Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и виды рентабельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В современной экономической теории применяется не- сколько определений категории рентабельности [13; 27; 29]: 1) прибыльность; 2) отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получе- ние; 3) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной фор- ме; 4) интегральный показатель, обобщающий другие показа- тели эффективности. Каждый из вышеприведенных показателей характеризует эффективность использования отдельных видов ресурсов или текущих затрат, но только в совокупности они дают представле- ние об эффективности торгово-хозяйственной деятельности предприятия торговли в целом. В современной экономической литературе рентабель- ность (нем. rentabel - доходный, прибыльный) - относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность ком- плексно отражает степень эффективности использования мате- риальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Может выражаться как в прибыли на единицу вложен- ных средств, так и в прибыли, которую несѐт в себе каждая по- лученная денежная единица. Рентабельность – это относительный показатель эффек- тивности финансово-хозяйственной деятельности организации, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использова- ния ресурсов. Показатели рентабельности можно объединить в не- сколько групп [13]: 1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства: Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) - характеризует прибыльность различных видов продук- ции и показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждо- го рубля, затраченного на производство и реализацию продук- ции:
руб. R = Ппр / Зрп * 100, (93) где Ппр - прибыли от продаж, руб.; Зрп – затраты на производство и реализацию продукции, Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. Рентабельность производства – характеризует прибыль- ность деятельности предприятия: R = ЧП / (ОФср.г. + ОСср.г.) * 100, (94) где ЧП – чистая прибыль, руб.; ОФср.г. – среднегодовая стоимость основных средств, руб.;
СОср.г. – среднегодовая сумма остатков оборотных средств, руб. 2) показатели, характеризующие рентабельность про- даж:
Рентабельность продаж (оборота) показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реали- зации: R = Ппр / Впр * 100, (95) где Впр – выручка от продажи, руб. Характеризует эффективность производственной и ком- мерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и от- дельным видам продукции. 3) показатели, характеризующие доходность активов и капитала: Рентабельность активов (чистых, текущих) характеризу- ет отдачу, которая приходится на 1 руб. стоимости соответст- вующих активов: R = П / А * 100, (96) где П – прибыль, руб.; А – текущие, чистые и иные активы предприятия, руб. Отражает эффективность вложенных в предприятие де- нежных средств. Рентабельность собственного капитала характеризует отдачу (доходность) собственного капитала предприятия: R = ЧП / СК * 100, (97) где ЧП – чистая прибыль, руб.; СК – среднегодовая стоимость собственного капитала, руб.
В современных условиях функционирования предприятий торговли и общественного питания появились новые возможно- сти повышения их доходности, среди которых основными явля- ются: формирование торгового ассортимента с учетом до- ходности товаров; новая философия взаимоотношений с контрагентами; использование возможностей рисковой деятельности; инновационная политика; акционирование; выгодное размещение денежных ресурсов и другие. Торговому предприятию, при формировании ассортимен- та реализуемых товаров следует обеспечить его достаточную широту и глубину, так как чем более разнообразным будет ас- сортимент, тем полнее будет удовлетворен спрос населения, то есть покупатель заинтересован в возможности широкого выбора товаров. И в то же время необходимо обеспечить выгодность каждой коммерческой сделки: целесообразно обеспечить взве- шенный подход при выборе поставщиков, определении опти- мальной партии и цены закупки товаров, установлении обосно- ванной торговой надбавки, расходовании средств на осуществ- лении коммерческой деятельности. Диверсификация ассортимента путем включения в ассор- тиментный перечень взаимозаменяемых товаров позволит повы- сить комплектность покупок, а значит, увеличит товарооборот предприятия. В частности, новых покупателей можно привлечь более совершенной, чем у других предприятий, выкладкой товаров, продуманной рекламой и пропагандой, высокой репутацией и специализацией торгового предприятия, дополнительными тор- говыми услугами, более низкими ценами (при том же качестве продукции), легкостью приобретения (отсутствие очередей, ши- рокий выбор товаров), предложением покупателям товаров с учетом их покупательских привычек. Увеличение объемов реализуемой продукции в результате снижения цен и стоимости торговых услуг возможно при реаль- ном снижении стоимости предназначенной к реализации про- дукции, ускорении оборачиваемости торговых запасов, повы- шении управляемости запасами и закупками, ликвидации нехо- довых товаров, широком внедрении самообслуживания, повы- шении эффективности использования торговых площадей. Для увеличения доходности предприятия необходимо по- стоянно заботится о сохранении имеющихся денежных ресурсов и их приумножении. Поскольку рыночные отношения предпо- лагают, что деньги должны делать деньги, у владельцев времен- но свободных денежных средств возникает проблема, как ра- ционально распорядиться ими с целью обеспечения соответст- вующего их прироста. Особенно это актуально для ситуации с высоким уровнем инфляции. Временно свободные средства можно разместить на депозитах, найти возможность взаимодей- ствия с финансовыми компаниями, конвертировать в твердую валюту, покупать банковские векселя, ценные бумаги. Для повышения доходности предприятиям следует осуще- ствлять следующие меры (при выполнении общего правила – прибыль должна быть обеспечена при любых затратах): разрабатывать и проводить в жизнь новые идеи по привлечению покупателей в магазин: проводить выставки- продажи; организовывать консультации специалистов в магази- не; продлевать часы торговли магазина в предвыходные и пред- праздничные дни; повышать квалификацию работников, что будет со- провождаться ростом производительности их труда; построить эффективную систему материального стимулирования персона- ла; постоянно повышать культуру обслуживания, обеспечивать полноту товарного ассортимента; широко использовать средства внутримагазинной рек- ламы и информации, для повышения информированности поку- пателей о предлагаемых товарах для способствования формиро- ванию новых направлений спроса и экономии времени на при- обретение товаров, проводить выставки-демонстрации, выстав- ки-продажи; постоянно анализировать состояние дел у конкурен- тов, выявлять его сильные и слабые стороны, использовать опыт; снижение уровня издержек обращения (то есть их раз- мера в цене каждого товара) может быть обеспечена за счет рос- та объема продажи товаров, реализации внутренних резервов их экономии и других направлений хозяйственной деятельности. Вопросы для самоконтроля 1. Что представляют собой доходы торговой организа- ции? Доходы предприятий общественного питания? 2. Дайте определение прибыли. Какие виды прибыли су- ществуют? 3. Какие функции выполняет прибыль на предприятии? 4. Как выглядит схема распределения доходов предпри- ятия?
5. Каковы источники получения прибыли? 6. Назовите пути распределения и использования прибы- ли в организации. 7. Дайте определение понятия рентабельности. 8. Назовите основные показатели рентабельности. Тестовые задания 9.1. Какие из предложенных вариантов правильно харак- теризуют прибыль от реализации продукции: а) выручка, полученная от реализации продукции; б) разность между выручкой от реализации продукции (без НДС и акциза) и полной себестоимостью; в) чистый доход предприятия; г) валовой доход предприятия. 9.2. Что включает понятие «валовая прибыль предпри- ятия»: а) выручку от реализации продукции; б) денежное выражение стоимости товаров; в) разность между выручкой от продаж продукции и полной производственной себестоимостью товарной продукции; г) прибыль oт реализации продукции, результат от про- чей реализации, доходы от прочих операций, расходы и убытки от прочих операций; д) выручку от реализации продукции за вычетом акци- зов.
9.3. Прибыль от продаж определяют: а) вычитанием из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов; б) вычитанием из выручки от продаж полной себестоимо- сти проданной продукции; в) вычитанием из выручки от продаж полной производ- ственной себестоимости. 9.4. Прибыль до налогообложения определяется: а) как разница между выручкой от продаж и полной се- бестоимостью проданной продукции; б) как разница между прибылью от продаж и сальдо прочих доходов и расходов; в) как разница между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами. 9.5. Прибыль от обычной деятельности определяют: а) путем вычитания из прибыли до налогообложения налога на прибыль и иных аналогичных платежей; б) вычитанием из выручки от продаж полной себестоимо- сти проданной продукции; в) вычитанием из прибыли от продаж налога на при- быль.
быль,
9.6. Показатель чистой прибыли определяют: а) вычитанием из прибыли от продаж налога на при- б) к прибыли от продаж прибавляют прочие доходы и вы- читают прочие расходы; в) к прибыли от обычной деятельности прибавляют чрез- вычайные доходы и из полученной суммы вычитают чрезвы- чайные расходы. 9.7. Какие из названных направлений способствуют росту прибыли: а) снижение затрат на единицу продукции; б) увеличение объема производства; в) внедрение прогрессивной технологии; г) повышение заработной платы персонала; д) снижение цены на продукцию. 9.8. К видам прибыли не относятся: а) прибыль от продаж; б) валовая прибыль; в) чистая прибыль; г) прибыль от дивидендов; д) дивиденды; е) кредиторская задолженость; ж) дебиторская задолженость. 9.9. В валовую прибыль входят: а) прибыль от реализации; б) НДС; в) прибыль от долевого участия в совместных предпри- ятиях; г) прибыль от дивидендов; д) акцизные налоги; е) поступление безнадежных долгов. 9.10. Остаточная прибыль не включает в себя: а) чистую прибыль; б) налог на прибыль; в) дивиденды; г) акцизные налоги; д) прибыль от сдачи имущества в аренду. 9.11. Прибыль, оставляемая в распоряжении предприятия, распределяется: а) на проценты банковского кредита, ниже ставки рефинан- сирования; б) фонд накопления (страховой фонд, формируемый на слу- чай непредусмотренных сбоев в производственном процессе и др.); в) фонд развития производства; г) фонд социального развития производства; д) дивиденды; е) проценты банковского кредита, превышающие ставку рефинансирования на два пункта. 9.12. Какой из названных вариантов правильно характеризует рентабельность продукции: а) отношение балансовой прибыли к себестоимости про- дукции; б) отношение прибыли от реализации продукции к сумме затрат на производство и реализацию продукции; в) отношение балансовой прибыли к стоимости имущества предприятия. 9.13. Рентабельность производства определяется как от- ношение: а) прибыли от реализации продукции к выручке от реа- лизации продукции; б) балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основ- ных производственных фондов и нормируемых оборотных средств; в) балансовой прибыли к объему реализованной продукции. 9.14. Рентабельность характеризует: а) степень доходности, выгодности и прибыльности; б) общую массу прибыли, получаемую предприятием; в) уровень затрат на изготовление продукции. 9.15. Рентабельность продаж всей продукции (работ, услуг) зависит: а) от структуры реализованной продукции (работ, услуг); б) рентабельности продаж отдельных изделий; в) обоих факторов. 9.16. Оценочным показателем деятельности предприятия является: а) общая масса прибыли; б) рентабельность продаж всей продукции; в) рентабельность капитала. 9.17. Рентабельность капитала характеризует: а) рентабельность активов; б) рентабельность продаж; в) рентабельность собственного капитала. 9.18. Налогооблагаемая прибыль равна: а) разнице между балансовой прибылью и суммой налога на прибыль; б) разнице между балансовой прибылью и суммой льгот на прибыль. 9.19. Прибыль в распоряжении предприятия используется: а) для выплаты налогов в бюджет; б) возмещения затрат на производство; в) формирования фондов накопления, потребления, ре- зервного, социального назначения и акционирования. 9.20. На рентабельность капитала предприятия влияют: а) валовая прибыль; б) использование основного капитала; в) использование нормированных оборотных средств; г) дивиденды; д) НДС. 9.21. Прирост валовой прибыли происходит за счет: а) увеличения объема производства сопоставимой продук- ции;
б) акцизных налогов; в) снижения себестоимости; г) НДС; д) изменения структуры ассортимента в сторону увели- чения доли продукции с более высоким уровнем рентабельности; е) повышения качества. 9.22. Увеличение рентабельности капитала в результате улучшения использования основного капитала происходит за счет: а) продажи излишнего оборудования; б) акцизных налогов; в) снижения себестоимости; г) сокращения величины амортизационных отчислений; д) НДС. 9.23. Увеличение рентабельности капитала в результате улучшения использования оборотного капитала происходит за счет: а) улучшения использования оборотных средств; б) сокращения величины амортизационных отчислений; в) изменения структуры ассортимента в сторону увели- чения доли продукции с более высоким уровнем рентабельности; г) снижения себестоимости; д) НДС. 9.24. В понятие «рентабельность предприятия» входят: а) получаемая предприятием прибыль; б) относительная доходность или прибыльность, изме- ряемая в процентах к затратам средств или капитала; в) отношение прибыли к средней стоимости основных фондов и оборотных средств; г) балансовая прибыль на 1 руб. объема реализованной продукции; д) отношение прибыли к цене изделия. Список литературы 1. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Правовая справочно-информационная система «Кон- сультант Плюс». 2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Правовая справочно-информационная система «Кон- сультант Плюс». 3. ПБУ 10/99 «Расходы организации» // Правовая спра- вочно-информационная система «Консультант Плюс». 4. ПБУ 9/99 «Доходы организации» // Правовая справоч- но-информационная система «Консультант Плюс». 5. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» // Пра- вовая справочно-информационная система «Консультант Плюс». 6. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль орга- низаций» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс». 7. Арзуманова Т. И. Экономика и планирование на пред- приятиях торговли и питания: учебник / Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. – М.: Дашков и К°, 2009. – 272 с. 8. Батраева Э. А. Экономика предприятия общественного питания: учебное пособие / Э. А. Батраева. - Красноярск: Крас- ноярский гос. торгово-экономический ин-т, 2009. - 589 с. 9. Бунеева Р. И. Коммерческая деятельность: организа- ция и управление. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 365 с. 10. Голованов Н. В. Организация плановых процессов на предприятиях розничной торговли: монография / Н. В. Голова- нов, Ю. П. Морозов. - Нижний Новгород: [б. и.], 2008. - 135 с. 11. Гражданкина Е. В. Экономика малого предприятия: [производственный процесс, издержки производства и себе- стоимость, трудовые ресурсы, ценообразование и ценовая поли- тика, структура источников финансирования предприятия, про- изводственное планирование, стили управления, контроллинг] / Е. В. Гражданкина. – М.: ГроссМедиа: Российский бухгалтер, 2008. - 141 с. 12. Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов, В. А. Кузьмен- ко. - М.: КНОРУС, 2008. - 416 с. 13. Джуха В. М. Современный подход к управлению рен- табельностью активов предприятия / В. М. Джуха, А. В. Кури- цын, Э. Б. Саакова. - Ростов-на-Дону: РИНХ, 2008. - 134 с. 14. Ковалев В. В. Управление денежными потоками, при- былью и рентабельностью: учебно-практическое пособие / В. В. Ковалев. – М.: Проспект, 2008. - 333 с. 15. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский управленческий учет / Н. П. Кондраков, М. А. Иванова. М.: ИНФРА-М, 2006. 368 с. 16. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное посо- бие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 717 с. 17. Мазилкина Е. И. Организация работы магазина / Е. И. Мазилкина. – М.: Дашков и Ко, 2008. - 223 с. 18. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: учебное пособие / Под ред. А. Д. Шеремета. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 479 с. 19. Мяснянкина О. В. Экономика предприятия: учебное пособие / О. В. Мяснянкина, Б. Г. Преображенский. – М.: Кно- Рус, 2008. - 189 с. 20. Патров В. В. Бухгалтерский учет в торговле и общест- венном питании. – М.: Изд-во «БИНФА», 2009. – 102 с. 21. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 534 с. 22. Сергеев И. В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 573 с. 23. Скляренко В. К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): учебное пособие / Под ред. В. К. Склярен- ко, В. М. Прудникова. - М: ИНФРА-М, 2006. - 256 с. 24. Скляренко В. К. Экономика предприятия: Конспект лекций / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - М: ИНФРА-М, 2008. - 208 с. 25. Скляренко В. К. Экономика предприятия: Учебник / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - М: ИНФРА-М, 2007. - 528 с. 26. Соснаускене О. И. Оптимизация прибыли: практиче- ское пособие: на основе управления амортизацией, на основе управления задолженностью, на основе управления объемом продаж, на основе управления издержек, на основе управления налогами / О. И. Соснаускене. – М.: Экзамен, 2008. – 222 с. 27. Томшинская И. Н. Прибыль: бухгалтерская, налоговая, управленческая: научное издание / И. Н. Томшинская. - Санкт- Петербург: Санкт-Петербургский торгово-экономический ин-т, 2009. - 118 с. 28. Хорошилова О. В. Экономика и планирование пред- принимательской деятельности / О. В. Хорошилова. - Воронеж: Воронежский гос. технический ун-т, 2008. - 175 с. 29. Черненко А. Ф. Финансовое положение и эффектив- ность использования ресурсов предприятия: монография / А. Ф. Черненко, Н. Н. Илышева, А. В. Башарина. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2009. - 208 с. 30. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учебное пособие / Под ред. Т. И. Николаевой, Н. Р. Егоровой. – М.: КноРус, 2008. – 399 с. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ) Понятие и функции цены В процессе развития мировой экономической мысли взгляды ученых на определение понятия и сущности цены ме- нялись. Так, Аристотель выделяет следующие понятия цены [10]: - цена - категория обмена, которая служит обращению из- лишков (всѐ, что не является необходимым для существования и воспроизводства человека); - цена – это выражение неистинного богатства. В работах Фомы Аквинского встречается такая экономи- ческая категория как «справедливая цена» - цена, которая по- зволяет возместить затраты [10]. Вместе с тем Фома Аквинский выступает сторонником того, что цена должна дифференциро- ваться в зависимости от того, насколько покупатель приближен к Богу, т. е. для представителей церковного сословия цена должна быть ниже, чем для крестьянина. В экономических трудах более позднего периода присут- ствуют два основных подхода к определению понятия «цена» [10]: цена обусловлена объективными затратами; цена обусловлена субъективной оценкой полезности. Первого подхода придерживается классическая политэко- номическая школа в лице представителей трудовой теории стоимости: Адам Смит, Карл Маркс. Второго подхода придер- живаются неоклассики и некоторые представители классиче- ской политэкономической школы: Жан Батист Сэй, Давид Ри- кардо. Согласно взглядам Адама Смита и последователей клас- сическая политэкономической школы, цена имеет противоречи- вую двойственную природу цены: с одной стороны цена - де- нежное выражение объективной стоимости, которая базируется на затратах рабочего времени (труда); с другой стороны - цена зависит от субъективных колебаний спроса и предложения. Это противоречие лежит в основе разветвления теории цены на «субъективное» и «объективное» направление. Наиболее чѐтко его сформулировал Давид Рикардо: «Но если мы принимаем труд за основу стоимости товаров, то из этого еще не следует, что мы отрицаем случайные и временные отклонения действи- тельной или рыночной цены товаров от их первичной и естест- венной цены» [10]. К. Маркс в основном исследовал объективные факторы, влияющие на стоимость - «Общественно-необходимые затраты труда», а также «Внутри и межотраслевую конкуренцию» [10]. Его теория прибавочной стоимости объясняет возможность по- лучения прибыли при сохранении принципа эквивалентности и добровольности на всех этапах обмена в экономике. Это позво- лило объяснять цену с позиции объективных факторов. Жан Батист Сэй – сторонник и основоположник «субъек- тивной» теории цены - считал цену субъективной оценкой по- лезности блага, которая строится на личных предпочтениях. Це- на - это «жертва» со стороны покупателя, денежное выражение альтернативной стоимости («субъективная стоимость») [10]. В современной экономической литературе существует множество различных определений понятия цена: 1. Денежное выражение стоимости [19]. 2. Денежное выражение системы ценообразующих фак- торов [11]. 3. Инструмент рыночной конкуренции [12]. 4. Характеристика товара на рынке [16] 5. Один из элементов рынка (наряду со спросом, предло- жением и конкуренцией) [7]. 6. Количество денег (товаров, услуг), за которое прода- вец готов продать, а покупатель готов купить единицу товара (услуги) [20]. 7. Денежное выражение ценности товара (услуги) при обмене [8]. 8. Один из элементов комплекса маркетинга (маркетинг- микса). С этой точки зрения, цена - количество денег, запраши- ваемое за продукцию, или сумма благ (ценностей), которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение опре- деленной продукции или услуги [21]. Как видно из представленных определений, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величи- ну соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара. Итак, цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф - цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как эко- номическая и правовая категория. Цена как экономическая кате- гория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулиро- вания ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической кате- гории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, ак- цизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений [21]. Выделяют пять функций цены [13; 26; 27]: 1. Учетная функция цены - цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет различных хозяйственных процессов, измерение их результатов. 2. Стимулирующая функция цены - поощрительное либо сдерживающее воздействие цены на производство и потребление различных видов товаров. 3. Распределительная функция цены - с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение националь- ного (чистого) дохода между: отраслями экономики; различными формами собственности; регионами страны; фондом накопления и фондом потребления; различными социальными группами насе- ления. 4. Функция сбалансирования спроса и предложения - связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хо- зяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или изменением, цены, или одновременным изменением того и другого. 5. Функция цены как критерия рационального размещения производства - с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.011 с.) |