Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационно-экономические основы деятельности предприятия (торговли и общественного питания)
Торговля – это связующее звено между производителем товаров и потребителем – покупателем, обеспечивающая произ- водственную цепочку превращения «деньги–товар–деньги». Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала, что обусловлено стремлением к более эффективному использованию имеющихся ресурсов [17]. Среди характерных особенностей торговли необходимо отметить следующие [18; 20]: 1. Завершение цикла товарного производства, реализация товаров конечному потребителю (розничная торговля). 2. Результаты торговой деятельности обуславливают со- стояние денежного обращения в государстве. 3. Аккумулирование наличных денежных средств, необ- ходимость организации строго контроля соблюдения дейст- вующих норм и правил организации налично-денежного оборо- та 4. Оказание дополнительных сопутствующих реализации товаров услуг в доведение товара до потребителя. 5. Высокая адаптивная способность хозяйствования. 6. Высокий уровень оборачиваемости капитала, зависи- мость результатов торговой деятельности от скорости оборота средств. 7. Отсутствие как такового производственного процесса обуславливает отсутствие в учете незавершенного производства. 8. Цена и ассортимент реализуемых товаров находятся в значительной зависимости от характера спроса, особенностей социально-экономического состава обслуживаемого населения. 9. Доходы от торговли подвержены сезонным колебаниям в зависимости от времени года, дней недели, часов суток, на- пример, активизация спроса и на фоне роста цен в новогодние праздники. 10. Личная ответственность работников торговых органи- заций за сохранность материальных и финансовых ресурсов. Предметом торговли как сферы предпринимательской деятельности являются [21]: совокупность отношений, возникающих в процессе продвижения товаров от производителей к потребителям, между субъектами рыночной экономики; механизм и формы проявления экономических законов развития общества в сфере обращения в условиях ограниченно- сти ресурсов и конкуренции за их использование; сущность, закономерности и принципы функциониро- вания хозяйственного механизма субъектов товаропроизводя- щей сети, осуществляющих деятельность, исходя из потребно- стей и уровня развития общества.
Понятие торговли можно найти в Большой Советской Эн- циклопедии, согласно которой под торговлей понимается от- расль народного хозяйства, обеспечивающая обращение това- ров, их движение из сферы производства в сферу потребления. В целом обобщая изложенные в современной экономической литературе подходы к определению торговли, можно выделить два. Торговля это форма товарного обращения, осуществ- ляемого при посредстве денег. Торговля особая деятельность людей, связанная с осу- ществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена. Различают следующие виды торговли [20; 21]: оптовая торговля – торговля крупными партиями то- варов с последующей их перепродажей или профессиональным использованием (товары в результате оптового оборота в конеч- ное потребление не поступают); розничная торговля – торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего исполь- зования, не связанного с предпринимательской деятельностью (реализация товаров конечному потребителю, что является за- вершающим звеном движения товара в сфере обращения); развозная торговля – розничная торговля, осуществ- ляемая вне стационарной розничной сети с использованием спе- циализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, при- меняемого только в комплекте с транспортным средством; разносная торговля – розничная торговля, осуществ- ляемая вне стационарной розничной сети путем непосредствен- ного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице. посылочная торговля – розничная торговля, осуществ- ляемая по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений. комиссионная торговля – розничная торговля, предпо- лагающая продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами – комитентами, по договорам комиссии.
Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Важнейшими функциями тор- говли являются [17; 20]: реализация произведенной потребительной стоимости (товаров). Исполнение этой функции создает экономическую предпосылку воспроизводства совокупного общественного про- дукта, связывая производство с потреблением; доведение предметов потребления до потребителей. Выполняя данную функцию, торговля организует пространст- венное перемещение товаров от производителей к потребите- лям, осуществляя при этом ряд операций по продолжению про- цесса производства в сфере обращения (например, транспорти- ровку, хранение); поддержание баланса между предложением и спросом с одновременным активным воздействием на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции; сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) путем совершен- ствования технологии продаж, информационных услуг и пр.; функции, обусловленные концепцией маркетинга: раз- работка товара, рыночные исследования, организация распреде- ления, определение цены, создание служб сервиса и др. Объектом любой торговли является товар. Неотъемлемым признаком товара является его качественная характеристика, направленная на удовлетворение различных нужд и потребно- стей. Другой характерный признак товара - способность к дина- мичному гражданско-правовому обороту. Именно поэтому, как правило, товаром не признается недвижимое имущество, не об- ладающее свойством активно перемещаться в пространстве. В зависимости от того, какие стадии обращения проходит товар от изготовителя к потребителю торговля может быть оп- товая и розничная. Основания для такой классификации содер- жатся в нормах гражданского и налогового законодательства. Отношения по договору розничной купли-продажи, не урегули- рованные Гражданским кодексом Российской Федерации, рег- ламентируются Законом «О защите прав потребителей» и при- нятыми в соответствии с ним правовыми актами Правительства Российской Федерации. Исходя из положений ГК РФ следует, что основным кри- терием, позволяющим отличить розничную торговлю от опто- вой торговли, является конечная цель использования приобре- таемого покупателем товара. В соответствии со ст. 492 ГК РФ под розничной торгов- лей понимается предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу, в ходе которой продавец передает покупате- лю товар для личного, семейного, домашнего или иного исполь- зования, не связанного с предпринимательской деятельностью [9]. По сути, такими покупателями являются физические лица – конечные потребители товара. Отношения между продавцом и покупателем при розничной торговле всегда носят характер до- говора купли-продажи. Розничная торговля классифицируется в зависимости от особенностей торгового обслуживания покупателей и наличия торгового помещения [20]: розничная торговля через стационарную сеть; розничная торговля через передвижную торговую сеть; розничная торговля по почте, через Интернет-магазин (рассылка товаров по заказам). Розничная торговля может осуществляться и в различных формах, например, продажа товаров с обслуживанием покупа- телей на торговом объекте (в месте продажи товаров), продажа товаров по образцам, продажа товаров длительного пользования в кредит и другое.
Организации оптовой торговли реализуют товар хозяй- ствующим субъектам, приобретающим товар для последующей перепродажи или для производства какого либо вида продукции (выполнения работ, оказания услуг). Как правило, отношения между продавцом и покупателем товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки (ст. 506 ГК РФ) [9]. Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования. Оптовые торговцы отличаются от розничных по следующим характери- стикам [21]: оптовик уделяет меньше внимания стимулированию, атмосфере магазина и расположению своего торгового предпри- ятия; оптовик имеет дело преимущественно с профессио- нальными клиентами, а не с конечными потребителями; оптовые сделки по объему обычно крупнее рознич- ных; торговая зона оптовика, как правило, значительно больше таковой у розничного торговца; правовые нормы и налоговая политика в отношении оптовых и розничных торговцев различается. Быстрое развитие оптовой торговли в последние годы обусловлено значительными тенденциями в современной эко- номике [17]: ростом массового производства товаров на крупных предприятиях, удаленных от основных пользователей готовой продукции; увеличением объемов производства впрок, а не для выполнения конкретных заказов; увеличением числа уровней промежуточных произво- дителей и пользователей; обострением необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей с точки зрения количества, упаковки и разновидностей. Таким образом, основным критерием, позволяющим от- личить оптовую и розничную торговлю, является конечная цель использования товара, приобретаемого покупателем: при оптовой торговле приобретаемый покупателями товар предназначен для дальнейшего использования в предпри- нимательской деятельности; если же товар приобретается для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпри- нимательской деятельностью, то имеет место розничная торгов- ля. Таким образом, большое значение должно придаваться активизации сотрудничества производителя и торговли, опти- мизации экономических отношений между структурами торгов- ли и покупателями в современных условиях некоторой стабили- зации и экономического роста. В системе товарного обращения
торговля занимает ключевое положение, выполняя транзитную роль от производителя к потребителю, в обеспечении всего на- селения необходимыми ресурсами, что подтверждает неоспори- мую значимость совершенствования управления в торговой от- расли в условиях развития российской экономики. В системе общественного питания рыночные отношения получили наибольшее развитие и способствуют формированию эффективного механизма удовлетворения потребностей населе- ния в услугах по организации внедомашнего питания и досуга. В настоящее время миссия предприятий общественного питания заключается в удовлетворении персонифицированных потреб- ностей населения не только в услугах по организации питания, но и по организации досуга и отдыха населения. Этапы развития отрасли представлены в прил. 2 [15]. В связи с преобразованиями в стране изменилась сущ- ность общественного питания. Термин «общественное питание» в большинстве случаев рассматривается как «отрасль нацио- нального хозяйства, специфический вид экономической дея- тельности по удовлетворению потребностей населения в сфере внедомашнего питания и организации досуга путем производст- ва, реализации и организации потребления продукции собствен- ного производства и покупных товаров, оказания разнообразных услуг населению с целью получения прибыли» [16]. Услуги общественного питания занимают все большую долю в деятельности предприятий. Выделение услуг общест- венного питания обусловлено их значимостью в современной жизни потребителей. Помимо организации питания, реализации продукции, все большую долю в структуре функций занимают разнообразные услуги, которые являются основополагающими при выборе населением предприятий питания. По мнению ряда авторов, сущность услуги общественного питания следует понимать как «совокупность действий и/или результат деятельности предприятий и граждан предпринимате- лей, связанных или не связанных с продукцией общественного питания, направленных на удовлетворение потребностей насе- ления в питании и проведении досуга и являющихся объектом купли-продажи» [4]. Данными авторами также представлена наиболее полная систематизированная классификация услуг предприятий общественного питания, в основу которой поло- жены современные требования к услугам, направленные на по- вышение их качества и интенсивного развития (прил. 3) [4; 8]. Особенности общественного питания обуславливают и специфические черты услуг в данной сфере (прил. 4) [13; 21]. Общественное питание представляет собой вид деятель- ности, связанный с производством, переработкой, реализацией и организацией потребления продуктов питания и оказанием ус- луг населению [8]. Оно играет большую роль в обществе. Ши- рокая сеть столовых, кафе, закусочных, ресторанов, исполь- зующих современное оборудование и применяющих научно обоснованную технологию приготовления блюд, обеспечивает население разнообразной пищей с учетом рода занятий, возраста и состояния здоровья.
Особое социально-экономическое значение имеет органи- зация общественного питания по месту работы трудящихся, в учебных, детских и лечебных учреждениях, домах отдыха и т. д. Общественное питание способствует восстановлению затрачен- ной на производстве энергии, повышению производительности труда, укреплению здоровья людей. Отличительной особенностью общественного питания является сочетание в нем функций производства и потребления. Торгово-производственная деятельность предприятий общест- венного питания имеет следующие особенности [14; 16]: неравномерная загрузка производства, обусловленная потоком потребителей; режим работы предприятий, во многом зависящий от особенностей обслуживаемого контингента; наличие большого ассортимента готовой кулинарной продукции для полного удовлетворения спроса отдельных по- требителей; производство в основном скоропортящейся продук- ции, небольшая продолжительность во времени между изготов- лением и реализацией продукции; влияние сезонных факторов, обусловливающих ассор- тимент продукции; необходимость строгого соблюдения санитарно- гигиенических норм и правил. Некоторые особенности в работе предприятий носят вре- менной характер. Так, разнообразие блюд и кулинарных изде- лий по дням недели при сокращении ежедневного ассортимента благоприятно сказывается как на процессе производства, так и на качестве продукции. Неравномерность работы отдельных цехов может быть устранена за счет выпуска других кулинар- ных изделий и полуфабрикатов в часы минимальной загрузки. В современных условиях общественное питание посте- пенно переходит на путь индустриализации. Создаются новые современные предприятия этой отрасли, оснащенные совершен- ными техническими средствами; на предприятии используется прогрессивная технология, внедряется научная организация труда, осуществляются специализация и комбинирование пред- приятий, совершенствуется их внутри- и межотраслевое коопе- рирование. Предприятия общественного питания имеют ряд особен- ностей. Если большинство предприятий других отраслей огра- ничиваются выполнением лишь одной, максимум двух функций, например, предприятия пищевой промышленности осуществ- ляют функцию производства, а предприятия торговли реали- зацию продукции, то предприятия общественного питания вы- полняют три взаимосвязанные функции [5]: производство кулинарной продукции; реализацию кулинарной продукции; организацию ее потребления. Изготавливаемая предприятиями общественного питания продукция имеет ограниченные сроки реализации. Так, при мас- совом изготовлении горячие блюда готовятся на 2 ч реализа- ции, а холодные на 1 ч [15]. Это требует выпуска продукции партиями по мере их потребления. Ассортимент выпускаемой предприятиями общественного питания продукции очень разно- образный, для его приготовления используются разные виды сырья. Разнообразие выпускаемой продукции позволяет более полно удовлетворять спрос потребителей, однако усложняет организацию производства: многие виды сырья требуют особых условий хранения, разных помещений для механической кули- нарной обработки. Разнообразие изделий зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его про- фессионального, возрастного, национального состава, условий труда, учебы и других факторов. На предприятиях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества и соблюдение дейст- вующих правил оказания услуг общественного питания [13]. На предприятиях общественного питания должны выполняться требования нормативных правовых актов Российской Федера- ции и нормативных документов федеральных органов исполни- тельной власти [19]. Предприятия общественного питания любого типа долж- ны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы к входу, необходимые справочно-информационные указатели. Территория, прилегающая к предприятию, должна быть благо- устроена и освещена в темное время суток. Архитектурно-планировочные решения и конструктивные элементы зданий предприятий общественного питания и ис- пользуемое техническое оборудование должны соответствовать строительным нормам и правилам. На предприятиях общественного питания должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, а также хорошо заметные ин- формационные указатели, обеспечивающие свободную ориен- тацию потребителей как в обычной, так и в чрезвычайной си- туации. Предприятия общественного питания всех типов и клас- сов должны быть оснащены инженерными системами и обору- дованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта по ГОСТ 30494, в том числе иметь искусственное и естествен- ное освещение, горячее и холодное водоснабжение, канализаци- онную, отопительную, вентиляционную системы, телефонную связь [5]. При размещении предприятий общественного питания в жилых зданиях их помещения должны соответствовать требова- ниям строительных правил по уровню шума, вибрации и требо- ваниям звукоизоляции по ГОСТ 30494. Предприятия общест- венного питания, занимающие часть жилого здания, должны быть оборудованы отдельным входом (выходом) [5]. Предприятия общественного питания всех типов обязаны в наглядной и доступной форме довести до сведения потребите- лей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске и в дру- гих местах, удобных для ознакомления потребителей. На строящихся и реконструируемых предприятиях обще- ственного питания для обслуживания инвалидов должны быть предусмотрены наклонные пандусы у входных дверей для про- езда инвалидных колясок, лифты, площадки для разворота ин- валидной коляски в залах, специально оборудованные туалет- ные комнаты согласно действующим строительным нормам и правилам. На предприятиях общественного питания в соответствии со спецификой обслуживаемого контингента могут быть преду- смотрены зоны специального обслуживания, например диетиче- ского, лечебно-профилактического, детского питания и др. Размещение производственных помещений и оборудова- ния в этих помещениях должно обеспечивать последователь- ность (поточность) технологических процессов производства и реализации продукции, а также соблюдение технологических, санитарно-эпидемиологических норм и правил [19]. На предприятиях общественного питания должно обеспе- чиваться стилевое единство интерьера зала, мебели и сервиров- ки столов или отражаться специализация предприятия общест- венного питания (тематическая или национальная направлен- ность). Основными задачами дальнейшего развития предприятий общественного питания являются: индустриализация общественного питания; совершенствование организации общественного пита- ния по месту работы и учебы населения; расширение сети специализированных предприятий общественного питания, в том числе предприятий быстрого об- служивания; повышение уровня организации труда и управления, внедрение моральных и материальных стимулов, способствую- щих активизации человеческого фактора; экономия топливно-энергетических и других ресурсов; повышение качества продукции и культуры обслужи- вания. В основе развития сети предприятий общественного пита- ния лежит принцип соответствия структуры и типов предпри- ятий потребительского рынка основным моделям потребления товаров и услуг в группах населения с разным уровнем доходов. Чтобы обеспечить территориальную доступность торговых и бытовых услуг, предполагается усовершенствовать размещение, улучшить материально- техническую базу и развивать видовое разнообразие предприятий потребительского рынка.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.061 с.) |