О вавилонских “заклинаниях умиротворения разгневанного бога” 830 автор одного из
Содержание книги
- Частью которого была замена курсов двух божеств в Хаттусе; старая
- Ff,, Йошида 1996: 207; Гарсия Трабасо - Гроддек 2005: 103; Тарача 2007b:
- Группа текстов свидетельствует о введении в царствование Тутбалии IV
- На восточных территориях лувии Тессуб затмил тархунта по значимости (см. 3. 2. 5),
- Один из ритуалов куватиаллы, куб 35. 45 II 25ff (старк 1985: 163) и куб 35. 4-3 II туф.
- Глиф - надписи первого тысячелетия до н. э. d94 Охотничий аспект
- Итак, Старые курсы сохранили свою божественность, и Некоторые из них, такие как зитария, продолжают-
- Эта богиня. Некоторые тексты предполагают ее связь с домашним очагом, и
- Ион в период империи. Достаточно вспомнить Илалиянти (палейские льяливантики)
- В Хаттусе выдающимися божествами пантеона были Тессуб и Хебат из Халаба
- Для Сувалы. кому поклонялись в городе Мардаман на севере Сирии, см. Швемер 2001:
- Восточные хурритские пантеоны, фигурирующие в мифах как его сестра. Тессуб, Хебат и
- Ифид в этой роли с истаром, распространившимся в Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры; она
- Потамиан Аллату, была богиней неубедительной. Тексты позднего периода Империи, в которых
- Роль в государственном культе хеттов; его храм стоял на акрополе Бююккале в хатту-
- Супруга бога Луны сина, которой поклонялись в Эбле уже в третьем тысячелетии Бо
- Von Brandenstein 1943; Jakob-Rost 1961; 1963; Carter 1962.
- Культовые церемонии в Аринне), фпувассанналлали и альхуитра, служащие Хувасу-
- Пьераллини — Попко 1998: 127f.
- Культ предков царской семьи, о котором свидетельствуют тексты; одно из таких святилищ деди-
- Казначейство в отношении культовых практик. 781 В царствование Туталии IV, в общей сложности 775 в-
- Фестиваль (есть) в Хаттусе”. 807 Некоторые из этих фестивалей принадлежали старому тра
- Независимое поклонение определенным богам Хаттузы и близлежащих городов было неподвластно
- Тахурпа, после чего он вернулся в столицу через нирфеанту и типпуву. На
- Новый тип царской молитвы периода Империи упоминается хеттским
- О вавилонских “заклинаниях умиротворения разгневанного бога” 830 автор одного из
- Молния ударила в арзаву. Он поразил апасу, город ухбазити (вероятно, эпе
- A: 41; Тарача 2000: 220. Сравните также намек на лунное предзнаменование в ритуале питтея,
- Одни (обычно абстрактные Идеи положительного или отрицательного значения) и передали их
- Умирают сильно хуррианизированные общины в Южной Анатолии и северной Сирии, это
- Помощь любых специализированных практиков. Такие заклинания могли быть выполнены
- Выделения тела, ногти, волосы и любой предмет, животное или статуэтка могли действовать как
- Ван Брок 1959; Гумой 1977: 52 дюйма; Хаас 1994а: 895 футов; Тарача 2000: 207 футов; Хаас 2003а: 40111,
- Разные авторы предполагают, что в этот период он начал постепенно превращаться в
- Компонент, душа (хеттский иста.нза(н)-, ЗИ). Душа была вместилищем рационального
- S48 О тени преисподней в индоевропейском фрадитлоне см. Пухвель 1989.
- Ритуал королевских похорон в день подростка: “h Великое бедствие происходит в Хаттусе: либо
- Однажды интегрировавшись в невидимый мир, предок стал новой сущностью, спири
- Королеву доставили туда после того, как ее забрали с погребального костра (см. Выше). Условия
- Территория Тарфьюниасса, упомянутая в Бронзовом табиете эпохи Туталии IV в.
- Наблюдался на кладбищах в паназтепе близ измира и бектепе в троасе. Покойный
- Официальное лицо в хеттском культе: таццелли-/ в Fs Косак, 33-58.
- Источники в переводе. Книги источников черного колодца по древней истории, Мэйден. Оксфорд -
- Das Palaische, Texte , Grammatik, Lexikon . StBoT 10, Wiesbaden.
- In Egitto e nel Vicino Oriente aniico. Atti delle Giornate di Studio degli Egittologi
- Des 2. bis zur Mitte des 1 . Jahrtausends v. Chr . ” (Bonn, 20.-22 . Februar 2003). АОАТ
- Atlante Storico del Vicino Oriente Antico. Fase. 4,3: Anatolia: ITmpero Hittita , Roma.
- Гистика, Франкфурт — на-Майне- Берн — Нью-Йорк.
- Hethitische Texte in Transkription KBo 39. DBH 11 , Dresden.
- Der Kult von Nerik. Ein Beitrag zur hethitischen Relgionsgeschichte . Studia Pohl 4, Rome.
CTH 378 и 377. Лебрен 1980: лофф.; Бернабе 1987: 267ff.; Сингер 2002a: 49ff. (№ 8-9): Кассиан
- Якубович 2007.
832 Молитвы Мурсии о чуме. CTH 378 & 379, Лебрен 1980: 193fL; Бекинан 1997b; Гаррия Трахазо
Ff.; Сингер 2002a: 56ff. (№10-14); ср. также Haas 2006: 255ff.
CTH 381, Лебрен 1.980: 256ff.; Бернабе 1987: 285ff.; Сингер 1996; 2002a: 85ff. (№20); Гарсия
Трабазо 2002: 331ff.
Певец 2002а: 86.
Лебрен 1980: 92ff; Бернабе 1987: 259ff.: Герке 2000; Сингер 2002a: 30ff. (№4); и 2002b с
Ссылки на более раннюю литературу по этой группе молитв (стр. 310, 54); см. также Haas 2006: 254.
836 Lambert 1974: Güterbock 1974h.
Хеттская Анатолия
Молитвами (CTH 373) был не король, а принц Кантуззили, который был назначен
Верховный жрец Тессуба и Мебата в Киззнватне, в правление своего брата
Тутфеалия III. Отрицательное исповедание и концепция личной ответственности за грехи
Совершенные преступления и последовавшее за ними наказание фигурируют в молитве Кантуззили и в
Более поздние королевские молитвы. Это признание призвано умилостивить богов. В
в то же время, в качестве аргументации в ходатайстве, проситель начинает задавать вопросы-
к божественной справедливости, используя как моральные, так и "выгодные" аргументы. Tbis-это попытка
Отговорите бога от наказания и от ниспослания дальнейших бедствий. 888
В более поздних молитвах на первый план выходят условные обеты даров в соответствии с
Сделай это в принципе, В ее молитве богине Солнца Арирнии, Меццулле, Зинтухи и
бог бури Зипланда за благополучие ее мужа Хафтусили III (CTH 384)
Пудухепа торжественно пообещала, что подарит божествам ценные культовые предметы и
839
Земельные участки. Ее сын Туталия IV поклялся построить новый храм Солнцу-
Богиня Аринны в обмен на военный успех. 840 Этот акцент делается на принятии обетов
К богам в поздних молитвах совпало с появлением новой категории
тексты обетов, начиная с Хаттусили, короля {Джакмиса (позже Хаттусили III), под
Правление его брата Муватталли II. 841
Предзнаменования и гадания
Не только люди молили богов, но и боги общались с ху-
mans. "Непрошеный знак, посланный божеством (auguria oblativa, или ‘предлагаемое знамение,
орнен") был сейдом вербальным. Когда боги перехватили инициативу в общении,
Они могли бы послать знамение, используя элементы космоса и природы, которые
они контролировали, например, такие метеорологические явления, как гром
И молнии. С самого зарождения цивилизации жители Малой Азии наблюдали
Такие явления и рассматривали их как божественное послание. В ответ они выполнили
Певица 2005 года.
Певец 2004 года.
Лебрен 1980: 829 фунтов стерлингов; Сиренхаген 1981: 108 фунтов стерлингов; Бернабе 1987: 299 футов; Гарсия Трабасо 2002: 353 фунта стерлингов.;
Певица 2002a: лОлфф. (№22); Haaa 2006: 285 фунтов стерлингов.
CTH 385.9, Лебрен 1980: 367ff.; Сингер 2002a: 108ff. (№24).
CTH 583-585 и 590, Оттен - Сучек 1965; де Коос 1984; 1989; 1998; 2002: 2007.
Бекман 1999a: 525«.: Римсехнайдер 2004: XVff.
Период Империи 145
Метеорологические обряды, которые известны начиная с древнехеттского периода (3.1.3).
Очень мало известно о техниках гадания в интерпретации предзнаменований, которые
Принадлежал к анатолийской традиции, существовавшей до периода империи. Дюринг Старый
LÜ 843
Хеттский магический ритуал CTH 418 (см. 3.1.4) прорицатель (ЗУ) ' и Старуха
Заметил огонь в очаге и догадался по появлению кроваво-красного
844
жидкость под названием тарлипа. "Авгимы, или наблюдение за птицами, и ‘символические’ (родственные) оракулы
Происходит от местной традиции (см. Ниже), хотя прежняя система гадания
Известно только из текстов Империи, и единственное сохранившееся оракульское исследование
845
Последний тип, написанный Старым шрифтом, также может происходить от самого раннего
Фаза периода Империи, как и несколько моделей печени, которые раскрывают Старую
И сценарий тоже. 846
Иногда бурден божественного послания проявлялся, как, например, во время Шторма-
Бог поражает вражеский город молнией, чтобы показать, что он на стороне
Хеттская армия: “Могущественный бог Бури, Мой Господь, явил свою божественную силу. Он выстрелил
Удар молнии. Мои армии видели молнию, и земля Арзавы видела ее. То
|