Порядок расчета производственной мощности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок расчета производственной мощности



Расчет производственной мощности предприятия ведется по его подразделениям в следующей последовательности [28]:

по агрегатам и группам технологического оборудования; производственным участкам;

основным цехам и предприятию в целом.

Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих производственных цехов, участков или агрега- тов, т.е. по мощности ведущих производств.

Ведущими считаются цех, участок, агрегат, которые выпол- няют основные и наиболее массовые операции по изготовлению продукции и в которых сосредоточена преобладающая часть обо- рудования [31]. В черной металлургии - это доменные, марте- новские, сталелитейные цехи или печи; в цветной - электролиз- ные ванны; в текстильной - прядильное и ткацкое производство; на машиностроительных заводах - механические и сборочные цехи.


[14]:


Ведущее звено характеризуется следующими признаками

а) значительной частью стоимости данного оборудования


в общей стоимости всего оборудования;

б) значительной трудоемкостью обработки в данном звене относительно трудоемкости технологического процесса произ- водства продукции;

в) сложностью и ответственностью выполненных опера- ций (значимость работ);

г) высокой степенью загрузки оборудования (интенсивно- стью работ).

В общем виде производственная мощность предприятия (цеха) может быть определена по формуле:

М = Фэ / t, (32)

где Фэ – плановый (эффективный) годовой фонд времени работы оборудования, час;

t – затраты времени на изготовление единицы продукции (трудоемкость), час.

Производственная мощность цеха (участка), оснащенного однотипным оборудованием, рассчитывается по формуле:

М = (Фмакс * N) / Нт, (33)

где Фмакс – максимально возможный фонд времени рабо- ты оборудования, час;

N – количество оборудования, шт.;

Нт – норма времени на обработку (изготовление) единицы продукции на данном оборудовании, час.


Максимально возможный фонд времени работы оборудо- вания находится по формуле:

Фмакс = ДР * Ксм * Тсм * ((100 – П)/100), (34) где ДР – число дней работы оборудования в году; Ксм – коэффициент сменности работы оборудования; Тмс – продолжительность смены, час;

П – процент потерь рабочего времени.

Кроме того, производственная мощность может быть рас- считана по формуле:

М = Пн * Фмакс * N, (35)

где Пн – часовая производительность оборудования. Степень использования производственной мощности пред-

приятия характеризуется коэффициентом использования мощности (Ким), который определяется по формуле:

Ким = ОВф / Мср.г, (36)

где ОВф - фактический объем выпуска продукции.

Если ОВф < Мср.г., то производственная программа пред- приятия обеспечена производственными мощностями.

Использование производственной мощности также осу- ществляется по среднему коэффициенту загрузки оборудования, по обобщающим показателям выработки продукции на один станок, на 1м2 площади, фондоотдаче в рублях и выпуску про- дукции на 1 руб. основных производственных фондов.

4.3. Производственная программа предприятия Производственная программа предприятия – это раз-

вернутый план производства и реализации продукции, отра- жающий объем, номенклатуру, ассортимент продукции и уста- навливаемый исходя из потребностей рынка [9].

Разработка производственной программы осуществляет- ся в следующей последовательности [21]:

1) определение потребности в выпускаемой продукции;

2) составление номенклатуры и ассортимента выпускае- мой продукции;

3) определение объемов (в натуральном выражении) и сроков производства отдельных видов продукции;

4) соотнесение производственной программы с имеющи- мися ресурсами и, в первую очередь, с производственной мощ- ностью. При необходимости (например, в случае дефицита ка- кого-либо ресурса) возможен возврат ко второму шагу;

5) расчет объема продукции в стоимостном выражении.

Производственная программа характеризуется системой показателей (рис. 11) [4; 28].


 

 

Рис. 11 - Система показателей производственной программы


Показатели производственной программы распадаются на две большие группы [19]:

  количественные, характеризующие объемы произво- димой продукции и динамику их изменений;

  качественные, отражающие производственно- технические (материалоемкость, точность, мощность) и экс- плуатационные (надежность, ремонтопригодность) достоинства производимой продукции. Качественные показатели не являют- ся предметом изучения в данной теме, но они могут быть пред- ставлены достаточно сложной системой самостоятельных пока- зателей.

Различают абсолютные и относительные количественные показатели [19].

Абсолютные показатели отражают объем производимой продукции в натуральных (условно-натуральных); трудовых (временных) и стоимостных показателях. При составлении про- изводственной программы используются натуральные (условно- натуральные) и стоимостные показатели.

Натуральные показатели (номенклатура и ассортимент) наиболее точно отражают объем изготавливаемой продукции и выражаются в штуках, тоннах, кубометрах и других физических единицах измерения. Они являются базой основных технико- экономических плановых расчетов, служат исходными величи- нами для определения потребности предприятия в рабочей силе, сырье, топливе, электроэнергии, оборудовании, производствен- ных площадях.

Номенклатура продукции – это состав изготавливаемой продукции по ее видам или наименованиям. Ассортимент – это состав данного вида (наименования) продукции по типам, мар- кам, профилям, сортам и т.п. Однако из-за большого разнообра- зия выпускаемой продукции зачастую невозможно обобщить различные по характеру натуральные показатели.

Для расширения сферы применения натуральных показа- телей используются условно-натуральные показатели (услов- ная тонна топлива и т.п.). Они применяются в случае планиро- вания производства однородной, однотипной или одноименной продукции. При этом за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по трудоемкости, массе, материалоемкости или по какому-либо другому признаку.

Трудовые (временные) показатели – часы и минуты ра- бочего времени – применяются во внутрипроизводственном


планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный по- казатель – трудоемкость, или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рас- считываемые в нормо-часах.

Трудоемкость – это затраты времени на изготовление единицы продукции в данных условиях и при средней интен- сивности труда. Если работа не подлежит нормированию по различным причинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудова- ния используется такой показатель, как станко-часы. На первый взгляд, показатели трудоемкости производственной программы вполне приемлемы для измерения объема производства. Однако в связи со снижением трудоемкости продукции человеко-часы не сопоставимы в динамике, поэтому трудовые показатели часто используются во вспомогательных расчетах.

Для того чтобы получить сопоставимые показатели про- изводственной программы и осуществить сводный учет и пла- нирование, используют стоимостные показатели, которые носят обобщающий характер и считаются универсальными при взаи- моувязке всех разделов плана предприятия.

Обобщающим показателем производственной программы предприятия является реализованная продукция (РП), или объем продаж. Первый термин применяется в отечественной практике, второй – в мировой. Понятие «реализованная продук- ция» более объективно отражает результат деятельности пред- приятия как выпускающего товары, так и производящего услу- ги. Объем реализованной продукции рассчитывается по форму- ле:

РП = ТП - ОГПС +  ОП, (37)

где ТП – объем товарной продукции за определенный пе- риод (месяц, квартал, год), руб.;

ОГПС – изменение остатков готовой продукции на скла- де за определенный период, руб;

ОП - прирост остатков отгруженной продукции за опре- деленный период, руб.

Изменение остатков готовой продукции на складе рассчи- тывается по формуле:

ОГПС = ОГПСкг – ОГПСнг, (38)

где ОГПСнг, ОГПС кг – остатки готовой продукции на начало и конец года.

Прирост остатков отгруженной продукции за определен-


ный период находится по формуле:

ОП = ОП кг – ОПнг, (39)

где ОПнг, ОПкг – остатки отгруженной продукции на на- чало и конец года.

Товарная продукция (ТП) включает стоимость продук- ции, которая будет произведена и подготовлена к реализации в планируемом периоде. Она включает готовую продукцию; за- пасные части, полуфабрикаты собственного производства и продукцию вспомогательных подразделений, поставляемую другим предприятиям или организациям; промышленные рабо- ты, выполняемые на сторону или для непромышленных хо- зяйств данного предприятия; капитальный ремонт и модерниза- цию оборудования. Товарная продукция определяется в рыноч- ных оптовых ценах.

Валовая продукция (ВП) характеризует весь объем рабо- ты, выполненной предприятием за определенный период време- ни. В состав валовой продукции входит как законченная, так и незаконченная продукция, так называемое незавершенное про- изводство. Объем валовой продукции определяется по формуле:

ВП = ТП + НЗП +  СПО, (40)

где НЗП - прирост остатков незавершенного производст- ва, руб.;

СПО - прирост специальной оснастки (которая конст- руируется и изготавливается в инструментальных цехах пред- приятия, так как это самостоятельная продукция инструмен- тальных цехов), руб.

Прирост остатков незавершенного производства рассчи- тывается по формуле:

НЗП = НПЗкг – НПЗнг, (41)

где НПЗнг, НПЗкг - остатки незавершенного производства на начало и конец года.

Прирост специальной оснастки рассчитывается по форму-


ле:


 

СПО = СПОкг – СПОнг, (42)

где СПОнг, СПОкгк – объем специальной оснастки на на-


чало и конец года.

Чистая продукция (ЧП) – это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входят оплата труда в виде заработной платы, оплата труда, не выплаченная в виде заработной платы, но вошедшая в стоимость товара в виде налога и различных на- числений, а также прибыль. В чистую продукцию не входит пе-


ренесенная стоимость, созданная на других предприятиях (опла- та сырья, материалов, энергии, топлива и амортизационные от- числения основных фондов):

ЧП = РП – МЗ – А, (43)

где МЗ – материальные затраты, руб.; А – амортизационные отчисления, руб.

Условно-чистая продукция (УЧП) это вновь созданная стоимость, но с учетом амортизационных отчислений:

УЧП = РП – МЗ. (44)

Валовой оборот (ВО) характеризует весь объем продук- ции, произведенный предприятием, т.е. представляет собой сумму стоимости продукции всех производственных подразде- лений предприятия:

 

(45)

где ВПi – стоимость валовой продукции i-го цеха, руб., n – количество производственных цехов предприятия.

Внутрипроизводственный оборот (ВПО) - это объем продукции, произведенный для внутренних нужд предприятия:

 

, (46)

где nсб – количество сборочных цехов предприятия.

Относительные показатели характеризуют динамику изменения абсолютных показателей: темпы роста абсолютных показателей и темпы прироста абсолютных показателей. При этом выделяют три периода: плановый, базисный, отчетный.

Выполнение плана по номенклатуре продукции рассчиты- вается по формуле:

 

, (47)

где Niпл – объем производства по плану;

Niпл/ф – объем производства фактический, но скорректи- рованный по плану.

Таким образом, производственная программа – основной раздел перспективного и годового бизнес-плана развития пред-


приятия, в котором определяются объем изготовления и выпус- ка продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в нату- ральном и стоимостном выражениях. В целях обеспечения вы- полнения производственной программы в будущем осуществля- ется анализ факторов, влияющих на объем реализованной про- дукции в результате:

роста объема товарной продукции;

осуществления мероприятий технического и организа- ционного развития производства, в том числе выпуска новых видов продукции, повышения качества выпускаемой продукции, внедрения новых технологических процессов механизации и автоматизации производственных процессов, экономии сырья, материалов, прочих мероприятий, структурных сдвигов;

изменения остатков нереализованной готовой продук-


ции;


 других факторов.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение производственной мощности


предприятия.

2. Являются ли идентичными понятия «производствен- ная мощность» и «производственная программа»?

3. Как определяется среднегодовая мощность предпри-


ятия?


 

4. Назовите основные элементы, определяющие произ-


водственную мощность.

5. Как определить эффективность использования произ- водственной мощности предприятия?

6. Назовите основные направления улучшения использо- вания производственных мощностей.

Тестовые задания

4.1. Производственная мощность предприятия определя-


ется:


 

а) по мощности основных (ведущих) производственных


единиц (цехов, участков);

б) по мощности основных цехов;

в) по мощности вспомогательных цехов;

г) по мощности основного технологического оборудова- ния (агрегатов и групп оборудования).


4.2. Для расчета производственной мощности использу- ется следующий состав оборудования:

а) наличное оборудование;

б) установленное оборудование;

в) фактически работающее оборудование;

г) установленное и неустановленное оборудование.

4.3. При расчете производственной мощности прини- маются следующие нормы производительности оборудования:

а) паспортная;

б) технически обоснованная; в) плановая;

г) фактическая.

4.4. При расчете производственной мощности использу- ется фонд времени работы оборудования:

а) календарный; б) режимный;

в) плановый;

г) фактический.

4.5. При определении производственной мощности пред- приятия используется номенклатура выпускаемых изделий:

а) оптимальная; б) плановая;

в) фактическая.

4.6. При непрерывном режиме работы предприятия ис- пользуется фонд времени работы оборудования:

а) фактический; б) режимный;

в) плановый;

г) календарный.

4.7. Какой из разделов плана развития предприятия явля- ется центральным? Варианты ответа:

а) производственная мощность; б) план технического развития; в) план маркетинга;

г) производственная программа;

д) план оперативно-производственного планирования; е) другие разделы.

4.8. Назовите, какой из разделов плана развития предпри- ятия определяет максимально возможный годовой объем вы- пуска продукции:

а) производственная программа; б) план технического развития;


в) производственная мощность; г) план маркетинга;

д) план капитальных вложений.

4.9. К стоимостным показателям производственной про- граммы предприятия относятся:

а) товарная продукция;

б) реализованная продукция;

в) затраты на 1 руб. товарной продукции; г) валовая продукция;

д) амортизация.

Список литературы

1. Арзуманова Т. И. Экономика и планирование на пред- приятиях торговли и питания: учебник / Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. – М.: Дашков и К°, 2009. – 272 с.

2. Артѐмова Е. Н. Основы технологии продукции обще- ственного питания: учебное пособие / Е. Н. Артѐмова. – М.: КноРус, 2008. – 329 с.

3. Батраева Э. А. Экономика предприятия общественного питания: учебное пособие / Э. А. Батраева. - Красноярск: Крас- ноярский гос. торгово-экономический ин-т, 2009. - 589 с.

4. Богушева В. И. Организация производства и обслужи- вания на предприятиях общественного питания: учебник / В. И. Богушева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 253 с.

5. Веревка Т. В. Экономика предприятия: учебное посо- бие. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического ун-та, 2008. - 113 с.

6. Волков О. И. Экономика предприятия: курс лекций: учебное пособие для студентов, обучающихся по экономиче- ским специальностям и направлениям / О. И. Волков, В. К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 279 с.

7. Гайворонский К. Я. Технологическое оборудование предприятий общественного питания и торговли: учебник / К. Я. Гайворонский, Н. Г. Щеглов. - Москва: Инфра-М, 2008. - 477 с.

8. Голованов Н. В. Организация плановых процессов на предприятиях розничной торговли: монография / Н. В. Голова- нов, Ю. П. Морозов. - Нижний Новгород: [б. и.], 2008. - 135 с.

9. Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов, В. А. Кузьмен- ко. - М.: КНОРУС, 2008. - 416 с.


10. Дашков Л. П. Организация, технология и проектиро- вание торговых предприятий: учебник / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. - М.: Дашков и Ко, 2008. – 505 с.

11. Зайко Г. М. Организация производства и обслужива- ния на предприятиях общественного питания: учебное пособие

/ Г. М. Зайко, Т. А. Джум. – М.: Магистр, 2008. - 557 с.

12. Курочкина А. А. Управление организационными из- менениями на предприятиях оптовой торговли / А. А. Курочки- на, В. Н. Слатвинский. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт- Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2008. - 154 с.

13. Мазилкина Е. И. Организация работы магазина / Е. И. Мазилкина. – М.: Дашков и Ко, 2008. - 223 с.

14. Мяснянкина О. В. Экономика предприятия: учебное пособие / О. В. Мяснянкина, Б. Г. Преображенский. – М.: Кно- Рус, 2008. - 189 с.

15. Никуленкова Т. Т. Проектирование предприятий обще- ственного питания / Т. Т. Никуленкова, Г. М. Ястина. – М.: Ко- лосС, 2007. – 247 с.

16. Панова Л. А. Метрология, стандартизация и сертифи- кация в общественном питании: учебник для средних специ- альных учебных заведений / Л. А. Панова. – М.: Дашков и Кº, 2008. - 319 с.

17. Петрова Н. Е. Торговое оборудование: учебное посо- бие / Н. Е. Петрова. - Чита: ЗИП СибУПК, 2009. - 105 с.

18. Радченко Л. А. Основы метрологии, стандартизации и сертификации в общественном питании: учебное пособие / Л. А. Радченко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 347 с.

19. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 534 с.

20. Сергеев И. В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – М.: Финансы и статистика, 2008.

– 573 с.

21. Скляренко В. К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): учебное пособие / Под ред. В. К. Склярен- ко, В. М. Прудникова. - М: ИНФРА-М, 2006. - 256 с.

22. Скляренко В. К. Экономика предприятия: Конспект лекций / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - М: ИНФРА-М, 2008. - 208 с.

23. Скляренко В. К. Экономика предприятия: Учебник / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - М: ИНФРА-М, 2007. - 528 с.

24. Усов В. В. Организация производства и обслуживания


на предприятиях общественного питания: учебное пособие / В. В. Усов. – М.: Академия, 2009. – 431 с.

25. Федцов В. Г. Культура ресторанного сервиса: учебное пособие / В. Г. Федцов. - М.: Дашков и К°, 2008. - 247 с.

26. Ферни Дж. Принципы розничной торговли / Дж. Фер- ни, С. Ферни, К. Мур. – М.: Олимп-Бизнес, 2008. - 402 с.

27. Хорошилова О. В. Экономика и планирование пред- принимательской деятельности / О. В. Хорошилова. - Воронеж: Воронежский гос. технический ун-т, 2008. - 175 с.

28. Экономика, анализ, и планирование на предприятии торговли: учебник / Под ред. А. Н. Соломатина.–М.: Питер, 2009. - 553 с.

29. Экономика предприятия (фирмы): учебник / Под ред. О. И. Волкова, О. В. Девяткина. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 603 с.

30. Экономика предприятия: учебное пособие / Т. А. Си- мунина, Е. Н. Симунин, В. С. Васильков. - М.: КНОРУС, 2008. - 256 с.

31. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учебное пособие / Под ред. Т. И. Николаевой, Н. Р. Егоровой. – М.: КноРус, 2008. – 399 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.076 с.)