III. Объяснение нового материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Объяснение нового материала.



1. Чтение материала § 26 (с. 77, в рамочке).

2. Графическая запись правила в тетрадь.

Основное действие – глагол.

3. В выписанных ранее предложениях найдите деепричастия; укажите основное действие – глагол:

И деепричастия, и глаголы относятся к существительному Пуговка.

IV. Закрепление.

1. Чтение текста, определение типа и стиля текста (упражнение 159).

Письменное выполнение упражнения (по цепочке – у доски) в тетради: подчеркнуть главные члены предложения, указать слова, обозначающие основное и добавочное действия.

2. Запись под диктовку учителя стихотворения Плещеева (еще не изученные пунктограммы проговариваются учителем).

Ночь пролетела над миром,

Сны на людей навевая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая.

Радостно волны журчали,

Образ ее отражая;

Рожь наклонялась, сильнее

Пахла трава луговая…

Крики кузнечиков резвых

И соловьиные трели,

В хоре хвалебном сливаясь,

В воздухе тихом звенели.

И улыбалася кротко

Ночь, над землей пролетая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая.

– Выделите деепричастия; отметьте, какие глаголы они поясняют.

Обратите внимание на то, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи.

3. Выполнение упражнения 160.

– О роли деепричастия в нашей речи говорит и В. Григорович, рассказывая о том, как внимателен был Ф. М. Достоевский к слову.

Чтение текста.

– Определите тип речи, текста.

– Почему вариант предложения с деепричастием оказался лучше?

– Постройте схему первого предложения с прямой речью.

– Выпишите предложение с деепричастием, отметьте в нем грамматическую основу, основные и добавочные действия.

V. Подведение итогов урока.

– Что называется деепричастием?

– К какому лицу (предмету) относятся основное и добавочное действия?

– Изменяется ли деепричастие?

& Домашнее задание: выучить правило (см. в тетради и на с. 77 учебника), упражнение 161: исправьте ошибки, допущенные в употреблении деепричастий).

Урок 49
Морфологические признаки
деепричастия. Признаки глагола
и наречия у деепричастия

Цел и: познакомить ребят с глагольными и наречными признаками деепричастия; учить находить деепричастия в тексте, определять постоянные и непостоянные признаки деепричастий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Учащиеся читают предложения, отмечая, что основное и добавочное действия относятся к одному и тому же слову.

2. Повторение.

– Найдите среди данных слов деепричастия:

Сидели, стоящий, сидевший, сидя;

Радовались, радуясь, радующиеся, порадовавшись;

Бросился, бросившись, бросившийся, броситься, бросая.

3. Запись на доске (замените подчеркнутые глаголы деепричастиями).

И случилось так: с Павлом поравнялся рыжеусый конвоир; Корчагин неожиданно бросился к нему и схватил винтовку, резким движением пригнул ее к земле.

Штык с лязгом скребнул о камень.

Петлюровец не ожидал нападения, на миг оторопел, но сейчас же рванул винтовку изо всех сил. Навалился всем телом, Павел удержал ее. Бабахнул выстрел. Пуля ударилась о камень и взвизгнула, отскочила рикошетом в канаву.

(По Н. Островскому.)

– Заменив глаголы деепричастиями, мы получили отрывок из романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Надеюсь, вы еще раз убедились, что с помощью деепричастий гораздо живописнее дорисовывается движение лица (предмета).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.005 с.)