Сущность, значение и виды предпринимательской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, значение и виды предпринимательской деятельности



Предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельно- сти (кроме запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения по- требностей конкретных потребителей и общества в товарах (ра- ботах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами [14].

Предпринимательство выполняет  следующие   функции

[14]:

общеэкономическая, обусловленная особой ролью

предпринимательских организаций и индивидуальных предпри- нимателей как субъектов рынков. Предпринимательская дея- тельность направлена на производство товаров, выполнение ра- бот, оказание услуг и доведение их до конкретных потребите- лей: домохозяйств, других предпринимателей, государства.

  ресурсная, предполагающая эффективное использова- ние как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов (труд, земля, капитал, предпринимательский талант).

  творческо-поисковая (инновационная), связанная не только с использованием в процессе предпринимательской дея- тельности новых идей, но и с выработкой новых средств и фак- торов для достижения поставленных целей.

  социальная, выражающаяся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наи- большей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности.

  организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутри- фирменного предпринимательства, в формировании предпри- нимательского управления, в создании сложных предпринима- тельских структур, в изменении стратегии деятельности в усло-


виях изменяющейся окружающей среды.

В ст. 2 части 1 ГК РФ определено, что предприниматель- ской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение при- были от пользования имуществом, продажи товаров, выполне- ния работ или оказания услуг, зарегистрированная в этом ка- честве в установленном законом порядке [2].

В тех случаях, когда предпринимательская деятель- ность ведется без применения наемного труда, она регистри- руется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привле- чением наемного труда – как предприятие (организация).

В зависимости от содержания предпринимательской дея- тельности различают следующие виды предпринимательства (рис. 1) [15].

 

Рис. 1 - Виды предпринимательской деятельности

К производственному предпринимательству относится дея- тельность, направленная на производство продукции, проведе- ние работ и оказание услуг, сбор, обработку и представление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям. Производственная дея-


тельность обеспечивает, как правило, 10 – 12 % рентабельности предприятия.

Суть коммерческого предпринимательства составляют товар- но-денежные отношения, торгово-обменные операции, т.е. прода- жа и перепродажа товаров и услуг. Коммерческая сделка целесооб- разна, если чистая прибыль составляет не менее 20 – 30 % от затрат.

Финансовое предпринимательство является разновидно- стью коммерческого предпринимательства, т. к. объектом куп- ли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа одних денег в прямой или косвенной фор- ме. Финансовая сделка целесообразна, если чистая прибыль со- ставляет не менее 5 % при продолжительности сделки менее года и 10 - 15 % для долговременных сделок.

Страховое предпринимательство - это особая форма фи- нансового предпринимательства, заключающаяся в том, что пред- приниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Консультативное предпринимательство (консалтинг) за- ключается в предоставлении независимых консалтинговых услуг по разнообразным направлениям: управление предприятием, кад- ры, маркетинг и т. д.

Все виды предпринимательства направлены на получение дохода и связаны с хозяйственным (экономическим) риском пред- принимателя.

 

Понятие и виды организаций

Организация (предприятие) - субъект предприниматель- ской деятельности, который на свой риск осуществляет само- стоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном эконом порядке [13].

Задачи создания и функционирования предприятия [28]:

получение максимально возможной прибыли; обеспечение продукцией потребителей;

обеспечение персонала заработной платой, нормаль- ными условиями труда, возможностью профессионального рос- та;

создание рабочих мест для населения;


охрана окружающей среды; соблюдение законов;

преумножение вверенного государством или акционе- рами имущества материальных и денежных средств.

Предприятие    характеризуется   производственно- техническим, организационным, экономическим и социальным единством [25].

Производственно-техническое единство определяется комплексом средств производства, обладающих технологиче- ским единством и взаимосвязью отдельных стадий производст- венных процессов, в результате которых используемые на пред- приятии сырье и материалы превращаются в готовую продукцию.

Организационное единство определяется наличием единого коллектива и единого руководства, что находит свое отражение в общей и организационной структуре предприятия.

Экономическое единство определяется общностью экономи- ческих результатов работы - объемом реализуемой продукции, уровнем рентабельности, массой прибыли.

Социальное единство совокупность людей различной ква- лификации, связанных определенными социально- экономическими отношениями и интересами, а извлечение при- были служит основной для удовлетворения материальных и ду- ховных потребностей всего коллектива.

Предприятия классифицируются по ряду признаков:

  по сфере деятельности:

- предприятия, занятые производством материальных благ (различных товаров и изделий) и материальных услуг (связи, транспорта, торговли);

- предприятия нематериального производства, создающие любые нематериальные блага (духовные ценности) и оказываю- щие нематериальные услуги (научные, бытовые, страховые, здра- воохранения и др.).

  по отраслевой принадлежности:

- промышленности (металлургические, химические, тек- стильные и т. п.);

- сельского хозяйства (животноводческие, овощеводческие и


т. д.);


 

- транспорта (автомобильные, железнодорожные, авиацион-


ные, речного и морского флота, трубопроводные);

- торговли (оптовые базы, розничные магазины);

- общественного питания (рестораны, кафе, столовые) и т.д.


  по виду и характеру деятельности:

- добывающие (нефте-, газо-, угледобыча и др.);

- перерабатывающие (мясные, молочные, консервные, тек- стильные, кожевенные и др.);

- обрабатывающие (машиностроение, станкостроение и др.)


и т. д.


  по формам собственности [12]:

- российская собственность (федеральная собственность;


собственность субъектов РФ; муниципальная собственность; частная собственность);

- иностранная собственность;

- совместная российская и иностранная собственность;

- смешанная российская собственность с долей государст- венной собственности.

  по размерам:

- малые предприятия, или малый бизнес;

- средние предприятия, или средний бизнес;

При этом следует отметить, что законодательно закрепле- ны критерии отнесения субъектов хозяйствования к малому и среднему предпринимательству, а именно [10; 20]:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юри- дических лиц, иностранных граждан, общественных и религи- озных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) ука- занных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исклю- чением активов акционерных инвестиционных фондов и закры- тых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадле- жащая одному или нескольким юридическим лицам, не являю- щимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой катего- рии субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включи- тельно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость


активов (остаточная стоимость основных средств и нематери- альных активов) за предшествующий календарный год не долж- на превышать предельные значения, установленные Правитель- ством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (микропредприятия - 60 млн. рублей; ма- лые предприятия - 400 млн. рублей; средние предприятия - 1000 млн. рублей).

- крупные предприятия, или крупный бизнес.

  по назначению готовой продукции:

- предприятия, производящие средства производства;

- предприятия, производящие предметы потребления.

по признаку технической и технологической общно-


сти:


 

- предприятия с непрерывным и дискретным процессами


производства;

- с преобладанием механических и химических процессов производства;

  по времени работы в течение года:

- круглогодичного действия;

- сезонного действия;

  по специализации:

- специализированные;

- диверсифицированные;

- комбинированные.

  по масштабам производства однотипной продукции:

- с массовым производством;

- с серийным производством;

- с единичным производством.

В современных условиях в экономический оборот прочно вошел термин «фирма», под которым понимается самое общее название предприятия или компании, коммерческой организа- ции, ведущих предпринимательскую деятельность.

Жизненный цикл организации – совокупность стадий развития, которые проходит предприятие период своего сущест- вования (рис. 2) [22].

Следовательно, в жизненном цикле организации отчетли- во выделяются пять этапов [13]:

  Предпринимательский этап – период становления ор- ганизации, осознания своих целей, творческого подъема (цели двусмыслены, высокий творческий подъем).

Этап коллегиальности – период быстрого роста орга-


низации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства).

  Этап формализации деятельности – период стабили- зации роста (развития) (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).

  Этап реструктуризации – период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков).

  Этап спада – период, характеризующийся резким па- дением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кад- ров, нарастание конфликтов, централизация).

 

 

Рис. 2 - Стадии жизненного цикла организации

Кривая жизненного цикла характеризует основную тен- денцию изменений (исторического развития) организации. Эту закономерность необходимо учитывать при разработке страте- гических и тактических планов развития организации, совер- шенствовании ее структуры и системы управления.

Любая организация находится и функционирует в среде.

Различают внутреннюю и внешнюю среду организации.

Внутренняя среда организации – это та часть общей сре- ды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функцио-


нирование организации. Внутренняя среда имеет несколько сре- зов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности оп- ределяет тот потенциал и те возможности, которыми располага- ет организация (рис. 3) [21].

Внешняя среда является источником, питающим органи- зацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутрен- него потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны.

 

Рис. 3 - Структура внутренней среды организации

Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволя- ло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возмож- ность выживать в долгосрочной перспективе. Воздействие внешней среды на предприятие разнопланово и схематично представлено на рис. 4 [22].


 

 

Рис. 4 - Внешняя среда организации

Экономические факторы. Многие факторы экономической внешней среды должны постоянно оцениваться, так как состоя- ние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, платежный баланс страны, уровень занятости и т. д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.

Политические факторы. Политическая система оказывает существенное влияние на деловую активность предприятий, она создает трудности и возможности для развития многих сфер биз- неса. Организация должна иметь четкое представление о полити- ческой ситуации в стране, ибо ведение бизнеса является риско- ванным делом в нестабильной политической обстановке.

Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой по- стоянную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение до- ходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, барьеры проникновения на рынок.

Технологические факторы. Анализ технологической среды должен по меньшей мере учитывать изменения в технологиях производства, применение ЭВМ в проектировании и предостав- лении товаров и услуг или новейшие технологии средств связи. В настоящее время наблюдается ускоренное внедрение инноваций в компаниях.

Факторы конкуренции. При изучении конкурентной среды необходимо оценить, насколько сильна конкуренция, как она влияет на организации, определить главных конкурентов, реаль- ные и потенциальные угрозы с их стороны.

Факторы социального характера. Эти факторы отражают


социальные процессы и тенденции, влияющие на деятельность организации (традиции, привычки, отношение людей к работе, вкусы и психологию потребителей и т. д.). Социальная состав- ляющая влияет на уровень спроса, выбор рынков сбыта продук- ции, определяет параметры регионального рынка рабочей силы и др.

Международные факторы. Руководство фирм, дейст- вующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой среде. В последние годы усилилась конкуренция со стороны иностранных фирм на рос- сийском рынке и опасность вытеснения российских производи- телей иностранными.

Правовые факторы. Это законы и другие правовые акты, ус- танавливающие права, ответственность, обязанности организа- ции, регулирующие деятельность, включая ограничения на от- дельные ее виды, определяющие формы и методы защиты инте- ресов и др. От знания и соблюдения принятых законов зависит правомерность предпринимательской деятельности предпри- ятия.

Для того, чтобы определить стратегию поведения органи- зации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде орга- низации, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможно- сти, которые организация должна учитывать при определении своих целей и их достижении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.057 с.)