Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка эффективности деятельности организаций торговли и общественного питанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основной целью оценки эффективности деятельности тор- гового предприятия и организаций общественного питания являет- ся разработка заключения о жизнеспособности предприятия и воз- можности его дальнейшего развития на основе всестороннего ана- лиза, который необходимо проводить при помощи системы пока- зателей, отображающих состояние и развитие субъекта оценки. В связи с этим вопросы оценки эффективности деятельности пред- приятий торговли и общественного питания приобретают особую значимость в современных условиях хозяйствования. Вопросы методики оценки эффективности деятельности во- обще и оценки эффективности деятельности предприятий торговли и общественного питания в частности относятся к направлениям научных исследований, достаточно широко освещенным в работах экономистов разных периодов времени и научных направлений. Обзор экономической литературы показал, что набор показателей и методика их расчета представлены достаточно широко по от- дельным видам ресурсов и отдельным обобщающим показателям эффективности. При этом большинство показателей построено на основе ресурсного подхода, что приводит к ограниченности ре- зультатов оценки в части эффективности затрат предприятия. В настоящее время нет единства подходов к определению эффектив- ности, характеристике ее видов в зависимости от различных при- знаков, классификации показателей эффективности. Несмотря на проведенные исследования, в области определения эффективности отсутствует обобщенная система показателей оценки эффективно- сти. В связи с этим назрела необходимость в систематизации видов эффективности и разработке системы показателей ее оценки в со- временных условиях. Оценка эффективности деятельности предприятий торговли и общественного питания осуществляется на основе определенных принципов. В экономической литературе предлагаются различные варианты сочетания принципов оценки эффективности, а именно: системность, комплексность, достоверность, объективность, реле- вантность, научность, оперативность, сопоставимость, принцип древовидной структуры, принцип обозримости, принцип разумно- го сочетания абсолютных и относительных показателей, принцип адекватности. Для получения системной оценки деятельности предприятия ведущими специалистами в области анализа хозяйственной дея- тельности предприятия предлагается комплексный подход к оцен- ке результатов деятельности организации с позиций различных заинтересованных групп: руководства; владельцев предприятий; коммерческих партнеров, кредиторов, поставщиков; налоговых и таможенных служб; потребителей. С этой точки зрения необходимо выделить основные эле- менты предприятия как системы экономических интересов и опре- делить показатели, соответствующие каждой группе заинтересо- ванных субъектов согласно критерию полноты удовлетворения их интересов, связанных с деятельностью данного конкретного пред- приятия. Существование двух основных подходов (ресурсного и за- тратного) к формированию показателей оценки эффективности деятельности предприятий торговли и общественного питания предопределяет необходимость соответствующего деления основ- ных видов ресурсов, входящих в экономический потенциал пред- приятия, на две группы: примененные ресурсы и потребленные ресурсы (рис. 9). Обзор имеющихся в экономической литературе точек зрения и методик показал, что в настоящее время преобладает ресурсный подход, при котором рассчитываются, в основном, общие показа- тели эффективности основных фондов (фондоотдача, фондоем- кость, фондорентабельность) и реже - частные показатели эффек- тивности (коэффициенты использования площадей, оборудования и т.д.). При комплексной оценке эффективности использования основных фондов для более глубокого и качественного анализа необходимо сочетание данных подходов при оценке эффективно- сти использования основных фондов. С точки зрения ресурсного подхода предлагается следующая система показателей оценки эффективности использования основ- ных фондов: 1. Показатели, характеризующие степень использования тор- говых площадей: товарооборот на 1 м2 торговой площади; прибыль на 1 м2 торговой площади; коэффициент использования торговой площади; коэффициент установочной площади магазина; доля торговой площади в общей площади предприятия 2. Показатели, характеризующие степень использования оборудования: коэффициент установленного оборудования; коэффициент действующего оборудования; коэффициент использования наличного парка; коэффициент экстенсивного использования оборудования; коэффициент интенсивного использования оборудования.
Рис. 9 - Ресурсное обеспечение деятельности организаций торговли и общественного питания 3. Общие показатели эффективности использования основ- ных фондов: фондооотдача; фондоемкость; фондовооруженность; фондооснащенность; фондорентабельность. С точки зрения затратного подхода система показателей оценки эффективности использования основных фондов выглядит следующим образом: 1. Показатели, характеризующие степень использования тор- говых площадей: - отдача затрат по аренде и содержанию торговых площадей; - рентабельность затрат по аренде и содержанию торговых площадей; - доля затрат на содержание торговых площадей в общей сумме затрат на аренду и содержание площадей предприятия 2. Общие показатели эффективности использования основ- ных фондов: а) рассчитанные на основе амортизационных отчислений: - амортизациоотдача; - амортизациоемкость; - амотизациорентабельность б) рассчитанные на основе полной суммы затрат по содер- жанию основных фондов: - отдача затрат на содержание основных фондов; - емкость затрат на содержание основных фондов; - затраты на содержание основных фондов на 1 работника предприятия; - рентабельность затрат на содержание основных фондов. Обобщение существующих методик оценки эффективности использования оборотных средств предприятий торговли и обще- ственного питания позволяет выделить следующие основные пока- затели, рассчитанные на основе ресурсного подхода: - время обращения оборотных средств; - скорость обращения оборотных средств; - коэффициент эффективности использования оборотных средств; - коэффициент участия (загрузки) оборотных средств в каж- дом рубле оборота. Так как стоимость оборотных средств авансируется на пери- од одного оборота, и относится на текущие затраты предприятия, то, по мнению большинства специалистов, возможен расчет до- полнительных показателей, с позиций затратного подхода, а имен- но: 1) производительность потребленных оборотных средств (ПрПОС): характеризует отдачу затрат на формирование оборотных средств предприятия и рассчитывается как отношение товарообо- рота к сумме затрат на формирование оборотных средств предпри- ятия 2) рентабельность потребленных оборотных средств RПОС: характеризует прибыль, полученную предприятием с 1 рубля за- трат на формирование оборотных средств и рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме затрат на формирование обо- ротных средств предприятия Существующие методики оценки эффективности использо- вания трудовых ресурсов предприятия торговли и общественного питания включают ряд показателей рассчитанных в основном с позиций ресурсного подхода. Реже в практике экономического анализа встречается оценка эффективности использования трудо- вых ресурсов на основе затратного подхода. Следует отметить, что в настоящее время в исследованной авторами экономической ли- тературе отсутствует системный комплексный подход к оценке эффективности использования трудовых ресурсов с позиций как ресурсного, так и затратного подходов. По мнению авторов, применение затратного подхода по- строения показателей эффективности использования трудовых ре- сурсов предприятия торговли имеет особую значимость, так как соизмерение результатов, учитываемых в разных единицах изме- рения (руб. и чел), ограничивает круг возможных для расчета пока- зателей эффективности, которые не встречаются в экономической литературе, а следовательно, и не рассчитываются в ходе проведе- ния оценки эффективности деятельности предприятий торговли. Традиционный набор показателей эффективности использо- вания трудовых ресурсов предприятия торговли и общественного питания можно дополнить такими показателями, как зарплатоем- кость и емкость затрат на содержание трудовых ресурсов предпри- ятия. Эти показатели характеризуют объем затрат на оплату труда, или на содержание трудовых ресурсов, необходимый для получе- ния единицы товарооборота, и учитываются при обосновании пла- нового совокупного уровня затрат предприятия под плановый объ- ем оборота предприятия. Методика расчета этих показателей пред- ставлена в табл. 1. Обобщая существующие методики оценки эффективности деятельности предприятий торговли и общественного питания, представим комплексную процедуру проведения оценки эффек- тивности деятельности (прил. 6). Таким образом, предложенная система показателей эффек- тивности использования основных видов ресурсов (основных фон- дов, оборотных средств, трудовых ресурсов) на основе ресурсного и затратного подходов построения показателей позволяет осущест- влять всесторонний глубокий анализ данных ресурсов и принимать оперативные решения по эффективному управлению ресурсами предприятия. Изучение существующих методик оценки эффективности деятельности предприятий торговли, предложенных разными авторами советского периода, современными экономистами и зарубежными учеными показало, что при расчете комплексных показателей эффективности деятельности предприятия основное внимание уделяется экономической эффективности функциони- рования предприятия, и основные интегральные показатели по- строены именно на экономических показателях. Поэтому необ- ходимо и возможно включение интегрального показателя оцен- ки качества торгового обслуживания учитывающего мнение по- купателей, как социальной составляющей комплексных показа- телей эффективности деятельности предприятия торговли. Для получения такой оценки можно использовать тради- ционный интегральный показатель качества обслуживания, ос- нованный на показателях устойчивости ассортимента, охвата покупателей покупками, полноты дополнительных услуг, доли товарооборота, приходящегося на прогрессивные формы про- дажи, которые определяются путем наблюдений за покупателя- ми и очень трудоемкой проверки соответствия фактического ассортимента утвержденному ассортиментному перечню. Но можно и представить потребителей в качестве источника ин- формации и рассчитать показатель уровня торгового обслужи- вания по результатам анкетирования покупателей. Методику расчета интегрального показателя оценки покупателями качест- ва торгового обслуживания конкретного предприятия можно представить в следующем виде: Уто=(Кш/а+Ку+Кд/у+Ко/а+Кк/т+Ккв+Коф/тз), (1) где Кш/а - показатель широты ассортимента, который ха- рактеризует долю покупателей, оценивший ассортимент как широкий; Ку - показатель доступности услуги, характеризующий доступность услуги; Кд/у - коэффициент достаточности дополнительных услуг, характеризующий удовлетворенность покупателей набором до- полнительных услуг;
Ко/а - коэффициент обновления ассортимента, или доля покупателей, высоко оценивших степень обновления ассорти- мента; Кк/т - показатель качества товаров, реализуемых населе- нию, отражает долю покупателей, не предъявлявших ранее пре- тензий по качеству приобретенных товаров; Ккв - о ценка уровня квалификации торгово-оперативного персонала характеризует долю покупателей, определивших ак- тивность и профессионализм торгово-оперативного персонала по 5-ти балльной шкале, как «4» и «5»; Коф/тз - о ценка оформления торгового зала, характеризу- ет долю покупателей, давших хорошую и отличную оценку оформления торгового зала. Наиболее уместно дополнение показателя уровня эконо- мического развития показателем темпа изменения интегрально- го показателя оценки качества торгового обслуживания, по мне- нию покупателей, и расчетом показателя общего уровня разви- тия предприятия (как экономического, так и социального). В этом случае формула расчета данного показателя примет сле- дующий вид: (2) где Ур - показатель общего уровня развития предприятия, %; ТПТ - темп изменения производительности труда, %; ТООСс - темп изменения скорости оборачиваемости оборот- ных средств, %; ТФО - темп изменения фондоотдачи основных фондов, %; ТЗО - темп изменения затратоотдачи, %; ТУР - темп изменения уровня рентабельности, %; ТУТО - темп изменения интегрального показателя оценки качества торгового обслуживания, %. С позиций получения системной оценки финансово- хо- зяйственной деятельности предприятия наиболее важным ас- пектом является расчет интегральных показателей, так как именно такие показатели дают возможность проследить, как изменяется в динамике эффективность деятельности хозяйст- вующего субъекта как системы, и осуществляется их расчет на основе предварительного комплексного анализа и расчета част- ных показателей, характеризующих состояние различных под- систем предприятия. Это показатели: эффективности использования торгового потенциала; уровня экономического развития предприятия; оценки интенсификации хозяйственной деятельности; эффективности финансовой деятельности; оценки качества торгового обслуживания; долевого участия интенсивного направления исполь- зования ресурсов; экономической эффективности хозяйственной дея- тельности; общего уровня развития предприятия; интегральный показатель оценки финансового состоя- ния. Применение на практике вышеназванной методики оцен- ки эффективности деятельности предприятия торговли позволит выявить большее количество резервов для успешного, конку- рентного развития торгового предприятия в будущем. В дополнение к изложенному заметим, что изучение су- ществующих научно-методических подходов к оценке эффек- тивности предприятий общественного питания показал, что единая комплексная методика оценки эффективности предпри- ятий, как в экономическом, так и в социальном аспектах, отсут- ствует. Это приводит к тому, что каждое предприятие общест- венного питания проводит оценку эффективности своей дея- тельности субъективно, а отсутствие единого подхода к оценке эффективности, не позволяет в большинстве случаев дать все- стороннюю объективную оценку эффективности. В связи с этим в рамках данной работы проведен анализ существующих методик оценки эффективности деятельности предприятий общественного питания, систематизированы раз- работки и рекомендации в этой области и определена процедура и критерии оценки работы субъектов предпринимательской дея- тельности указанного сектора экономики. Принимая во внимание тот факт, что отраслевые особен- ности деятельности сводятся к производству, реализации, орга- низации потребления продукции собственного производства и покупных товаров, организации досуга населения с помощью оказания услуг, в качестве оценочных критериев эффективности функционирования предприятий общественного питания могут выступать: эффективность использования материальных, трудо- вых, финансовых и других видов ресурсов организации; финансово-экономические, социальные и другие ре- зультаты деятельности предприятия; конкурентоспособность предприятия, его доля на рын- ке; показатели качества работы: качество производствен- ной деятельности, качество сервиса, качество обслуживания (рис. 10). Функционирование любого предприятия осуществляется в условиях сложного взаимодействия целого комплекса факторов, поэтому важной методологической проблемой становится по- строение развернутой системы показателей, характеризующих экономическую и социальную эффективность субъекта. Показа- тели эффективности сгруппированы в блоки, позволяющие оце- нивать экономические и социальные аспекты деятельности предприятия.
Рис. 10 - Оценочные критерии эффективности деятельности предприятий сферы общественного питания На базе рассмотрения каждого блока, как относительно обособленной системы, в работе предложена совокупность ана- литических показателей и методика их преобразования в синте- тические показатели, позволяющие выявить причинно- следственные связи и степень влияния на эффективность пред- приятия общественного питания (табл. 2). Данная система показателей обладает аналитическими возможностями и обеспечивает диагностику текущего состоя- ния предприятия, что служит основой для принятия управленче- ских решений, направленных на рост эффективности. Для расчета комплексных коэффициентов экономической и социальной эффективности предприятия общественного пита- ния специалисты рекомендуют поэтапный расчет коэффициен- тов по каждому блоку в отдельности. I. Расчет комплексного коэффициента экономической эф- фективности предприятия общественного питания: 1. Расчет коэффициента по 1 блоку «Эффективность ис- пользования ресурсов» на предприятии общественного питания: Эр = 0,32 I(И) + 0,28 I(Ф) + 0,40 I(ОС). (3) 2. Расчет коэффициента по 2 блоку «Результативность деятельности предприятия общественного питания»: Эрп = 0,32I(ООП) + 0,30I(R)+ 0,38I(RВД). (4) 3. Расчет коэффициента по 3 блоку «Конкурентное поло- жение предприятия»: Экп = 0,3КR + 0,55КЦ + 0,15КДР . (5) Таблица 2 - Показатели оценки эффективности предприятий общественного питания
4. Расчет комплексного коэффициента экономической эф- фективности предприятия общественного питания (К ээп): К ээп = 0,30Эр + 0,35Э рп + 0,35 Экп. (6) II. Расчет комплексного коэффициента социальной эффек- тивности предприятия общественного питания: 1. Расчет коэффициента по 1 блоку «Качество производст- венной деятельности» предприятия общественного питания: Экпд= 0,48 I(КП) + 0,32 I(ША)+ 0,20 I(ОА). (7) 2. Расчет коэффициента по 2 блоку «Качество сервиса» на предприятии общественного питания: Экс = 0,51 I (КС) + 0,29 I(НУ) + 0,20 I(ВО). (8) 3. Расчет коэффициента по 3 блоку «Качество обслужива- ния» на предприятии общественного питания: Эко = 0,41 I(АТМ) + 0,38 I(РР) + 0,21 I(РИ). (9) 4. Расчет комплексного коэффициента социальной эффек- тивности предприятия общественного питания (К сэп): К сэп = 0,42ЭКПД + 0,28 ЭКС + 0,30 ЭКО . (10) Исходя из предлагаемой комплексной оценки эффектив- ности предприятия общественного питания, ведущими специа- листами в области экономики предприятий общественного пи- тания были выделены следующие уровни эффективности пред- приятия. Абсолютно эффективное предприятие - это теоретиче- ская модель предприятия, которая на рынке использует макси- мально продуктивно свой совокупный потенциал, приспосабли- вая его к окружающей среде 1-0,99. Высоко эффективное предприятие – это хозяйствующий субъект, который наиболее полно реализует свою рыночную политику, занимает на данном рынке лидирующее положение, получает наибольшее признание потребителей, способен разви- ваться в долгосрочном периоде. Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности 0,98 – 0,85. Эффективное предприятие – это хозяйствующий субъект, занимающий на данном рынке достаточно устойчивое положе- ние, способный противостоять конкурентным силам в сфере реализации своих интересов и быть востребованным в течение среднесрочного периода (до 5 лет). Его интегральные показате- ли экономической и социальной эффективности 0,84 – 0,70. Низко эффективное предприятие - это хозяйствующий субъект, который не способен активно противостоять конкурен- там, не вносит существенные изменения в свою деятельность, низко рентабельное. Угроза вытеснения его с рынка охватывает период от 1 до 3 лет. Его интегральные показатели экономиче- ской и социальной эффективности ниже 0,70 – 0,55. Неэффективное предприятие - не соответствует требова- ниям рынка, имеет низкую эффективность хозяйственной дея- тельности, не имеет возможности развиваться, находится в зоне существенного хозяйственного и коммерческого риска. Инте- гральная оценка конкурентоспособности ниже 0,55. Следует отметить преимущество представленной методи- ки. По мнению разработчиков и аналитиков, получение частных и интегральных показателей по каждому блоку дает возмож- ность выявить резервы или достижения в сфере важнейших на- правлений деятельности предприятия общественного питания, а на этой основе подтвердить, скорректировать или коренным об- разом изменить управление по каждому направлению деятель- ности. Данная методика позволяет быстро и объективно полу- чить картину эффективности предприятия общественного пита- ния, базируется на доступной информации и адекватна уровню подготовки и квалификации менеджеров. Вопросы для самоконтроля 1. От чего зависят объем и характер выполняемых торговой организацией функций? 2. Назовите критерии классификации розничных торговых предприятий. 3. Раскройте сущность понятия «формат торговли». 4. Назовите формы и методы государственного регулирова- ния торговой деятельности. 5. Что является основным направлением развития оптовой торговли? 6. Перечислите наиболее значимые услуги оптовых пред- приятий покупателем. 7. Назовите отличия договоров поставки от договоров купли - продажи. 8. Основной документ при осуществлении сделок, регламен- тирующий отношения партнеров. 9. В чем заключаются особенности предпринимательской деятельности предприятий розничной торговли? 10. Что представляет собой торговая сеть? 11. Назовите объективные предпосылки формирования и развития отрасли общественного питания в России. 12. Какие услуги оказывают предприятия общественного питания? В чем их специфика? 13. Что представляет собой современное предприятие об- щественного питания? 14. Какие виды предприятий общественного питания су- ществуют? 15. С помощью каких показателей можно оценить эффек- тивность финансово-хозяйственной деятельности предприятий торговли общественного питания? Каковы критерии оценки эф- фективности?
Тестовые задания 2.1. В чем заключается основная цель коммерческой работы розничных торговых предприятий? а) в организации торгового обслуживания покупателей; б) в организации товаров; в) в обеспечении доведения товаров до покупателей и торго- вом обслуживании с учетом требований рынка; г) в формировании ассортимента товаров. 2.2. Какие коммерческие операции предшествуют процессу товародвижения? а) изучение и прогнозирование спроса оптовых и розничных предприятий; разработка предметной основы договоров, заключе- ние договоров; воздействие на поставщиков в части ассортимента и качества товаров; обобщение информации о товарном предложе- нии, конъюнктуре рынка и конкурентной ситуации; б) разработка проектов договоров; отборка товаров; ком- плектование товарных партий; товароснабжение розничной торго- вой сети; заключение договоров; отпуск товаров в зале товарных образцов; рекламно-информационная деятельность; в) оформление договоров поставки; обобщение информации о товарах, конъюнктуре рынка, его объеме, открытости и геогра- фических границах; учет и контроль выполнения договорных обя- зательств; осуществление претензионной работы; хранение това- ров; расчетные операции за товары; г) формирование товарного ассортимента; уточнение пред- метной части договоров поставки; оптовая продажа товаров; ин- формационное обеспечение коммерческой деятельности; оказание услуг консультационного, юридического, финансового характера; осуществление рекламно-информационных мероприятий. 2.3. В чем заключается сущность оптовой продажи това- ров при оптово-складском товарообороте? а) товары реализуются оптовыми покупателями со складов оптовых предприятий и оптовых посредников; б) товары реализуются оптовым покупателям непосредст- венно от производителей, минуя склады оптовой торговли; в) товары реализуются оптовым покупателям в процессе ор- ганизационных торгов на биржах, ярмарках, аукционах; г) товары реализуются оптовым покупателям централизо- ванным методом. 2.4. Что такое «широта» ассортимента? а) количество товарных единиц в товарной группе; б) бесперебойное наличие в продаже товаров, предусмот- ренных ассортиментным перечнем в течение определенного вре- мени; в) соответствие фактического наличия товара на торговом предприятии разработанному ассортимент ному перечню; г) количество товарных групп и подгрупп, входящих в ас- сортиментный перечень. 2.5. Какая форма торгового обслуживания характерна для гипермаркета: а) торговля через прилавок; б) личные продажи; в) самообслуживание; г) торговля по образцам. 2.6. Общественное питание - это: а) специфический вид экономической деятельности по удовлетворению потребностей населения в сфере внедомашнего питания и организации досуга путем производства, реализации и организации потребления продукции собственного производ- ства и покупных товаров, оказания разнообразных услуг насе- лению с целью получения прибыли; б) совокупность действий и/или результат деятельности предприятий и граждан предпринимателей, связанных или не связанных с продукцией общественного питания, направленных на удовлетворение потребностей населения в питании и прове- дении досуга и являющихся объектом купли-продажи; в) совокупность отличительных признаков предприятия конкретного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания; г) теоретическая модель предприятия, которая на рынке использует максимально продуктивно свой совокупный потен- циал, приспосабливая его к окружающей среде. 2.7. Предприятие, предназначенное для производства, реализации и (или) организации потребления продукции обще- ственного питания, включая кулинарную продукцию, мучные кондитерские и булочные изделия: а) класс предприятий общественного питания; б) тип предприятий общественного питания; в) предприятие общественного питания; г) ресторан. 2.8. Предприятие общественного питания, оборудованное барной стойкой и реализующее в зависимости от специализа- ции алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и про- хладительные напитки, коктейли, холодные и горячие закуски и блюда в ограниченном ассортименте, покупные товары – это: а) ресторан; б) бар; в) кафе; г) закусочная. 2.9. Столовая представляет собой: а) предприятие общественного питания, общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей, производящее и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с меню, различающимся по дням недели; б) предприятие общественного питания, имеющее собст- венное кулинарное производство и реализующее потребителям кулинарные изделия, полуфабрикаты, мучные булочные и кон- дитерские изделия и покупные продовольственные товары; в) предприятие общественного питания, находящееся в жилых и общественных зданиях, реализующее с потреблением на месте ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности; г) предприятие общественного питания, реализующее уз- кий ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготов- ления, как правило, из полуфабрикатов высокой степени готов- ности, и обеспечивающее минимальные затраты времени на об- служивание потребителей. 2.10. Показатели оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятий общественного питания включа- ют: а) критерии экономической и социальной эффективности; б) критерии коммерческой эффективности; в) критерии бюджетной эффективности; г) качество обслуживания потребителей. 2.11. К какому предприятию относится следующее опре- деление «хозяйствующий субъект, который наиболее полно реализует свою рыночную политику, занимает на данном рынке лидирующее положение, получает наибольшее признание по- требителей, способен развиваться в долгосрочном периоде»: а) абсолютно эффективное предприятие; б) высоко эффективное предприятие; в) эффективное предприятие; г) низкоэффективное предприятие. 2.12. К какой группе показателей относится коэффици- ент удовлетворенности номенклатурой услуг: а) критерии экономической эффективности; б) критерии социальной эффективности; в) критерии коммерческой эффективности; г) критерии конкурентоспособности. 2.13. Критерии экономической эффективности хозяйст- венной деятельности предприятий торговли и общественного питания представлены показателями: а) фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность, фондовооруженность; б) эффективность использования ресурсов. Результатив- ность деятельности предприятия, конкурентное положение предприятия; в) товарооборот, затраты, прибыль; г) уровень налоговой нагрузки. 2.14. К общим свойствам услуг предприятий торговли и общественного питания относится: а) личное участие потребителя в процессе получения ус- луги;
б) многообразие форм обслуживания; в) субъективный характер оценки качества услуги; г) оказание услуги в условиях ограниченности знаний об объекте. Список литературы 1. Конституция РФ // Правовая справочно- информационная система «Консультант Плюс». 2. ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс». 3. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс». 4. ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс». 5. ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания» // Право- вая справочно-информационная система «Консультант Плюс». 6. ГОСТ Р 50935-2007 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу» // Правовая справочно- информационная система «Консультант Плюс». 7. ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия» // Правовая справочно- информационная система «Консультант Плюс». 8. ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс». 9. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (Часть 1) // Правовая справочно-информационная система «Консуль- тант Плюс». 10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Правовая справоч- но-информационная система «Консультант Плюс». 11. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об осно- вах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Правовая справочно- информационная система «Консультант Плюс». 12. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техни- ческом регулировании» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс». 13. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного пита- ния» // Правовая справочно-информационная система «Кон- сультант Плюс». 14. Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обя- зательной сертификации, и единого перечня продукции, под- тверждение соответствия которой осуществляется в форме при- нятия декларации о соответствии» // Правовая справочно- информационная система «Консультант Плюс». 15. Артѐмова Е. Н. Основы технологии продукции общест- венного питания: учебное пособие / Е. Н. Артѐмова. – М.: Кно- Рус, 2008. – 329 с. 16. Богушева В. И. Организация производства и обслужи- вания на предприятиях общественного питания: учебник / В. И. Богушева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 253 с. 17. Данильцев А. В. Торговля услугами: практические ас- пекты в свете присоединения России ко Всемирной торговой организации: пособие для бизнеса / А. В. Данильцев, И. А. Медведкова, Т. А. Трудаева. - Москва: [б. и.], 2008. - 64 с. 18. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учебное пособие / Под ред. А. А. Есютина, Е. В. Карповой. - М.: КноРус, 2008. – 416 с. 19. Санитарные правила и нормы: продовольственная тор- говля, общественное питание: [сборник] / Под ред. О. Морозо- вой, Е. Сухаревой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 93 с. 20. Ферни Дж. Принципы розничной торговли / Дж. Фер- ни, С. Ферни, К. Мур. – М.: Олимп-Бизнес, 2008. - 402 с. 21. Экономика предприятий торговли и общес
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.191.60 (0.011 с.) |