Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На восточных территориях лувии Тессуб затмил тархунта по значимости (см. 3. 2. 5),

Поиск

Поклонявшийся рности часто под именем Лувиан, он стоял со своей женой Хебат у

Глава многих местных пантеонов. 071 Постоянство культа Тархунт-Хебат в

Бывшая хеттская Нижняя земля подтверждается надписями правителей Табала

Со второй половины восьмого века до нашей эры. Как боги бури муватталли и

Пихассасси, упомянутый в предыдущих главах (3.2.2 и 3), многие ипостаси Тессуба наиболее

Вероятно, он получил лувийские эпитеты. Следовательно, нам не дано знать, будет ли Шторм-

боги пиха(и)ми, ‘метающие молнии", " варрахитассас ‘о помощи,’ арияддалли ‘горный,’

дупаттанасСи ‘наказывает " и т. Д. были ли проявления лувийского или, скорее, человеческого

Бог бури.

Имя бога Солнца Тивада также имеет хорошую индоевропейскую этимологию" " (см.

3.1.2). Его звали "фафер" (Лувиан тата/и-) о1и, и ему могли поклоняться на местном уровне

574

под разными именами, например, в Лусне он носил имя, оканчивающееся на-лиия).

Месопотамские Самы оказали сильное влияние на Образ Лувийского Солнца-

Боже, это через хурритскую Симиге (3.2.5). Тивад был высшим судьей, богом

Клятвы (хируталлис Тиваз), чье проклятие угрожало всем лжесвидетелям. Как и Самас, он был

считается благодетелем и ‘пастырем’ человечества. В мифах он призывал богов

Чтобы собраться и выступить в роли посланника бога Бури. Группа Илалиянта-

575

Deiti.es была связана с ним.

Хокинс 2000: 465ff., X. 14 (СУЛТАНХАН), 520, X. 44 (BOE).

069 куб. см, например, КУБ 43.23 (Haas 1988d: 134f.) и КУБ 35.1.

HT 1 ii 34ff. с его дубликатом КУБ 9.31 ii 62 - iii 6. См. Haas 1994b: 83; Coilins 1997: 162:

Хаттер 2003: 222; Баванвпек 2005: 257.

Не имея соответствующих текстологических свидетельств, нельзя сказать, что, кроме культа бога Бури,

(Тессуб) из Хайяба и Хевата проникли в лувийско-хурритскую среду юго-восточной Анатолии.

Несомненно, это должно было произойти задолго до имперского периода хеттов.

Хаттер 2003: 224ff.

KBo 9.143 iii 10; КУБ 35.107 iii 10. Ср. Уоткинс 1993: 469.

Лехрун 1995a: 252: Хаттер 2003: 226: ср. также Попко 2007a: 65.

Отьен 1976-1980a; Хаттер 1988: 125f.

Период Империи 109

В отличие от Самаса, но так же, как и хуррит Симидже, Тивад не была связана с

В преисподнюю. Лувийцы Киззуватны поклонялись хтоническому аспекту

Солнце как отдельное божество, Солнце Земли (тиярнмассис Тивад) было богом-

десс, владычица преисподней", " разделяющая некоторые черты характера с сирийцем/угаритянином

Богиня Солнца Сапсу, которая, как и Самас, пересекла преисподнюю ночью’. С

В результате хуррианизации местных верований, однако, появилось изображение бога Солнца

Десс Земли по образцу хурритского Аллани (3.2.5). Она должна была открыть

Врата в преисподнюю и, подобно другим хтоническим божествам, очистить землю от

Все зло, нечистота и болезни. Согласно описанию двора бога Солнца

Десс Земли в молитве, обращенной к ней (CTH 371), ее окружение включало:

Бог-покровитель, визирь, слуги, Надзиратель за евнухами, Надзиратель за волосами-

Одевалки и божества Хиласси, Дарава (тексты также относятся к группе

Даравес-богини, см. 3.2.5) и Парая. Божественные акушерки и богини судьбы

ДИНГИР.МА, Я ■ Я-Гульсес, 573, для которых моделью была хурритская мать

Богини Худена Худеллурра, сопровождающие Аллани (3.2.5), также были связаны с

Богиня Солнца Земли. Она была вызвана вместе с богом Солнца Алом-

Готов в древнем хеттском магическом ритуале (ХТ 416), который демонстрирует связь с

Лувийская традиция 5 (см. 3.1.4). Различные сферы влияния двух солнечных

Божества хорошо отражены заклинанием, включенным в ритуальный текст, в котором Старуха

Обращается к Тивад и богине Солнца Земли от имени пациента: “Если он

Живой, Тивад шали доставит его наверх; если он мертв, богиня Солнца Эа рт

Избавит его, человека проклятия и лжесвидетельства ” 3.

Тарача 2000: 178f,; Хаттер 2003: 227.

Для Sapsu см. Kutter 2008: 21ff. со ссылками.

578 КБо 7,28+ обв. 17'ff., Фридрих 1957; Лебрен 1980: 83ff,; Сингер 2002a: 23; ср. также Хаас

А: 133.

Гетце 1938: 55ff.; Карруба 1966; 28ff.. 34ff.; Оттен - Зигеева 1970; Бекман 1983: 239ff.;

Тарача 2000: 186ff.

580 КБо 17,7++ iv? Оттен - Соучек 1969: 40f. Два солнечных божества также встречаются вместе в других

ритуалы, происходящие из лувийской традиции, например, в ритуале Ваттифчи, КУБ 7.1 ü 20ff„ Кроназер

1961: 149, 151.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.44 (0.007 с.)