Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация затрат предприятия (торговли и общественного питания)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для более углубленного понимания сущности издержек и обеспечения возможности управления ими разработана систе- ма классификации затрат, то есть их группировка по какому- либо определенному признаку. Существует обширное количест- во классификаций затрат, которые используются для различных целей. Классификация затрат необходима [19; 38]: для определения структуры себестоимости; исчисления себестоимости отдельных единиц продукции или производственных операций; определения затрат по отдельным цехам и производст- венным участкам. Затраты могут классифицироваться по категориям, исходя из следующих признаков (многие виды затрат частично и вза- имно перекрываются в пределах категорий): 1. Роль в системе управления: производственные затраты; непроизводственные (общефирменные) затраты. 2. Отношение к производственному (технологическому, торговому) процессу: основные расходы; накладные расходы. 3. Способ отнесения на себестоимость (издержкоем- кость): прямые затраты; непрямые (косвенные) затраты. 4. Динамика, соответствующая функциональным измене- ниям (объем производства, товарооборота): переменные затраты; постоянные затраты. 5. Возможность охвата планом: планируемые (нормируемые) затраты; непланируемые затраты. 6. Целесообразность расходования ресурсов: производительные (полезные) затраты; непроизводительные затраты. 7. Состав затрат: одноэлементные; комплексные. 8. Степень усреднения затрат: общие затраты; средние затраты (затраты на единицу произведѐнной продукции). 9. Временная форма затрат: фактические; плановые или прогнозные. 10. Место возникновения затрат (центры ответственно- сти) Затраты на коммерческую деятельность подразделяются по сферам деятельности (например, материально-техническое снабжение, сбыт) и по соответствующим организационно- структурным подразделениям – предприятия (производственно- го или торгового типа). 11. Конкретные виды затрат. По данному признаку вы- деляют отдельные статьи затрат (издержек обращения), сово- купность которых составляет их номенклатуру. Большое значение для правильной организации управле- ния затратами имеет следующая классификация, позволяющая группировать затраты в зависимости от целей менеджмента (табл. 6) [19].
Таблица 6 - Классификация затрат
Для целей бухгалтерского учета и налогообложения при- были затраты предприятий торговли и общественного питания группируются следующим образом (табл. 7). В бухгалтерском учете расходами организации признает- ся уменьшение экономических выгод в результате выбытия ак- тивов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникно- вения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) [5]. Таблица 7 - Расходы организации
Расходы организации в зависимости от их характера, ус- ловий осуществления и направления деятельности организации подразделяются на [5]: расходы по обычным видам деятельности - расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобрете- нием и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг; прочие расходы: - расходы, связанные с предоставлением за плату во вре- менное пользование (временное владение и пользование) акти- вов организации; - расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные об- разцы и других видов интеллектуальной собственности; - расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; - расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от де- нежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продук- ции; - проценты, уплачиваемые организацией за предоставле- ние ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); - расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кре- дитными организациями; - отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соот- ветствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомни- тельным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием услов- ных фактов хозяйственной деятельности; - штрафы, пени, неустойки за нарушение условий догово- ров; - возмещение причиненных организацией убытков; - убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; - суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыска- ния; - курсовые разницы; - сумма уценки активов; - перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий; - расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедст- вия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.); - прочие расходы. В соответствии с п. 1. ст. 252 НК РФ (налоговый учет) расходами признаются экономически оправданные (обоснован- ные) и документально подтвержденные затраты, оценка кото- рых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода [2]. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации под- разделяются на расходы, связанные с производством и реализа- цией, и внереализационные расходы (табл. 7). Расходы, связанные с производством и реализацией, включают [2]: 1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, ус- луг, имущественных прав); 2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и тех- ническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии; 3) расходы на освоение природных ресурсов; 4) расходы на научные исследования и опытно- конструкторские разработки; 5) расходы на обязательное и добровольное страхование; 6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. Внереализационные расходы представлены следующими группами расходов [2]: 1) расходы на содержание переданного по договору арен- ды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому иму- ществу); 2) расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, а также процентов, уплачиваемых в связи с рест- руктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответст- вии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации; 3) расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг, и другие аналогичные расходы; 4) расходы, связанные с обслуживанием приобретенных налогоплательщиком ценных бумаг, и другие аналогичные рас- ходы; 5) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, воз- никающей от переоценки имущества в виде валютных ценно- стей (за исключением ценных бумаг, номинированных в ино- странной валюте) и требований (обязательств), стоимость кото- рых выражена в иностранной валюте; 6) расходы в виде отрицательной (положительной) разни- цы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (по- купки) иностранной валюты от официального курса Централь- ного банка Российской Федерации, установленного на дату пе- рехода права собственности на иностранную валюту; 7) расходы налогоплательщика, применяющего метод на- числения, на формирование резервов по сомнительным долгам; 8) расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, вклю- чая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демон- таж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы; 9) расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощно- стей и объектов; 10) судебные расходы и арбитражные сборы; 11) затраты на аннулированные производственные заказы, а также затраты на производство, не давшее продукции; 12) расходы по операциям с тарой; 13) расходы в виде признанных должником или подлежа- щих уплате должником на основании решения суда, вступивше- го в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также рас- ходы на возмещение причиненного ущерба; 14) расходы в виде сумм налогов, относящихся к постав- ленным материально-производственным запасам, работам, ус- лугам, если кредиторская задолженность (обязательства перед кредиторами) по такой поставке списана в отчетном периоде в соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ; 15) расходы на услуги банков, включая услуги, связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, с установкой и эксплуатацией электронных систем документо- оборота между банком и клиентами, в том числе систем «кли- ент-банк»; 16) расходы на проведение собраний акционеров (участ- ников, пайщиков); 17) в виде не подлежащих компенсации из бюджета рас- ходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загру- женных (используемых) частично, но необходимых для выпол- нения мобилизационного плана; 18) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок с учетом положений ст. 301 - 305 НК РФ; 19) расходы в виде отчислений организаций, входящих в структуру РОСТО, для аккумулирования и перераспределения средств организациям, входящим в структуру РОСТО, в целях обеспечения подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специаль- ностям, военно-патриотического воспитания молодежи, разви- тия авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта; 20) другие обоснованные расходы. 8.3. Себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) В современной экономической литературе экономическая сущность понятия «себестоимость» может быть раскрыта с по- мощью следующих определений. Себестоимость продукции - это денежное выражение за- трат, необходимых для осуществления производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализа- цией продукции, выполнением работ и оказанием услуг 11]. Себестоимость продукции – это совокупность издержек (затрат), понесенных предприятием на производство и реализа- цию (продажу) продукции или услуги [14]. Себестоимость продукции – это экономический показа- тель, включающий затраты на потребленные средства производ- ства и на оплату труда [17]. Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг) [31]. В себестоимости продукции как синтетическом показате- ле отражаются все стороны производственной и финансово- хозяйственной деятельности предприятия: степень использова- ния материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом [32]. Себестоимость продукции – это стоимостная оценка те- кущих затрат природных, трудовых и денежных ресурсов на производство и реализацию продукции. В себестоимость вклю- чаются затраты [34]: связанные с предпринимательской деятельностью; относящиеся только к деятельности самого предпри- ятия; касающиеся производства и реализации конкретного вида продукции; документально обоснованные; установленные на законодательном уровне. Затраты учитывают в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени оплаты. Резюмируя приведенные выше определения, себестои- мость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимост- ную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других текущих затрат на ее производство и реализацию. Различают следующие виды себестоимости [30]: в зависимости от оперативного формирования (фак- тическая, плановая); по полноте включения расходов (цеховая, производст- венная (общезаводская), полная); в зависимости от расчета объема продукции (едини- цы продукции, всего объема производства); по степени готовности продукции (валовой продук- ции, товарной продукции, реализованной продукции). Для исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) по производству в целом затраты группируются по экономическим элементам (смета затрат) (табл. 8). Таблица 8 - Группировка затрат по экономическим элементам
Для исчисления себестоимости отдельных видов продук- ции (работ, услуг) используется группировка затрат по стать- ям калькуляции. Типовой перечень калькуляционных статей включает следующие позиции [15]: 1. Сырье и материалы. 2. Возвратные отходы (вычитаются). 3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производ- ственного характера сторонних организаций. 4. Топливо и энергия на технологические цели. 5. Заработная плата производственных рабочих (основная и дополнительная). 6. Отчисления на социальные нужды. 7. Расходы на подготовку и освоение производства. 8. Общепроизводственные расходы: затраты по содержанию и эксплуатации машин и обо- рудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт ос- новных средств и иного имущества, используемого в производ- стве; арендная плата за помещения, машины, оборудование и др., используемые в производстве; расходы по страхованию имущества занятого в произ- водстве; расходы на отопление, освещение и содержание по- мещений; оплата труда работников, занятых обслуживанием производства и прочие аналогичные расходы. Итого цеховая себестоимость (∑ п. 1 - п. 8). 9. Общехозяйственные расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не свя- занного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт ос- новных средств управленческого и общехозяйственного назна- чения; арендная плата за помещения общехозяйственного на- значения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и прочие аналогичные расходы. 10. Потери от брака. 11. Прочие производственные расходы: - затраты на гарантийное обслуживание и ремонт продук- ции;
- расходы на НИР и опытные работы и др. Итого производственная себестоимость (∑ п. 1 - п. 11). 12. Коммерческие расходы: - затраты на тару и упаковку продукции; - расходы на доставку продукции; - прочие расходы, связанные со сбытом продукции. Итого полная себестоимость (∑ п. 1 - п. 12). Порядок формирования себестоимости продукции в об- щественном питании и форма отчетности представлены в прил. 10. Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с по- казателями эффективности производства. Она отражает боль- шую часть стоимости продукции и зависит от изменения усло- вий производства и реализации продукции. Существенное влия- ние на уровень затрат оказывают технико-экономические фак- торы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится система- тически в течение года в целях выявления внутрипроизводст- венных резервов их снижения. Основными источниками резервов снижения себестои- мости промышленной продукции (Р↓С) являются [29]: 1) увеличение объема ее производства за счет более пол- ного использования производственной мощности предприятия (Р↑VВП); 2) сокращение затрат на ее производство (Р↓З) за счет по- вышения уровня производительности труда, экономного ис- пользования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, обо- рудования, сокращения непроизводительных расходов, произ- водственного брака и т.д. Величина резерва снижения себестоимости единицы про- дукции (Р↓С) может быть определена по формуле [29]: Р↓С = ((З1 Р↓З + Зд) / (VВП1 + Р↑VВП)) – З1 / VВП1, (90) руб.; где З1 – фактические затраты на производство продукции, Р↓З – резерв сокращения затрат на производство, руб.; Зд – дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения производства продукции, руб.; VВП1, Р↑VВП – фактический объем производства и ре- зерв увеличения выпуска продукции соответственно, руб. Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестои- мость изделий. Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно- технических мероприятий (внедрение новой более прогрессив- ной техники и технологии производства, улучшение организа- ции труда и др.), которые будут способствовать экономии зара- ботной платы, сырья, материалов, энергии и т. д.
8.4. Калькулирование себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) В русском языке слово «калькуляция» (вычисление) поя- вилось во второй половине ХIХ в. и означает исчисление себе- стоимости. В современной экономической литературе кальку- лирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг) [39]. В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и опре- деляется себестоимость [39]: всего выпуска продукции, выполненных работ и ока- занных услуг; отдельных видов продукции, работ, услуг, основного и вспомогательного производств, а также обслуживающих произ- водств и хозяйств; полуфабрикатов, используемых для после- дующей переработки или продажи; продукции, работ, услуг отдельных подразделений; незавершенного производства. Указанные показатели себестоимости используются для составления отчета о прибылях и убытках, управления себе- стоимостью продукции, определения цен на продукцию, работы и услуги, а также результатов деятельности организации и ее отдельных подразделений. Конечным результатом калькулирования является состав- ление калькуляций. В зависимости от целей калькулирования выделяют [38]: Плановые калькуляции определяют среднюю себе- стоимость продукции или выполненных работ на плановый пе- риод (год, квартал, месяц). Составляют исходя из прогрессив- ных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по органи- зации обслуживания производства. Эти нормы расходов явля- ются средними для планируемого периода. Разновидностью плановой являются сметные калькуляции, которые составляют- ся на разовое изделие или работу для определения цены, расче- тов с заказчиками и других целей. Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям предприятия на данном этапе его работы. При стабильных ценах на исполь- зуемые ресурсы текущие нормы затрат в начале года, как прави- ло, выше средних норм затрат, заложенных в плановую кальку- ляцию, а в конце года, наоборот, ниже. Именно поэтому и нор- мативная себестоимость продукции в начале года, как правило, выше плановой, а в конце года – ниже. Отчетные, или фактические, калькуляции состав- ляются по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестои- мость произведенной продукции, выполненных работ или ока- занных услуг. В фактическую калькуляцию включают и не пла- нируемые непроизводительные расходы. Содержащаяся в них информация позволяет не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать экономиче- ские последствия таких ситуаций, как: целесообразность дальнейшего выпуска продукции; установление оптимальной цены на продукцию; оптимизация ассортимента выпускаемой продукции; целесообразность обновления действующей техноло- гии и станочного парка; оценка качества работы управленческого персонала. Калькулирование на любом предприятии организуется в соответствии со следующими принципами [39]: Научно обоснованная классификация затрат на произ- водство с учетом отраслевых особенностей и целей управления. Установление объектов учета затрат, объектов кальку- лирования и калькуляционных единиц. Выбор метода распределения косвенных расходов. Производится предприятием самостоятельно, отражается в учетной политике и является неизменным в течение всего фи- нансового года. Разграничение затрат по периодам. Раздельный учет по текущим затратам и капитальным вложениям. Выбор метода учета затрат и калькулирования. Объектами учета затрат являются места их возникно- вения, виды или группы однородных продуктов. Местом возникновения затрат выступают структурные подразделения предприятия, в которых происходит первона- чальное потребление ресурсов. Объекты калькулирования – отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, незавершенное производство, работы и услуги, себестоимость которых определяется [41]. Для каждо- го объекта калькулирования необходимо правильно выбрать калькуляционную единицу, в качестве которой применяют: натуральные единицы (тонны, метры, штуки и т. д.); условно-натуральные единицы, исчисляемые с помо- щью коэффициентов (тысяча условных банок консервов, спирт 100 % крепости и др.); стоимостные единицы (затраты на рубль проданной продукции, на 1000 руб. стоимости запасных частей и т. д.); трудовые единицы (один нормочас, одна нормосмена). Применение укрупненных калькуляционных единиц уп- рощает составление плановых и отчетных калькуляций. Под методом учета затрат на производство и кальку- лирование себестоимости продукции понимают совокупность способов (приемов) регистрации, сводки и обобщения в учетных регистрах данных о затратах на производство продукции и ис- числения ее себестоимости (по всей продукции в целом, по ви- дам продукции и единицам продукции). В настоящее время применяются различные методы учета затрат и калькулирования, в основу классификации которых по- ложены способы группировки затрат по отдельным объектам учета (видам продукции или группам однородных изделий, за- казам, переделам, процессам) и способы калькулирования себе- стоимости продукции. Классификация методов учета затрат и калькулиро- вания показана на рис. 16 [19]
ния. Рис. 16 - Методы калькулирования себестоимости Рассмотрим особенности каждого метода калькулирова- Попроцессный метод калькулирования применяется на предприятиях, характеризующихся массовым типом производ- ства, непродолжительным производственным циклом, ограни- ченной номенклатурой выпускаемой продукции (оказываемых услуг), единой единицей измерения и калькулирования, полным отсутствием или незначительными размерами незавершенного производства. При попроцессном методе затраты учитываются по установленным статьям калькуляции по всему производст- венному процессу или, кроме того, по отдельным стадиям про- цесса производства. По окончании отчетного периода совокуп- ные затраты по производственному процессу делят на количест- во единиц выпущенной продукции и исчисляют себестоимость одной калькуляционной единицы [23] Попередельный метод применяют в производствах с комплексным использованием сырья, а также в отраслях про- мышленности с массовым и крупносерийным производством, где обрабатываемое сырье и материалы проходят последова- тельно несколько фаз обработки (переделов). Различают беспо- луфабрикатный и полуфабрикатный варианты попередельного метода учета затрат и калькулирования [23]. При бесполуфабрикатном варианте ограничиваются уче- том затрат по каждому переделу. В бухгалтерских записях дви- жение полуфабрикатов не отражается. Их движение от одного передела к другому бухгалтерия контролирует по данным опе- ративного учета движения полуфабрикатов в натуральном вы- ражении, который ведут в цехах. В соответствии с таким поряд- ком учета затрат себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а исчисляют лишь себестоимость гото- вого продукта. При полуфабрикатном варианте движение полуфабрика- тов из цеха в цех оформляют бухгалтерскими записями и каль- кулируют себестоимость полуфабрикатов после каждого пере- дела, что позволяет выявлять себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях его обработки и тем самым обеспечивать более действенный контроль за себестоимостью продукции. При позаказном методе объектом учета затрат и кальку- лирования является отдельный производственный заказ. Данный метод используется в индивидуальных и мелкосерийных произ- водствах. Для учета затрат на каждый заказ открывают отдель- ный аналитический счет с указанием шифра заказа. Учет пря- мых затрат по отдельным заказам ведут на основании первич- ных документов по учету выработки, расходу материалов и др., в которых обязательно указывают соответствующий шифр зака- за. Косвенные расходы распределяют между отдельными зака- зами условно по принятым в данном производстве или в данной отрасли способам. При этом методе учета затрат и калькулирования себе- стоимости продукции все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания заказа. Отчетную кальку- ляцию составляют только после выполнения заказа. Время со- ставления отчетной калькуляции не совпадает со временем со- ставления периодической отчетности. По окончании заказа фак- тические затраты по каждой статье калькуляции сравнивают с плановыми, выявляют отклонения по ним и выявляют причины и виновников отклонений для принятий решений по снижению себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) на будущие периоды. Законченные работы по заказу оформляют докумен- тами на приемку произведенной продукции или выполненных работ (актами, ведомостями и др.) Объектом учета затрат при АВС-методе является отдель- ный вид деятельности (функция, операция), а объектом кальку- лирования – вид продукции (работ, услуг). Отличие АВС-метода состоит в порядке распределения накладных расходов, алгоритм которого имеет вид: 1. Бизнес организации делится на основные виды дея- тельности (функции, или операции). 2. Каждому виду деятельности приписывается собствен- ный носитель затрат, оцениваемый в соответствующих едини- цах измерения. 3. Оценивается стоимость единицы носителя затрат пу- тем деления суммы накладных расходов по каждой функции (операции) на количественное значение соответствующего но- сителя затрат. 4. Определяется себестоимость продукции (работы, ус- луги) путем умножения стоимости единицы носителя затрат на их количество по тем видам деятельности (функциям), выпол- нение которых необходимо для изготовления продукции (работ, услуг). Калькулирование полной себестоимости является тра- диционным для отечественного учета и предусматривает под- разделение затрат на прямые и косвенные и подсчет полной се- бестоимости продукции, работ, услуг. Альтернативой традиционному отечественному подходу к калькулированию является учет сокращенной (частичной) се- бестоимости, включающей только прямые затраты (производ- ственные расходы). Модификацией данной системы является система «директ-костинг», сущность которой состоит в том, что себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат, распределяемых по носителям затрат. По- стоянные расходы собираются на отдельном счете, в калькуля- цию не включаются и периодически списываются на финансо- вые результаты (уменьшение выручки от продаж). Учет фактических затрат – это метод последовательного накопления данных о фактически произведенных затратах без отражения в учете данных об их величине по действующим нормам. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции характеризуется тем, что на предпри- ятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т. е. калькуляция себестоимости, ис- численная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат. Сущность нормативного метода заключается в следующем: отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуля- циями; обособленно ведут оперативный учет отклонений фак- тических затрат от текущих норм с указанием места возникно- вения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы за- трат в результате внедрения организационно-технических меро- приятий, и определяют влияние этих изменений на себестои- мость продукции. Система «стандарт-кост» считается зарубежным ана- логом российского нормативного метода. В условиях данной системы стандарты рассчитываются не только для производст- венной себестоимости, но и для всех прочих факторов, влияю- щих на доходность. Цель системы «стандарт-кост» правильно и своевремен- но рассчитать отклонения и провести анализ выявленных откло- нений в прибыли предприятия. Цикл расчетов показан в прил. 11 . Вопросы для самоконтроля 1. Что такое издержки, затраты производства? Как они соотносятся с расходами предприятия? 2. Что называют местом возникновения и носителем за- трат?
3. Как классифицируют затраты организации для расчета себестоимости произведенной продукции и определения разме- ра полученной прибыли? Что такое производственные и перио- дические затраты? 4. Какие расходы называют косвенными? Каков их со- став?
5. Сформулируйте определение себестоимости продук- ции, назовите ее основные виды. 6. Какова роль калькулирования в управлении производ- ством? 7. Назовите принципы калькулирования и раскройте их содержание. 8. Какова классификация методов учета затрат и кальку- лирования? 9. В чем сущность попроцессного метода калькулирова- ния? Какова сфера его применения? 10. В каких отраслях применяется попередельное кальку- лирование? В чем его особенности? 11. Определите особенности полуфабрикатного и беспо- луфабрикатного метода учета: сферу применения, организацию аналитического учета, порядок учетных записей. 12. Что является объектом учета затрат при позаказном методе калькулирования? Какова последовательность распреде- ления косвенных расходов между отдельными заказами? В ка- ких отраслях возможно применение
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.154 (0.013 с.) |