие принципы и ориентиры, которые можно учитывать и применять в только что приведенной ситуации. Например, в книге имеются данные о тревожности у спортсменов, о том, как она мешает их выступлениям и как ее преодолеть. Рассматриваются принципы переноса навыков, индивидуальный подход к спортсмену и другие вопросы. Например, «на - кого работает» спортивный психолог. Если бы вы были тренером, то как бы вы реагировали на психолога команды, который, снимая некоторую эмоциональную напряженность спортсмена, одновременно снижал бы и его агрессивность в игроваых ситуациях или влиял на него так, что спортсмен выступал бы в соревновании менее результативно?

В книге нет готовых и простых ответов на приведенные выше вопросы. Однако попытка обратить на них внимание читателя - уже шаг вперед.

Чтобы сделать книгу полезной с практической точки зрения, в большинстве глав сохраняется примерно одинаковая структура. В начале каждой главы предлагается небольшое введение, в котором излагаются основные принципы. Далее обсуждается, где это возможно, способ измерения рассматриваемой характеристики. Затем выдвигаются и формулируются различные принципы, используемые непосредственно в спорте. В ряде глав для иллюстрации некоторых положений приводятся примеры реальных случаев и наблюдений из практики. В книгу также включены описания отдельных характерных исследований. Каждая глава завершается резюме.

На отбор материала для книги, на его изложение и толкование повлиял ряд ошибок, допущенных в свое время автором. Может быть, выводы, которые сделал автор после обнаружения их, помогут читателю правильнее воспринимать содержание книги с учетом собственных установок.

1. Знание психологии спорта и спортсменов, а также социальных параметров спортивной деятельности никоим образом не может заменить прочных основ знаний по технике и тактике избранного вида спорта, а также методов тренировки. Применение на практике проверенных психологических и социологических принципов – полезное дополнение к той системе знаний и умений, которыми владеет тренер.

2. Разработка психологических тестов для изучения интеллекта, личностных и других особенностей спортсменов может проводиться только квалифицированными психологами. Они должны иметь психологическое образование и специализацию в медицинской или общей психологии (пройдя соответствующую подготовку в работе с используемыми тестами) или иметь ученую степень по психологии.

3. Спортсмен улучшит результативность своей деятельности, если условия среды будут благоприятствовать его эмоциональному и физическому состоянию. Кратковременное использование физических и психических возможностей спортсмена с помощью сомнительных медицинских или психологических «манипуляций» не принесет устойчивых положительных результатов.

4. Перед тем как приступить к опросу, спортсменам необходимо объяснить назначение психологического теста. Полученная при этом информация, особенно личностного плана, должна соблюдаться в строжайшей тайне в пределах, установленных спортсменом, тренером и психологом, проводящим обследование.

РЕЗЮМЕ

В большинстве разделов экспериментальной и медицинской психологии накоплен материал, который может быть полезен как спортсмену, так и тренеру. Исследования личностных особенностей спортсменов, изучение характера внутригруппового и межгруппового взаимодействия в малых и больших группах, так же как и изучение проблем двигательных навыков, внесли существенный вклад в наше понимание психологии спортсмена в условиях соревновательной борьбы. Более того, исследования состояния тревожности у спортсменов в условиях стресса, уровня возбуждения, мотивации и других вопросов позволили получить представление об эмоциональных характеристиках спортивной деятельности.

Психологические и социологические данные в спорте будут полезны тренеру только в той мере, в какой он сможет правильно воспринимать информацию и применять принципы, непосредственно относящиеся к его виду спорта, конкретной ситуации и к людям, с которыми ему приходится работать. Квалифицированный, компетентный психолог, профессионально владеющий своим мастерством, может помочь тренеру исследовать психосоциальные параметры его работы путем использования специально подобранных тестов и проведения тщательной клинико-консулътативной работы с отдельными спортсменами и командами.

Психологическая информация, тестирование и консультации не могут заменить тренеру прочных и глубоких знаний своего вида спорта. Они лишь служат полезным дополнением, расширяя его кругозор в смежной области знания.

Прежде чем подробно рассматривать различные аспекты занятий спортом, целесообразно специально остановиться на анализе спортивной деятельности, исходя из существующих классификаций. Некоторые из этих систем классификации были уже опубликованы западноевропейскими психологами, тогда как другие излагаются на страницах этой книги впервые.

Предлагаемые типологические характеристики не следует рассматривать как всеобъемлющие, в рамки которых можно поместить все виды спортивной деятельности. Они скорее представляют собой различные подходы к более углубленному ее анализу. Познакомившись с этой главой, вы сможете проанализировать наиболее интересующий вас вид спорта с точки зрения психологических и физических требований, предъявляемых к спортсмену. Проводя этот анализ, вы сможете более внимательно рассмотреть различные навыки и умения, а также ситуации, характерные для данного вида спорта. И, наконец, чтение этой главы будет для вас стимулом для более внимательного и конкретного подхода к спортсмену, теперь уже с учетом различных психологических требований, которые в той или иной мере предъявляются ему.

Поскольку цель настоящей главы объяснить, как можно воздействовать на спортивную деятельность с учетом психологических процессов, типичных для спорта, важно с самого начала остановиться на том, что представляют собой некоторые из этих процессов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.226.214 (0.011 с.)