Культ предков царской семьи, о котором свидетельствуют тексты; одно из таких святилищ деди-
Содержание книги
- Боги пантеона на сирийских печатях cyiinder, 5 имеют свои истоки в хуррийском-
- Тадубепа, несомненно, был связан с династическим культом.
- Кааба, а также в залпе после отвоевания северных территорий хатту-
- N. 46), “орел был связан с богом бури (тессубом), как он был связан с зевсом в
- Бог (CTH 617) включает также: богиню весны Калимму с эпитетом Мать,
- На стороне богов традиционного пантеона С. Катаха во главе. В мувате-
- Частью которого была замена курсов двух божеств в Хаттусе; старая
- Ff,, Йошида 1996: 207; Гарсия Трабасо - Гроддек 2005: 103; Тарача 2007b:
- Группа текстов свидетельствует о введении в царствование Тутбалии IV
- На восточных территориях лувии Тессуб затмил тархунта по значимости (см. 3. 2. 5),
- Один из ритуалов куватиаллы, куб 35. 45 II 25ff (старк 1985: 163) и куб 35. 4-3 II туф.
- Глиф - надписи первого тысячелетия до н. э. d94 Охотничий аспект
- Итак, Старые курсы сохранили свою божественность, и Некоторые из них, такие как зитария, продолжают-
- Эта богиня. Некоторые тексты предполагают ее связь с домашним очагом, и
- Ион в период империи. Достаточно вспомнить Илалиянти (палейские льяливантики)
- В Хаттусе выдающимися божествами пантеона были Тессуб и Хебат из Халаба
- Для Сувалы. кому поклонялись в городе Мардаман на севере Сирии, см. Швемер 2001:
- Восточные хурритские пантеоны, фигурирующие в мифах как его сестра. Тессуб, Хебат и
- Ифид в этой роли с истаром, распространившимся в Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры; она
- Потамиан Аллату, была богиней неубедительной. Тексты позднего периода Империи, в которых
- Роль в государственном культе хеттов; его храм стоял на акрополе Бююккале в хатту-
- Супруга бога Луны сина, которой поклонялись в Эбле уже в третьем тысячелетии Бо
- Von Brandenstein 1943; Jakob-Rost 1961; 1963; Carter 1962.
- Культовые церемонии в Аринне), фпувассанналлали и альхуитра, служащие Хувасу-
- Пьераллини — Попко 1998: 127f.
- Культ предков царской семьи, о котором свидетельствуют тексты; одно из таких святилищ деди-
- Казначейство в отношении культовых практик. 781 В царствование Туталии IV, в общей сложности 775 в-
- Фестиваль (есть) в Хаттусе”. 807 Некоторые из этих фестивалей принадлежали старому тра
- Независимое поклонение определенным богам Хаттузы и близлежащих городов было неподвластно
- Тахурпа, после чего он вернулся в столицу через нирфеанту и типпуву. На
- Новый тип царской молитвы периода Империи упоминается хеттским
- О вавилонских “заклинаниях умиротворения разгневанного бога” 830 автор одного из
- Молния ударила в арзаву. Он поразил апасу, город ухбазити (вероятно, эпе
- A: 41; Тарача 2000: 220. Сравните также намек на лунное предзнаменование в ритуале питтея,
- Одни (обычно абстрактные Идеи положительного или отрицательного значения) и передали их
- Умирают сильно хуррианизированные общины в Южной Анатолии и северной Сирии, это
- Помощь любых специализированных практиков. Такие заклинания могли быть выполнены
- Выделения тела, ногти, волосы и любой предмет, животное или статуэтка могли действовать как
- Ван Брок 1959; Гумой 1977: 52 дюйма; Хаас 1994а: 895 футов; Тарача 2000: 207 футов; Хаас 2003а: 40111,
- Разные авторы предполагают, что в этот период он начал постепенно превращаться в
- Компонент, душа (хеттский иста.нза(н)-, ЗИ). Душа была вместилищем рационального
- S48 О тени преисподней в индоевропейском фрадитлоне см. Пухвель 1989.
- Ритуал королевских похорон в день подростка: “h Великое бедствие происходит в Хаттусе: либо
- Однажды интегрировавшись в невидимый мир, предок стал новой сущностью, спири
- Королеву доставили туда после того, как ее забрали с погребального костра (см. Выше). Условия
- Территория Тарфьюниасса, упомянутая в Бронзовом табиете эпохи Туталии IV в.
- Наблюдался на кладбищах в паназтепе близ измира и бектепе в троасе. Покойный
- Официальное лицо в хеттском культе: таццелли-/ в Fs Косак, 33-58.
- Источники в переводе. Книги источников черного колодца по древней истории, Мэйден. Оксфорд -
- Das Palaische, Texte , Grammatik, Lexikon . StBoT 10, Wiesbaden.
относящийся к Муватталли II был расположен на территории Тархунтассы.* 81 Некоторые ученые
Отнесите функцию хекура к каменному памятнику в Евуркалеси. ' 82 Хекур должен
Не путайте с. гробница правителя, Каменный дом (3.2.10). Туталия IV была
похоронен, скорее всего, в камере Б в Языковой " 8u.
За пределами столицы в Ортакее/ Сапинуве находится церемониальный комплекс монет, датируемый
Ранняя фаза периода империи (царствование Туталии III?). Раскопки показали
Зал с колоннами и открытый двор (здание C), ведущий к храму (здание D) с
784
Рельефные ортостаты на входе. В соседнем Агиленю была установлена огромная каменная платформа
Раскопали. Эта таинственная платформа и соседнее здание 3, где большая
Было найдено несколько ритуальных сосудов, вероятно, составлявших культовую и/или церемониальную
Coinplex.,Хо Из периода самт; представляет собой храм с мощеным внутренним двором и узким
складские помещения, найденные по адресу Ma§athöyük / Tapikka. 788
На более позднем этапе периода Империи многие святилища с изображением священных
Прудам, которые были разбросаны по всей территории хеттов, был придан монументальный
architectural käme. Так обстояло дело с богато украшенным фасадом в Эфлатун-Прнаре,
778 Мюллер-Карпе 2003: 389; См.: 2006a: 136ff„ 142; 2006b.
Хокинс 1995. Камера 2 этого комплекса была интерпретирована Хокинсом (1990: 314) как проход
в преисподнюю, D KASKAL.KUE ‘божественная земляная дорога’ (см. 3.2.10), возможно, гробница предназначена
Для Суппилулиумы II см. Уоткинс 1995: 288; Арчи 2007b: 187.
Ср. Гютербок 1967: 81; Xmparati 1977: 63; Сильвестри 1983; Неве 1992a: 323f.: 1992b: 33; ван
Ден Хаут 1994a: 49ff.; Попко 1996a: 141; Тарача 2000: 198; ван ден Хонт 2002: 78; Арчи
А.
Бо 86/299 (Бронзовый Табиет) i 91-ii 3, ii 64ff., Оттен 1988: 14 фунтов, 42ff.; Хоувинк тен Гейт 1992b:
Ff.; ван ден Хаут 1994a: 50; 2002: 76 фунтов стерлингов. с № 22 и 89f.
782 Güterbock 1967: 81; Popko 1995a: 141.
Сек, o.g., ван ден Хаут 1994a: 51f.
784 M. Süel 2005; A. Süel ~ M. Süel 2006; Yildmm - Gates 2007: 296: M. Süel 2008a: 28£f.
М. Сюэль 2008c: 48 фунтов стерлингов; 2008b.
Ldö
Уже упоминалось выше. Туталия IV была особенно активна в этой области. В Ял-
Берт близ Илгм, в 60 км к северо-востоку от Эфлатун-Пинара, надпись на обложке Туталии-
С трех сторон стена из огромного каменного блока окружает священный пруд. 88 A sfcela
Фрагмент с именем I утайия (IV) на иероглифическом лувийском языке также был найден в источнике
святилище в Гельпинаре близ Алачахейюка. " Тексты подтверждают существование подобных
Святилища со священными прудами с архитектурной отделкой rieh уже в
Период ранней империи. Существует среднехеттский текст, описывающий святилища у источника
Посвящается богине Солнца ту и богу Бури. Культ источников имеет традицию-
История восходит к древним хеттским временам (см. 3.1.3).
Из наиболее важных культовых центров в провинциях несколько получили статус святых
В связи с выдающимся положением местных божеств в государственном пантеоне и
Депутация их храмов. Местные священники были освобождены от обязанностей по дворцу,
А окружающие города образовали в силу королевских указов своего рода амфиктионию
Поручено обеспечивать питание для празднеств, отмечаемых там. Королевский администратор-
Истрация позаботилась о части этих услуг. Храмы также имели свои собственные земельные владения
С многочисленными работниками, в том числе военнопленными, депортированными и поселенцами, предложенными
бог от короля. Аринна, Зипланда и Нерик были священными городами богов
Через историю хеттского государства. Это было в царствование Туталии IV, когда
Нерик в конечном счете восстановил свое должное положение после каскейской оккупации. Под
Империя, город, получивший такой статус, помимо Хаттусы, был Куммани в Кизе-
Зуватна, а позже также Тарфунтасса, которая была столицей Муватталли и их,
При Туталии IV, столице удельного королевства, которым правил Курунта.
Тексты дают представление о расходах на содержание, которые несет государство и королевская
|