Классификация затрат предприятия (торговли и общественного питания) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация затрат предприятия (торговли и общественного питания)



Для более углубленного понимания сущности издержек и обеспечения возможности управления ими разработана систе- ма классификации затрат, то есть их группировка по какому- либо определенному признаку. Существует обширное количест- во классификаций затрат, которые используются для различных целей. Классификация затрат необходима [19; 38]:

для определения структуры себестоимости;

исчисления себестоимости отдельных единиц продукции или производственных операций;

 определения затрат по отдельным цехам и производст- венным участкам.

Затраты могут классифицироваться по категориям, исходя из следующих признаков (многие виды затрат частично и вза- имно перекрываются в пределах категорий):

1. Роль в системе управления: производственные затраты;

непроизводственные (общефирменные) затраты.

2. Отношение к производственному (технологическому, торговому) процессу:

основные расходы; накладные расходы.

3. Способ отнесения на себестоимость (издержкоем- кость):

прямые затраты;

непрямые (косвенные) затраты.

4. Динамика, соответствующая функциональным измене- ниям (объем производства, товарооборота):

переменные затраты; постоянные затраты.

5. Возможность охвата планом:

планируемые (нормируемые) затраты; непланируемые затраты.

6. Целесообразность расходования ресурсов:

производительные (полезные) затраты; непроизводительные затраты.

7. Состав затрат:

одноэлементные; комплексные.


8. Степень усреднения затрат:

общие затраты;

средние затраты (затраты на единицу произведѐнной продукции).

9. Временная форма затрат:

фактические;

плановые или прогнозные.

10. Место возникновения затрат (центры ответственно- сти) Затраты на коммерческую деятельность подразделяются по сферам деятельности (например, материально-техническое снабжение, сбыт) и по соответствующим организационно- структурным подразделениям – предприятия (производственно- го или торгового типа).

11. Конкретные виды затрат. По данному признаку вы- деляют отдельные статьи затрат (издержек обращения), сово- купность которых составляет их номенклатуру.

Большое значение для правильной организации управле- ния затратами имеет следующая классификация, позволяющая группировать затраты в зависимости от целей менеджмента (табл. 6) [19].

 

Таблица 6 - Классификация затрат

Цель

Расчет себестоимости про- дукции, товаров, работ, ус- луг и определение размера прибыли Планирование и принятие управленческого решения Контроль и регулирование деятельности организации
входящие и истекшие; прямые и косвенные; основные и накладные; входящие в себестои- мость (производственные) и затраты отчетного периода (периодические);  одноэлементные и ком- плексные;  текущие и единовре- менные переменные и посто- янные;   принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках; безвозвратные; вмененные; предельные и приро- стные;   планируемые и непла- нируемые регулируемые и нерегулируе- мые

Для целей бухгалтерского учета и налогообложения при- были затраты предприятий торговли и общественного питания группируются следующим образом (табл. 7).

В бухгалтерском учете расходами организации признает- ся уменьшение экономических выгод в результате выбытия ак-


тивов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникно- вения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) [5].

Таблица 7 - Расходы организации

Бухгалтерский учет Налоговый учет
1. Расходы по обычным видам деятельности. 2. Прочие расходы. 1. Расходы, связанные с произ- водством и реализацией. 2. Внереализационные расходы.

Расходы организации в зависимости от их характера, ус- ловий осуществления и направления деятельности организации подразделяются на [5]:

расходы по обычным видам деятельности - расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобрете- нием и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг;

прочие расходы:

- расходы, связанные с предоставлением за плату во вре- менное пользование (временное владение и пользование) акти- вов организации;

- расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные об- разцы и других видов интеллектуальной собственности;

- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от де- нежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продук- ции;

- проценты, уплачиваемые организацией за предоставле- ние ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кре- дитными организациями;

- отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соот- ветствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомни- тельным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием услов- ных фактов хозяйственной деятельности;

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий догово-


ров;


- возмещение причиненных организацией убытков;


- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыска- ния;

- курсовые разницы;

- сумма уценки активов;

- перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

- расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедст- вия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.);

- прочие расходы.

В соответствии с п. 1. ст. 252 НК РФ (налоговый учет) расходами признаются экономически оправданные (обоснован- ные) и документально подтвержденные затраты, оценка кото- рых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода [2].

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации под- разделяются на расходы, связанные с производством и реализа- цией, и внереализационные расходы (табл. 7).

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают [2]:

1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, ус- луг, имущественных прав);

2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и тех- ническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

3) расходы на освоение природных ресурсов;

4) расходы на научные исследования и опытно- конструкторские разработки;

5) расходы на обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Внереализационные расходы представлены следующими группами расходов [2]:


1) расходы на содержание переданного по договору арен- ды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому иму- ществу);

2) расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, а также процентов, уплачиваемых в связи с рест- руктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответст- вии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

3) расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг, и другие аналогичные расходы;

4) расходы, связанные с обслуживанием приобретенных налогоплательщиком ценных бумаг, и другие аналогичные рас- ходы;

5) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, воз- никающей от переоценки имущества в виде валютных ценно- стей (за исключением ценных бумаг, номинированных в ино- странной валюте) и требований (обязательств), стоимость кото- рых выражена в иностранной валюте;

6) расходы в виде отрицательной (положительной) разни- цы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (по- купки) иностранной валюты от официального курса Централь- ного банка Российской Федерации, установленного на дату пе- рехода права собственности на иностранную валюту;

7) расходы налогоплательщика, применяющего метод на- числения, на формирование резервов по сомнительным долгам;

8) расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, вклю- чая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демон- таж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы;

9) расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощно- стей и объектов;

10) судебные расходы и арбитражные сборы;

11) затраты на аннулированные производственные заказы, а также затраты на производство, не давшее продукции;

12) расходы по операциям с тарой;

13) расходы в виде признанных должником или подлежа-


щих уплате должником на основании решения суда, вступивше- го в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также рас- ходы на возмещение причиненного ущерба;

14) расходы в виде сумм налогов, относящихся к постав- ленным материально-производственным запасам, работам, ус- лугам, если кредиторская задолженность (обязательства перед кредиторами) по такой поставке списана в отчетном периоде в соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ;

15) расходы на услуги банков, включая услуги, связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, с установкой и эксплуатацией электронных систем документо- оборота между банком и клиентами, в том числе систем «кли- ент-банк»;

16) расходы на проведение собраний акционеров (участ- ников, пайщиков);

17) в виде не подлежащих компенсации из бюджета рас- ходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загру- женных (используемых) частично, но необходимых для выпол- нения мобилизационного плана;

18) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок с учетом положений ст. 301 - 305 НК РФ;

19) расходы в виде отчислений организаций, входящих в структуру РОСТО, для аккумулирования и перераспределения средств организациям, входящим в структуру РОСТО, в целях обеспечения подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специаль- ностям, военно-патриотического воспитания молодежи, разви- тия авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта;

20) другие обоснованные расходы.

8.3. Себестоимость продукции (товаров, работ, услуг)

В современной экономической литературе экономическая сущность понятия «себестоимость» может быть раскрыта с по- мощью следующих определений.

Себестоимость продукции - это денежное выражение за- трат, необходимых для осуществления производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализа-


цией продукции, выполнением работ и оказанием услуг 11].

Себестоимость продукции – это совокупность издержек (затрат), понесенных предприятием на производство и реализа- цию (продажу) продукции или услуги [14].

Себестоимость продукции – это экономический показа- тель, включающий затраты на потребленные средства производ- ства и на оплату труда [17].

Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг) [31].

В себестоимости продукции как синтетическом показате- ле отражаются все стороны производственной и финансово- хозяйственной деятельности предприятия: степень использова- ния материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом [32].

Себестоимость продукции – это стоимостная оценка те- кущих затрат природных, трудовых и денежных ресурсов на производство и реализацию продукции. В себестоимость вклю- чаются затраты [34]:

связанные с предпринимательской деятельностью; относящиеся только к деятельности самого предпри-

ятия;

касающиеся производства и реализации конкретного

вида продукции;

документально обоснованные; установленные на законодательном уровне.

Затраты учитывают в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени оплаты.

Резюмируя приведенные выше определения, себестои- мость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимост- ную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других текущих затрат на ее производство и реализацию.

Различают следующие виды себестоимости [30]:

  в зависимости от оперативного формирования (фак- тическая, плановая);

  по полноте включения расходов (цеховая, производст- венная (общезаводская), полная);

  в зависимости от расчета объема продукции (едини- цы продукции, всего объема производства);


  по степени готовности продукции (валовой продук- ции, товарной продукции, реализованной продукции).

Для исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) по производству в целом затраты группируются по экономическим элементам (смета затрат) (табл. 8).

Таблица 8 - Группировка затрат по экономическим элементам

Бухгалтерский учет [5] Налоговый учет [2]
1. Материальные затраты (за вычетом стоимо- сти возвратных отходов). 2. Затраты на оплату труда (все виды оплаты труда и другие выплаты). 3. Отчисления на социальные нужды. 4. Амортизация основных фондов. 5. Прочие затраты. 1. Материальные рас- ходы. 2. Расходы на оплату труда. 3. Суммы начисленной амортизации. 4. Прочие расходы.

Для исчисления себестоимости отдельных видов продук- ции (работ, услуг) используется группировка затрат по стать- ям калькуляции.

Типовой перечень калькуляционных статей включает следующие позиции [15]:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производ- ственного характера сторонних организаций.

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Заработная плата производственных рабочих (основная и дополнительная).

6. Отчисления на социальные нужды.

7. Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Общепроизводственные расходы:

 затраты по содержанию и эксплуатации машин и обо- рудования;

 амортизационные отчисления и затраты на ремонт ос- новных средств и иного имущества, используемого в производ- стве;

арендная плата за помещения, машины, оборудование и др., используемые в производстве;

расходы по страхованию имущества занятого в произ-

водстве;

расходы на отопление, освещение и содержание по-


мещений;

 оплата труда работников, занятых обслуживанием производства и прочие аналогичные расходы.

Итого цеховая себестоимость (∑ п. 1 - п. 8).

9. Общехозяйственные расходы: административно-управленческие расходы;

содержание общехозяйственного персонала, не свя- занного с производственным процессом;

 амортизационные отчисления и расходы на ремонт ос- новных средств управленческого и общехозяйственного назна- чения;

арендная плата за помещения общехозяйственного на- значения;

 расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и прочие аналогичные расходы.

10. Потери от брака.

11. Прочие производственные расходы:

- затраты на гарантийное обслуживание и ремонт продук-


ции;


 

- расходы на НИР и опытные работы и др.

Итого производственная себестоимость (∑ п. 1 - п. 11).

12. Коммерческие расходы:

- затраты на тару и упаковку продукции;

- расходы на доставку продукции;

- прочие расходы, связанные со сбытом продукции.

Итого полная себестоимость (∑ п. 1 - п. 12).

Порядок формирования себестоимости продукции в об-


щественном питании и форма отчетности представлены в прил. 10.

Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с по- казателями эффективности производства. Она отражает боль- шую часть стоимости продукции и зависит от изменения усло- вий производства и реализации продукции. Существенное влия- ние на уровень затрат оказывают технико-экономические фак- торы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится система- тически в течение года в целях выявления внутрипроизводст- венных резервов их снижения.

Основными источниками резервов снижения себестои-


мости промышленной продукции (Р↓С) являются [29]:

1) увеличение объема ее производства за счет более пол- ного использования производственной мощности предприятия (Р↑VВП);

2) сокращение затрат на ее производство (Р↓З) за счет по- вышения уровня производительности труда, экономного ис- пользования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, обо- рудования, сокращения непроизводительных расходов, произ- водственного брака и т.д.

Величина резерва снижения себестоимости единицы про- дукции (Р↓С) может быть определена по формуле [29]:

Р↓С = ((З1 Р↓З + Зд) / (VВП1 + Р↑VВП)) – З1 / VВП1,


(90)

руб.;


где З1 – фактические затраты на производство продукции, Р↓З – резерв сокращения затрат на производство, руб.;

Зд – дополнительные затраты, необходимые для освоения


резервов увеличения производства продукции, руб.;

VВП1, Р↑VВП – фактический объем производства и ре- зерв увеличения выпуска продукции соответственно, руб.

Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестои- мость изделий.

Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно- технических мероприятий (внедрение новой более прогрессив- ной техники и технологии производства, улучшение организа- ции труда и др.), которые будут способствовать экономии зара- ботной платы, сырья, материалов, энергии и т. д.

 

8.4. Калькулирование себестоимости продукции (товаров, работ, услуг)

В русском языке слово «калькуляция» (вычисление) поя- вилось во второй половине ХIХ в. и означает исчисление себе- стоимости. В современной экономической литературе кальку- лирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ,


услуг) [39]. В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и опре- деляется себестоимость [39]:

 всего выпуска продукции, выполненных работ и ока- занных услуг;

 отдельных видов продукции, работ, услуг, основного и вспомогательного производств, а также обслуживающих произ- водств и хозяйств; полуфабрикатов, используемых для после- дующей переработки или продажи;

продукции, работ, услуг отдельных подразделений; незавершенного производства.

Указанные показатели себестоимости используются для составления отчета о прибылях и убытках, управления себе- стоимостью продукции, определения цен на продукцию, работы и услуги, а также результатов деятельности организации и ее отдельных подразделений.

Конечным результатом калькулирования является состав- ление калькуляций. В зависимости от целей калькулирования выделяют [38]:

  Плановые калькуляции определяют среднюю себе- стоимость продукции или выполненных работ на плановый пе- риод (год, квартал, месяц). Составляют исходя из прогрессив- ных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по органи- зации обслуживания производства. Эти нормы расходов явля- ются средними для планируемого периода. Разновидностью плановой являются сметные калькуляции, которые составляют- ся на разовое изделие или работу для определения цены, расче- тов с заказчиками и других целей.

  Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям предприятия на данном этапе его работы. При стабильных ценах на исполь- зуемые ресурсы текущие нормы затрат в начале года, как прави- ло, выше средних норм затрат, заложенных в плановую кальку- ляцию, а в конце года, наоборот, ниже. Именно поэтому и нор- мативная себестоимость продукции в начале года, как правило, выше плановой, а в конце года – ниже.

  Отчетные, или фактические, калькуляции состав- ляются по данным бухгалтерского учета о фактических затратах


на производство продукции и отражают фактическую себестои- мость произведенной продукции, выполненных работ или ока- занных услуг. В фактическую калькуляцию включают и не пла- нируемые непроизводительные расходы.

Содержащаяся в них информация позволяет не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать экономиче- ские последствия таких ситуаций, как:

целесообразность дальнейшего выпуска продукции; установление оптимальной цены на продукцию; оптимизация ассортимента выпускаемой продукции; целесообразность обновления действующей техноло-

гии и станочного парка;

 оценка качества работы управленческого персонала.

Калькулирование на любом предприятии организуется в соответствии со следующими принципами [39]:

 Научно обоснованная классификация затрат на произ- водство с учетом отраслевых особенностей и целей управления.

 Установление объектов учета затрат, объектов кальку- лирования и калькуляционных единиц.

 Выбор метода распределения косвенных расходов. Производится предприятием самостоятельно, отражается в учетной политике и является неизменным в течение всего фи- нансового года.

Разграничение затрат по периодам.

Раздельный учет по текущим затратам и капитальным вложениям.

 Выбор метода учета затрат и калькулирования.

Объектами учета затрат являются места их возникно- вения, виды или группы однородных продуктов.

Местом возникновения затрат выступают структурные подразделения предприятия, в которых происходит первона- чальное потребление ресурсов.

Объекты калькулирования – отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, незавершенное производство, работы и услуги, себестоимость которых определяется [41]. Для каждо- го объекта калькулирования необходимо правильно выбрать калькуляционную единицу, в качестве которой применяют:

натуральные единицы (тонны, метры, штуки и т. д.); условно-натуральные единицы, исчисляемые с помо-

щью коэффициентов (тысяча условных банок консервов, спирт 100 % крепости и др.);


 стоимостные единицы (затраты на рубль проданной продукции, на 1000 руб. стоимости запасных частей и т. д.);

 трудовые единицы (один нормочас, одна нормосмена). Применение укрупненных калькуляционных единиц уп-

рощает составление плановых и отчетных калькуляций.

Под методом учета затрат на производство и кальку- лирование себестоимости продукции понимают совокупность способов (приемов) регистрации, сводки и обобщения в учетных регистрах данных о затратах на производство продукции и ис- числения ее себестоимости (по всей продукции в целом, по ви- дам продукции и единицам продукции).

В настоящее время применяются различные методы учета затрат и калькулирования, в основу классификации которых по- ложены способы группировки затрат по отдельным объектам учета (видам продукции или группам однородных изделий, за- казам, переделам, процессам) и способы калькулирования себе- стоимости продукции.

Классификация методов учета затрат и калькулиро- вания показана на рис. 16 [19]

 

 


 

ния.


Рис. 16 - Методы калькулирования себестоимости Рассмотрим особенности каждого метода калькулирова- Попроцессный метод калькулирования применяется на


предприятиях, характеризующихся массовым типом производ- ства, непродолжительным производственным циклом, ограни- ченной номенклатурой выпускаемой продукции (оказываемых услуг), единой единицей измерения и калькулирования, полным отсутствием или незначительными размерами незавершенного производства. При попроцессном методе затраты учитываются по установленным статьям калькуляции по всему производст- венному процессу или, кроме того, по отдельным стадиям про- цесса производства. По окончании отчетного периода совокуп- ные затраты по производственному процессу делят на количест- во единиц выпущенной продукции и исчисляют себестоимость одной калькуляционной единицы [23]

Попередельный метод применяют в производствах с комплексным использованием сырья, а также в отраслях про- мышленности с массовым и крупносерийным производством, где обрабатываемое сырье и материалы проходят последова- тельно несколько фаз обработки (переделов). Различают беспо- луфабрикатный и полуфабрикатный варианты попередельного метода учета затрат и калькулирования [23].

При бесполуфабрикатном варианте ограничиваются уче- том затрат по каждому переделу. В бухгалтерских записях дви- жение полуфабрикатов не отражается. Их движение от одного передела к другому бухгалтерия контролирует по данным опе- ративного учета движения полуфабрикатов в натуральном вы- ражении, который ведут в цехах. В соответствии с таким поряд- ком учета затрат себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а исчисляют лишь себестоимость гото- вого продукта.

При полуфабрикатном варианте движение полуфабрика- тов из цеха в цех оформляют бухгалтерскими записями и каль- кулируют себестоимость полуфабрикатов после каждого пере- дела, что позволяет выявлять себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях его обработки и тем самым обеспечивать более действенный контроль за себестоимостью продукции.

При позаказном методе объектом учета затрат и кальку- лирования является отдельный производственный заказ. Данный метод используется в индивидуальных и мелкосерийных произ- водствах. Для учета затрат на каждый заказ открывают отдель- ный аналитический счет с указанием шифра заказа. Учет пря- мых затрат по отдельным заказам ведут на основании первич- ных документов по учету выработки, расходу материалов и др., в которых обязательно указывают соответствующий шифр зака-


за. Косвенные расходы распределяют между отдельными зака- зами условно по принятым в данном производстве или в данной отрасли способам.

При этом методе учета затрат и калькулирования себе- стоимости продукции все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания заказа. Отчетную кальку- ляцию составляют только после выполнения заказа. Время со- ставления отчетной калькуляции не совпадает со временем со- ставления периодической отчетности. По окончании заказа фак- тические затраты по каждой статье калькуляции сравнивают с плановыми, выявляют отклонения по ним и выявляют причины и виновников отклонений для принятий решений по снижению себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) на будущие периоды. Законченные работы по заказу оформляют докумен- тами на приемку произведенной продукции или выполненных работ (актами, ведомостями и др.)

Объектом учета затрат при АВС-методе является отдель- ный вид деятельности (функция, операция), а объектом кальку- лирования – вид продукции (работ, услуг). Отличие АВС-метода состоит в порядке распределения накладных расходов, алгоритм которого имеет вид:

1. Бизнес организации делится на основные виды дея- тельности (функции, или операции).

2. Каждому виду деятельности приписывается собствен- ный носитель затрат, оцениваемый в соответствующих едини- цах измерения.

3. Оценивается стоимость единицы носителя затрат пу- тем деления суммы накладных расходов по каждой функции (операции) на количественное значение соответствующего но- сителя затрат.

4. Определяется себестоимость продукции (работы, ус- луги) путем умножения стоимости единицы носителя затрат на их количество по тем видам деятельности (функциям), выпол- нение которых необходимо для изготовления продукции (работ, услуг).

Калькулирование полной себестоимости является тра- диционным для отечественного учета и предусматривает под- разделение затрат на прямые и косвенные и подсчет полной се- бестоимости продукции, работ, услуг.

Альтернативой традиционному отечественному подходу к калькулированию является учет сокращенной (частичной) се- бестоимости, включающей только прямые затраты (производ-


ственные расходы). Модификацией данной системы является система «директ-костинг», сущность которой состоит в том, что себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат, распределяемых по носителям затрат. По- стоянные расходы собираются на отдельном счете, в калькуля- цию не включаются и периодически списываются на финансо- вые результаты (уменьшение выручки от продаж).

Учет фактических затрат – это метод последовательного накопления данных о фактически произведенных затратах без отражения в учете данных об их величине по действующим нормам.

Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции характеризуется тем, что на предпри- ятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т. е. калькуляция себестоимости, ис- численная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат. Сущность нормативного метода заключается в следующем:

отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуля- циями;

обособленно ведут оперативный учет отклонений фак- тических затрат от текущих норм с указанием места возникно- вения отклонений, причин и виновников их образования;

учитывают изменения, вносимые в текущие нормы за- трат в результате внедрения организационно-технических меро- приятий, и определяют влияние этих изменений на себестои- мость продукции.

Система «стандарт-кост» считается зарубежным ана- логом российского нормативного метода. В условиях данной системы стандарты рассчитываются не только для производст- венной себестоимости, но и для всех прочих факторов, влияю- щих на доходность.

Цель системы «стандарт-кост» правильно и своевремен- но рассчитать отклонения и провести анализ выявленных откло- нений в прибыли предприятия. Цикл расчетов показан в прил. 11

.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое издержки, затраты производства? Как они соотносятся с расходами предприятия?

2. Что называют местом возникновения и носителем за-


трат?


 

3. Как классифицируют затраты организации для расчета


себестоимости произведенной продукции и определения разме- ра полученной прибыли? Что такое производственные и перио- дические затраты?

4. Какие расходы называют косвенными? Каков их со-


став?


 

5. Сформулируйте определение себестоимости продук-


ции, назовите ее основные виды.

6. Какова роль калькулирования в управлении производ- ством?

7. Назовите принципы калькулирования и раскройте их содержание.

8. Какова классификация методов учета затрат и кальку- лирования?

9. В чем сущность попроцессного метода калькулирова- ния? Какова сфера его применения?

10. В каких отраслях применяется попередельное кальку- лирование? В чем его особенности?

11. Определите особенности полуфабрикатного и беспо- луфабрикатного метода учета: сферу применения, организацию аналитического учета, порядок учетных записей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.125 с.)