Состав и структура цены. Виды цен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав и структура цены. Виды цен



Любая цена состоит из определенных элементов. При этом в зависимости от вида цен и характера обслуживаемого оборота этот состав может меняться, так как в цену входят раз-


личные элементы. Набор элементов, выраженных в стоимост- ных единицах измерения, будет представлять состав цены. Со- отношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или в долях единицы, представляет собой структуру цены. Пропорции между элементами цены подчиняются рыночным закономерностям, зависят от конъюнктуры рынка, одновремен- но испытывают регулирующее воздействие государства в виде налоговой политики и административного регулирования уров- ня цен.

Цены различаются в зависимости от того, на какой стадии то- вародвижения они формируются. Обычно товар проходит три ста- дии товародвижения [19]:

1) предприятие - оптовая торговля;

2) оптовая торговля - розничная торговля;

3) розничная торговля - потребители.

Схема формирования розничной цены имеет следующий вид (рис. 19) [28].

 

Элементы цены

Себестои- мость про- изводства и продажи продукции (товаров, работ, ус- луг) Прибыль производи- теля Косвен- ные на- логи (акциз, НДС) Посредниче- ская надбав- ка (снабженче- ско-сбытовая наценка) Торго- вая над- бавка

Оптовая цена изготовителя

 

Оптовая отпускная цена

 

Оптовая закупочная цена

 

Розничная цена

Рис. 19 - Механизм формирования и состав цены

Как видно на рис. 19, существуют четыре вида цен:

  оптовая цена предприятия-изготовителя - цена изго- товителя продукции, по которой предприятие реализует про- изведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. Реализуя свою продукцию по опто- вым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой раз-


мер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Оптовая цена предприятия включает полную себестои- мость (С) и прибыль (П) [22]:

ОЦизг = С + П. (98)

  оптовая цена отпускная - отпускная цена формируется на основе оптовой цены с учетом НДС (налога на добавленную стоимость) и акциза (на подакцизные товары) [23]:

ОЦопт = С + П + НДС. (99)

оптовая цена закупки - цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо- сбытовым (оптовым) организациям. Функции по оптовым закуп- кам, хранению и продаже продукции потребителям- предприятиям или розничным продавцам осуществляют снаб- женческо-сбытовые, заготовительные предприятия, оптово- посреднические фирмы, торгово-закупочные предприятия. Все перечисленные субъекты сферы обращения несут соответст- вующие расходы по закупкам товаров, их реализации. Возме- щение всех издержек оптовой торговли осуществляется с помо- щью снабженческо-сбытовых надбавок. Последние, по сущест- ву, есть цена за услуги оптового звена. Как любая цена, снаб- женческо-сбытовая наценка содержит три элемента:

- затраты посредника или издержки обращения (ТЗсб);

- прибыль (Псб);

- косвенные налоги (НДС).

Оптовая цена сбытовых организаций рассчитывается по формуле [28]:

ОЦсб = ОЦопт + ТЗсб + Псб + НДС. (100)

По мере развития конкуренции цепочка посредников уменьшается. В абсолютном выражении посреднические скидка и надбавка совпадают, поскольку исчисляются как разница ме- жду ценой, по которой посредник закупает товар, и ценой, по которой его продает. Разница между понятиями «скидка» и

«надбавка» появляется, если они приводятся в процентном вы- ражении: 100%-ная база для исчисления надбавки - цена, по ко- торой посредник приобретает товар, а 100%-ная база для исчис- ления скидки - цена, по которой посредник реализует этот то- вар. В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также прибыль, признанная необходимой для нормальной деятельности. Если предприятия-изготовители отпускают продукцию по свободной отпускной цене, то снабженческо-сбытовые надбавки также ус-


танавливаются самостоятельно субъектами оптового звена с учетом сложившегося спроса и предложения на соответствую- щем товарном рынке, а также качества и потребительских свойств продукции, товаров.

  розничная цена - цена, по которой товар реализуется в розничной торговой сети населению, предприятиям и органи- зациям, она является конечной; по этой цене товар выбывает из сферы обращения и потребляется в домашнем хозяйстве или в производстве. Расходы, связанные с реализацией товаров розничными торговыми предприятиями населению, возмещают- ся через торговую надбавку.

Уровень торговой скидки определяется величиной необ- ходимых затрат для реализации данным звеном своей функции в процессе товародвижения, а также желаемым уровнем рента- бельности, объемом продаж. Торговая надбавка – денежная сумма, на которую продавец увеличивает продажную цену по сравнению с ценой приобретения для себя. Расчет продажной розничной цены производится по формуле [13]:

РЦ = ОЦсб * (1 + а), (101)

где РЦ – продажная розничная цена, руб.;

а - торговая надбавка на цену приобретения, в долях еди-


ницы.


 

Торговые надбавки определяются продавцом самостоя-


тельно, исходя из конъюнктуры рынка. В торговую надбавку включаются издержки розничного продавца, в том числе транс- портные расходы по доставке товара от поставщика. Они зави- сят от вида франко, предусмотренного в свободной отпускной цене предприятия-изготовителя или цене закупки продукции (товаров) и условий поставки, указанных в договоре. Включа- ются и другие расходы по закупке и реализации товаров роз- ничной торговой организацией, а также прибыль и налоги.

Если по продукции и товарам применяются регулируемые торговые надбавки, предприятия торговли используют торговую надбавку установленных размеров. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают и регу- лируют размеры торговых надбавок к ценам на продукты дет- ского питания (включая пищевые концентраты), лекарственные средства и изделия медицинского назначения; наценки на про- дукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при образовательных школах, профтехучилищах, средних спе- циальных и высших учебных заведениях, а также на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравнен-


ных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов. На предприятиях общественного питания цены на реали-

зуемую продукцию формируются, исходя или из свободных от- пускных цен, или цен закупки на эту продукцию и единой на- ценки (вместо торговой надбавки и наценки), или торговой над- бавки и наценки. Размеры наценок устанавливаются на сырье (продукцию), покупные товары, реализуемые предприятиями общественного питания. Определяются наценки с учетом воз- мещения издержек производства, обращения и реализации, НДС, отчислений в бюджет (кроме предприятий, освобожден- ных от уплаты с доходов этого налога) и обеспечения рента- бельной работы этих предприятий. Органы исполнительной власти России могут вводить государственное регулирование наценок на продукцию, реализуемую на предприятиях общест- венного питания.

Величина издержек обращения связана с условиями куп- ли-продажи. Чем больше посредников участвуют в реализации товара, тем выше издержки обращения, тем выше и уровень продажной цены. Поэтому создание или возникновение в стране крупных оптово-торговых фирм будет способствовать удешев- лению товародвижения. Крупный оптовик дает крупные, выгод- ные, стабильные заказы производителям. Он выгодно отличает- ся от мелкого и розничного тем, что не завышает прибыль на единицу товара, а увеличивает массу прибыли в зависимости от массы товара. Более того, крупные оптовики чаще всего сами регулируют свою отпускную и розничную цены, определяя до- лю другого посредника или розничного продавца в этой цене. В таких случаях имеет место оптовая или торговая скидка.

Таким образом, система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен, состоит из элементов, в качестве которых рассматриваются как конкретные цены, так и определенные их группы. В системе цен каждая отдельная цена и каждая группа цен находится во взаимосвязи со всеми други- ми ценами. Стоит только внести изменения в уровень одной це- ны, как это повлечет за собой изменения в целом ряде цен. Это обусловлено единым процессом формирования затрат на произ- водство, взаимосвязью и взаимозависимостью всех элементов рыночного механизма хозяйствования и всех субъектов, дейст- вующих на рынке.

В современной экономической литературе, посвященной проблемам ценообразования, выделяют различные классифи- кации цен:


 По характеру обслуживаемого оборота [16]:

- оптовые цены, по которым предприятия реализуют про- изведенную продукцию другим предприятиям или сбытовым организациям, обычно крупными партиями (оптом);

- закупочные цены, по которым государство покупает про- дукцию у сельскохозяйственных предприятий или у фермеров; по характеру сделок их также можно отнести к оптовым ценам;

- розничные цены, по которым торговые организации реа- лизуют продукцию населению;

- сметная стоимость – цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения);

- цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (грузовые транспортные тарифы) и роз- ничной (пассажирские тарифы).

  По степени регулирования [21]:

- свободные цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения в соответст- вии с конъюнктурой рынка;

- фиксированные цены или тарифы, устанавливаемые на определенном уровне;

- регулируемые цены – цены, в отношении которых соот- ветствующие государственные органы управления устанавли- вают какиелибо ограничения. Как правило, регулируемые цены устанавливаются государством на продукты, товары и тарифы социального назначения, допускаются изменения цен в некото- рых пределах. Регулирование цен может также осуществляться с помощью установления предельного уровня рентабельности или предельных коэффициентов изменения цен;

- гарантированные цены. Их поддержание обеспечивается государственным финансированием;

- рекомендуемые цены устанавливаются на важнейшие виды продукции; такая практика имеет место в некоторых за- падных странах. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендуемые;

- залоговые цены выполняют функции минимальных га- рантированных цен. Например, они защищают фермеров в США в условиях, когда рыночные фермерские цены падают ниже их уровня, гарантируя минимальный уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции на рынке.

По времени действия [22]:


- твердые (постоянные) цены, которые не меняются в те- чение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту, обычно в договоре делается оговорка: «цена твердая, изменению не подлежит»;

- текущие цены, по которым осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние рынка;

- скользящие цены устанавливаются на изделия, требую- щие длительного срока изготовления. В договоре устанавлива- ются исходная цена и порядок внесения поправок в случае из- менения ценообразующнх факторов (издержек производства) за период, необходимый для их изготовления. Эти виды цен широ- ко используются в международной торговле. Возможен вариант, когда установлен предел в процентах к договорной цене, в рам- ках которого пересмотр цены не производится; этот предел на- зывается лимитом скольжения. Например, цена может быть пе- ресмотрена не более чем на 20% от общей суммы затрат. Скольжение также может распространяться не на всю сумму затрат, а на определенные виды затрат, указанные в договоре;

- сезонные цены действуют в течение определенного пе- риода времени;

- ступенчатые цены представляют собой ряд последова- тельно снижающихся (повышающихся) цен на продукцию в за- ранее обусловленные моменты времени по предварительно оп- ределенной шкале.

  По формам продаж [24]:

- контрактные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон;

- биржевые котировки – уровни цен товаров, реализуе- мых через биржу; биржа способствует формированию оптовых рыночных цен на массовые качественно однородные стандарти- зированные товары;

- цены ярмарок и выставок (часто льготные);

- аукционные цены отражают ход продаж на аукционе; мо- гут быть открытые аукционные торги и тендерные;

- трансфертные цены применяются при реализации про- дукции между подразделениями одной фирмы или разных фирм, входящих в одну ассоциацию.

  По степени обоснованности [22]:

- базисные цены применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия; они представ- ляют собой фиксированные в соглашениях или прейскурантах


цены товаров с определенными качественными параметрами;

- справочные цены публикуются в каталогах, прейскуран- тах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; они используются в качестве ориенти- ровочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию пли при анализе уровней и соотношений цен;

- прейскурантные цены представляют собой вид справоч- ной цены и публикуются в прейскурантах фирм-продавцов;

- расчетные цены применяются в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по инди- видуальным заказам;

- фактическая цена сделки учитывает применение раз- личных надбавок и скидок к базисной цене.

  По условиям поставки и продажи, в том числе по способу отражения транспортных расходов [27]:

- цена-нетто – цена на месте купли-продажи;

- цена-брутто (фактурная цена) определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера налогов, наличия и уровня скидок, вида «франко» и условий страховки).

10.3. Методы ценообразования на предприятии

Эффективность деятельности торговых организаций и пред- приятий общественного питания во многом определяется политикой в области ценообразования.

Ценообразование - установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продук- ции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов [21].

Методы ценообразования – это способы формирования цен на продукцию, товары, работы, услуги.

В современной экономической литературе различают следующие методы ценообразования (рис. 20) [21]:

  затратные методы – объединяют группу методов це- нообразования, принимающих в качестве отправной точки фак- тические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определенные методы расчета цен, а сами цены, определѐнные таким образом, получили название - «цены с ориентацией на издержки»;

  рыночные методы – объединяют группу методов це- нообразования, ориентирующихся в процессе установления це- ны на конъюнктуру рынка; цены на товары и услуги устанавли- ваются в зависимости от спроса и предложения на данном рын- ке товаров и услуг;


 

 

Рис. 20 - Методы ценообразования


  параметрические методы – основу параметрических методов ценообразования составляют формализованные коли- чественные зависимости между ценами и основными потреби- тельскими свойствами продукции, входящей в параметрический ряд; основаны на учете технико-экономических параметров продукции и товаров. Условия применения параметрических методов ценообразования: широкий ассортимент однотипной продукции, отличающийся одним или несколькими качествен- ными параметрами; зависимость покупательского спроса от уровня качества продукции, отражаемого количественным зна- чением параметров; возможность сравнений цен и параметров покупателями.

Ценообразование в общественном питании имеет свои особенности. В отличие от порядка формирования цен на вы- пускаемую продукцию в сфере промышленности, в обществен- ном питании цены формируются исходя из прямых затрат, кото- рые включают в себя стоимость сырья, а также торговых надба- вок и наценок, предназначенных для возмещения издержек на производство и реализацию продукции и получения прибыли. При этом все остальные виды затрат (кроме покупной стоимо- сти товаров и сырья) включаются в состав издержек на реализа- цию.

Вследствие того, что цена на блюда является разновидно- стью розничной цены, но в силу специфики деятельности (реа- лизуются блюда, состоящие из различных ингредиентов) есть общие моменты со сферой производства: на каждое блюдо со- ставляется калькуляционная карточка (прил. 10) [6].

Калькуляционная карточка применяется для определе- ния цены продажи отдельно на каждое блюдо (изделие) с помо- щью калькуляции. Калькуляционная карточка может состав- ляться из расчета стоимости сырья на сто блюд для наиболее точного определения цены одного блюда (изделия).

В калькуляционной карточке указаны: состав сырьевого набора блюда, норма, цена приобретения (без НДС) и рассчита- на стоимость сырьевого набора. К полной стоимости сырьевого набора блюда (Ссн) прибавляется сумма наценки (Н), рассчиты- ваемая по формуле [9]:

Н = Ун * Ссн / 100, (102)

где Ун – уровень наценки, %.

Анализ практики ценообразования в предприятиях общест- венного питания показал, что размер наценки может дифферен- цироваться по самым разнообразным признакам (табл. 10) [9].


От уровня наценки на продукцию и товары зависит размер и уровень дохода, получаемого предприятием, за счет которого оно покрывает затраты на производство, реализацию и органи- зацию потребления продукции собственного производства и то- варов и получает прибыль. Зависимость между уровнем дохода и наценки такая же, как и в розничной торговле.

Таблица 10 - Классификация наценок в общественном питании

Признак Дифференциация наценок
1. Состав товарообо- рота Наценка на продукцию собственного произ- водства; наценка на покупные товары.
2. Тип предприятия Наценка в ресторане; наценка в кафе; наценка в столовой; наценка в бистро и т. д.
3. Вид сырья Наценка на мясо; рыбу; овощи; фрукты; алко- гольные напитки и т. д.
4. Вид блюда Наценка на фирменные блюда; порционные блюда; горячие блюда; холодные блюда; де- серты и т. д.
5. Внутригрупповой ассортимент Наценка на горячие мясные блюда; горячие рыбные блюда; горячие овощные блюда и т. д.
6. Время работы предприятия Наценка в дневное время; вечернее время; ночное время.
7. Месторасположе- ние предприятия Места прогулок, торговли и отдыха; места вблизи автомагистрали; места, удаленные от автомагистрали; место в центре города, рай- она; на окраине и т. д.
8. Конкурентное окружение Наличие / отсутствие вблизи конкурентов; уровень цен на аналогичную продукцию в рай- оне; уровень обслуживания клиентов; наличие дополнительных услуг и т. д.

При изменении компонентов в сырьевом наборе блюда и цены на сырье и продукты новая цена блюда определяется в по- следующих свободных графах калькуляционной карточки с ука- занием в заголовке даты произведенных изменений. В графе

«Дата составления» указывается дата последней записи в кар- точке. Правильность каждого расчета цены блюда (изделия) подтверждается подписями заведующего производством и лица, составляющего калькуляцию, и утверждается руководителем организации. Расшифровка подписей указывается в первой гра- фе по соответствующим строкам.

Таким образом, в общественном питании путем калькуля- ции определяют не полную себестоимость, а продажную цену


блюда, и все затраты предприятия покрываются за счет наценки. Цена блюда зависит от стоимости сырьевого набора и размера наценки, а стоимость сырьевого набора – от того, по каким це- нам приобретают товары и сырье (закупочным, отпускным, роз- ничным, ценам закупки). Так как на уровень этих цен оказывают влияние общий уровень и динамика цен региона, города, то воз- можности предприятия влиять на стоимость сырьевого набора ограничены выбором каналов поступления продовольственных товаров и сырья.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.055 с.)