Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национальные условия и забота о спортсменах высокого классаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
За последние десятилетия в различных странах предпринимались официальные и неофициальные попытки подготовить в тех или иных видах спорта спортсменов высокого класса. Подобного рода тенденция особенно заметна перед олимпийскими играми и становится с течением времени все более явной. Для формирования спортсменов международного класса могут использоваться различные подходы, включая и концентрирование усилий на подготовке спортсменов в видах спорта, не пользующихся популярностью на мировой арене. Однако более вероятно, что успех на международной арене зависит прежде всего от числа высококвалифицированных участников в данном виде спорта, что, в свою очередь, зависит от таких факторов, как материальное обеспечение занятий спортом, существующий интерес к спорту в стране и климатические условия. Например, спортсмены Скандинавских стран успешно выступают в соревнованиях по лыжам, большое число катков в Голландии способствует высоким результатам, которые показывают их конькобежцы на короткие и длинные дистанции. Плавательные бассейны и гимнастические залы в США позволяют подготовить пловцов высокого класса и баскетболистов, а хоккеисты появляются там, где этот вид спорта пользуется достаточным статусом и где есть условия для занятий. На проходившей в Канаде национальной конференции тренеров выступил Мирослав Ванек из Чехословакии, который попытался сопоставить качество выступлений на международном уровне в различных видах спорта с числом спортсменов и характером интереса, проявляемого к видам спорта в определенных странах*. По мнению Ванека, спрос и предложение на спортсменов высокого класса в конкретном обществе и в определенных видах спорта можно объяснить с помощью диаграмм, имеющих вид треугольников. Например, если в стране имеется большое число спортсменов высокого и среднего уровня в данном виде спорта и наверху этой пирамиды имеются участники международного класса, то фигура будет иметь следующий вид. * Обычно в качестве примера приводят характер эмоционального отношения к спорту в стране, а также величину затрат, которые выделяют на развитие материальной и технической базы. Видна широкая опора с верхней частью, в которую входят высококвалифицированные спортсмены, например пловцы и баскетболисты США, гимнасты Советского Союза, Восточной Европы и Японии, лыжники Франции, Норвегии, Швеции и Финляндии, пловцы Австралии, футболисты южно-европейских стран. Все эти спортсмены могут выступать в качестве подтверждения приведенной выше схемы. И действительно, она является оптимальным вариантом: лучшие достигают вершины, есть возможность широкого выбора, а сам вид спорта понимают и поддерживают многочисленные спортсмены более низкого уровня мастерства. Вторая модель представляет собой пирамиду с усеченной вершиной. В ней есть широкая основа из средних и несколько лучше, чем средние, спортсменов, но в ней отсутствуют спортсмены высокого класса. Этот недостаток иногда объясняют отсутствием условий для занятий, плохими методами тренировки и неадекватной подготовкой. В стране с такой моделью обычно есть много любителей спорта, которые с удовольствием им занимаются, но скорее в реакреационном, а не в соревновательном плане. Ванек как пример отсутствия спортивной элиты привел лыжный спорт в Чехословакии. Аналогичная ситуация сложилась в лыжном спорте и в Соединенных Штатах. Третья модель Ванека иллюстрируется пирамидой, у которой отсутствует основание. Иными словами, в стране предпринимаются меры для того, чтобы иметь несколько спортсменов высокого класса, для которых создаются отличные и дорогостоящие условия подготовки, без массового развития спорта, как в первых двух случаях. В качестве примера такой «пирамиды без основания» Ванек привел прыгунов в воду в Канаде и конькобежцев в США. Возможно, что при наличии группы спортсменов высокого класса начнет появляться и основа. Успехи небольшой группы спортсменов могут вызвать интерес к данному виду спорта, что, в свою очередь, будет способствовать его массовому развитию и, в конце концов, приведет к образованию полной пирамиды (пример 1), в которой широкая основа поддерживает спортсменов высокого класса. Ванек считает, что его последняя (четвертая) модель является наиболее эффективной, если задача заключается в достижении высоких спортивных результатов. В этом случае есть прежде всего широкая база, из которой можно выбрать тех, кому в дальнейшем создаются специальные условия для подготовки. Выдающиеся достижения в олимпийских играх обычно бывают связаны именно с такой ситуацией. Дополнительно к четырем схемам Ванека я хотел бы добавить еще две. Очевидно, что с качественной (содержательной) стороны идеи Ванека не только интересны, но и справедливы. Однако с количественной стороны, по-видимому, можно провести другое сопоставление. Ниже показаны две пирамиды, которые иллюстрируют ситуацию, складывающуюся, когда две страны, неравные по своему размеру и возможностям, пытаются соревноваться одна с другой на международной арене. В более крупной стране (справа) спортсмены высокого класса формируются из более широкой основы массового спорта. Более того, эти спортсмены будут, по-видимому, не только выше по уровню физической подготовленности, но и эмоционально более устойчивыми. В ходе подготовки менее способные физически и эмоционально отсеиваются. Однако еще большее количество физически одаренных участников может появиться, если для спортсменов с эмоциональными психологическими проблемами (или без них) создать соответствующие условия, особенно когда необходимость в этом возникает еще при выступлениях спортсменов среднего уровня.
Эти схемы, как и предложенные Ванеком, имеют отношение не только к усилиям какой-либо страны, но и к стремлению воспитать спортсменов высокого класса в определенном штате, районе и даже школе. Например, от характера работы по физическому воспитанию в школе зависит появление или, наоборот, отсутствие хороших спортсменов в школьной команде. Далее чрезвычайно важно количественно сравнить усилия малых стран и более крупных, где имеется больше материальных и человеческих ресурсов. В стране с меньшим количеством населения, при прочих равных условиях (а это бывает редко), вероятнее всего, будет меньше спортсменов высокого класса, чем в стране с большим количеством населения. Следовательно, если меньшие страны не предпримут специальных мер, то либо они не смогут успешно соперничать с более крупными странами, либо их будут представлять спортсмены с менее устойчивой психологической структурой личности, которым потребуется специальное внимание во время и после соревнований. Однако, если и в крупных странах будут осуществлены специальные мероприятия для обеспечения физического и психологического здоровья спортсменов среднего и высокого уровня, они также добьются высоких результатов, как показано ниже.
Отсутствие должного внимания к этим вопросам в Соединенных Штатах, возможно, сказывается на результатах выступлений в международных соревнованиях, особенно в последние годы. Возникает только что описанная ситуация - представители малых стран или стран, где предпринимаются специальные меры для работы со спортсменами, добиваются более высоких результатов*. * Читателю предлагается, исходя из его личных взглядов и мировоззрения, решить, в какой мере оправданным является специальный акцент на подготовке спортсменов высокого класса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.252.21 (0.012 с.) |