III. Орфографическая диктовка.
От нависших деревьев; вид увядающего сада; вдоль оживленной реки; рассказывать о разыгравшейся метели; строящиеся здания; наблюдать за скачущим всадником; в застывшем воздухе; присутствовавший на семинаре; отражающий свет; отражающегося света; ведущая в парк тропинка.
1. Выделите окончания причастий.
– В каждом словосочетании выделите главное слово.
– Что называется главным словом?
Запись в тетрадях:
Главное слово – определяемое слово (от него задается вопрос).
Зависимое слово – слово, к которому задается вопрос.
– Есть ли в записанных словосочетаниях причастия с зависимыми словами? Назовите их.
2. Выпишите в два столбика словосочетания:
+ зависимое слово
+ причастие
Об уходящем лете, законченную работу, много видевший, знавший ненависть и любовь, узнавший вкус, блистающая листва, блистающая золотом, в застывшем воздухе, обладающий всем, не подлежащим сомнению, над сияющей землей.
IV. Объяснение нового материала.
1. На доске запись:
Споро идет белый, пушистый снежок, спешит прикрыть истерзанную войной, священную для нашего народа землю бессмертного города на Волге.
– Найдите грамматическую основу.
Снежок идет, спешит прикрыть.
– Отметьте второстепенные члены к сказуемому спешит прикрыть и его группе.
Спешит (что?) землю.
(какую?) истерзанную.
(чем?) войной.
– Можно ли назвать причастие с зависимым словом смысловым отрезком? (Да.)
– Выделяем графически:
Вывод: причастие с зависимым словом называется причастным оборотом, является одним членом предложения – определением.
2. Наблюдение над языковым материалом § 12 (с. 31).
3. Выборочный диктант.
Выпишите только причастные обороты.
Ночь, как башня черная, встает, над лесом, над туманным лугом, над озером, над кочками болот.
На другой день войска, получили приказ возвратиться в лагерь.
Спокойный дым над крышей подымался и таял в воздухе.
Поэты с древних времен поют нам о человеке,
Наш народ выступает против войны,
– Докажите, что выписанные вами словосочетания – причастные обороты (задать от причастий вопросы к зависимым словам).
4. Выполнение упражнения 69 (самостоятельно) с последующей проверкой.
Двое учеников у доски выписывают сочетания, выделяя графически главное слово и причастный оборот:
V. Подведение итогов урока.
– Какую новую информацию вы получили о причастии?
(Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот.)
& Домашнее задание: упражнение 71 (в сочинении обязательно должны быть причастия).
Урок 23 ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение сочинений-рассуждений о природе родного края (2–3 работы); учащиеся на слух выделяют причастия.
|