Содержание книги

  1. Шкала оценки степени агрессивного поведения в спорте
  2. Социальная поддержка и стресс зрителей
  3. Характер социальной поддержки. Степень стресса зрителей. Тип стресса. Примеры
  4. Характер психологической поддержки, оказываемой спортсмену на соревновании
  5. Уровень стресса, связанного с фязнчееким усилием и точностью выполнения движений
  6. Раздел II. Формирование двигательных навыков и проведение эффективного тренировочного процесса
  7. Глава 3. Двигательная Деятельность и навыки
  8. Основные двигательные характеристики: время реакции и скорость движения
  9. Глава 4. Проведение эффективных тренировок
  10. Общие соображения о планировании тренировок
  11. Подбор эффективных упражнений
  12. Основные принципы проведения тренировок
  13. Проведение тренировок в индивидуальных видах спорта
  14. Командные виды спорта: некоторые рекомендации по проведению тренировок
  15. Резюме. Раздел III. Личность и спорт
  16. Глава 5. Личность и спорт: смысл и Измерение
  17. Методы изучения личности спортсмена
  18. Тесты для исследования черт личности
  19. Принципы личностного обследования спортсменов
  20. Резюме. Глава 6. Личность спортсмена
  21. Черты личности в спортивных группах
  22. Личностные изменения, связанные с занятиями спортом
  23. Личностные особенности спортсменов различной квалификации
  24. Перечень потребностей по Мюррею
  25. Шкала оценки условий эффективной тренировки
  26. Формирование поведения спортсменов посредством поощрений
  27. Мотивации, стимулирующие спортсмена
  28. Раздел IV. Активация, агрессивность, тревожность
  29. Глава 9. Агрессивность в спорте
  30. Cопоставление санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте
  31. Направления, Теории и причины агрессивности
  32. Глава 10. Активация (возбуждение)
  33. Основные результаты исследований
  34. Активация в спорте. Данные экспериментальных исследований
  35. Методы регуляции уровня возбуждения у спортсменов
  36. Тревожность и результативность деятельности
  37. Раздел V. Социальные параметры в спорте
  38. Глава 12. Социальные факторы в спорте
  39. Социальный статус и мобильность
  40. Национальные условия и забота о спортсменах высокого класса
  41. Рекомендации тренерам. Резюме. Глава 13. Лидерство в спорте
  42. Лидер, ориентированный на задачу
  43. Лидер, ориентированный на группу
  44. Восприятие спортсменами тренера как лидера
  45. Таблица 2:реакции спортсменов на Деятельность тренера в (%)
  46. Глава 14. Зрители и болельщики
  47. Зрители и их влияние на выполнение двигательных задач
  48. Изменение характера двигательных навыков под воздействие реакции зрителей
  49. Отрицательное влияние присутствия зрителей
  50. Глава 15. Групповое взаимодействие в командах


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование поведения спортсменов посредством поощрений



Вопросы теста

Мало помогают

Помогают

Очень помогают

1. Соревнование с товарищем по команде

1 2 3

4 5 6 7

8 9 10

2. Частые указания по технике выполнения элементов

1 2 3

4 5 6 7

8 9 10

3. Возможность активно тренироваться

1 2 3

4 5 6 7

8 9 10

4. Информация о характере интенсивности предполагаемой тренировки (до ее начала)

1 2 3

4 5 6 7

8 9 10

5. Соревнование с самим собой (учитываются результаты прошлых соревнований и тренировок)

1 2 3

4 5 6 7

8 9 10

6. Киносъемка и другие наглядные пособия

1 2 3

4 5 6 7

8 9 10

7. Установка, стимуляция тренера и его помощников

1 2 3

4 5 6 7

8 9 10

8. Поддержка и похвала товарищей по команде

1 2 3

4 5 6 7

8 9 10

9. Личная поддержка и внимание тренера

1 2 3

4 5 6 7

8 9 10

10. Другие вопросы (укажите, что именно)

 

 

 

Опросник такого типа можно составить таким образом, что он будет соответствовать особенностям условий тренировки в определенном виде спорта или в команде, где его предполагается использовать, т. е. в него можно включить вопросы, касающиеся взаимодействия игроков, их участия в упражнениях и пр. Не исключено, что более откровенное мнение спортсменов можно получить при анонимном заполнении опросника. Иногда спортсмены не хотят быть полностью откровенны с руководством (тренером), которое может их наказать или поощрить.

После того как будет проведен опрос членов команды, полученную информацию можно использовать следующим образом:

1. Вычисляется сравнительная значимость каждого фактора. При необходимости в тренировочный процесс вносятся соответствующие коррективы.

2. Прежде чем анализировать средние показатели ответов спортсменов, тренер может сам попробовать предсказать, как, по его мнению, спортсмены оценят каждый из предложенных вопросов. В результате сопоставления оценок тренера с действительными ответами спортсменов получают индекс чувствительности тренера, дающий представление о том, насколько мнение тренера совпадает с установ ками большинства членов команды.

Этот метод, однако, имеет и определенные недостатки. Например, ответы спортсменов могут быть связаны с временными переживаниями и обстоятельствами, скажем неудачной тренировкой или плохим самочувствием. Однако такой метод позволяет также найти пути повышения эффективности тренировки. Можно указать и на другие преимущества этого метода. Спортсмены начинают размышлять над построением тренировочных занятий, принимают активное участие в планировании и управлении своей тренировочной работой. Такая демократичность тренера может стимулировать спортсменов к более внимательному анализу содержания тренировок, к попытке понять смысл предлагаемых режимов и способствовать более активной работе в ситуациях, позволяющих проявить самостоятельность.

Многие ученые, изучающие психологические характеристики спортивной деятельности, выступали сторонниками различных методов модификации поведения, или так называемой «управляемой тренировки», в основе которой лежат принципы, впервые сформулированные Терстоуном.

В общих чертах эти ученые предложили оперативный подход к управлению усилиями спортсменов и формированию их поведения. Применение принципов модификации поведения к условиям спортивной деятельности требует от тренера не только знаний, но и особого чутья. Он должен уметь сознательно управлять своим поведением и регулировать специфические положительные и отрицательные влияния в спорте.

Модификация поведения может проводиться одновременно в двух направлениях или поочередно в каждом. Во-первых, тренер может изменить характер выполнения спортсменом определенного сложного навыка, систематически применяя поощрение или наказание. Во-вторых, тренер может изменить отношения спортсмена к тренировочной деятельности или соревновательной ситуации.

Для успешного изменения деятельности спортсмена необходимо соблюдение следующих условий:

1. Тренер должен конкретно определить, что он хочет изменить в поведении спортсмена и что следует предпринять, чтобы добиться этих изменений.

2. Тренеру следует решить вопросы: какое поведение и какие условия тренировки действуют положительно на спортсменов и на каких? Достаточно ли для некоторых только его похвалы? Следует ли вводить систему учета? Для кого будет достаточным получить лишь звездочки на шлемы в качестве поощрения после выигрыша важной игры?

Когда эти два условия будут выполнены, тренер сможет действовать целенаправленно, успешно решая поставленные задачи. При этом в зависимости от обстоятельств он может иногда поощрять спортсмена или наказывать, если его поведение и действия не будут соответствовать желаемой модели.

Рашэлл показывает, как можно изменить технику плавания баттерфляем у пловца, соблюдая приведенные условия. Например, у спортсмена было обнаружено но крайней мере семь ошибок и технике выполнения гребка: кисти рук входили в воду слишком близко одна от другой, не было достаточной тяги руками в конце гребка (назад), пловец запаздывал с дыханием, плечи и бедра колебались больше, чем нужно, и т. д. Тренер решил начать с исправления только одного элемента. Прежде чем приступить к работе, он определил, какой новый элемент техники должен заменить старый (постановка рук). Затем было решено, что данный пловец относится к спортсменам высокого класса и поэтому не нуждается в каких-либо внешних стимулах при работе над совершенствованием гребка. Само по себе правильное и быстрое проплывание дистанции, а следовательно, и возможность улучшения результата благодаря более эффективной технике гребка уже представляли достаточный стимул. Поэтому во время тренировки пловцу подавали световой сигнал, когда он допускал прежнюю ошибку при выполнении гребка руками, обращая его внимание на необходимость следить за правильной техникой гребка. Итак, вначале была решена проблема ширины постановки рук при входе кистей в воду. Когда во время проплывания дистанции зажигалась сигнальная лампочка, спортсмен знал, что его гребок не соответствовал новому, измененному варианту техники. После того как этот элемент гребка был исправлен, приступили к работе над следующим элементом и т. д., пока техника плавания не изменилась в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.189 (0.007 с.)