Классификация предприятий торговли и общественного питания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация предприятий торговли и общественного питания



Классификация (классифицирование) представляет со- бой процесс группировки объектов исследования или наблюде- ния в соответствии с их общими признаками. Предприятия тор- говли и общественного питания могут классифицироваться по ряду признаков. Классификация имеет важное значение при разработке для однородных предприятий типовой документа- ции, применении типовых конструктивных и технологических решений, производственной структуры и других целей.

Виды торговых организаций

Как уже было отмечено выше, торговая деятельность в России представлена оптовой и розничной торговлей. Исходя из данной группировки, рассмотрим классификацию торговых ор- ганизаций в данных сферах.

Обобщение современной экономической литературы по- зволило систематизировать классификацию оптовых торго- вых организаций, выделив ряд классификационных признаков [21]:

по широте ассортимента:

ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований); ассортимент ограниченный (< 1000 наименований); ассортимент узкий (< 200 наименований); ассортимент специализированный;

по способу доставки:

доставка своим транспортом; продажа со склада (самовывоз); по степени кооперации

горизонтальная кооперация для совместных закупок и организации оптовых рынков;

вертикальная кооперация для целей сбыта и конкурен- ции с розничной торговлей за рынок конечных потребителей;

по отношению к системе сбыта:

эксклюзивная система сбыта: производитель предостав- ляет лицензию на торговлю по условиям франчайзинга;

селективная система сбыта: дистрибьютерские и дилер- ские соглашения между производителем и выбранными им оп- товыми компаниями;

интенсивная система сбыта: работа одновременно со


всеми посредниками;

по размеру оборота:

крупные оптовики; средние оптовики; мелкие оптовики;

с точки зрения организации оптовой торговли:

оптовая торговля производителей;

оптовая торговля предприятий-посредников;

оптовая торговля, осуществляемая агентами и брокера-


ми.


 

Оптовая торговля осуществляется производителями с по-


мощью собственных органов сбыта, для чего создается дочерняя оптовая компания. Однако деятельность такой компании будет оправдана в случае достаточности объемов и ассортимента про- изводимой продукции. В противном случае функции оптовой торговли целесообразно передать независимым компаниям. Не- зависимые оптовые компании организовываются в соответствии с приведенной выше классификацией в зависимости от требова- ний розничной торговли и собственных возможностей.

Учитывая вышеизложенное, представим классификацию субъектов оптовой торговли:

1. Оптовики-купцы - это независимые коммерческие предприятия, приобретающие право собственности на все това- ры, с которыми они имеют дело. В разных сферах деятельности оптовиков-купцов называют по-разному: оптовые фирмы, дист- рибьюторы, снабженческие дома. Оптовики-купцы бывают двух видов: с полным циклом обслуживания и с ограниченным цик- лом обслуживания.

Оптовики с полным циклом обслуживания предоставляют следующие услуги: хранение товарных запасов; предоставление продавцов; кредитование; обеспечение доставки товара и оказа- ние содействия в области управления. По своему характеру это либо торговцы оптом, либо дистрибьюторы товаров промыш- ленного назначения. Торговцы оптом торгуют в основном с предприятиями розницы, предоставляя им полный набор услуг. Друг от друга они отличаются главным образом широтой ассор- тиментного набора.

Оптовики смешанного ассортимента занимаются не- сколькими группами товаров, чтобы удовлетворять нужды роз- ничных торговцев с широким смешанным ассортиментом, а также предприятий с узкоспециализированным товарным ассор- тиментом.


Оптовики неширокого насыщенного ассортимента зани- маются одной или двумя ассортиментным группами товаров при значительно большей глубине этого ассортимента, например, техническими товарами, лекарствами, одеждой.

Узкоспециализированные оптовики занимаются лишь ча- стью той или иной ассортиментной группы товаров, охватывая ее на большую глубину. В качестве примера можно указать на оптовых торговцев продуктами лечебного питания, запчастями к автомобилям, морепродуктами. Оптовики в данном случае предоставляют своим клиентам более полную возможность вы- бора.

Дистрибьюторы товаров промышленного назначения продают изделия преимущественно производителям, а не роз- ничным торговцам. Они предоставляют своим покупателям сле- дующие услуги: хранение товарных запасов; кредитование и доставка товаров. Кроме того, эти дистрибьюторы могут зани- маться также широкой товарной номенклатурой (в этом случае их часто называют снабженческими домами), смешанным или специализированным ассортиментом товаров. Дистрибьюторы товаров промышленного назначения могут заниматься следую- щими товарами: материалами для технического обслуживания, ремонта, эксплуатации; деталями основного оборудования (подшипниками, редукторами для двигателей и т. д.); оборудо- ванием - вилочными погрузчиками, электрокарами и т. д.

Оптовики с ограниченным циклом обслуживания предос- тавляют своим поставщикам и клиентам гораздо меньше услуг. Существует несколько видов оптовых предприятий с ограни- ченным набором услуг. Оптовик, торгующий за наличный рас- чет и без доставки товара, занимается ограниченным ассорти- ментом ходовых товаров, которые он продает мелким рознич- ным торговцам с немедленной оплатой покупки. Розничные торговцы сами организуют вывоз товара.

Оптовик - коммивояжер не только продает, но и сам дос- тавляет товар покупателям, занимается ограниченным ассорти- ментом продуктов и продает их за наличный расчет, объезжая магазины, универсамы, рестораны, гостиницы, заводские кафе.

Оптовик - организатор работает в отраслях, для которых характерно бестарная перевозка грузов, таких, как тяжелое обо- рудование, лесоматериалы, уголь. Такой оптовик не держит то- варных запасов и не занимается товаром непосредственно. По- лучив заказ, он находит производителя, который отгружает то- вар непосредственно покупателю на определенных условиях


поставки и в определенное время. С момента принятия заказа до момента завершения поставки оптовик-организатор принимает на себя право собственности на товар и связанный с этим риск. Оптовик-организатор торгует по более низким ценам, поскольку не хранит у себя товарных запасов и может передавать часть сэкономленных средств своим клиентам.

Оптовики – консигнанты обслуживают бакалейно- гас- трономические магазины и розничных торговцев лекарствами, предлагая в основном товары непищевого ассортимента. Вла- дельцы этих розничных предприятий не хотят заказывать и под- держивать запасы непищевых продуктов. Оптовик-консигнант высылает в магазин автофургон, его представитель организует в торговом зале выкладку товаров (косметики, лекарств, книг, иг- рушек). Оптовик-консигнант сам назначает цену на товары, сле- дит за их качеством, устраивает внутримагазинные экспозиции и ведет учет товарно-материальных запасов. Оптовики- консигнанты торгуют на условиях консигнации, т. е. сохраняют за собой право собственности на товар, а счета различным тор- говцам выставляют только за то, что купили потребители. Та- ким образом, оптовики-консигнанты оказывают следующие ус- луги: доставку товаров; установку стеллажей для размещения товаров; поддержание товарно-материальных запасов; финанси- рование. Оптовики-консигнанты не занимаются стимулировани- ем сбыта, т. к. имеют дело со множеством широко рекламируе- мых марочных товаров.

Оптовик - посылторговец занимается рассылкой катало- гов на косметику, ювелирные изделия, пищевые деликатесы и другие мелкие товары клиентам из сферы розницы, промыш- ленного производства и различным учреждениям. Основными заказчиками оптовика - посылоторговца являются коммерческие заведения, расположенные в близлежащих районах. Выполнен- ные заказы высылаются клиентам по почте, доставляются авто- мобильным или другим видом транспорта.

2. Брокеры и агенты отличаются от оптовиков-купцов по следующим показателям: они не берут на себя право собствен- ности на товар и выполняют ограниченное число функций. Их основная функция - содействие купле-продаже. За свои услуги они получают комиссионное вознаграждение от двух до шести процентов продажной цены товара; обычно специализируются либо по типу предлагаемого товарного ассортимента, либо по типу обслуживаемых ими клиентов.

Брокеры. Их основная функция - свести покупателя с про-


давцами и помочь им договориться. Брокеру платит тот, кто его привлек. Брокер не держит товарных запасов, не принимает уча- стия в финансировании сделок, не принимает на себя никакого риска. Наиболее типичные примеры: брокеры по операциям с пищевыми продуктами, недвижимостью, страховые брокеры, брокеры по операциям с ценными бумагами.

Агенты. Агент представляет покупателя или продавца на более долговременной основе. Существует несколько видов агентов:

Агенты производителей. Такие агенты представляют интересы двух или нескольких производителей товаров, допол- няющих друг друга. Они заключают письменное официальное соглашение с каждым отдельным производителем в отношении политики цен, территориальных границ деятельности, услуг по доставке товаров, выдаваемых на эти товары гарантии и разме- ров комиссионных ставок. Агент производителя хорошо знаком с товарным ассортиментом и организует сбыт его товаров, опи- раясь на свои контакты с покупателями. К услугам агентов фирм производителей прибегают при торговле одеждой, мебе- лью, электротоварами. Большинство агентов представляют ин- тересы мелких торговых предприятий, насчитывающих не- сколько сотрудников, которые являются опытными продавцами. Их нанимают крупные фирмы, а также мелкие предпринимате- ли, которые не могут позволить себе содержать собственный штат коммивояжеров. Производственные фирмы планируют с помощью агентов, как проникнуть на новые рынки или быть представленными на них, где использование коммивояжеров нерентабельно.

  Полномочные агенты по сбыту заключают с произво- дителями договоры, получая права на сбыт всей продукции, вы- пускаемой производителем. Такой производитель сознательно не хочет брать на себя функции по сбыту или чувствует себя не подготовленным к этой деятельности. Полномочный агент по сбыту служит как бы отделом сбыта производителя, оказывает значительное влияние на цены, сроки и условия продажи. Пол- номочные торговые агенты встречаются в сферах текстильной промышленности, производства промышленного оборудования, химикатов, каменного угля, металлов.

  Агенты по закупкам обычно оформляют долговремен- ные отношения со своими покупателями и закупают для них необходимые товары. Сами получают эти товары, проверяют их качество, организуют складирование и последующую доставку


к месту назначения. Закупщики обладают широкими знаниями и предоставляют своим клиентам полезную информацию о рынке, а также подыскивают им подходящие товары по максимально низкой цене.

  Оптовики - комиссионеры - это агенты, вступающие в физическое владение товарами и самостоятельно заключающие сделку на их продажу. Они не работают на основе долговремен- ных соглашений. К их услугам чаще всего прибегают фирмы, которые не хотят заниматься сбытом. Оптовик-комиссионер приезжает на грузовике с товаром на центральный рынок, про- дает партию товаров по наиболее благоприятной цене, вычитает из выручки свои комиссионные и издержки, а оставшуюся сум- му передает производителю.

3. Оптовые отделения и конторы производителей - это третья основная разновидность оптовой торговли, которая со- стоит из операций, осуществляемых продавцами и покупателя- ми самостоятельно, без привлечения оптовых торговцев.

Сбытовые отделения и конторы. Производители органи- зуют сбытовые отделения и конторы, чтобы держать под более жестким контролем деятельность по управлению товарными запасами, сбыту и стимулированию. Сбытовые отделения хра- нят товарные запасы и встречаются в лесной промышленности, в производстве автомотооборудования и деталей машин. Сбы- товые конторы не хранят товарных запасов и встречаются в сфере производства текстильных и галантерейных товаров.

Закупочные конторы. Многие розничные торговцы со- держат в основных рыночных центрах собственные закупочные конторы, выполняющие функции, аналогичные брокерам, но являющиеся структурным подразделением организации покупа- теля.

4. Разные специализированные оптовики. В ряде отрас- лей экономики имеются собственные специализированные оп- товые организации.

Оптовые нефтебазы продают и доставляют нефтепро- дукты автозаправочным станциям и деловым предприятиям.

Оптовики - скупщики сельхозпродуктов скупают продук- цию у фермеров, собирают ее в крупные партии и отгружают предприятиям пищевой промышленности, хлебозаводам, пекар- ням и покупателям от имени госучреждений.

Оптовики - аукционисты играют большую роль в тех от- раслях деятельности, где потребители хотят до совершения сделки осмотреть товар. Это рынки скота, табака, морепродук-


тов и т. д.

Основные признаки, характеризующие тип предприятий розничной торговли, представлены в прил. 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.015 с.)