По влиянию на конкурентные позиции предпри- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По влиянию на конкурентные позиции предпри-




ятия:


 

- активные инвестиции;

- пассивные инвестиции;

в зависимости от объекта инвестирования:

- реальные инвестиции (вложения денежных средств в


основной капитал);

- финансовые (портфельные) инвестиции (вложения в покупку ценных бумаг);

  в зависимости от стадии инвестирования:

- нетто-инвестиции (в основание проекта);

- реинвестиции (направление свободных средств на ин- вестирование);

- брутто-инвестиции  (нетто-инвестиции  и  реинвести-

ции);

В зависимости от характера участия в процессе

инвестирования:

- прямые инвестиции (непосредственное участие инве- стора в выборе объекта инвестирования);

- непрямые инвестиции (осуществляются инвестицион- ными компаниями и иными финансовыми посредниками);

  в зависимости от срока инвестирования:

- краткосрочные (до 1 года);

- долгосрочные (свыше 1 года);

  в зависимости от формы собственности:

- частные инвестиции;

- государственные инвестиции;

- иностранные инвестиции;

- смешанные инвестиции;

  по региональному признаку:

- внутренние инвестиции;

- зарубежные инвестиции;

  в зависимости от уровня риска:

- с низким уровнем риска;

- со средним уровнем риска;

- с высоким уровнем риска;

- с очень высоким уровнем риска.

Значение инвестиций являются необходимым условием и основой для сбалансированного развития всех отраслей хозяй- ства; расширения воспроизводства; ускорения научно- технического прогресса; обеспечения обороноспособности го- сударства; развития финансовых рынков, банковской сферы; повышения качества товаров и услуг, обеспечения их конкурен-


тоспособности; охраны природной среды, решения экологиче- ских проблем; увеличения занятости населения, снижения уров- ня безработицы; международной кооперации; развития соци- альной сферы (образования, здравоохранения, культуры, и т.д.).

Инновации

Термин «инновация» вошел в исследовательский язык в 30-е гг. XX в. В рамках операционального определения иннова- ции противопоставлялись традиционным формам действия, мышления и организационного поведения. Таким образом, ин- новацией являлось то, что выходило за рамки традиции в куль- туре и экономике.

Оживление интереса к определению инновации произош- ло в 1950 - 1960-х гг. XX в. в связи с развитием новых и модер- низацией старых отраслей, глубокой технологической реконст- рукцией производства, распространением электронно- вычислительной техники. Инновации продолжали противопос- тавляться традиционно существующему - под ними понимались новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится систему традиционных технологий экономики и управления.

В качестве другой методологической оппозиции 1950 - 1960-х гг. XX в. явились инновация и институциализация. Ин- новация классифицировалась как форма индивидуального или группового поведения, в рамках которой отдельный человек или группа достигают социально-экономически признанной цели средствами, которые еще не были институциализированы преж- де [7].

Дальнейшее развитие методологических оснований управления инновациями привело к различению инновации по длительности их институциализации, к типологии инноваций по их направленности, характеру преодоления сопротивления со стороны различных инстанций внутри организаций (от фирмы до рынка). Сами инновации стали пониматься как сложный и многоуровневый процесс, внутри которого имеют место раз- личные по своему содержанию этапы (открытия, изобретения, технические нововведения, появление нового продукта на рын- ке, его маркетинг и пр.). Поведение же отдельного работника, персонала организации в целом стало дифференцироваться в соответствии с тем, на что направлена их инновационная дея- тельность.

В конце XX в. появляется методологическая концептуаль- ная схема «традиции - инновации – институции». Было высказа-


но предположение, что такого рода концептуальная схема мо- жет позволить, с одной стороны, избежать противопоставления традиций и инноваций, превращения инноваций в нечто, чуждое традициям, с другой - сделает возможным осмысление процес- сов превращения инноваций в организационные нормы и ценно- сти как институции, формирующиеся на выходе действий и коммуникаций персонала организации. В процессе развития управления персоналом организации эти нормы и ценности принимают форму традиций.

Во второй половине и конце XX в. становление и развитие постиндустриальной формации акцентировали еще большее внимание на феномене инновационности. Ее важнейшим кон- цептом стал переход от производства товаров и услуг к произ- водству нововведений в любой сфере человеческой деятельно- сти. Более того, популярность получил другой концепт, соглас- но которому введение новшеств (новаций) в экономический оборот (с последующей их коммерциализацией) резко интенси- фицирует экономические основы всех форм социального произ- водства и также резко повысит уровень и качество жизни людей. Одним из его ключевых конструктов стала инновационная эко- номика, в которой главным продуктом и, соответственно, това- ром на мировом рынке должно стать знание в своем, прежде всего инструментальном и технологическом, измерении. Такие страны, как США, Великобритания, Япония, прямо провозгла- сили переход в новую фазу развития, экономику, основанную на знаниях и инновациях. Начиная с середины 80-х гг. правитель- ства этих стран сосредоточили свои усилия на ускорении инно- вационных процессов в экономике и создании национальных инновационных систем.

Находясь в авангарде экономического развития, данные страны в XX в. прошли два важнейших этапа современной на- учно-технической революции. На первом этапе (1940 - 1950-е гг.) в основном ставились цели создания новых систем воору- жений, обеспечения военно-технического превосходства. На втором этапе (1960 - 1980-е гг.) добавилась качественно новая задача - обеспечение стабильных темпов экономического роста, повышения конкурентоспособности ключевых отраслей. В рам- ках третьего этап начала XXI в. экономически развитые страны приступили к активному решению задач, связанных с пробле- мами глобализации, смещением приоритетов научно- технической политики в сторону повышения качества жизни людей, развития информационных технологий, решения про- блем экологии, медицины [9].

Российская Федерация в целом ряде нормативных доку-


ментов также объявила о вхождении в третий этап развития ин- новационной экономики. В них декларация вхождения была подкреплена определением ключевых понятий инновационного развития. Однако необходимо указать на то, что современная Россия не имеет необходимой для третьего этапа устойчивой социальной организации и устойчивого высокотехнологичного производства. Реально она все еще находится на втором этапе НТР. Новации же, создаваемые и продуцируемые на основе уникальных технологий и разработок 50 - 70-х гг. XX в., не на- ходя в большинстве случаев своего места в существующем рос- сийском производстве, становятся еще одним специфическим сырьем, охотно приобретаемым экономически развитыми стра- нами.

В настоящее время общепринятая терминология в области инновационной деятельности отсутствует. В связи с этим рас- смотрим основные подходы к определению инновации, пред- ставленные в современной экономической литературе [15; 16; 19]:

инновации как процесс (Б.Твисс, А.Койре, И.П. Пи- нингс, В. Раппопорт, Б. Санта, В.С. Кабаков, Г.М. Гвишиани, В.Л. Макаров и др.);

инновации как система (Н.И. Лапин, Й.Шумпетер); инновации как изменение (Ф.Валента, Ю.В. Яковец,

Л.Водачек и др.);

 инновации как результат (А.Левинсон, С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич, Д. В. Соколов, А.Б. Титов, М.М. Шабанова).

Ю.П. Морозов под инновациями в широком смысле по- нимает прибыльное использование новаций в виде новых тех- нологий, видов продукции, организационно-технических и со- циально-экономических решений производственного, финансо- вого, коммерческого или иного характера [17]. А.И. Пригожин считает, что нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диф- фузии на других объектах [20]. М. Хучек отмечает, что в слова- ре польского языка инновация означает внедрение чего-либо нового, какой-либо новой вещи, новинку, реформу.

В соответствии с Руководством Фраскати (документ при- нят ОЭСР в 1993 году в итальянском городе Фраскати), иннова- ция определяется как конечный результат инновационной дея- тельности, получивший воплощение в виде нового или усовер- шенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используе- мого в практической деятельности, либо в новом подходе к со- циальным услугам [8].


В словаре «Научно-технический прогресс» инновация (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т. д. Ведущие специалисты в области инновационного менеджмента, такие как П. Н. Завлин, А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели и др. считают, что инновация - использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (науч- но-технической) деятельности, направленных на совершенство- вание процесса деятельности или его результатов [22]. В свою очередь Р. А. Фатхутдинов определяет инновацию как конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, эколо- гического, научно-технического, другого эффекта [22].

Инновация в соответствии с Международными стандар- тами в статистике науки, техники и инноваций – конечный ре- зультат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

В. Г. Медынский под инновацией подразумевает объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога [22].

Обобщая изложенное, выделим характерные признаки

инноваций:

 они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;

 дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникно- вение и распространение инновации на рынке;

 означают первое использование новшества на пред- приятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ра- нее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации;

 нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и со- трудников) ясного понимания необходимости в них и творче- ских способностей.

Таким образом, инновации - нововведения в области тех- ники, технологии, организации труда и управления, основанные


на использовании достижений науки и передового опыта, а так- же использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.

Инновационный процесс совокупность состояний ин- новации, сменяющих друг друга в процессе преобразования на- чального состояния (например, предложенной маркетинговой, кадровой или технологической идеи новшества) в конечное со- стояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии) [10]. Инновационный процесс может осуществляться на разных уровнях: федеральном, региональном, на уровне фирмы или подразделения.

Особенности инновационного процесса представлены в

табл. 11.

Таблица 11 - Различия инновационного и стабильного процесса

Характеристика процесса Инновационный про- цесс Рутинный процесс
Конечная цель Удовлетворение новой общественной потреб- ности Удовлетворение  сло- жившейся обществен- ной потребности
Пути достижения цели Многочисленны и не- определенны Немногочисленны   и известен оптимальный
Риск  при  достижении цели Высокий Низкий
Тип процесса Дискретный Непрерывный
Управляемость как це- лым Низкая Высокая
Возможность планиро- вания Долгосрочные планы, возможна их корректи- ровка. Краткосрочные планы, имеющие характер ди- рективных производст- венных заданий
Развитие системы, в рамках которой осуще- ствляется процесс разви- тия Переход на новый уро- вень Сохранение   данного уровня
Взаимодействие процес- са со сложившейся сис- темой интересов участников Вступает в противоре- чие Основывается на них
Степень     совпадения интересов  участников процесса Низкая Высокая
Распределение      сфер ответственности Перераспределяет Стабилизирует
Формы организации Гибкие,  со  слабой структуризацией  сис- темы Жесткие, основанные на нормах и регламен- тах

Выделим особенности инновационного процесса [10]:

- адресный характер (ориентация на конкретные такти- ческие и стратегические цели организации);

- рискованность (фактор неопределенности результата)

- конфликтность (между старым и новым);

- многоаспектность (изменения одной подсистемы орга- низации вызывают изменения в других подсистемах и в органи- зации в целом).

Таким образом, инновации - это новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом ин- теллектуальной деятельности, они характеризуются введением на рынок совершенно новых (усовершенствованных) продуктов (услуг), обладающих более высоким научно-техническим по- тенциалом, новыми потребительскими качествами, которые со временем в свою очередь становятся объектом для совершенст- вования. Структурируя инновационный процесс, можно постро- ить такую схему: определение потребности в нововведении - исследование – разработка – внедрение – использование.

Инновационная деятельность - деятельность, направ- ленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности яв- ляются новые или дополнительные товары / услуги или товары / услуги с новыми качествами [10].

К основным направлениям инновационной деятельности предприятия относятся [22]:

освоение новой и модернизация выпускаемой продук-

ции;

внедрение в производство новых технологий, машин,

оборудования, инструмента, материалов;

 использование новых информационных технологий и новых способов производства продукции;

 совершенствование и применение новых прогрессив- ных методов, средств и правил организации и управления про- изводством.

С точки зрения инновационной деятельности предприятий торговли и общественного питания можно выделить такие на- правления как [11]:

превращение пассивного потребителя в активного уча- стника рынка;

прозрачность предложения для потребителя, желающего знать, что происходит в не видимых его глазу «коридорах» тор- говых сетей;


поиск средств, позволяющих клиенту испытать удоволь- ствие от процесса совершения покупок, в том числе создание приятной атмосферы в местах продаж;

повышенное внимание, уделяемое клиентом своему бюджету, времени и важности совершаемых покупок;

постоянное воздействие на все пять чувств клиента; превращение розничной торговли в площадку, где воз-

никают новые связи и происходит обмен креативными идеями.

Капитальные вложения

Капитальные вложения в отечественной экономической литературе часто употребляется как синоним термина инвести- ции. Однако ряд авторов уточняет, что правильнее употреблять его в качестве синонима терминов: инвестиции прямые, реаль- ные, в основной капитал.

Капитальные вложения - составная часть капиталообра- зующих инвестиций. Они представляют собой затраты, направ- ляемые на создание и воспроизводство основных фондов. Капи- тальные вложения являются необходимым условием существо- вания предприятия. Пренебрегая ими, фирма может увеличить свои прибыли в краткосрочном периоде, но в долгосрочном пе- риоде это приведет к потере прибыли, неспособности фирмы конкурировать на рынке.

В современной экономико-правовой литературе сущест- вуют два основных подхода к определению капитальных вло- жений:

1) капитальные вложения - инвестиции в основной ка- питал (основные средства), в т.ч. затраты на новое строительст- во, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудова- ния, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты [24].

2) в бухгалтерском учете - расходы организаций, в ре- зультате которых происходит увеличение основных средств. В состав капитальных вложений включаются затраты на строи- тельно-монтажные работы, приобретение оборудования, инст- румента, инвентаря, пр. капитальные работы и затраты (проект- но-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, за- траты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и др.). Капитальные вложения отражаются в бух-


галтерском балансе по фактическим затратам для застройщика (инвестора). Объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуа- тацию не включаются в состав основных средств [13].

По направлению использования капитальные вложения классифицируют [13]:

  производственные капитальные вложения направляются на развитие предприятия;

  непроизводственные - на развитие социальной сферы.

В соответствии с формами воспроизводства основных фондов различают капитальные вложения:

  новое строительство, т.е. строительство новых пред- приятий на вновь осваиваемых площадях;

  расширение действующих предприятий путем соору- жения их вторых и последующих очередей, введения в строй дополнительных цехов и производств, расширение уже функ- ционирующих основных и вспомогательных цехов;

  реконструкция, т.е. осуществляемое в процессе дея- тельности предприятия частичное или полное переустройство производства без строительства новых или расширения дейст- вующих основных цехов. Вместе с тем к реконструкции отно- сится расширение существующих и сооруженных новых объек- тов вспомогательного назначения, а также возведение новых цехов взамен ликвидированных;

  техническое перевооружение действующего предпри- ятия, т.е. повышение технического уровня отдельных участков производства и агрегатов путем внедрения новой техники и тех- нологии, механизации и автоматизации, процессов модерниза- ции изношенного оборудования.

Различают технологическую, воспроизводственную, отрасле- вую и территориальную структуры капитальных вложений [13]. Под технологической структурой капитальных вложений понимают состав затрат на сооружение какого-либо объекта и их

долю в общей сметной стоимости.

Под воспроизводственной структурой капитальных вложе- ний понимают их распределение и соотношение в общей сметной стоимости по формам воспроизводства основных производст- венных средств.

Под отраслевой структурой капитальных вложений пони- мают их распределение и соотношение по отраслям промыш- ленности и народного хозяйства в целом.


Под территориальной структурой капитальных вложений понимают их распределение и соотношение в общей совокуп- ности по отдельным экономическим районам, областям, краям и республикам РФ.

Капиталовложения в основные средства финансируются на территории РФ за счет [24]:

 собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйст- венных резервов инвесторов (чистой прибыли; амортизацион- ных отчислений; сбережений граждан и юридических лиц; средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмеще- ния потерь от стихийных бедствий, аварий и т.д.);

 заемных финансовых средств инвесторов (банковских кредитов, облигационных займов и др.);

 привлеченных финансовых средств инвесторов (средств, полученных от эмиссии акций, паевых и иных взносов физических и юридических лиц в уставный капитал);

 денежных средств, централизованных добровольными союзами (объединениями) предприятий и финансово- промышленными группами;

 средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозмездной и возмездной основах; средств бюджетов субъек- тов РФ;

средств иностранных инвесторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.052 с.)