Содержание книги

  1. Психология в современном спорте брайент дж. Кретти
  2. Раздел IV. Активация, агрессивность, тревожность
  3. Книга полезная и ученым, и практикам
  4. Член-корреспондент академии педагогических наук СССР, профессор В. В. Давыдов
  5. Профессор Б. Дж. Кретти (калифорния, лос-анджелес)
  6. Глава 2. Психологические требования в спорте
  7. Классификация спортивной деятельности
  8. Антиципация * движений соперника или партнера
  9. Типология спорта, разработанная в США
  10. Шкалы для оценки психологических стрессов в спорте
  11. Шкала оценки степени агрессивного поведения в спорте
  12. Социальная поддержка и стресс зрителей
  13. Характер социальной поддержки. Степень стресса зрителей. Тип стресса. Примеры
  14. Характер психологической поддержки, оказываемой спортсмену на соревновании
  15. Уровень стресса, связанного с фязнчееким усилием и точностью выполнения движений
  16. Раздел II. Формирование двигательных навыков и проведение эффективного тренировочного процесса
  17. Глава 3. Двигательная Деятельность и навыки
  18. Основные двигательные характеристики: время реакции и скорость движения
  19. Глава 4. Проведение эффективных тренировок
  20. Общие соображения о планировании тренировок
  21. Подбор эффективных упражнений
  22. Основные принципы проведения тренировок
  23. Проведение тренировок в индивидуальных видах спорта
  24. Командные виды спорта: некоторые рекомендации по проведению тренировок
  25. Резюме. Раздел III. Личность и спорт
  26. Глава 5. Личность и спорт: смысл и Измерение
  27. Методы изучения личности спортсмена
  28. Тесты для исследования черт личности
  29. Принципы личностного обследования спортсменов
  30. Резюме. Глава 6. Личность спортсмена
  31. Черты личности в спортивных группах
  32. Личностные изменения, связанные с занятиями спортом
  33. Личностные особенности спортсменов различной квалификации
  34. Перечень потребностей по Мюррею
  35. Шкала оценки условий эффективной тренировки
  36. Формирование поведения спортсменов посредством поощрений
  37. Мотивации, стимулирующие спортсмена
  38. Раздел IV. Активация, агрессивность, тревожность
  39. Глава 9. Агрессивность в спорте
  40. Cопоставление санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте
  41. Направления, Теории и причины агрессивности
  42. Глава 10. Активация (возбуждение)
  43. Основные результаты исследований
  44. Активация в спорте. Данные экспериментальных исследований
  45. Методы регуляции уровня возбуждения у спортсменов
  46. Тревожность и результативность деятельности
  47. Раздел V. Социальные параметры в спорте
  48. Глава 12. Социальные факторы в спорте
  49. Социальный статус и мобильность
  50. Национальные условия и забота о спортсменах высокого класса


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы проведения тренировок



Целый ряд важных принципов, вытекающих из психологических и социологических исследований, применим непосредственно к тренировочному процессу. Тренера интересуют в основном три важные вещи: интенсивность, с которой работают спортсмены, качество их деятельности и общая продолжительность всей тренировки (с соответствующим количеством времени на упражнения, взаимодействия и развитие необходимых качеств). Как видно из содержания книги, отдельные главы специально посвящены рассмотрению вопросов мотивации и активации. Поэтому здесь, по-видимому, целесообразно выделить лишь общие принципы и ориентиры для проведения тренировок психологически обоснованными способами.

С психологической (если не с физиологической) точки зрения перед напряженной работой целесообразно проведение разминки. Исследования влияния разминки на последующую деятельность свидетельствуют о разноречивости полученных результатов. И действительно, трудно определить, есть ли какая-либо реальная физическая необходимость разминки перед различными видами спортивной деятельности. Однако специальная разминка может вызвать положительные психологические эффекты. Исследованиями показано, что спортсменам, которые верят в необходимость разминки, она действительно приносит большую пользу. Разминка представляет собой также один из способов своеобразного объединения игроков команды, а иногда, особенно при активной работе с голосовым сопровождением, она может выступить и как способ психологического воздействия на соперника.

Тренировка должна быть хорошо организована и проходить в деловой, рабочей обстановке. Каждый член команды должен чувствовать, что тренер знает, о чем говорит, и может сосредоточиться на самом важном в данный момент, а не искать и придумывать, что делать дальше или как это делать.

Тренер должен обращать внимание на общий темп и ритм тренировки. Как отмечалось ранее, период разминки обеспечивает психологическую акклиматизацию к тренировке. После этого в большинстве тренировок происходит нарастание интенсивности, а затем период «остывания», за которым могут следовать упражнения для развития определенных качеств. Хотя традиционно на уроках по физическому воспитанию и на тренировках общеразвивающие упражнения, как правило, проводятся в самом начале, подобная практика является ошибочной с различных точек зрения. Чтобы быть действительно продуктивными и вызвать соответствующие изменения в организме, упражнения предполагают известную перегрузку, напряжение и должны, следовательно, вызывать у спортсменов мышечную или сердечно-сосудистую усталость. Если такие действительно общеразвивающие упражнения выполнять до каких-то специально планируемых в тренировке упражнений, то маловероятно, что спортсмену удастся их хорошо освоить.

Следовательно, нагрузку общеразвивающего характера целесообразно давать в конце тренировки. При этом необходимо соблюдать осторожность, поскольку данные экспериментальных исследований, выполненных на животных и людях, показывают, что интенсивные физические упражнения после выполнения сложных интеллектуальных задач могут ухудшить способность удерживать в памяти данное умственное действие. После объяснений сложных упражнений или командных взаимодействий следует специально выделять некоторое время (может быть, интервал, во время которого тренер подводит итоги работы или делает общие замечания и оценки), когда игроки находятся в относительно спокойном состоянии. Этот прием позволяет новым и нередко сложным идеям и мыслям об игре или деятельности постепенно «внедриться» в нервную систему.

Во время тренировок следует разумно и своевременно применять всевозможные виды поощрений и наказаний. Тренер должен учитывать, что его воспитанники постоянно «читают» его мимику, жесты и просто позы во время тренировки. Спортсмены пытаются их интерпретировать во всех случаях - и когда тренер их хвалит, и когда делает замечания. Тренер, как и родители, может не достичь положительного или отрицательного эффекта похвалы или неодобрения, если будет пользоваться ими слишком часто. Спортсмены будут постоянно ждать от него, например, замечаний и никогда точно не будут уверены в том, как они выполняют упражнение. Тренер может превратиться в посмешище, если будет постоянно обращаться к своим игрокам с зажигательными речами., В главе 8 более подробно рассматриваются вопросы о том, как поведение тренера может влиять на деятельность спортсменов во время тренировок.

Совершенствование и рост достижений спортсмена будут зависеть от того, насколько часто во время тренировки на него обращают внимание и насколько часто он получает информацию о своих ошибках и успехах. Во время тренировки тренер должен быть очень внимателен, исправлять ошибки спортсменов по мере их появления и не допускать их закрепления. Иногда тренер может даже остановить спортсмена и предложить ему неправильно выполнить упражнение с тем, чтобы тот лучше прочувствовал, чего ему следует избегать.

Спортсмены обычно не нуждаются в постоянных указаниях или похвале непосредственно во время работы, и им это, как правило, не помогает. Им нужен прежде всего профессиональный, умный и конструктивный совет в критический момент тренировки, особенно в начале сезона, когда еще только формируются и начинают совершенствоваться важные навыки и умения.

Завершение реальной тренировки не должно означать прекращения умственной работы. Интеллектуальная и словесная информация, которая является частью многих спортивных тренировок, лучше всего удерживается, если после сообщения этой информации предусматривается некоторое время для повторения и освоения ее. Если тренировка или ее часть заканчиваются без такой словесно-интеллектуальной оценки, резюме проделанного, то она становится менее эффективной. Спортсменов на всех уровнях их квалификации следует обучать как думающих, сознательных людей, а не как роботов. Если есть возможность, желательно практиковать совместный просмотр видеозаписей или кинокольцовок. После окончания тренировки ее оценивают тренер или его помощники.

Планирование последующих тренировок должно начинаться сразу же после завершения тренировки. Оценка достигнутого и того, что еще предстоит сделать, а также выявление индивидуальных различий в результате проделанной на конкретной тренировке работы поможет сделать последующие тренировки еще более эффективными.

Изложенные выше принципы поведения тренера, подбора упражнений и планирования тренировок пригодны для большинства видов спорта. Однако при работе со спортсменами в индивидуальных видах спорта, таких, как легкая атлетика или гимнастика, нужно учитывать специфические правила и положения. Более того, для командных видов спорта целесообразны другие психологические принципы и подходы. Ниже будут кратко рассмотрены способы проведения тренировок в этих двух видах спортивной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.175 (0.008 с.)