На восточных территориях лувии Тессуб затмил тархунта по значимости (см. 3. 2. 5),
Содержание книги
- Процессия, в которой велся бык, также изображена на
- Внешнее святилище awieasj и прилегающий священный пруд под названием суппитайсу
- Фестиваль. 594 Этот фестиваль проходил в Хаттусе и был адресован богам
- Поклонение, и то же самое было с магическими ритуалами. Богов нужно было умилостивить и
- Юнал 1998: 67 и далее; Хаас 2001; 2003a; 14 и далее.
- Статуя из жести с железной головой. Наконец, внутри новоиспеченного храма был совершен обряд
- Cf, Haas 2003b: 133: “Was nun die inneranatolischen Ritualtraditionen betrifft, so ist es bemer
- Родство и иерархия в структуре пантеона очень напоминали действительные
- Божества Киззуватни, которым поклоняется королевская семья (3.2.2), и государственное, в котором
- Выбран местными богами, поклонение и обслуживание которых, следовательно, должно быть одним из
- Это была зитария, которой поклонялись как курсе - мешку. Это не. Совершенно ясно, как зитфиария,
- Лани; см. 3. 2. 4) и группа первобытных богов преисподней с месопотамским
- Династия, тутфкалия I, суппиулиума I и Мурсили II) в тринадцатом веке до Н. Э. 4 “ 2
- F.), вероятно, относится к более ранней редакции договора Джаясы со времен« Тутхи-
- Присутствовать в какой-то мере в лице правящего короля” 472.
- Отправлен как Тессуб из Халаба Хаттузы (3. 2. 6). Его алломорфами были бог бури
- Боги пантеона на сирийских печатях cyiinder, 5 имеют свои истоки в хуррийском-
- Тадубепа, несомненно, был связан с династическим культом.
- Кааба, а также в залпе после отвоевания северных территорий хатту-
- N. 46), “орел был связан с богом бури (тессубом), как он был связан с зевсом в
- Бог (CTH 617) включает также: богиню весны Калимму с эпитетом Мать,
- На стороне богов традиционного пантеона С. Катаха во главе. В мувате-
- Частью которого была замена курсов двух божеств в Хаттусе; старая
- Ff,, Йошида 1996: 207; Гарсия Трабасо - Гроддек 2005: 103; Тарача 2007b:
- Группа текстов свидетельствует о введении в царствование Тутбалии IV
- На восточных территориях лувии Тессуб затмил тархунта по значимости (см. 3. 2. 5),
- Один из ритуалов куватиаллы, куб 35. 45 II 25ff (старк 1985: 163) и куб 35. 4-3 II туф.
- Глиф - надписи первого тысячелетия до н. э. d94 Охотничий аспект
- Итак, Старые курсы сохранили свою божественность, и Некоторые из них, такие как зитария, продолжают-
- Эта богиня. Некоторые тексты предполагают ее связь с домашним очагом, и
- Ион в период империи. Достаточно вспомнить Илалиянти (палейские льяливантики)
- В Хаттусе выдающимися божествами пантеона были Тессуб и Хебат из Халаба
- Для Сувалы. кому поклонялись в городе Мардаман на севере Сирии, см. Швемер 2001:
- Восточные хурритские пантеоны, фигурирующие в мифах как его сестра. Тессуб, Хебат и
- Ифид в этой роли с истаром, распространившимся в Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры; она
- Потамиан Аллату, была богиней неубедительной. Тексты позднего периода Империи, в которых
- Роль в государственном культе хеттов; его храм стоял на акрополе Бююккале в хатту-
- Супруга бога Луны сина, которой поклонялись в Эбле уже в третьем тысячелетии Бо
- Von Brandenstein 1943; Jakob-Rost 1961; 1963; Carter 1962.
- Культовые церемонии в Аринне), фпувассанналлали и альхуитра, служащие Хувасу-
- Пьераллини — Попко 1998: 127f.
- Культ предков царской семьи, о котором свидетельствуют тексты; одно из таких святилищ деди-
- Казначейство в отношении культовых практик. 781 В царствование Туталии IV, в общей сложности 775 в-
- Фестиваль (есть) в Хаттусе”. 807 Некоторые из этих фестивалей принадлежали старому тра
- Независимое поклонение определенным богам Хаттузы и близлежащих городов было неподвластно
- Тахурпа, после чего он вернулся в столицу через нирфеанту и типпуву. На
- Новый тип царской молитвы периода Империи упоминается хеттским
- О вавилонских “заклинаниях умиротворения разгневанного бога” 830 автор одного из
- Молния ударила в арзаву. Он поразил апасу, город ухбазити (вероятно, эпе
- A: 41; Тарача 2000: 220. Сравните также намек на лунное предзнаменование в ритуале питтея,
Поклонявшийся рности часто под именем Лувиан, он стоял со своей женой Хебат у
Глава многих местных пантеонов. 071 Постоянство культа Тархунт-Хебат в
Бывшая хеттская Нижняя земля подтверждается надписями правителей Табала
Со второй половины восьмого века до нашей эры. Как боги бури муватталли и
Пихассасси, упомянутый в предыдущих главах (3.2.2 и 3), многие ипостаси Тессуба наиболее
Вероятно, он получил лувийские эпитеты. Следовательно, нам не дано знать, будет ли Шторм-
боги пиха(и)ми, ‘метающие молнии", " варрахитассас ‘о помощи,’ арияддалли ‘горный,’
дупаттанасСи ‘наказывает " и т. Д. были ли проявления лувийского или, скорее, человеческого
Бог бури.
Имя бога Солнца Тивада также имеет хорошую индоевропейскую этимологию" " (см.
3.1.2). Его звали "фафер" (Лувиан тата/и-) о1и, и ему могли поклоняться на местном уровне
574
под разными именами, например, в Лусне он носил имя, оканчивающееся на-лиия).
Месопотамские Самы оказали сильное влияние на Образ Лувийского Солнца-
Боже, это через хурритскую Симиге (3.2.5). Тивад был высшим судьей, богом
Клятвы (хируталлис Тиваз), чье проклятие угрожало всем лжесвидетелям. Как и Самас, он был
считается благодетелем и ‘пастырем’ человечества. В мифах он призывал богов
Чтобы собраться и выступить в роли посланника бога Бури. Группа Илалиянта-
575
Deiti.es была связана с ним.
Хокинс 2000: 465ff., X. 14 (СУЛТАНХАН), 520, X. 44 (BOE).
069 куб. см, например, КУБ 43.23 (Haas 1988d: 134f.) и КУБ 35.1.
HT 1 ii 34ff. с его дубликатом КУБ 9.31 ii 62 - iii 6. См. Haas 1994b: 83; Coilins 1997: 162:
Хаттер 2003: 222; Баванвпек 2005: 257.
Не имея соответствующих текстологических свидетельств, нельзя сказать, что, кроме культа бога Бури,
(Тессуб) из Хайяба и Хевата проникли в лувийско-хурритскую среду юго-восточной Анатолии.
Несомненно, это должно было произойти задолго до имперского периода хеттов.
Хаттер 2003: 224ff.
KBo 9.143 iii 10; КУБ 35.107 iii 10. Ср. Уоткинс 1993: 469.
Лехрун 1995a: 252: Хаттер 2003: 226: ср. также Попко 2007a: 65.
Отьен 1976-1980a; Хаттер 1988: 125f.
Период Империи 109
В отличие от Самаса, но так же, как и хуррит Симидже, Тивад не была связана с
В преисподнюю. Лувийцы Киззуватны поклонялись хтоническому аспекту
Солнце как отдельное божество, Солнце Земли (тиярнмассис Тивад) было богом-
десс, владычица преисподней", " разделяющая некоторые черты характера с сирийцем/угаритянином
Богиня Солнца Сапсу, которая, как и Самас, пересекла преисподнюю ночью’. С
В результате хуррианизации местных верований, однако, появилось изображение бога Солнца
Десс Земли по образцу хурритского Аллани (3.2.5). Она должна была открыть
Врата в преисподнюю и, подобно другим хтоническим божествам, очистить землю от
Все зло, нечистота и болезни. Согласно описанию двора бога Солнца
Десс Земли в молитве, обращенной к ней (CTH 371), ее окружение включало:
Бог-покровитель, визирь, слуги, Надзиратель за евнухами, Надзиратель за волосами-
Одевалки и божества Хиласси, Дарава (тексты также относятся к группе
Даравес-богини, см. 3.2.5) и Парая. Божественные акушерки и богини судьбы
ДИНГИР.МА, Я ■ Я-Гульсес, 573, для которых моделью была хурритская мать
Богини Худена Худеллурра, сопровождающие Аллани (3.2.5), также были связаны с
Богиня Солнца Земли. Она была вызвана вместе с богом Солнца Алом-
Готов в древнем хеттском магическом ритуале (ХТ 416), который демонстрирует связь с
Лувийская традиция 5 (см. 3.1.4). Различные сферы влияния двух солнечных
Божества хорошо отражены заклинанием, включенным в ритуальный текст, в котором Старуха
Обращается к Тивад и богине Солнца Земли от имени пациента: “Если он
Живой, Тивад шали доставит его наверх; если он мертв, богиня Солнца Эа рт
Избавит его, человека проклятия и лжесвидетельства ” 3.
Тарача 2000: 178f,; Хаттер 2003: 227.
Для Sapsu см. Kutter 2008: 21ff. со ссылками.
578 КБо 7,28+ обв. 17'ff., Фридрих 1957; Лебрен 1980: 83ff,; Сингер 2002a: 23; ср. также Хаас
А: 133.
Гетце 1938: 55ff.; Карруба 1966; 28ff.. 34ff.; Оттен - Зигеева 1970; Бекман 1983: 239ff.;
Тарача 2000: 186ff.
580 КБо 17,7++ iv? Оттен - Соучек 1969: 40f. Два солнечных божества также встречаются вместе в других
ритуалы, происходящие из лувийской традиции, например, в ритуале Ваттифчи, КУБ 7.1 ü 20ff„ Кроназер
1961: 149, 151.
|