Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, значение и виды предпринимательской деятельностиСтр 1 из 52Следующая ⇒
Предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельно- сти (кроме запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения по- требностей конкретных потребителей и общества в товарах (ра- ботах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами [14]. Предпринимательство выполняет следующие функции [14]: общеэкономическая, обусловленная особой ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпри- нимателей как субъектов рынков. Предпринимательская дея- тельность направлена на производство товаров, выполнение ра- бот, оказание услуг и доведение их до конкретных потребите- лей: домохозяйств, других предпринимателей, государства. ресурсная, предполагающая эффективное использова- ние как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов (труд, земля, капитал, предпринимательский талант). творческо-поисковая (инновационная), связанная не только с использованием в процессе предпринимательской дея- тельности новых идей, но и с выработкой новых средств и фак- торов для достижения поставленных целей. социальная, выражающаяся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наи- большей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутри- фирменного предпринимательства, в формировании предпри- нимательского управления, в создании сложных предпринима- тельских структур, в изменении стратегии деятельности в усло- виях изменяющейся окружающей среды. В ст. 2 части 1 ГК РФ определено, что предприниматель- ской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение при- были от пользования имуществом, продажи товаров, выполне- ния работ или оказания услуг, зарегистрированная в этом ка- честве в установленном законом порядке [2]. В тех случаях, когда предпринимательская деятель- ность ведется без применения наемного труда, она регистри- руется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привле- чением наемного труда – как предприятие (организация).
В зависимости от содержания предпринимательской дея- тельности различают следующие виды предпринимательства (рис. 1) [15]. Рис. 1 - Виды предпринимательской деятельности К производственному предпринимательству относится дея- тельность, направленная на производство продукции, проведе- ние работ и оказание услуг, сбор, обработку и представление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям. Производственная дея- тельность обеспечивает, как правило, 10 – 12 % рентабельности предприятия. Суть коммерческого предпринимательства составляют товар- но-денежные отношения, торгово-обменные операции, т.е. прода- жа и перепродажа товаров и услуг. Коммерческая сделка целесооб- разна, если чистая прибыль составляет не менее 20 – 30 % от затрат. Финансовое предпринимательство является разновидно- стью коммерческого предпринимательства, т. к. объектом куп- ли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа одних денег в прямой или косвенной фор- ме. Финансовая сделка целесообразна, если чистая прибыль со- ставляет не менее 5 % при продолжительности сделки менее года и 10 - 15 % для долговременных сделок. Страховое предпринимательство - это особая форма фи- нансового предпринимательства, заключающаяся в том, что пред- приниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход. Консультативное предпринимательство (консалтинг) за- ключается в предоставлении независимых консалтинговых услуг по разнообразным направлениям: управление предприятием, кад- ры, маркетинг и т. д. Все виды предпринимательства направлены на получение дохода и связаны с хозяйственным (экономическим) риском пред- принимателя.
Понятие и виды организаций
Организация (предприятие) - субъект предприниматель- ской деятельности, который на свой риск осуществляет само- стоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном эконом порядке [13]. Задачи создания и функционирования предприятия [28]: получение максимально возможной прибыли; обеспечение продукцией потребителей; обеспечение персонала заработной платой, нормаль- ными условиями труда, возможностью профессионального рос- та; создание рабочих мест для населения; охрана окружающей среды; соблюдение законов; преумножение вверенного государством или акционе- рами имущества материальных и денежных средств. Предприятие характеризуется производственно- техническим, организационным, экономическим и социальным единством [25]. Производственно-техническое единство определяется комплексом средств производства, обладающих технологиче- ским единством и взаимосвязью отдельных стадий производст- венных процессов, в результате которых используемые на пред- приятии сырье и материалы превращаются в готовую продукцию. Организационное единство определяется наличием единого коллектива и единого руководства, что находит свое отражение в общей и организационной структуре предприятия. Экономическое единство определяется общностью экономи- ческих результатов работы - объемом реализуемой продукции, уровнем рентабельности, массой прибыли. Социальное единство – совокупность людей различной ква- лификации, связанных определенными социально- экономическими отношениями и интересами, а извлечение при- были служит основной для удовлетворения материальных и ду- ховных потребностей всего коллектива. Предприятия классифицируются по ряду признаков: по сфере деятельности: - предприятия, занятые производством материальных благ (различных товаров и изделий) и материальных услуг (связи, транспорта, торговли); - предприятия нематериального производства, создающие любые нематериальные блага (духовные ценности) и оказываю- щие нематериальные услуги (научные, бытовые, страховые, здра- воохранения и др.). по отраслевой принадлежности: - промышленности (металлургические, химические, тек- стильные и т. п.); - сельского хозяйства (животноводческие, овощеводческие и т. д.);
- транспорта (автомобильные, железнодорожные, авиацион- ные, речного и морского флота, трубопроводные); - торговли (оптовые базы, розничные магазины); - общественного питания (рестораны, кафе, столовые) и т.д. по виду и характеру деятельности: - добывающие (нефте-, газо-, угледобыча и др.); - перерабатывающие (мясные, молочные, консервные, тек- стильные, кожевенные и др.); - обрабатывающие (машиностроение, станкостроение и др.) и т. д. по формам собственности [12]: - российская собственность (федеральная собственность; собственность субъектов РФ; муниципальная собственность; частная собственность); - иностранная собственность; - совместная российская и иностранная собственность; - смешанная российская собственность с долей государст- венной собственности. по размерам: - малые предприятия, или малый бизнес;
- средние предприятия, или средний бизнес; При этом следует отметить, что законодательно закрепле- ны критерии отнесения субъектов хозяйствования к малому и среднему предпринимательству, а именно [10; 20]: 1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юри- дических лиц, иностранных граждан, общественных и религи- озных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) ука- занных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исклю- чением активов акционерных инвестиционных фондов и закры- тых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадле- жащая одному или нескольким юридическим лицам, не являю- щимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %; 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой катего- рии субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включи- тельно для средних предприятий; б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек; 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематери- альных активов) за предшествующий календарный год не долж- на превышать предельные значения, установленные Правитель- ством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (микропредприятия - 60 млн. рублей; ма- лые предприятия - 400 млн. рублей; средние предприятия - 1000 млн. рублей). - крупные предприятия, или крупный бизнес. по назначению готовой продукции: - предприятия, производящие средства производства; - предприятия, производящие предметы потребления. по признаку технической и технологической общно- сти:
- предприятия с непрерывным и дискретным процессами производства; - с преобладанием механических и химических процессов производства; по времени работы в течение года: - круглогодичного действия; - сезонного действия; по специализации: - специализированные; - диверсифицированные; - комбинированные. по масштабам производства однотипной продукции:
- с массовым производством; - с серийным производством; - с единичным производством. В современных условиях в экономический оборот прочно вошел термин «фирма», под которым понимается самое общее название предприятия или компании, коммерческой организа- ции, ведущих предпринимательскую деятельность. Жизненный цикл организации – совокупность стадий развития, которые проходит предприятие период своего сущест- вования (рис. 2) [22]. Следовательно, в жизненном цикле организации отчетли- во выделяются пять этапов [13]: Предпринимательский этап – период становления ор- ганизации, осознания своих целей, творческого подъема (цели двусмыслены, высокий творческий подъем). Этап коллегиальности – период быстрого роста орга- низации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Этап формализации деятельности – период стабили- зации роста (развития) (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность). Этап реструктуризации – период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков). Этап спада – период, характеризующийся резким па- дением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кад- ров, нарастание конфликтов, централизация).
Рис. 2 - Стадии жизненного цикла организации Кривая жизненного цикла характеризует основную тен- денцию изменений (исторического развития) организации. Эту закономерность необходимо учитывать при разработке страте- гических и тактических планов развития организации, совер- шенствовании ее структуры и системы управления. Любая организация находится и функционирует в среде. Различают внутреннюю и внешнюю среду организации. Внутренняя среда организации – это та часть общей сре- ды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функцио- нирование организации. Внутренняя среда имеет несколько сре- зов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности оп- ределяет тот потенциал и те возможности, которыми располага- ет организация (рис. 3) [21]. Внешняя среда является источником, питающим органи- зацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутрен- него потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. Рис. 3 - Структура внутренней среды организации Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволя- ло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возмож- ность выживать в долгосрочной перспективе. Воздействие внешней среды на предприятие разнопланово и схематично представлено на рис. 4 [22].
Рис. 4 - Внешняя среда организации Экономические факторы. Многие факторы экономической внешней среды должны постоянно оцениваться, так как состоя- ние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, платежный баланс страны, уровень занятости и т. д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия. Политические факторы. Политическая система оказывает существенное влияние на деловую активность предприятий, она создает трудности и возможности для развития многих сфер биз- неса. Организация должна иметь четкое представление о полити- ческой ситуации в стране, ибо ведение бизнеса является риско- ванным делом в нестабильной политической обстановке. Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой по- стоянную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение до- ходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, барьеры проникновения на рынок. Технологические факторы. Анализ технологической среды должен по меньшей мере учитывать изменения в технологиях производства, применение ЭВМ в проектировании и предостав- лении товаров и услуг или новейшие технологии средств связи. В настоящее время наблюдается ускоренное внедрение инноваций в компаниях. Факторы конкуренции. При изучении конкурентной среды необходимо оценить, насколько сильна конкуренция, как она влияет на организации, определить главных конкурентов, реаль- ные и потенциальные угрозы с их стороны. Факторы социального характера. Эти факторы отражают социальные процессы и тенденции, влияющие на деятельность организации (традиции, привычки, отношение людей к работе, вкусы и психологию потребителей и т. д.). Социальная состав- ляющая влияет на уровень спроса, выбор рынков сбыта продук- ции, определяет параметры регионального рынка рабочей силы и др. Международные факторы. Руководство фирм, дейст- вующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой среде. В последние годы усилилась конкуренция со стороны иностранных фирм на рос- сийском рынке и опасность вытеснения российских производи- телей иностранными. Правовые факторы. Это законы и другие правовые акты, ус- танавливающие права, ответственность, обязанности организа- ции, регулирующие деятельность, включая ограничения на от- дельные ее виды, определяющие формы и методы защиты инте- ресов и др. От знания и соблюдения принятых законов зависит правомерность предпринимательской деятельности предпри- ятия. Для того, чтобы определить стратегию поведения органи- зации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде орга- низации, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможно- сти, которые организация должна учитывать при определении своих целей и их достижении.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.057 с.) |