Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок расчета производственной мощности
Расчет производственной мощности предприятия ведется по его подразделениям в следующей последовательности [28]: по агрегатам и группам технологического оборудования; производственным участкам; основным цехам и предприятию в целом. Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих производственных цехов, участков или агрега- тов, т.е. по мощности ведущих производств. Ведущими считаются цех, участок, агрегат, которые выпол- няют основные и наиболее массовые операции по изготовлению продукции и в которых сосредоточена преобладающая часть обо- рудования [31]. В черной металлургии - это доменные, марте- новские, сталелитейные цехи или печи; в цветной - электролиз- ные ванны; в текстильной - прядильное и ткацкое производство; на машиностроительных заводах - механические и сборочные цехи. [14]: Ведущее звено характеризуется следующими признаками а) значительной частью стоимости данного оборудования в общей стоимости всего оборудования; б) значительной трудоемкостью обработки в данном звене относительно трудоемкости технологического процесса произ- водства продукции; в) сложностью и ответственностью выполненных опера- ций (значимость работ); г) высокой степенью загрузки оборудования (интенсивно- стью работ). В общем виде производственная мощность предприятия (цеха) может быть определена по формуле: М = Фэ / t, (32) где Фэ – плановый (эффективный) годовой фонд времени работы оборудования, час; t – затраты времени на изготовление единицы продукции (трудоемкость), час. Производственная мощность цеха (участка), оснащенного однотипным оборудованием, рассчитывается по формуле: М = (Фмакс * N) / Нт, (33) где Фмакс – максимально возможный фонд времени рабо- ты оборудования, час; N – количество оборудования, шт.; Нт – норма времени на обработку (изготовление) единицы продукции на данном оборудовании, час. Максимально возможный фонд времени работы оборудо- вания находится по формуле: Фмакс = ДР * Ксм * Тсм * ((100 – П)/100), (34) где ДР – число дней работы оборудования в году; Ксм – коэффициент сменности работы оборудования; Тмс – продолжительность смены, час; П – процент потерь рабочего времени. Кроме того, производственная мощность может быть рас- считана по формуле:
М = Пн * Фмакс * N, (35) где Пн – часовая производительность оборудования. Степень использования производственной мощности пред- приятия характеризуется коэффициентом использования мощности (Ким), который определяется по формуле: Ким = ОВф / Мср.г, (36) где ОВф - фактический объем выпуска продукции. Если ОВф < Мср.г., то производственная программа пред- приятия обеспечена производственными мощностями. Использование производственной мощности также осу- ществляется по среднему коэффициенту загрузки оборудования, по обобщающим показателям выработки продукции на один станок, на 1м2 площади, фондоотдаче в рублях и выпуску про- дукции на 1 руб. основных производственных фондов. 4.3. Производственная программа предприятия Производственная программа предприятия – это раз- вернутый план производства и реализации продукции, отра- жающий объем, номенклатуру, ассортимент продукции и уста- навливаемый исходя из потребностей рынка [9]. Разработка производственной программы осуществляет- ся в следующей последовательности [21]: 1) определение потребности в выпускаемой продукции; 2) составление номенклатуры и ассортимента выпускае- мой продукции; 3) определение объемов (в натуральном выражении) и сроков производства отдельных видов продукции; 4) соотнесение производственной программы с имеющи- мися ресурсами и, в первую очередь, с производственной мощ- ностью. При необходимости (например, в случае дефицита ка- кого-либо ресурса) возможен возврат ко второму шагу; 5) расчет объема продукции в стоимостном выражении. Производственная программа характеризуется системой показателей (рис. 11) [4; 28].
Рис. 11 - Система показателей производственной программы Показатели производственной программы распадаются на две большие группы [19]: количественные, характеризующие объемы произво- димой продукции и динамику их изменений; качественные, отражающие производственно- технические (материалоемкость, точность, мощность) и экс- плуатационные (надежность, ремонтопригодность) достоинства производимой продукции. Качественные показатели не являют- ся предметом изучения в данной теме, но они могут быть пред- ставлены достаточно сложной системой самостоятельных пока- зателей.
Различают абсолютные и относительные количественные показатели [19]. Абсолютные показатели отражают объем производимой продукции в натуральных (условно-натуральных); трудовых (временных) и стоимостных показателях. При составлении про- изводственной программы используются натуральные (условно- натуральные) и стоимостные показатели. Натуральные показатели (номенклатура и ассортимент) наиболее точно отражают объем изготавливаемой продукции и выражаются в штуках, тоннах, кубометрах и других физических единицах измерения. Они являются базой основных технико- экономических плановых расчетов, служат исходными величи- нами для определения потребности предприятия в рабочей силе, сырье, топливе, электроэнергии, оборудовании, производствен- ных площадях. Номенклатура продукции – это состав изготавливаемой продукции по ее видам или наименованиям. Ассортимент – это состав данного вида (наименования) продукции по типам, мар- кам, профилям, сортам и т.п. Однако из-за большого разнообра- зия выпускаемой продукции зачастую невозможно обобщить различные по характеру натуральные показатели. Для расширения сферы применения натуральных показа- телей используются условно-натуральные показатели (услов- ная тонна топлива и т.п.). Они применяются в случае планиро- вания производства однородной, однотипной или одноименной продукции. При этом за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по трудоемкости, массе, материалоемкости или по какому-либо другому признаку. Трудовые (временные) показатели – часы и минуты ра- бочего времени – применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный по- казатель – трудоемкость, или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рас- считываемые в нормо-часах. Трудоемкость – это затраты времени на изготовление единицы продукции в данных условиях и при средней интен- сивности труда. Если работа не подлежит нормированию по различным причинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудова- ния используется такой показатель, как станко-часы. На первый взгляд, показатели трудоемкости производственной программы вполне приемлемы для измерения объема производства. Однако в связи со снижением трудоемкости продукции человеко-часы не сопоставимы в динамике, поэтому трудовые показатели часто используются во вспомогательных расчетах. Для того чтобы получить сопоставимые показатели про- изводственной программы и осуществить сводный учет и пла- нирование, используют стоимостные показатели, которые носят обобщающий характер и считаются универсальными при взаи- моувязке всех разделов плана предприятия. Обобщающим показателем производственной программы предприятия является реализованная продукция (РП), или объем продаж. Первый термин применяется в отечественной практике, второй – в мировой. Понятие «реализованная продук- ция» более объективно отражает результат деятельности пред- приятия как выпускающего товары, так и производящего услу- ги. Объем реализованной продукции рассчитывается по форму- ле:
РП = ТП - ОГПС + ОП, (37) где ТП – объем товарной продукции за определенный пе- риод (месяц, квартал, год), руб.; ОГПС – изменение остатков готовой продукции на скла- де за определенный период, руб; ОП - прирост остатков отгруженной продукции за опре- деленный период, руб. Изменение остатков готовой продукции на складе рассчи- тывается по формуле: ОГПС = ОГПСкг – ОГПСнг, (38) где ОГПСнг, ОГПС кг – остатки готовой продукции на начало и конец года. Прирост остатков отгруженной продукции за определен- ный период находится по формуле: ОП = ОП кг – ОПнг, (39) где ОПнг, ОПкг – остатки отгруженной продукции на на- чало и конец года. Товарная продукция (ТП) включает стоимость продук- ции, которая будет произведена и подготовлена к реализации в планируемом периоде. Она включает готовую продукцию; за- пасные части, полуфабрикаты собственного производства и продукцию вспомогательных подразделений, поставляемую другим предприятиям или организациям; промышленные рабо- ты, выполняемые на сторону или для непромышленных хо- зяйств данного предприятия; капитальный ремонт и модерниза- цию оборудования. Товарная продукция определяется в рыноч- ных оптовых ценах. Валовая продукция (ВП) характеризует весь объем рабо- ты, выполненной предприятием за определенный период време- ни. В состав валовой продукции входит как законченная, так и незаконченная продукция, так называемое незавершенное про- изводство. Объем валовой продукции определяется по формуле: ВП = ТП + НЗП + СПО, (40) где НЗП - прирост остатков незавершенного производст- ва, руб.; СПО - прирост специальной оснастки (которая конст- руируется и изготавливается в инструментальных цехах пред- приятия, так как это самостоятельная продукция инструмен- тальных цехов), руб. Прирост остатков незавершенного производства рассчи- тывается по формуле: НЗП = НПЗкг – НПЗнг, (41) где НПЗнг, НПЗкг - остатки незавершенного производства на начало и конец года. Прирост специальной оснастки рассчитывается по форму- ле:
СПО = СПОкг – СПОнг, (42) где СПОнг, СПОкгк – объем специальной оснастки на на- чало и конец года. Чистая продукция (ЧП) – это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входят оплата труда в виде заработной платы, оплата труда, не выплаченная в виде заработной платы, но вошедшая в стоимость товара в виде налога и различных на- числений, а также прибыль. В чистую продукцию не входит пе-
ренесенная стоимость, созданная на других предприятиях (опла- та сырья, материалов, энергии, топлива и амортизационные от- числения основных фондов): ЧП = РП – МЗ – А, (43) где МЗ – материальные затраты, руб.; А – амортизационные отчисления, руб. Условно-чистая продукция (УЧП) – это вновь созданная стоимость, но с учетом амортизационных отчислений: УЧП = РП – МЗ. (44) Валовой оборот (ВО) характеризует весь объем продук- ции, произведенный предприятием, т.е. представляет собой сумму стоимости продукции всех производственных подразде- лений предприятия:
(45) где ВПi – стоимость валовой продукции i-го цеха, руб., n – количество производственных цехов предприятия. Внутрипроизводственный оборот (ВПО) - это объем продукции, произведенный для внутренних нужд предприятия:
, (46) где nсб – количество сборочных цехов предприятия. Относительные показатели характеризуют динамику изменения абсолютных показателей: темпы роста абсолютных показателей и темпы прироста абсолютных показателей. При этом выделяют три периода: плановый, базисный, отчетный. Выполнение плана по номенклатуре продукции рассчиты- вается по формуле: , (47) где Niпл – объем производства по плану; Niпл/ф – объем производства фактический, но скорректи- рованный по плану. Таким образом, производственная программа – основной раздел перспективного и годового бизнес-плана развития пред- приятия, в котором определяются объем изготовления и выпус- ка продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в нату- ральном и стоимостном выражениях. В целях обеспечения вы- полнения производственной программы в будущем осуществля- ется анализ факторов, влияющих на объем реализованной про- дукции в результате: роста объема товарной продукции; осуществления мероприятий технического и организа- ционного развития производства, в том числе выпуска новых видов продукции, повышения качества выпускаемой продукции, внедрения новых технологических процессов механизации и автоматизации производственных процессов, экономии сырья, материалов, прочих мероприятий, структурных сдвигов; изменения остатков нереализованной готовой продук- ции; других факторов. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение производственной мощности предприятия. 2. Являются ли идентичными понятия «производствен- ная мощность» и «производственная программа»? 3. Как определяется среднегодовая мощность предпри- ятия?
4. Назовите основные элементы, определяющие произ- водственную мощность. 5. Как определить эффективность использования произ- водственной мощности предприятия? 6. Назовите основные направления улучшения использо- вания производственных мощностей. Тестовые задания 4.1. Производственная мощность предприятия определя-
ется:
а) по мощности основных (ведущих) производственных единиц (цехов, участков); б) по мощности основных цехов; в) по мощности вспомогательных цехов; г) по мощности основного технологического оборудова- ния (агрегатов и групп оборудования). 4.2. Для расчета производственной мощности использу- ется следующий состав оборудования: а) наличное оборудование; б) установленное оборудование; в) фактически работающее оборудование; г) установленное и неустановленное оборудование. 4.3. При расчете производственной мощности прини- маются следующие нормы производительности оборудования: а) паспортная; б) технически обоснованная; в) плановая; г) фактическая. 4.4. При расчете производственной мощности использу- ется фонд времени работы оборудования: а) календарный; б) режимный; в) плановый; г) фактический. 4.5. При определении производственной мощности пред- приятия используется номенклатура выпускаемых изделий: а) оптимальная; б) плановая; в) фактическая. 4.6. При непрерывном режиме работы предприятия ис- пользуется фонд времени работы оборудования: а) фактический; б) режимный; в) плановый; г) календарный. 4.7. Какой из разделов плана развития предприятия явля- ется центральным? Варианты ответа: а) производственная мощность; б) план технического развития; в) план маркетинга; г) производственная программа; д) план оперативно-производственного планирования; е) другие разделы. 4.8. Назовите, какой из разделов плана развития предпри- ятия определяет максимально возможный годовой объем вы- пуска продукции: а) производственная программа; б) план технического развития; в) производственная мощность; г) план маркетинга; д) план капитальных вложений. 4.9. К стоимостным показателям производственной про- граммы предприятия относятся: а) товарная продукция; б) реализованная продукция; в) затраты на 1 руб. товарной продукции; г) валовая продукция; д) амортизация. Список литературы 1. Арзуманова Т. И. Экономика и планирование на пред- приятиях торговли и питания: учебник / Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. – М.: Дашков и К°, 2009. – 272 с. 2. Артѐмова Е. Н. Основы технологии продукции обще- ственного питания: учебное пособие / Е. Н. Артѐмова. – М.: КноРус, 2008. – 329 с. 3. Батраева Э. А. Экономика предприятия общественного питания: учебное пособие / Э. А. Батраева. - Красноярск: Крас- ноярский гос. торгово-экономический ин-т, 2009. - 589 с. 4. Богушева В. И. Организация производства и обслужи- вания на предприятиях общественного питания: учебник / В. И. Богушева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 253 с. 5. Веревка Т. В. Экономика предприятия: учебное посо- бие. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического ун-та, 2008. - 113 с. 6. Волков О. И. Экономика предприятия: курс лекций: учебное пособие для студентов, обучающихся по экономиче- ским специальностям и направлениям / О. И. Волков, В. К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 279 с. 7. Гайворонский К. Я. Технологическое оборудование предприятий общественного питания и торговли: учебник / К. Я. Гайворонский, Н. Г. Щеглов. - Москва: Инфра-М, 2008. - 477 с. 8. Голованов Н. В. Организация плановых процессов на предприятиях розничной торговли: монография / Н. В. Голова- нов, Ю. П. Морозов. - Нижний Новгород: [б. и.], 2008. - 135 с. 9. Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов, В. А. Кузьмен- ко. - М.: КНОРУС, 2008. - 416 с. 10. Дашков Л. П. Организация, технология и проектиро- вание торговых предприятий: учебник / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. - М.: Дашков и Ко, 2008. – 505 с. 11. Зайко Г. М. Организация производства и обслужива- ния на предприятиях общественного питания: учебное пособие / Г. М. Зайко, Т. А. Джум. – М.: Магистр, 2008. - 557 с. 12. Курочкина А. А. Управление организационными из- менениями на предприятиях оптовой торговли / А. А. Курочки- на, В. Н. Слатвинский. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт- Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2008. - 154 с. 13. Мазилкина Е. И. Организация работы магазина / Е. И. Мазилкина. – М.: Дашков и Ко, 2008. - 223 с. 14. Мяснянкина О. В. Экономика предприятия: учебное пособие / О. В. Мяснянкина, Б. Г. Преображенский. – М.: Кно- Рус, 2008. - 189 с. 15. Никуленкова Т. Т. Проектирование предприятий обще- ственного питания / Т. Т. Никуленкова, Г. М. Ястина. – М.: Ко- лосС, 2007. – 247 с. 16. Панова Л. А. Метрология, стандартизация и сертифи- кация в общественном питании: учебник для средних специ- альных учебных заведений / Л. А. Панова. – М.: Дашков и Кº, 2008. - 319 с. 17. Петрова Н. Е. Торговое оборудование: учебное посо- бие / Н. Е. Петрова. - Чита: ЗИП СибУПК, 2009. - 105 с. 18. Радченко Л. А. Основы метрологии, стандартизации и сертификации в общественном питании: учебное пособие / Л. А. Радченко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 347 с. 19. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 534 с. 20. Сергеев И. В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 573 с. 21. Скляренко В. К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): учебное пособие / Под ред. В. К. Склярен- ко, В. М. Прудникова. - М: ИНФРА-М, 2006. - 256 с. 22. Скляренко В. К. Экономика предприятия: Конспект лекций / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - М: ИНФРА-М, 2008. - 208 с. 23. Скляренко В. К. Экономика предприятия: Учебник / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - М: ИНФРА-М, 2007. - 528 с. 24. Усов В. В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебное пособие / В. В. Усов. – М.: Академия, 2009. – 431 с. 25. Федцов В. Г. Культура ресторанного сервиса: учебное пособие / В. Г. Федцов. - М.: Дашков и К°, 2008. - 247 с. 26. Ферни Дж. Принципы розничной торговли / Дж. Фер- ни, С. Ферни, К. Мур. – М.: Олимп-Бизнес, 2008. - 402 с. 27. Хорошилова О. В. Экономика и планирование пред- принимательской деятельности / О. В. Хорошилова. - Воронеж: Воронежский гос. технический ун-т, 2008. - 175 с. 28. Экономика, анализ, и планирование на предприятии торговли: учебник / Под ред. А. Н. Соломатина.–М.: Питер, 2009. - 553 с. 29. Экономика предприятия (фирмы): учебник / Под ред. О. И. Волкова, О. В. Девяткина. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 603 с. 30. Экономика предприятия: учебное пособие / Т. А. Си- мунина, Е. Н. Симунин, В. С. Васильков. - М.: КНОРУС, 2008. - 256 с. 31. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учебное пособие / Под ред. Т. И. Николаевой, Н. Р. Егоровой. – М.: КноРус, 2008. – 399 с.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.076 с.) |