Содержание книги

  1. Проведение тренировок в индивидуальных видах спорта
  2. Командные виды спорта: некоторые рекомендации по проведению тренировок
  3. Резюме. Раздел III. Личность и спорт
  4. Глава 5. Личность и спорт: смысл и Измерение
  5. Методы изучения личности спортсмена
  6. Тесты для исследования черт личности
  7. Принципы личностного обследования спортсменов
  8. Резюме. Глава 6. Личность спортсмена
  9. Черты личности в спортивных группах
  10. Личностные изменения, связанные с занятиями спортом
  11. Личностные особенности спортсменов различной квалификации
  12. Перечень потребностей по Мюррею
  13. Шкала оценки условий эффективной тренировки
  14. Формирование поведения спортсменов посредством поощрений
  15. Мотивации, стимулирующие спортсмена
  16. Раздел IV. Активация, агрессивность, тревожность
  17. Глава 9. Агрессивность в спорте
  18. Cопоставление санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте
  19. Направления, Теории и причины агрессивности
  20. Глава 10. Активация (возбуждение)
  21. Основные результаты исследований
  22. Активация в спорте. Данные экспериментальных исследований
  23. Методы регуляции уровня возбуждения у спортсменов
  24. Тревожность и результативность деятельности
  25. Раздел V. Социальные параметры в спорте
  26. Глава 12. Социальные факторы в спорте
  27. Социальный статус и мобильность
  28. Национальные условия и забота о спортсменах высокого класса
  29. Рекомендации тренерам. Резюме. Глава 13. Лидерство в спорте
  30. Лидер, ориентированный на задачу
  31. Лидер, ориентированный на группу
  32. Восприятие спортсменами тренера как лидера
  33. Таблица 2:реакции спортсменов на Деятельность тренера в (%)
  34. Глава 14. Зрители и болельщики
  35. Зрители и их влияние на выполнение двигательных задач
  36. Изменение характера двигательных навыков под воздействие реакции зрителей
  37. Отрицательное влияние присутствия зрителей
  38. Глава 15. Групповое взаимодействие в командах
  39. Умеренно структурированное членство
  40. Схема примерной Классификации спортивных команд по типу взаимодействия между их членами (от невзаимосвязанной до взаимосвязанной деятельности)
  41. Уровень притязаний и Потребности достижений в группе
  42. Распределение передач и успешность выступления команды
  43. Оценка групповой сплоченности
  44. Потребности в общении и достижении в группах
  45. Устойчивость группового членства, коммуникация и размер группы
  46. Внутригрупповое и межгрупповое соревнование
  47. Физическое взаимодействие в спортивных командах
  48. Глава 16. Направления будущих исследований
  49. Неврологические основы двигательных навыков
  50. Частичный перечень возможных факторов по трем выделенным категориям


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зрители и их влияние на выполнение двигательных задач



Зрители отличаются друг от друга не только по характеру реакций на различных спортивных соревнованиях. Это, кроме того, и люди различных типов с самым разным отношением к соревнованиям. Спортсмена может интересовать или совсем не интересовать то, что они думают о его выступлении. Однако различная аудитория будет по-разному влиять (воздействовать) на эмоциональное состояние спортсмена и, следовательно, на успешность его выступления.

Зрителей можно классифицировать (расположить) в зависимости от их отношения к спортсмену (сопереживания), их явных реакций, а также от психологической близости, которая может быть между ними и спортсменом. Если зрителей разместить по шкале, то их типология будет такой:

Зрители, состоящие из значимых для спортсмена людей, реагируют положительно
Зрители реагируют положительно, но незнакомы спортсмену
Зрители пассивно наблюдают за деятельностью спортсмена без каких-либо реакций в его адрес
Зрители не проявляют выраженного интереса к деятельности спортсмена
Зрители реагируют отрицательно на деятельность спортсмена.

К сожалению, имеется относительно немного данных о том, как различные типы зрителей влияют на деятельность отдельных спортсменов или команд. К тому же исследования проводились в лабораторных условиях, и в них решались довольно специфические задачи при ограниченном выборе испытуемых. Во всяком случае, большинство этих исследований подтверждает примерно то, что можно было бы предположить чисто интуитивно.

Например, Лэрд установил, что деятельность испытуемых существенно нарушалась, когда им мешали и всячески их отвлекали (шумели, дразнили). Ситуация была более неприятна, чем можно было ожидать, поскольку в качестве зрителей выступали наиболее авторитетные члены студенческой общины, тогда как сами спортсмены были только что приняты в общину.

Исследовалось также влияние присутствия зрителей противоположного пола на успешность выполнения физической или умственной работы. Оказалось, что деятельность индивида стимулирует не просто присутствие представителя противоположного пола. Влияния эти, как правило, более выражены, когда работу выполняют представители мужского пола в присутствии зрителей-женщин, по сравнению с обратной ситуацией.

Исследования показали, что даже дистанция от наблюдателя до испытуемого влияет на эмоциональные реакции последнего. Более того, важно, где именно находится наблюдатель - сбоку, сзади или непосредственно перед участником.

Мне не удалось обнаружить исследований, в которых бы периодически изучалось влияние количества присутствующих зрителей на деятельность. Можно предположить, однако, что возбуждение испытуемых увеличивается по мере увеличения количества зрителей до определенного предела, выше которого уже не происходит существенных изменений в уровне его активации или эмоционального возбуждения.

В ряде исследований было установлено, что существенные изменения в деятельности испытуемых могут быть связаны с его отношением к наблюдателю. В одном исследовании, например, было обнаружено, что дети значительно лучше выполняли задачу в присутствии «неприятного» им человека по сравнению с ситуацией, когда зрителем был «друг». Автор делает предположение, что испытуемые, по-видимому, стремились показать, что они могли выполнить задачу, хотя зрители им были несимпатичны. Как уже указывалось в главе, посвященной агрессии, в присутствии враждебно настроенных зрителей приезжая команда обычно ведет себя агрессивнее (допускает больше нарушений). В последнем случае автор высказал предположение, что команда неосознанно проявляла агрессивность не только против команды соперника, но и против болельщиков.

Возраст и влияние зрителей

Младенец начинает осознавать присутствие людей, реагируя уже на втором месяце жизни на улыбку своих родителей. Благоприятные влияния родителей, братьев и сестер формируют его дальнейшее поведение, его потребность в познании окружающего и, вероятно, активность и успешность его попыток в решении двигательных задач.

Характер ухода за ребенком и особенности общения родителей с ним могут повлиять на способы реагирования уже взрослого спортсмена при его контактах и во время выступлений в присутствии зрителей. Пайвио, исследуя влияние способов ухода за ребенком на чувствительность к зрителям, высказал предположение, что родители, и особенно матери, игнорирующие успех и наказывающие за неудачи, скорее всего формируют у своих детей высокую тревожность*.

* Значение матери в спортивных достижениях ребенка нередко недооценивается. Несколько лет назад в исследованиях, проведенных в Калифорнийском университете, мы получали подробные данные о первокурсниках, опрашивая их непосредственно перед контрольными заплывами и выясняя, занимались ли они ранее плаванием и умеют ли плавать их мать, отец и т. д. Уже после небольшого практического опыта мы сразу же были готовы воспользоваться спасательным кругом или багром и оказать помощь тому абитуриенту, у которого мать не умела плавать. И действительно, в большинстве случаев таким испытуемым, как правило, нужна была помощь, как только они достигали глубокой части бассейна.

Однако данные, полученные одним польским исследователем, указывают, что социальная среда в первые годы жизни не стимулирует ребенка к более активной работе, большему старанию и не улучшает его деятельности. Обычно у него повышается мышечный тонус, напряжение и другие характеристики активации организма под воздействием социальных стимулов (присутствие или действия других людей), однако деятельность редко заметно улучшается под влиянием повышенного эмоционального возбуждения. В дошкольном и младшем школьном возрасте на детей уже существенно влияет убеждение и присутствие зрителей. Замечания и указания в адрес 6 - 12-летнего ребенка действуют на него, и он более активно выполняет задачи. Похвала и поощрение улучшают деятельность. Ребенок часто буквально «выворачивается наизнанку», стараясь заслужить одобрение приятных, а иногда и неприятных ему сверстников.

В подростковом и в начале юношеского возраста большее внимание индивид уделяет собственному интересу и ценности самой задачи, нежели тому, что ему говорит внешний наблюдатель. Он может рефлективно и не реагировать на присутствие зрителей, как это бывало год или два назад. Однако присутствие зрителей будет повышать уровень его возбуждения (особенно если приходится выполнять незнакомую или только что освоенную задачу) и может оказать как положительный, так и отрицательный эффект.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.119.106 (0.008 с.)