Восточные хурритские пантеоны, фигурирующие в мифах как его сестра. Тессуб, Хебат и
Содержание книги
- Божества Киззуватни, которым поклоняется королевская семья (3.2.2), и государственное, в котором
- Выбран местными богами, поклонение и обслуживание которых, следовательно, должно быть одним из
- Это была зитария, которой поклонялись как курсе - мешку. Это не. Совершенно ясно, как зитфиария,
- Лани; см. 3. 2. 4) и группа первобытных богов преисподней с месопотамским
- Династия, тутфкалия I, суппиулиума I и Мурсили II) в тринадцатом веке до Н. Э. 4 “ 2
- F.), вероятно, относится к более ранней редакции договора Джаясы со времен« Тутхи-
- Присутствовать в какой-то мере в лице правящего короля” 472.
- Отправлен как Тессуб из Халаба Хаттузы (3. 2. 6). Его алломорфами были бог бури
- Боги пантеона на сирийских печатях cyiinder, 5 имеют свои истоки в хуррийском-
- Тадубепа, несомненно, был связан с династическим культом.
- Кааба, а также в залпе после отвоевания северных территорий хатту-
- N. 46), “орел был связан с богом бури (тессубом), как он был связан с зевсом в
- Бог (CTH 617) включает также: богиню весны Калимму с эпитетом Мать,
- На стороне богов традиционного пантеона С. Катаха во главе. В мувате-
- Частью которого была замена курсов двух божеств в Хаттусе; старая
- Ff,, Йошида 1996: 207; Гарсия Трабасо - Гроддек 2005: 103; Тарача 2007b:
- Группа текстов свидетельствует о введении в царствование Тутбалии IV
- На восточных территориях лувии Тессуб затмил тархунта по значимости (см. 3. 2. 5),
- Один из ритуалов куватиаллы, куб 35. 45 II 25ff (старк 1985: 163) и куб 35. 4-3 II туф.
- Глиф - надписи первого тысячелетия до н. э. d94 Охотничий аспект
- Итак, Старые курсы сохранили свою божественность, и Некоторые из них, такие как зитария, продолжают-
- Эта богиня. Некоторые тексты предполагают ее связь с домашним очагом, и
- Ион в период империи. Достаточно вспомнить Илалиянти (палейские льяливантики)
- В Хаттусе выдающимися божествами пантеона были Тессуб и Хебат из Халаба
- Для Сувалы. кому поклонялись в городе Мардаман на севере Сирии, см. Швемер 2001:
- Восточные хурритские пантеоны, фигурирующие в мифах как его сестра. Тессуб, Хебат и
- Ифид в этой роли с истаром, распространившимся в Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры; она
- Потамиан Аллату, была богиней неубедительной. Тексты позднего периода Империи, в которых
- Роль в государственном культе хеттов; его храм стоял на акрополе Бююккале в хатту-
- Супруга бога Луны сина, которой поклонялись в Эбле уже в третьем тысячелетии Бо
- Von Brandenstein 1943; Jakob-Rost 1961; 1963; Carter 1962.
- Культовые церемонии в Аринне), фпувассанналлали и альхуитра, служащие Хувасу-
- Пьераллини — Попко 1998: 127f.
- Культ предков царской семьи, о котором свидетельствуют тексты; одно из таких святилищ деди-
- Казначейство в отношении культовых практик. 781 В царствование Туталии IV, в общей сложности 775 в-
- Фестиваль (есть) в Хаттусе”. 807 Некоторые из этих фестивалей принадлежали старому тра
- Независимое поклонение определенным богам Хаттузы и близлежащих городов было неподвластно
- Тахурпа, после чего он вернулся в столицу через нирфеанту и типпуву. На
- Новый тип царской молитвы периода Империи упоминается хеттским
- О вавилонских “заклинаниях умиротворения разгневанного бога” 830 автор одного из
- Молния ударила в арзаву. Он поразил апасу, город ухбазити (вероятно, эпе
- A: 41; Тарача 2000: 220. Сравните также намек на лунное предзнаменование в ритуале питтея,
- Одни (обычно абстрактные Идеи положительного или отрицательного значения) и передали их
- Умирают сильно хуррианизированные общины в Южной Анатолии и северной Сирии, это
- Помощь любых специализированных практиков. Такие заклинания могли быть выполнены
- Выделения тела, ногти, волосы и любой предмет, животное или статуэтка могли действовать как
- Ван Брок 1959; Гумой 1977: 52 дюйма; Хаас 1994а: 895 футов; Тарача 2000: 207 футов; Хаас 2003а: 40111,
- Разные авторы предполагают, что в этот период он начал постепенно превращаться в
- Компонент, душа (хеттский иста.нза(н)-, ЗИ). Душа была вместилищем рационального
- S48 О тени преисподней в индоевропейском фрадитлоне см. Пухвель 1989.
Сауска сформировала главную триаду в верованиях западных хурритов. Тем не менее,
Это изменение не было всеобщим во всех сирийских городах. В хурритских культах Уга-
Рит, как и в государственном пантеоне Миттани, Сауска оставалась верховной богиней и
Партнер Тессуба. 61 Она также сохранила свое видное положение в Алале, даже
664 Güterbock 1961a.
665 Культ Набарби (‘(Она) На войне 5), упоминаемой в древнейших текстах как Госпожа Навара/Нагара,
Засвидетельствовано уже за период Ur III, Guichard.1996 со ссылками. Gf, также Haas 1998 -
А.
Schwemer 2007b: 162ff.
Schwemer 2007b: 163. См. также выше, 3.1.1 с n, 238.
668 Ср., например, пантеон Хассува, засвидетельствованный в анналах Хаттусили I, КБо 10.1 обв. 37ff,:
Бог бури Армарука (=? Аммарик, Джебель Семан к западу от Алеппо, Арчи 1998b: 40f.), Шторм-
Бог Халаба, Аллатума, горы Адалур, Лихири, два серебряных здания (бога Бури?) и 13 stafcuett.es
(других божеств) гоида и серебра. Также упоминается Хебат, которую называют дочерью
Аллатум (КБо 10.1 обв.] 43f.). См. теперь Devecchi 2005: 46ff.; ср. также де Мартино 2003: 54ff. с
список литературы; Бекман 2006: 221.
Арчи 1994: 25 фунтов; Помпонио - Кселла 1997: 189 фунтов; Швемер 2001: 1151.
See, e.g., Haas 1994a: 543: Schwemer 2001: 461. Эти пантеоны, по-видимому, не были затронуты
По королевской идеологии Ямхада.
Эммре Пейод
Хеттская Анатолия
Хотя пантеон там возглавляли бог Бури, Солнце и Ишара (см.
Ниже).
Как только новая династия, происходящая из Киззуватны, пришла к власти в Хаттуле,
Культ Тессуба и Хебата Халаба, пара эхиф династического пантеона (см. 3.2.2),
распространился на исконные территории хеттов в Малой Азии. 8 ' 1 Летопись Хаттусили I
Сообщают, что он привез в хеттские храмины статуи человеческих богов, награбленные в Сирии,
В том числе культовое изображение местной ипостаси бога Бури Халаба из города
Хассу(ва). 672 Однако это вряд ли является доказательством включения Тессуба из Халаба
673
и других человеческих богов в Древний хеттский пантеон.'
Саррама, 0 ' 1 первоначально великий горный бог, почитаемый в сиро-анатолийском
пограничье в виде быка (в этом облике мы видим бима, например, на скальном рельефе с
Ханьери 6 "'), был включен в хуррито-киззуватнский пантеон как сын Теса
Саб и Хебат. Точно так же и в процессии божеств из Языкайи (3.2.2)
И в калути-списках Иджебата, где он упоминается чаще всего непосредственно после
Богиня. 6,8 Культ диады Хебат - Саррумма имел своим источником в теологической
Зачатие пары мать - сын. Саррумма также содержится в модифицированной кастрюле
теон из Халаба/ >7°, но изначально он, конечно, не участвовал в этом.
Саска. (‘Великий’ 680) принял на себя многие обряды шумерской Инанны и
Вавилонский Истар. как в ее женском аспекте как богини любви, так и в мужском
Как богиня-воительница. В последнем аспекте ее почитали с различными видами
Оружие воспринимается как независимые божественные существа. 881 Также связано с мужским
Аспектом Саски был культ 4 горячих камней, который сыграл важную роль в
Кленгель 1965а; Соучек - Зигелова 1974; Попко 1998; 2002.
См. п. 668.
673 Ср. Попко 1.995 a: 95f. Против, например, Кленгель 1965a: 90; 1992: 344; Рихтер 2002: 306ff. с реф
Erenees; см. также Sehwemer 2001: 494f,; 2007b: 166.
Ларош 1963; Хаас 1994а: 39 и далее; Сехвемер 2001: 484 и далее; Тремуйль 2006.
Кольмейер 1983: 86ff. с референтами; Эрингхаус 2005: 76ff.; Стоккель 2005: 174.
Ср. CTH 698: КБо 14.142 i 23. ii 12, 25; КУР 27.13 i 5, 15, Кленгель 1985a: 91f.; Соучек -- Зигелова
1974: 39ff.; Хаас 1994a: 554L; Тремуйль 1997: 94ff. CTH 704: КБо 22 180 i 20’; КБо 34,16+КБо
33.27+КБо 35.136+ ii 1’, iv 27; КБо 35.357 ü 5; КУБ 45.74 л. кол. 5’, Вегнер 2002: 55, 105ff.
Тремуйль 1997: 189f.
Хаас 1994а: 390, 554.
Попко 1995a: 98; 1998; 122 n. 19; Тремуйль 1997: 190: Сехвемер 2001: 485, 500.
Wegner 1995b.
123
маги,°“ 2 Ниневия была старейшим и самым известным центром культа богини.
Сауска из Ниневии была очень почитаема в Сирии и Малой Азии в 884 году, и она также
Пробралась в государственный пантеон хеттов, появившись среди божественных свидетелей
Государственные договоры (3.2.1). В пантеоне западных хурритов Саску сопровождали
Ее служанками Нинаттой и Кулиттой, которые уже присутствовали в ее оригинале
Окружение в Ниневии. В Анатолии ее проявления из Самуфаа, 685 Хаттарина 688
И особенно почитались Лавазантия.
Культ сирийской Ишары/Ушары, первоначально богини любви и любви.-
|