III. Орфографическая диктовка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Орфографическая диктовка.



От нависших деревьев; вид увядающего сада; вдоль оживленной реки; рассказывать о разыгравшейся метели; строящиеся здания; наблюдать за скачущим всадником; в застывшем воздухе; присутствовавший на семинаре; отражающий свет; отражающегося света; ведущая в парк тропинка.

1. Выделите окончания причастий.

– В каждом словосочетании выделите главное слово.

– Что называется главным словом?

Запись в тетрадях:

Главное слово – определяемое слово (от него задается вопрос).

Зависимое слово – слово, к которому задается вопрос.

– Есть ли в записанных словосочетаниях причастия с зависимыми словами? Назовите их.

2. Выпишите в два столбика словосочетания:

 + зависимое слово

 + причастие

Об уходящем лете, законченную работу, много видевший, знавший ненависть и любовь, узнавший вкус, блистающая листва, блистающая золотом, в застывшем воздухе, обладающий всем, не подлежащим сомнению, над сияющей землей.

IV. Объяснение нового материала.

1. На доске запись:

Споро идет белый, пушистый снежок, спешит прикрыть истерзанную войной, священную для нашего народа землю бессмертного города на Волге.

– Найдите грамматическую основу.

Снежок идет, спешит прикрыть.

– Отметьте второстепенные члены к сказуемому спешит прикрыть и его группе.

Спешит   (что?) землю.

  (какую?) истерзанную.

  (чем?) войной.

– Можно ли назвать причастие с зависимым словом смысловым отрезком? (Да.)

– Выделяем графически:

Вывод: причастие с зависимым словом называется причастным оборотом, является одним членом предложения – определением.

2. Наблюдение над языковым материалом § 12 (с. 31).

3. Выборочный диктант.

Выпишите только причастные обороты.

Ночь, как башня черная, встает,  над лесом, над туманным лугом, над озером, над кочками болот.

На другой день войска,  получили приказ возвратиться в лагерь.

Спокойный дым над  крышей подымался и таял в воздухе.

Поэты с древних времен поют нам о человеке,

Наш народ выступает против войны,

– Докажите, что выписанные вами словосочетания – причастные обороты (задать от причастий вопросы к зависимым словам).

4. Выполнение упражнения 69 (самостоятельно) с последующей проверкой.

Двое учеников у доски выписывают сочетания, выделяя графически главное слово и причастный оборот:

V. Подведение итогов урока.

– Какую новую информацию вы получили о причастии?

(Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот.)

& Домашнее задание: упражнение 71 (в сочинении обязательно должны быть причастия).

Урок 23
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
ПРИ ПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение сочинений-рассуждений о природе родного края (2–3 работы); учащиеся на слух выделяют причастия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.006 с.)