Содержание книги

  1. Антиципация * движений соперника или партнера
  2. Типология спорта, разработанная в США
  3. Шкалы для оценки психологических стрессов в спорте
  4. Шкала оценки степени агрессивного поведения в спорте
  5. Социальная поддержка и стресс зрителей
  6. Характер социальной поддержки. Степень стресса зрителей. Тип стресса. Примеры
  7. Характер психологической поддержки, оказываемой спортсмену на соревновании
  8. Уровень стресса, связанного с фязнчееким усилием и точностью выполнения движений
  9. Раздел II. Формирование двигательных навыков и проведение эффективного тренировочного процесса
  10. Глава 3. Двигательная Деятельность и навыки
  11. Основные двигательные характеристики: время реакции и скорость движения
  12. Глава 4. Проведение эффективных тренировок
  13. Общие соображения о планировании тренировок
  14. Подбор эффективных упражнений
  15. Основные принципы проведения тренировок
  16. Проведение тренировок в индивидуальных видах спорта
  17. Командные виды спорта: некоторые рекомендации по проведению тренировок
  18. Резюме. Раздел III. Личность и спорт
  19. Глава 5. Личность и спорт: смысл и Измерение
  20. Методы изучения личности спортсмена
  21. Тесты для исследования черт личности
  22. Принципы личностного обследования спортсменов
  23. Резюме. Глава 6. Личность спортсмена
  24. Черты личности в спортивных группах
  25. Личностные изменения, связанные с занятиями спортом
  26. Личностные особенности спортсменов различной квалификации
  27. Перечень потребностей по Мюррею
  28. Шкала оценки условий эффективной тренировки
  29. Формирование поведения спортсменов посредством поощрений
  30. Мотивации, стимулирующие спортсмена
  31. Раздел IV. Активация, агрессивность, тревожность
  32. Глава 9. Агрессивность в спорте
  33. Cопоставление санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте
  34. Направления, Теории и причины агрессивности
  35. Глава 10. Активация (возбуждение)
  36. Основные результаты исследований
  37. Активация в спорте. Данные экспериментальных исследований
  38. Методы регуляции уровня возбуждения у спортсменов
  39. Тревожность и результативность деятельности
  40. Раздел V. Социальные параметры в спорте
  41. Глава 12. Социальные факторы в спорте
  42. Социальный статус и мобильность
  43. Национальные условия и забота о спортсменах высокого класса
  44. Рекомендации тренерам. Резюме. Глава 13. Лидерство в спорте
  45. Лидер, ориентированный на задачу
  46. Лидер, ориентированный на группу
  47. Восприятие спортсменами тренера как лидера
  48. Таблица 2:реакции спортсменов на Деятельность тренера в (%)
  49. Глава 14. Зрители и болельщики
  50. Зрители и их влияние на выполнение двигательных задач


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностные особенности спортсменов различной квалификации



Результаты исследований, в которых сопоставлялись личностные особенности неуспешно, средне и успешно выступающих спортсменов, трудно оценить из-за большой разнородности и недостаточной репрезентативности выборки испытуемых. В большинстве случаев между группами спортсменов с различными возможностями и уровнем показанного результата, как правило, обнаруживались лишь небольшие различия.

Кнолланд и Петерсон с помощью 16-факторного теста Кэттелла обследовали игроков пяти успешно выступавших и пяти неудачно выступавших футбольных команд. Было установлено, что в выигрывающих командах игроки были увереннее в себе, лучше владели собой и успешнее выполняли задания на абстрактное мышление. Кроме того, они были спокойнее и более склонны к риску. Однако Рашэлл, используя ту же методику, не обнаружил существенных различий между успешно и неуспешно выступающими членами одной и той же команды. В выборке из 338 пловцов штата Индиана ему также не удалось выявить личностных различий среди спортсменов, показывающих высокие и низкие результаты.

Часто не удается выявить личностных различий между спортсменами и неспортсменами лишь потому, что последние нередко являются физически активными людьми, которые просто по тем или иным причинам не занимаются организованным спортом. В 1971 г. Флетчер в результате обследования 950 испытуемых с помощью шкалы Эдвардса не обнаружил достоверных различий в личностных особенностях спортсменов и неспортсменов.

Достаточно продуктивными могли бы быть сравнительные исследования изменения личностных особенностей в течение сезона, например, у игроков основного состава и запасных, а также у неудачно и успешно выступающих спортсменов. По данным некоторых наблюдений, психическое состояние и установки первых претерпевает довольно серьезные изменения, особенно во время треволнений на скамье для запасных, однако объективных данных, подтверждающих это, пока очень мало.

Также небезынтересно было бы выяснить характер личностных изменений, которые происходят у спортсменов во время выступлений на соревнованиях более высокого или, наоборот, более низкого уровня. Клинические наблюдения, особенно в работах Бейссера, показывают, что прекращение активных выступлений спортсмена на высоком уровне может нередко сопровождаться довольно серьезными нарушениями в структуре его личности. По-видимому, получение объективных данных, которые подтверждали бы подобные изменения у спортсменов, не представит особых трудностей.

Как уже неоднократно подчеркивалось, имеющиеся данные о личности спортсмена несколько поверхностны и часто представляют весьма ограниченную практическую ценность. Различия между спортивными группами могут быть связаны с действием целого ряда факторов - возрастных, этнических, культурных, экономических, мотивационных. Большая часть информации, получаемой с помощью личностных тестов, при условии ее правильной интерпретации компетентными и профессиональными психологами может принести ощутимую пользу прежде всего отдельному спортсмену (спортсменам), чем всей команде в целом. Например, у тренера могут возникнуть трудности в работе со спортсменами, у которых наряду с выраженной самостоятельностью и высокой самоуверенностью обнаруживается недостаточная самокритичность. Такие спортсмены не всегда прислушиваются к советам тренера. Своевременная информация о таких спортсменах, получаемая с помощью личностных тестов, может помочь предупредить появление межличностных конфликтов, помочь взаимодействию тренера со спортсменом.

Однако спортсменов, как и всех людей, невозможно «разложить по полочкам» на основании каких-то ведущих черт личности. Поскольку в большинстве имеющихся шкал предполагается не только оценка широкого диапазона качеств, но и различной степени выраженности каждой черты, то количество личностных профилей у членов достаточно большой команды может быть практически бесконечным.

Таким образом, непосвященные могут впасть в заблуждение, если будут делать какие-либо выводы о личности спортсмена на основании только одного качества или черты, не учитывая его общего личностного профиля. Например, высокотревожный спортсмен может успешно выступать и в условиях стресса, если включены его другие компенсаторные механизмы - потребность в достижении, эмоциональная устойчивость и т. п. Общий неблагоприятный личностный профиль спортсмена может быть скомпенсирован за счет его хороших физических данных, высокой мотивации к достижению или благодаря эмоциональной поддержке со стороны его тренера или товарищей по команде. Более того, его успех в этом случае тем не менее может быть достигнут, однако только ценой больших эмоциональных и личностных затрат и иногда в ущерб его психическому здоровью. В США каждый год многие спортсмены вынуждены покидать профессиональный спорт. При этом они публично заявляют, что у них был бы эмоциональный срыв, если бы они продолжали выступать и подвергаться действию соревновательного стресса. Возможно, что некоторых из этих преждевременных уходов можно было бы избежать, если бы этим спортсменам в самом начале их карьеры была оказана своевременная диагностическая и психотерапевтическая помощь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.134 (0.007 с.)