Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды рентабельности

Поиск

В современной экономической теории применяется не- сколько определений категории рентабельности [13; 27; 29]:

1) прибыльность;

2) отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получе- ние;

3) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной фор- ме;

4) интегральный показатель, обобщающий другие показа- тели эффективности.

Каждый из вышеприведенных показателей характеризует эффективность использования отдельных видов ресурсов или текущих затрат, но только в совокупности они дают представле- ние об эффективности торгово-хозяйственной деятельности предприятия торговли в целом.

В современной экономической литературе рентабель- ность (нем. rentabel - доходный, прибыльный) - относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность ком- плексно отражает степень эффективности использования мате- риальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Может выражаться как в прибыли на единицу вложен-


ных средств, так и в прибыли, которую несѐт в себе каждая по- лученная денежная единица.

Рентабельность – это относительный показатель эффек- тивности финансово-хозяйственной деятельности организации, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использова- ния ресурсов.

Показатели рентабельности можно объединить в не- сколько групп [13]:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства:

Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) - характеризует прибыльность различных видов продук- ции и показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждо- го рубля, затраченного на производство и реализацию продук- ции:


 

 

руб.


R = Ппр / Зрп * 100, (93)

где Ппр - прибыли от продаж, руб.;

Зрп – затраты на производство и реализацию продукции,

Может рассчитываться по отдельным видам продукции и


в целом по предприятию.

Рентабельность производства – характеризует прибыль- ность деятельности предприятия:

R = ЧП / (ОФср.г. + ОСср.г.) * 100, (94)

где ЧП – чистая прибыль, руб.;

ОФср.г. – среднегодовая стоимость основных средств,


руб.;


 

СОср.г. –  среднегодовая  сумма  остатков  оборотных


средств, руб.

2) показатели, характеризующие рентабельность про-


даж:


 

Рентабельность продаж (оборота) показывает, какой


процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реали- зации:

R = Ппр / Впр * 100, (95)

где Впр – выручка от продажи, руб.

Характеризует эффективность производственной и ком- мерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и от- дельным видам продукции.

3) показатели, характеризующие доходность активов и капитала:


Рентабельность активов (чистых, текущих) характеризу- ет отдачу, которая приходится на 1 руб. стоимости соответст- вующих активов:

R = П / А * 100, (96)

где П – прибыль, руб.;

А – текущие, чистые и иные активы предприятия, руб. Отражает эффективность вложенных в предприятие де-

нежных средств.

Рентабельность собственного капитала характеризует отдачу (доходность) собственного капитала предприятия:

R = ЧП / СК * 100, (97)

где ЧП – чистая прибыль, руб.;

СК – среднегодовая стоимость собственного капитала,


руб.


 

В современных условиях функционирования предприятий


торговли и общественного питания появились новые возможно- сти повышения их доходности, среди которых основными явля- ются:

формирование торгового ассортимента с учетом до- ходности товаров;

новая философия взаимоотношений с контрагентами; использование возможностей рисковой деятельности; инновационная политика;

акционирование;

выгодное размещение денежных ресурсов и другие.

Торговому предприятию, при формировании ассортимен- та реализуемых товаров следует обеспечить его достаточную широту и глубину, так как чем более разнообразным будет ас- сортимент, тем полнее будет удовлетворен спрос населения, то есть покупатель заинтересован в возможности широкого выбора товаров. И в то же время необходимо обеспечить выгодность каждой коммерческой сделки: целесообразно обеспечить взве- шенный подход при выборе поставщиков, определении опти- мальной партии и цены закупки товаров, установлении обосно- ванной торговой надбавки, расходовании средств на осуществ- лении коммерческой деятельности.

Диверсификация ассортимента путем включения в ассор- тиментный перечень взаимозаменяемых товаров позволит повы- сить комплектность покупок, а значит, увеличит товарооборот предприятия.

В частности, новых покупателей можно привлечь более


совершенной, чем у других предприятий, выкладкой товаров, продуманной рекламой и пропагандой, высокой репутацией и специализацией торгового предприятия, дополнительными тор- говыми услугами, более низкими ценами (при том же качестве продукции), легкостью приобретения (отсутствие очередей, ши- рокий выбор товаров), предложением покупателям товаров с учетом их покупательских привычек.

Увеличение объемов реализуемой продукции в результате снижения цен и стоимости торговых услуг возможно при реаль- ном снижении стоимости предназначенной к реализации про- дукции, ускорении оборачиваемости торговых запасов, повы- шении управляемости запасами и закупками, ликвидации нехо- довых товаров, широком внедрении самообслуживания, повы- шении эффективности использования торговых площадей.

Для увеличения доходности предприятия необходимо по- стоянно заботится о сохранении имеющихся денежных ресурсов и их приумножении. Поскольку рыночные отношения предпо- лагают, что деньги должны делать деньги, у владельцев времен- но свободных денежных средств возникает проблема, как ра- ционально распорядиться ими с целью обеспечения соответст- вующего их прироста. Особенно это актуально для ситуации с высоким уровнем инфляции. Временно свободные средства можно разместить на депозитах, найти возможность взаимодей- ствия с финансовыми компаниями, конвертировать в твердую валюту, покупать банковские векселя, ценные бумаги.

Для повышения доходности предприятиям следует осуще- ствлять следующие меры (при выполнении общего правила – прибыль должна быть обеспечена при любых затратах):

 разрабатывать и проводить в жизнь новые идеи по привлечению покупателей в магазин: проводить выставки- продажи; организовывать консультации специалистов в магази- не; продлевать часы торговли магазина в предвыходные и пред- праздничные дни;

 повышать квалификацию работников, что будет со- провождаться ростом производительности их труда; построить эффективную систему материального стимулирования персона- ла; постоянно повышать культуру обслуживания, обеспечивать полноту товарного ассортимента;

 широко использовать средства внутримагазинной рек- ламы и информации, для повышения информированности поку- пателей о предлагаемых товарах для способствования формиро- ванию новых направлений спроса и экономии времени на при-


обретение товаров, проводить выставки-демонстрации, выстав- ки-продажи;

 постоянно анализировать состояние дел у конкурен- тов, выявлять его сильные и слабые стороны, использовать опыт;

снижение уровня издержек обращения (то есть их раз- мера в цене каждого товара) может быть обеспечена за счет рос- та объема продажи товаров, реализации внутренних резервов их экономии и других направлений хозяйственной деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляют собой доходы торговой организа- ции? Доходы предприятий общественного питания?

2. Дайте определение прибыли. Какие виды прибыли су- ществуют?

3. Какие функции выполняет прибыль на предприятии?

4. Как выглядит схема распределения доходов предпри-


ятия?


 

5. Каковы источники получения прибыли?

6. Назовите пути распределения и использования прибы-


ли в организации.

7. Дайте определение понятия рентабельности.

8. Назовите основные показатели рентабельности.

Тестовые задания

9.1. Какие из предложенных вариантов правильно харак- теризуют прибыль от реализации продукции:

а) выручка, полученная от реализации продукции;

б) разность между выручкой от реализации продукции (без НДС и акциза) и полной себестоимостью;

в) чистый доход предприятия; г) валовой доход предприятия.

9.2. Что включает понятие «валовая прибыль предпри- ятия»:

а) выручку от реализации продукции;

б) денежное выражение стоимости товаров;

в) разность между выручкой от продаж продукции и полной производственной себестоимостью товарной продукции; г) прибыль oт реализации продукции, результат от про-

чей реализации, доходы от прочих операций, расходы и убытки


от прочих операций;

д) выручку от реализации продукции за вычетом акци-


зов.


 

9.3. Прибыль от продаж определяют:

а) вычитанием из валовой прибыли коммерческих и


управленческих расходов;

б) вычитанием из выручки от продаж полной себестоимо- сти проданной продукции;

в) вычитанием из выручки от продаж полной производ- ственной себестоимости.

9.4. Прибыль до налогообложения определяется:

а) как разница между выручкой от продаж и полной се- бестоимостью проданной продукции;

б) как разница между прибылью от продаж и сальдо прочих доходов и расходов;

в) как разница между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами.

9.5. Прибыль от обычной деятельности определяют:

а) путем вычитания из прибыли до налогообложения налога на прибыль и иных аналогичных платежей;

б) вычитанием из выручки от продаж полной себестоимо- сти проданной продукции;

в) вычитанием из прибыли от продаж налога на при-


быль.

 

быль,


 

9.6. Показатель чистой прибыли определяют:

а)  вычитанием из прибыли от продаж налога на при-

б) к прибыли от продаж прибавляют прочие доходы и вы-


читают прочие расходы;

в) к прибыли от обычной деятельности прибавляют чрез- вычайные доходы и из полученной суммы вычитают чрезвы- чайные расходы.

9.7. Какие из названных направлений способствуют росту прибыли:

а) снижение затрат на единицу продукции; б) увеличение объема производства;

в) внедрение прогрессивной технологии;

г) повышение заработной платы персонала; д) снижение цены на продукцию.

9.8. К видам прибыли не относятся:

а) прибыль от продаж; б) валовая прибыль;


в) чистая прибыль;

г) прибыль от дивидендов; д) дивиденды;

е) кредиторская задолженость; ж) дебиторская задолженость.

9.9. В валовую прибыль входят:

а) прибыль от реализации; б) НДС;

в) прибыль от долевого участия в совместных предпри- ятиях;

г) прибыль от дивидендов; д) акцизные налоги;

е) поступление безнадежных долгов.

9.10. Остаточная прибыль не включает в себя:

а) чистую прибыль; б) налог на прибыль; в) дивиденды;

г) акцизные налоги;

д) прибыль от сдачи имущества в аренду.

9.11. Прибыль, оставляемая в распоряжении предприятия, распределяется:

а) на проценты банковского кредита, ниже ставки рефинан- сирования;

б) фонд накопления (страховой фонд, формируемый на слу- чай непредусмотренных сбоев в производственном процессе и др.);

в) фонд развития производства;

г) фонд социального развития производства; д) дивиденды;

е) проценты банковского кредита, превышающие ставку рефинансирования на два пункта.

9.12. Какой из названных вариантов правильно характеризует рентабельность продукции:

а) отношение балансовой прибыли к себестоимости про- дукции;

б) отношение прибыли от реализации продукции к сумме затрат на производство и реализацию продукции;

в) отношение балансовой прибыли к стоимости имущества предприятия.

9.13. Рентабельность производства определяется как от- ношение:

а) прибыли от реализации продукции к выручке от реа- лизации продукции;


б) балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основ- ных производственных фондов и нормируемых оборотных средств;

в) балансовой прибыли к объему реализованной продукции.

9.14. Рентабельность характеризует:

а) степень доходности, выгодности и прибыльности; б) общую массу прибыли, получаемую предприятием; в) уровень затрат на изготовление продукции.

9.15. Рентабельность продаж всей продукции (работ, услуг) зависит:

а) от структуры реализованной продукции (работ, услуг); б) рентабельности продаж отдельных изделий;

в) обоих факторов.

9.16. Оценочным показателем деятельности предприятия является:

а) общая масса прибыли;

б) рентабельность продаж всей продукции; в) рентабельность капитала.

9.17. Рентабельность капитала характеризует:

а) рентабельность активов; б) рентабельность продаж;

в) рентабельность собственного капитала.

9.18. Налогооблагаемая прибыль равна:

а) разнице между балансовой прибылью и суммой налога на прибыль;

б) разнице между балансовой прибылью и суммой льгот на прибыль.

9.19. Прибыль в распоряжении предприятия используется:

а) для выплаты налогов в бюджет;

б) возмещения затрат на производство;

в) формирования фондов накопления, потребления, ре- зервного, социального назначения и акционирования.

9.20. На рентабельность капитала предприятия влияют:

а) валовая прибыль;

б) использование основного капитала;

в) использование нормированных оборотных средств; г) дивиденды;

д) НДС.

9.21. Прирост валовой прибыли происходит за счет:

а) увеличения объема производства сопоставимой продук-


ции;


 

б) акцизных налогов;


в) снижения себестоимости; г) НДС;

д) изменения структуры ассортимента в сторону увели- чения доли продукции с более высоким уровнем рентабельности;

е) повышения качества.

9.22. Увеличение рентабельности капитала в результате улучшения использования основного капитала происходит за счет:

а) продажи излишнего оборудования; б) акцизных налогов;

в) снижения себестоимости;

г) сокращения величины амортизационных отчислений; д) НДС.

9.23. Увеличение рентабельности капитала в результате улучшения использования оборотного капитала происходит за счет:

а) улучшения использования оборотных средств;

б) сокращения величины амортизационных отчислений;

в) изменения структуры ассортимента в сторону увели- чения доли продукции с более высоким уровнем рентабельности;

г) снижения себестоимости; д) НДС.

9.24. В понятие «рентабельность предприятия» входят:

а) получаемая предприятием прибыль;

б) относительная доходность или прибыльность, изме- ряемая в процентах к затратам средств или капитала;

в) отношение прибыли к средней стоимости основных фондов и оборотных средств;

г) балансовая прибыль на 1 руб. объема реализованной продукции;

д) отношение прибыли к цене изделия.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Правовая справочно-информационная система «Кон- сультант Плюс».

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Правовая справочно-информационная система «Кон- сультант Плюс».

3. ПБУ 10/99 «Расходы организации» // Правовая спра- вочно-информационная система «Консультант Плюс».

4. ПБУ 9/99 «Доходы организации» // Правовая справоч-


но-информационная система «Консультант Плюс».

5. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» // Пра- вовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

6. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль орга- низаций» // Правовая справочно-информационная система

«Консультант Плюс».

7. Арзуманова Т. И. Экономика и планирование на пред- приятиях торговли и питания: учебник / Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. – М.: Дашков и К°, 2009. – 272 с.

8. Батраева Э. А. Экономика предприятия общественного питания: учебное пособие / Э. А. Батраева. - Красноярск: Крас- ноярский гос. торгово-экономический ин-т, 2009. - 589 с.

9. Бунеева Р. И. Коммерческая деятельность: организа- ция и управление. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 365 с.

10. Голованов Н. В. Организация плановых процессов на предприятиях розничной торговли: монография / Н. В. Голова- нов, Ю. П. Морозов. - Нижний Новгород: [б. и.], 2008. - 135 с.

11. Гражданкина Е. В. Экономика малого предприятия: [производственный процесс, издержки производства и себе- стоимость, трудовые ресурсы, ценообразование и ценовая поли- тика, структура источников финансирования предприятия, про- изводственное планирование, стили управления, контроллинг] / Е. В. Гражданкина. – М.: ГроссМедиа: Российский бухгалтер, 2008. - 141 с.

12. Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов, В. А. Кузьмен- ко. - М.: КНОРУС, 2008. - 416 с.

13. Джуха В. М. Современный подход к управлению рен- табельностью активов предприятия / В. М. Джуха, А. В. Кури- цын, Э. Б. Саакова. - Ростов-на-Дону: РИНХ, 2008. - 134 с.

14. Ковалев В. В. Управление денежными потоками, при- былью и рентабельностью: учебно-практическое пособие / В. В. Ковалев. – М.: Проспект, 2008. - 333 с.

15. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский управленческий учет / Н. П. Кондраков, М. А. Иванова. М.: ИНФРА-М, 2006. 368 с.

16. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное посо- бие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 717 с.

17. Мазилкина Е. И. Организация работы магазина / Е. И. Мазилкина. – М.: Дашков и Ко, 2008. - 223 с.

18. Малое предпринимательство: организация, экономика,


управление: учебное пособие / Под ред. А. Д. Шеремета. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 479 с.

19. Мяснянкина О. В. Экономика предприятия: учебное пособие / О. В. Мяснянкина, Б. Г. Преображенский. – М.: Кно- Рус, 2008. - 189 с.

20. Патров В. В. Бухгалтерский учет в торговле и общест- венном питании. – М.: Изд-во «БИНФА», 2009. – 102 с.

21. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 534 с.

22. Сергеев И. В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – М.: Финансы и статистика, 2008.

– 573 с.

23. Скляренко В. К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): учебное пособие / Под ред. В. К. Склярен- ко, В. М. Прудникова. - М: ИНФРА-М, 2006. - 256 с.

24. Скляренко В. К. Экономика предприятия: Конспект лекций / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - М: ИНФРА-М, 2008. - 208 с.

25. Скляренко В. К. Экономика предприятия: Учебник / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - М: ИНФРА-М, 2007. - 528 с.

26. Соснаускене О. И. Оптимизация прибыли: практиче- ское пособие: на основе управления амортизацией, на основе управления задолженностью, на основе управления объемом продаж, на основе управления издержек, на основе управления налогами / О. И. Соснаускене. – М.: Экзамен, 2008. – 222 с.

27. Томшинская И. Н. Прибыль: бухгалтерская, налоговая, управленческая: научное издание / И. Н. Томшинская. - Санкт- Петербург: Санкт-Петербургский торгово-экономический ин-т, 2009. - 118 с.

28. Хорошилова О. В. Экономика и планирование пред- принимательской деятельности / О. В. Хорошилова. - Воронеж: Воронежский гос. технический ун-т, 2008. - 175 с.

29. Черненко А. Ф. Финансовое положение и эффектив- ность использования ресурсов предприятия: монография / А. Ф. Черненко, Н. Н. Илышева, А. В. Башарина. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2009. - 208 с.

30. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учебное пособие / Под ред. Т. И. Николаевой, Н. Р. Егоровой. – М.: КноРус, 2008. – 399 с.


ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ)

Понятие и функции цены

В процессе развития мировой экономической мысли взгляды ученых на определение понятия и сущности цены ме- нялись. Так, Аристотель выделяет следующие понятия цены [10]:

- цена - категория обмена, которая служит обращению из- лишков (всѐ, что не является необходимым для существования и воспроизводства человека);

- цена – это выражение неистинного богатства.

В работах Фомы Аквинского встречается такая экономи- ческая категория как «справедливая цена» - цена, которая по- зволяет возместить затраты [10]. Вместе с тем Фома Аквинский выступает сторонником того, что цена должна дифференциро- ваться в зависимости от того, насколько покупатель приближен к Богу, т. е. для представителей церковного сословия цена должна быть ниже, чем для крестьянина.

В экономических трудах более позднего периода присут- ствуют два основных подхода к определению понятия «цена» [10]:

цена обусловлена объективными затратами;

цена обусловлена субъективной оценкой полезности.

Первого подхода придерживается классическая политэко- номическая школа в лице представителей трудовой теории стоимости: Адам Смит, Карл Маркс. Второго подхода придер- живаются неоклассики и некоторые представители классиче- ской политэкономической школы: Жан Батист Сэй, Давид Ри- кардо.

Согласно взглядам Адама Смита и последователей клас- сическая политэкономической школы, цена имеет противоречи- вую двойственную природу цены: с одной стороны цена - де- нежное выражение объективной стоимости, которая базируется на затратах рабочего времени (труда); с другой стороны - цена зависит от субъективных колебаний спроса и предложения. Это противоречие лежит в основе разветвления теории цены на

«субъективное» и «объективное» направление. Наиболее чѐтко его сформулировал Давид Рикардо: «Но если мы принимаем труд за основу стоимости товаров, то из этого еще не следует, что мы отрицаем случайные и временные отклонения действи-


тельной или рыночной цены товаров от их первичной и естест- венной цены» [10].

К. Маркс в основном исследовал объективные факторы, влияющие на стоимость - «Общественно-необходимые затраты труда», а также «Внутри и межотраслевую конкуренцию» [10]. Его теория прибавочной стоимости объясняет возможность по- лучения прибыли при сохранении принципа эквивалентности и добровольности на всех этапах обмена в экономике. Это позво- лило объяснять цену с позиции объективных факторов.

Жан Батист Сэй – сторонник и основоположник «субъек- тивной» теории цены - считал цену субъективной оценкой по- лезности блага, которая строится на личных предпочтениях. Це- на - это «жертва» со стороны покупателя, денежное выражение альтернативной стоимости («субъективная стоимость») [10].

В современной экономической литературе существует множество различных определений понятия цена:

1. Денежное выражение стоимости [19].

2. Денежное выражение системы ценообразующих фак- торов [11].

3. Инструмент рыночной конкуренции [12].

4. Характеристика товара на рынке [16]

5. Один из элементов рынка (наряду со спросом, предло- жением и конкуренцией) [7].

6. Количество денег (товаров, услуг), за которое прода- вец готов продать, а покупатель готов купить единицу товара (услуги) [20].

7. Денежное выражение ценности товара (услуги) при обмене [8].

8. Один из элементов комплекса маркетинга (маркетинг- микса). С этой точки зрения, цена - количество денег, запраши- ваемое за продукцию, или сумма благ (ценностей), которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение опре- деленной продукции или услуги [21].

Как видно из представленных определений, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величи- ну соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара.

Итак, цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф - цена на оказываемые услуги и выполняемые работы.

В юридической литературе цена рассматривается как эко-


номическая и правовая категория. Цена как экономическая кате- гория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулиро- вания ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической кате- гории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, ак- цизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений [21].

Выделяют пять функций цены [13; 26; 27]:

1. Учетная функция цены - цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет различных хозяйственных процессов, измерение их результатов.

2. Стимулирующая функция цены - поощрительное либо сдерживающее воздействие цены на производство и потребление различных видов товаров.

3. Распределительная функция цены - с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение националь- ного (чистого) дохода между: отраслями экономики; различными формами собственности; регионами страны; фондом накопления и фондом потребления; различными социальными группами насе- ления.

4. Функция сбалансирования спроса и предложения - связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хо- зяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или изменением, цены, или одновременным изменением того и другого.

5. Функция цены как критерия рационального размещения производства - с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.011 с.)