Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По влиянию на конкурентные позиции предпри-
ятия:
- активные инвестиции; - пассивные инвестиции; в зависимости от объекта инвестирования: - реальные инвестиции (вложения денежных средств в основной капитал); - финансовые (портфельные) инвестиции (вложения в покупку ценных бумаг); в зависимости от стадии инвестирования: - нетто-инвестиции (в основание проекта); - реинвестиции (направление свободных средств на ин- вестирование); - брутто-инвестиции (нетто-инвестиции и реинвести- ции); В зависимости от характера участия в процессе инвестирования: - прямые инвестиции (непосредственное участие инве- стора в выборе объекта инвестирования); - непрямые инвестиции (осуществляются инвестицион- ными компаниями и иными финансовыми посредниками); в зависимости от срока инвестирования: - краткосрочные (до 1 года); - долгосрочные (свыше 1 года); в зависимости от формы собственности: - частные инвестиции; - государственные инвестиции; - иностранные инвестиции; - смешанные инвестиции; по региональному признаку: - внутренние инвестиции; - зарубежные инвестиции; в зависимости от уровня риска: - с низким уровнем риска; - со средним уровнем риска; - с высоким уровнем риска; - с очень высоким уровнем риска. Значение инвестиций являются необходимым условием и основой для сбалансированного развития всех отраслей хозяй- ства; расширения воспроизводства; ускорения научно- технического прогресса; обеспечения обороноспособности го- сударства; развития финансовых рынков, банковской сферы; повышения качества товаров и услуг, обеспечения их конкурен- тоспособности; охраны природной среды, решения экологиче- ских проблем; увеличения занятости населения, снижения уров- ня безработицы; международной кооперации; развития соци- альной сферы (образования, здравоохранения, культуры, и т.д.). Инновации Термин «инновация» вошел в исследовательский язык в 30-е гг. XX в. В рамках операционального определения иннова- ции противопоставлялись традиционным формам действия, мышления и организационного поведения. Таким образом, ин- новацией являлось то, что выходило за рамки традиции в куль- туре и экономике. Оживление интереса к определению инновации произош- ло в 1950 - 1960-х гг. XX в. в связи с развитием новых и модер- низацией старых отраслей, глубокой технологической реконст- рукцией производства, распространением электронно- вычислительной техники. Инновации продолжали противопос- тавляться традиционно существующему - под ними понимались новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится систему традиционных технологий экономики и управления.
В качестве другой методологической оппозиции 1950 - 1960-х гг. XX в. явились инновация и институциализация. Ин- новация классифицировалась как форма индивидуального или группового поведения, в рамках которой отдельный человек или группа достигают социально-экономически признанной цели средствами, которые еще не были институциализированы преж- де [7]. Дальнейшее развитие методологических оснований управления инновациями привело к различению инновации по длительности их институциализации, к типологии инноваций по их направленности, характеру преодоления сопротивления со стороны различных инстанций внутри организаций (от фирмы до рынка). Сами инновации стали пониматься как сложный и многоуровневый процесс, внутри которого имеют место раз- личные по своему содержанию этапы (открытия, изобретения, технические нововведения, появление нового продукта на рын- ке, его маркетинг и пр.). Поведение же отдельного работника, персонала организации в целом стало дифференцироваться в соответствии с тем, на что направлена их инновационная дея- тельность. В конце XX в. появляется методологическая концептуаль- ная схема «традиции - инновации – институции». Было высказа- но предположение, что такого рода концептуальная схема мо- жет позволить, с одной стороны, избежать противопоставления традиций и инноваций, превращения инноваций в нечто, чуждое традициям, с другой - сделает возможным осмысление процес- сов превращения инноваций в организационные нормы и ценно- сти как институции, формирующиеся на выходе действий и коммуникаций персонала организации. В процессе развития управления персоналом организации эти нормы и ценности принимают форму традиций. Во второй половине и конце XX в. становление и развитие постиндустриальной формации акцентировали еще большее внимание на феномене инновационности. Ее важнейшим кон- цептом стал переход от производства товаров и услуг к произ- водству нововведений в любой сфере человеческой деятельно- сти. Более того, популярность получил другой концепт, соглас- но которому введение новшеств (новаций) в экономический оборот (с последующей их коммерциализацией) резко интенси- фицирует экономические основы всех форм социального произ- водства и также резко повысит уровень и качество жизни людей. Одним из его ключевых конструктов стала инновационная эко- номика, в которой главным продуктом и, соответственно, това- ром на мировом рынке должно стать знание в своем, прежде всего инструментальном и технологическом, измерении. Такие страны, как США, Великобритания, Япония, прямо провозгла- сили переход в новую фазу развития, экономику, основанную на знаниях и инновациях. Начиная с середины 80-х гг. правитель- ства этих стран сосредоточили свои усилия на ускорении инно- вационных процессов в экономике и создании национальных инновационных систем.
Находясь в авангарде экономического развития, данные страны в XX в. прошли два важнейших этапа современной на- учно-технической революции. На первом этапе (1940 - 1950-е гг.) в основном ставились цели создания новых систем воору- жений, обеспечения военно-технического превосходства. На втором этапе (1960 - 1980-е гг.) добавилась качественно новая задача - обеспечение стабильных темпов экономического роста, повышения конкурентоспособности ключевых отраслей. В рам- ках третьего этап начала XXI в. экономически развитые страны приступили к активному решению задач, связанных с пробле- мами глобализации, смещением приоритетов научно- технической политики в сторону повышения качества жизни людей, развития информационных технологий, решения про- блем экологии, медицины [9]. Российская Федерация в целом ряде нормативных доку- ментов также объявила о вхождении в третий этап развития ин- новационной экономики. В них декларация вхождения была подкреплена определением ключевых понятий инновационного развития. Однако необходимо указать на то, что современная Россия не имеет необходимой для третьего этапа устойчивой социальной организации и устойчивого высокотехнологичного производства. Реально она все еще находится на втором этапе НТР. Новации же, создаваемые и продуцируемые на основе уникальных технологий и разработок 50 - 70-х гг. XX в., не на- ходя в большинстве случаев своего места в существующем рос- сийском производстве, становятся еще одним специфическим сырьем, охотно приобретаемым экономически развитыми стра- нами. В настоящее время общепринятая терминология в области инновационной деятельности отсутствует. В связи с этим рас- смотрим основные подходы к определению инновации, пред- ставленные в современной экономической литературе [15; 16; 19]: инновации как процесс (Б.Твисс, А.Койре, И.П. Пи- нингс, В. Раппопорт, Б. Санта, В.С. Кабаков, Г.М. Гвишиани, В.Л. Макаров и др.); инновации как система (Н.И. Лапин, Й.Шумпетер); инновации как изменение (Ф.Валента, Ю.В. Яковец, Л.Водачек и др.); инновации как результат (А.Левинсон, С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич, Д. В. Соколов, А.Б. Титов, М.М. Шабанова).
Ю.П. Морозов под инновациями в широком смысле по- нимает прибыльное использование новаций в виде новых тех- нологий, видов продукции, организационно-технических и со- циально-экономических решений производственного, финансо- вого, коммерческого или иного характера [17]. А.И. Пригожин считает, что нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диф- фузии на других объектах [20]. М. Хучек отмечает, что в слова- ре польского языка инновация означает внедрение чего-либо нового, какой-либо новой вещи, новинку, реформу. В соответствии с Руководством Фраскати (документ при- нят ОЭСР в 1993 году в итальянском городе Фраскати), иннова- ция определяется как конечный результат инновационной дея- тельности, получивший воплощение в виде нового или усовер- шенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используе- мого в практической деятельности, либо в новом подходе к со- циальным услугам [8]. В словаре «Научно-технический прогресс» инновация (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т. д. Ведущие специалисты в области инновационного менеджмента, такие как П. Н. Завлин, А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели и др. считают, что инновация - использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (науч- но-технической) деятельности, направленных на совершенство- вание процесса деятельности или его результатов [22]. В свою очередь Р. А. Фатхутдинов определяет инновацию как конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, эколо- гического, научно-технического, другого эффекта [22]. Инновация в соответствии с Международными стандар- тами в статистике науки, техники и инноваций – конечный ре- зультат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. В. Г. Медынский под инновацией подразумевает объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога [22].
Обобщая изложенное, выделим характерные признаки инноваций: они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений; дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникно- вение и распространение инновации на рынке; означают первое использование новшества на пред- приятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ра- нее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации; нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и со- трудников) ясного понимания необходимости в них и творче- ских способностей. Таким образом, инновации - нововведения в области тех- ники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а так- же использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности. Инновационный процесс совокупность состояний ин- новации, сменяющих друг друга в процессе преобразования на- чального состояния (например, предложенной маркетинговой, кадровой или технологической идеи новшества) в конечное со- стояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии) [10]. Инновационный процесс может осуществляться на разных уровнях: федеральном, региональном, на уровне фирмы или подразделения. Особенности инновационного процесса представлены в табл. 11. Таблица 11 - Различия инновационного и стабильного процесса
Выделим особенности инновационного процесса [10]:
- адресный характер (ориентация на конкретные такти- ческие и стратегические цели организации); - рискованность (фактор неопределенности результата) - конфликтность (между старым и новым); - многоаспектность (изменения одной подсистемы орга- низации вызывают изменения в других подсистемах и в органи- зации в целом). Таким образом, инновации - это новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом ин- теллектуальной деятельности, они характеризуются введением на рынок совершенно новых (усовершенствованных) продуктов (услуг), обладающих более высоким научно-техническим по- тенциалом, новыми потребительскими качествами, которые со временем в свою очередь становятся объектом для совершенст- вования. Структурируя инновационный процесс, можно постро- ить такую схему: определение потребности в нововведении - исследование – разработка – внедрение – использование. Инновационная деятельность - деятельность, направ- ленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности яв- ляются новые или дополнительные товары / услуги или товары / услуги с новыми качествами [10]. К основным направлениям инновационной деятельности предприятия относятся [22]: освоение новой и модернизация выпускаемой продук- ции; внедрение в производство новых технологий, машин, оборудования, инструмента, материалов; использование новых информационных технологий и новых способов производства продукции; совершенствование и применение новых прогрессив- ных методов, средств и правил организации и управления про- изводством. С точки зрения инновационной деятельности предприятий торговли и общественного питания можно выделить такие на- правления как [11]: превращение пассивного потребителя в активного уча- стника рынка; прозрачность предложения для потребителя, желающего знать, что происходит в не видимых его глазу «коридорах» тор- говых сетей; поиск средств, позволяющих клиенту испытать удоволь- ствие от процесса совершения покупок, в том числе создание приятной атмосферы в местах продаж; повышенное внимание, уделяемое клиентом своему бюджету, времени и важности совершаемых покупок; постоянное воздействие на все пять чувств клиента; превращение розничной торговли в площадку, где воз- никают новые связи и происходит обмен креативными идеями. Капитальные вложения Капитальные вложения в отечественной экономической литературе часто употребляется как синоним термина инвести- ции. Однако ряд авторов уточняет, что правильнее употреблять его в качестве синонима терминов: инвестиции прямые, реаль- ные, в основной капитал. Капитальные вложения - составная часть капиталообра- зующих инвестиций. Они представляют собой затраты, направ- ляемые на создание и воспроизводство основных фондов. Капи- тальные вложения являются необходимым условием существо- вания предприятия. Пренебрегая ими, фирма может увеличить свои прибыли в краткосрочном периоде, но в долгосрочном пе- риоде это приведет к потере прибыли, неспособности фирмы конкурировать на рынке. В современной экономико-правовой литературе сущест- вуют два основных подхода к определению капитальных вло- жений: 1) капитальные вложения - инвестиции в основной ка- питал (основные средства), в т.ч. затраты на новое строительст- во, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудова- ния, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты [24]. 2) в бухгалтерском учете - расходы организаций, в ре- зультате которых происходит увеличение основных средств. В состав капитальных вложений включаются затраты на строи- тельно-монтажные работы, приобретение оборудования, инст- румента, инвентаря, пр. капитальные работы и затраты (проект- но-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, за- траты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и др.). Капитальные вложения отражаются в бух- галтерском балансе по фактическим затратам для застройщика (инвестора). Объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуа- тацию не включаются в состав основных средств [13]. По направлению использования капитальные вложения классифицируют [13]: производственные капитальные вложения направляются на развитие предприятия; непроизводственные - на развитие социальной сферы. В соответствии с формами воспроизводства основных фондов различают капитальные вложения: новое строительство, т.е. строительство новых пред- приятий на вновь осваиваемых площадях; расширение действующих предприятий путем соору- жения их вторых и последующих очередей, введения в строй дополнительных цехов и производств, расширение уже функ- ционирующих основных и вспомогательных цехов; реконструкция, т.е. осуществляемое в процессе дея- тельности предприятия частичное или полное переустройство производства без строительства новых или расширения дейст- вующих основных цехов. Вместе с тем к реконструкции отно- сится расширение существующих и сооруженных новых объек- тов вспомогательного назначения, а также возведение новых цехов взамен ликвидированных; техническое перевооружение действующего предпри- ятия, т.е. повышение технического уровня отдельных участков производства и агрегатов путем внедрения новой техники и тех- нологии, механизации и автоматизации, процессов модерниза- ции изношенного оборудования. Различают технологическую, воспроизводственную, отрасле- вую и территориальную структуры капитальных вложений [13]. Под технологической структурой капитальных вложений понимают состав затрат на сооружение какого-либо объекта и их долю в общей сметной стоимости. Под воспроизводственной структурой капитальных вложе- ний понимают их распределение и соотношение в общей сметной стоимости по формам воспроизводства основных производст- венных средств. Под отраслевой структурой капитальных вложений пони- мают их распределение и соотношение по отраслям промыш- ленности и народного хозяйства в целом. Под территориальной структурой капитальных вложений понимают их распределение и соотношение в общей совокуп- ности по отдельным экономическим районам, областям, краям и республикам РФ. Капиталовложения в основные средства финансируются на территории РФ за счет [24]: собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйст- венных резервов инвесторов (чистой прибыли; амортизацион- ных отчислений; сбережений граждан и юридических лиц; средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмеще- ния потерь от стихийных бедствий, аварий и т.д.); заемных финансовых средств инвесторов (банковских кредитов, облигационных займов и др.); привлеченных финансовых средств инвесторов (средств, полученных от эмиссии акций, паевых и иных взносов физических и юридических лиц в уставный капитал); денежных средств, централизованных добровольными союзами (объединениями) предприятий и финансово- промышленными группами; средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозмездной и возмездной основах; средств бюджетов субъек- тов РФ; средств иностранных инвесторов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.052 с.) |