Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V. Объяснительный диктант (запись на доске и в тетрадях).
ОБЫКНОВЕННЫЙ СЛУЧАЙ Тополь, по воле человека посаженный для тени и радости около дома, вырос в гордое могучее дерево и начал раскачивать ветвями электрические провода, протянутые рядом. Приехала в фургоне бригада электриков, спилила, обрубила нависшие сучья. И стал тополь похож на вопросительный знак, как бы спрашивающий недоуменно: «Чем я виноват, люди?» (Ф. Нестеров.) – О чем этот текст? Как вы понимаете это заглавие? – Почему в дереве, приносящем радость и посаженном «по воле человека», сам человек перестал нуждаться? – Можно ли дать ответ на вопрос, поставленный в тексте? – Что значит риторический вопрос? – Какие еще художественные средства выразительности использует автор? (Олицетворение, сравнение, эпитет.) – Какие орфограммы вам встретились в тексте? Пунктограммы? – Выпишите из текста причастия, рядом укажите их постоянные и непостоянные признаки. – Выполните морфологический разбор причастия спрашивающий. – Произведите синтаксический разбор первого предложения, составьте его схему. (Обратить внимание учащихся на то, что второе сказуемое начал раскачивать состоит из двух слов.) – Разберите по составу причастия посаженный, спрашивающий, протянутые, нависшие. VI. Повторение орфограммы «Не с причастиями». 1. Рассказать правило слитного и раздельного написания не с причастиями. 2. Буквенный диктант (С – слитно, Р – раздельно). Незамеченные опечатки; не законченная к сроку работа; почти непроницаемые заросли; трудности, не предвиденные вначале; работа не написана; невыполненное поручение; не сделанные вовремя уроки; неизрасходованные материалы; невероятное происшествие; не стихающий, а усиливающийся ветер; вопрос не решен; невиданный успех; незваный гость. (Ответы: с, р, с, р, р, с, р, с, с, р, р, с, с.) 3. Выполнение упражнения 152 (самостоятельно): выпишите сначала предложения, в которых не со словом пишется раздельно, потом предложения, в которых не со словом пишется слитно. Подчеркните причастия как члены предложения. VII. Подведение итогов. – Какие орфограммы повторили? – Что значит риторический вопрос? & Домашнее задание: повторить постановку знаков препинания при причастном обороте; упражнения 151, 158 (подобрать примеры из прозаических произведений А. С. Пушкина с причастными оборотами).
Ход урока 44 I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Чтение подобранных примеров из прозаических произведений А. С. Пушкина и объяснение постановки знаков препинания при причастном обороте. III. Повторение. 1. Грамматико-орфографический разбор предложений (частичный). 1) Небо зажглось мириадами звезд, ярко м..гающих в бархатной выси (Станюкович). 2) В последний раз бл..снули горы в (не)существующ..й дали (Д. Кедрин). 3) Мне шепч..т свое «до свиданья» еще (не)дозревшая рож(?) (О. Фокина). 4) Увижу тума(н,нн)ые долы и глухо р..кочущий бор (Л. Татьяничева). – Обозначьте (графически) определяемые слова, причастия и причастные обороты. – Выразительно прочитайте предложения, объясните постановку знаков препинания. – Объясните написание не с полными причастиями. 2. От указанных в скобках глаголов образуйте причастия, согласуйте их с определяемыми словами и дополните предложения причастными оборотами, составленными самостоятельно. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку. 1) Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту… (образоваться). 2) Она вдруг остановила взгляд на ежевичнике… (расти). 3) Колеблющийся полет бабочек над полянкой… (зеленеть) – одно из прелестнейших зрелищ. 3. Самостоятельная работа. Используя предложенные словосочетания, составьте предложения (по вариантам), сделайте их синтаксический разбор: I вариант – выдающееся событие (обратить внимание: нельзя говорить выдающее событие); II вариант – будущее, в будущем (нельзя: будующее); III вариант – заведующий лабораторией (нельзя: лаборатории). 5. Работа по карточкам. Карточка 1. Вставьте пропущенные окончания причастий в предложениях. Укажите определяемое причастием слово, а также зависимое от него слово. Обозначьте падеж этих слов. 1) Путешественник Ансело говорит о каком-то русском романе, прославивш.. автора и находящ..ся еще в рукописи. 2) Зарево на дальних высотах трепещущ.. румянцем отразилось. 3) Я прожил с ним несколько недель в Зальцбурге, небольшом городке, славящ..ся своими видами.
4) В побледневш.. небе белое солнце описывало короткую кривую. Карточка 2. Вставьте нужную по смыслу форму причастия (согласовав его с определяемым существительным, графически обозначьте изучаемую орфограмму. 1) Под ведерком высилась груда раскаленных углей с (меняющийся) оттенками. 2) Володя выловил ложкой (дымящийся паром) картофелину. 3) Ведерко было снято с (обуглившийся) палки. 4) Все наблюдали за (скачущий впереди) всадник. 5) В (скачущий) всаднике все узнали прежнего чемпиона. 6) (Воющий) потоком пошли самолеты высоко над нами. 6. Составление и анализ предложений (устно). 1) Составьте два варианта предложений и проанализируйте, как меняется его смысл в зависимости от употребления разных падежных форм причастия. а) Ключ бьет из расселины берега (превратившейся, превратившемся) в небольшой овраг. б) Холодные ключи и родники в жаркое время года служат (спасающим, спасающимся) убежищем косулям. в) Кругом раскинулась темно-зеленая степь, смутно (виднеющаяся, виднеющейся) далью окаймляющих ее гор. 2) Составьте и сравните два варианта предложения, устно объясните разницу в значении предложений. а) Возле самых носилок увидел Алексей (сдержанно улыбающийся, сдержанно улыбающееся) лицо командира. б) Родина! Я вижу ее необъятные поля, высокие горы с (блистающие, блистающими) вечными снегами. в) (Сбегающая, сбегающие) с гор потоком талая вода наполняет горные реки. 7. Свободный диктант (упражнения 155). 1) Чтение текста учителем. 2) В каком стиле написан текст? 3) Назовите условия выбора одной и двух букв н в прилагательных и причастиях. 4) Обозначьте (графически) использованные вами причастные обороты.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.011 с.) |