Для Сувалы. кому поклонялись в городе Мардаман на севере Сирии, см. Швемер 2001:
Содержание книги
- Родство и иерархия в структуре пантеона очень напоминали действительные
- Божества Киззуватни, которым поклоняется королевская семья (3.2.2), и государственное, в котором
- Выбран местными богами, поклонение и обслуживание которых, следовательно, должно быть одним из
- Это была зитария, которой поклонялись как курсе - мешку. Это не. Совершенно ясно, как зитфиария,
- Лани; см. 3. 2. 4) и группа первобытных богов преисподней с месопотамским
- Династия, тутфкалия I, суппиулиума I и Мурсили II) в тринадцатом веке до Н. Э. 4 “ 2
- F.), вероятно, относится к более ранней редакции договора Джаясы со времен« Тутхи-
- Присутствовать в какой-то мере в лице правящего короля” 472.
- Отправлен как Тессуб из Халаба Хаттузы (3. 2. 6). Его алломорфами были бог бури
- Боги пантеона на сирийских печатях cyiinder, 5 имеют свои истоки в хуррийском-
- Тадубепа, несомненно, был связан с династическим культом.
- Кааба, а также в залпе после отвоевания северных территорий хатту-
- N. 46), “орел был связан с богом бури (тессубом), как он был связан с зевсом в
- Бог (CTH 617) включает также: богиню весны Калимму с эпитетом Мать,
- На стороне богов традиционного пантеона С. Катаха во главе. В мувате-
- Частью которого была замена курсов двух божеств в Хаттусе; старая
- Ff,, Йошида 1996: 207; Гарсия Трабасо - Гроддек 2005: 103; Тарача 2007b:
- Группа текстов свидетельствует о введении в царствование Тутбалии IV
- На восточных территориях лувии Тессуб затмил тархунта по значимости (см. 3. 2. 5),
- Один из ритуалов куватиаллы, куб 35. 45 II 25ff (старк 1985: 163) и куб 35. 4-3 II туф.
- Глиф - надписи первого тысячелетия до н. э. d94 Охотничий аспект
- Итак, Старые курсы сохранили свою божественность, и Некоторые из них, такие как зитария, продолжают-
- Эта богиня. Некоторые тексты предполагают ее связь с домашним очагом, и
- Ион в период империи. Достаточно вспомнить Илалиянти (палейские льяливантики)
- В Хаттусе выдающимися божествами пантеона были Тессуб и Хебат из Халаба
- Для Сувалы. кому поклонялись в городе Мардаман на севере Сирии, см. Швемер 2001:
- Восточные хурритские пантеоны, фигурирующие в мифах как его сестра. Тессуб, Хебат и
- Ифид в этой роли с истаром, распространившимся в Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры; она
- Потамиан Аллату, была богиней неубедительной. Тексты позднего периода Империи, в которых
- Роль в государственном культе хеттов; его храм стоял на акрополе Бююккале в хатту-
- Супруга бога Луны сина, которой поклонялись в Эбле уже в третьем тысячелетии Бо
- Von Brandenstein 1943; Jakob-Rost 1961; 1963; Carter 1962.
- Культовые церемонии в Аринне), фпувассанналлали и альхуитра, служащие Хувасу-
- Пьераллини — Попко 1998: 127f.
- Культ предков царской семьи, о котором свидетельствуют тексты; одно из таких святилищ деди-
- Казначейство в отношении культовых практик. 781 В царствование Туталии IV, в общей сложности 775 в-
- Фестиваль (есть) в Хаттусе”. 807 Некоторые из этих фестивалей принадлежали старому тра
- Независимое поклонение определенным богам Хаттузы и близлежащих городов было неподвластно
- Тахурпа, после чего он вернулся в столицу через нирфеанту и типпуву. На
- Новый тип царской молитвы периода Империи упоминается хеттским
- О вавилонских “заклинаниях умиротворения разгневанного бога” 830 автор одного из
- Молния ударила в арзаву. Он поразил апасу, город ухбазити (вероятно, эпе
- A: 41; Тарача 2000: 220. Сравните также намек на лунное предзнаменование в ритуале питтея,
- Одни (обычно абстрактные Идеи положительного или отрицательного значения) и передали их
- Умирают сильно хуррианизированные общины в Южной Анатолии и северной Сирии, это
- Помощь любых специализированных практиков. Такие заклинания могли быть выполнены
- Выделения тела, ногти, волосы и любой предмет, животное или статуэтка могли действовать как
- Ван Брок 1959; Гумой 1977: 52 дюйма; Хаас 1994а: 895 футов; Тарача 2000: 207 футов; Хаас 2003а: 40111,
- Разные авторы предполагают, что в этот период он начал постепенно превращаться в
- Компонент, душа (хеттский иста.нза(н)-, ЗИ). Душа была вместилищем рационального
Ff. со ссылками.
Хаас 1978; Арчи 1992; 1998h; ср. также Хаттер 1996: 124ff.
657 Хаас 1994а: 4Ö9f.
120
Период Империи
.21
Хеттская Анатолия
Богиня, почитаемая в Куммани, столице Кидзуватны, как супруга
Горный бог Мануци отождествлялся с Тессубом. Многочисленные месопотамские боги также
Вошел в хурритский пантеон, некоторые из них, вероятно, уже в третьем
Тысячелетие до н. э., среди прочих, Ану, Эа, Дамкина, Айя, Пиренгир и Никкал, супруга
О боге Луны,
Таким образом, пантеон западных хурритов был специфическим амайгамом хуррийцев, мезо
Потамиец и сириец верят. Луис Фелиу справедливо прокомментировал вопрос о его структуре-
Туре: “Если мы примем, что основная структура и паттема хурритского пантеона являются
Зарубежные, мы могли бы выдвинуть гипотезу о том, что, по крайней мере частично, эта структура имела
Сирийского происхождения. Э., Ларош и У. Г. Ламберт Фааве уже предложили шумерский
Структура хурритского пантеона; возможно, однако, что основной моделью была
Пантеон Среднего Евфрата, во главе которого стоит Даган, отец
о богах и отце бога Бури”. ß ‘ >8
Бог животворящих дождей, которые обеспечивали Растительность, Тессуб, изначально не был
Верховный бог пантеона. Он стал во главе ее, когда боги бури обрели
По значимости на всем Древнем Ближнем Востоке в начале второго тысячелетия
nium до н. э. bo9 Главным центром этого события был неопознанный город Кумми(я).' lj0
Колесницу хурритского бога бури запряг священный булл Серифсу)
И Хурри (Тилла в восточной традиции); 661 на западе у него также было два сирийских
662
горы, Хаззи (Кассий Монс, современная Джебель аль-Акра?) "и Na(m)ni (Анти-Cas-
Сиус?), приписываемое ему. 66,1 Его брат-близнец Тасмису, которого хетты посадили в тюрьму
Feliu 2003: 300.
Вильгельм 1989: 49; Хаас 1994а: 330; Попко 1995а: 96. Швемер (2001: 445f.) утверждает, что Тессуб
Возглавлял хурритский пантеон уже в третьем тысячелетии до нашей эры. Тем не менее, введение
Тисадаль из Уркеса / Тейл Мозана из более поздней фазы периода Ура III (Вильгельм 1998) не
Поставьте Тессуба на место верховного бога местного пантеона. О новом сотрясении мозга см.
Джорджиери 2005: 83 фунта стерлингов; см. также 2.1 с № 146 и 3.1.1 с № 238.
Wilhelm 1994b.
661 CT.H 345, Таблетка 2, § 39 (B iii 15'ff), Гютербок 1952: 16; ср. также Haas lS94b; 86; Хоффнер 1998;
F. О Сери и Хурри см. Haas 1972-1975a; 1994a: 471f.; Сингер 1996; 183f: Швемер 2001:
Ff. Для Tilla: Haas 1981a; Швемер 2001: 483f.
О горе Кассий см. теперь Porfcnoff 2006.
Бордрейль 1989; Дейкстра 1991: 133ff.; Попко 1998: 123f,; Вильгельм 1998 —2001a. Согласно с
Швемер (2001: 228), гору Нанни следует искать маха дальше на восток.
Тем не менее, это подтверждается упоминанием этой горы в Деяниях Суппилулиумы в
Контекст сирийской кампании Туталии III.
Сувалият был его верным спутником. 66 ^ Супруга Тасмису Набархи почиталась
в Тайде на Верхнем Хабуре. 66 °
Хурриты северной Сирии отождествляли Тессуба с семитским богом Бури
Хадда/Адду. В хуррианизированных центрах Сирии и Киззуватны местный шторм-
Боги почитались под именем Тессуб. Самый важный из сирийских
Богами бури был бог Бури Халаба, культ которого имел надрегиональное значение
Уже в третьем тысячелетии до нашей эры, включая Эблу и Мари на среднем Евфре-
Тес. v Значение Адду Халаба возросло в древневавилонский период, когда
Алеппо был королевской резиденцией могущественного королевства Ямхад. Он был в
возглавляя пантеон Ямхада, король Ямхада был "возлюбленным Адду" и
сама земля Ямхад была названа просто "Землей Адду". 667 Хуррит или Хур
Рианизированные правящие семьи из других центров Сирии и юго-восточной Анатолии вновь-
В соответствии с королевской идеологией царей Ямхадов. Как следствие, бог Бури
Из Халаба, уже занимавшего высокое положение во многих местных пантеонах, 668 появилось в
Хурритское одеяние Тессуба как главного бога в династических культах. Именно тогда Хебат,
Древняя богиня Халаб, культ которой засвидетельствован уже в текстах из Эблы
• - * * 669 в
третье тысячелетие до н. э.", стала супругой Тессуба, в то время как Сауска, его старый партнер из
|