V. Объяснительный диктант (запись на доске и в тетрадях). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Объяснительный диктант (запись на доске и в тетрадях).



ОБЫКНОВЕННЫЙ СЛУЧАЙ

Тополь, по воле человека посаженный для тени и радости около дома, вырос в гордое могучее дерево и начал раскачивать ветвями электрические провода, протянутые рядом.

Приехала в фургоне бригада электриков, спилила, обрубила нависшие сучья.

И стал тополь похож на вопросительный знак, как бы спрашивающий недоуменно: «Чем я виноват, люди?»

(Ф. Нестеров.)

– О чем этот текст? Как вы понимаете это заглавие?

– Почему в дереве, приносящем радость и посаженном «по воле человека», сам человек перестал нуждаться?

– Можно ли дать ответ на вопрос, поставленный в тексте?

– Что значит риторический вопрос?

– Какие еще художественные средства выразительности использует автор? (Олицетворение, сравнение, эпитет.)

– Какие орфограммы вам встретились в тексте? Пунктограммы?

– Выпишите из текста причастия, рядом укажите их постоянные и непостоянные признаки.

– Выполните морфологический разбор причастия спрашивающий.

– Произведите синтаксический разбор первого предложения, составьте его схему.

(Обратить внимание учащихся на то, что второе сказуемое начал раскачивать состоит из двух слов.)

– Разберите по составу причастия посаженный, спрашивающий, протянутые, нависшие.

VI. Повторение орфограммы «Не с причастиями».

1. Рассказать правило слитного и раздельного написания не с причастиями.

2. Буквенный диктант (С – слитно, Р – раздельно).

Незамеченные опечатки; не законченная к сроку работа; почти непроницаемые заросли; трудности, не предвиденные вначале; работа не написана; невыполненное поручение; не сделанные вовремя уроки; неизрасходованные материалы; невероятное происшествие; не стихающий, а усиливающийся ветер; вопрос не решен; невиданный успех; незваный гость.

(Ответы: с, р, с, р, р, с, р, с, с, р, р, с, с.)

3. Выполнение упражнения 152 (самостоятельно): выпишите сначала предложения, в которых не со словом пишется раздельно, потом предложения, в которых не со словом пишется слитно. Подчеркните причастия как члены предложения.

VII. Подведение итогов.

– Какие орфограммы повторили?

– Что значит риторический вопрос?

& Домашнее задание: повторить постановку знаков препинания при причастном обороте; упражнения 151, 158 (подобрать примеры из прозаических произведений А. С. Пушкина с причастными оборотами).

Ход урока 44

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение подобранных примеров из прозаических произведений А. С. Пушкина и объяснение постановки знаков препинания при причастном обороте.

III. Повторение.

1. Грамматико-орфографический разбор предложений (частичный).

1) Небо зажглось мириадами звезд, ярко м..гающих в бархатной выси (Станюкович).

2) В последний раз бл..снули горы в (не)существующ..й дали (Д. Кедрин).

3) Мне шепч..т свое «до свиданья» еще (не)дозревшая рож(?) (О. Фокина).

4) Увижу тума(н,нн)ые долы и глухо р..кочущий бор (Л. Татьяничева).

– Обозначьте (графически) определяемые слова, причастия и причастные обороты.

– Выразительно прочитайте предложения, объясните постановку знаков препинания.

– Объясните написание не с полными причастиями.

2. От указанных в скобках глаголов образуйте причастия, согласуйте их с определяемыми словами и дополните предложения причастными оборотами, составленными самостоятельно.

Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

1) Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту… (образоваться).

2) Она вдруг остановила взгляд на ежевичнике… (расти).

3) Колеблющийся полет бабочек над полянкой… (зеленеть) – одно из прелестнейших зрелищ.

3. Самостоятельная работа.

Используя предложенные словосочетания, составьте предложения (по вариантам), сделайте их синтаксический разбор:

I вариант – выдающееся событие (обратить внимание: нельзя говорить выдающее событие);

II вариант – будущее, в будущем (нельзя: будующее);

III вариант – заведующий лабораторией (нельзя: лаборатории).

5. Работа по карточкам.

Карточка 1.

Вставьте пропущенные окончания причастий в предложениях. Укажите определяемое причастием слово, а также зависимое от него слово. Обозначьте падеж этих слов.

1) Путешественник Ансело говорит о каком-то русском романе, прославивш.. автора и находящ..ся еще в рукописи.

2) Зарево на дальних высотах трепещущ.. румянцем отразилось.

3) Я прожил с ним несколько недель в Зальцбурге, небольшом городке, славящ..ся своими видами.

4) В побледневш.. небе белое солнце описывало короткую кривую.

Карточка 2.

Вставьте нужную по смыслу форму причастия (согласовав его с определяемым существительным, графически обозначьте изучаемую орфограмму.

1) Под ведерком высилась груда раскаленных углей с (меняющийся) оттенками.

2) Володя выловил ложкой (дымящийся паром) картофелину.

3) Ведерко было снято с (обуглившийся) палки.

4) Все наблюдали за (скачущий впереди) всадник.

5) В (скачущий) всаднике все узнали прежнего чемпиона.

6) (Воющий) потоком пошли самолеты высоко над нами.

6. Составление и анализ предложений (устно).

1) Составьте два варианта предложений и проанализируйте, как меняется его смысл в зависимости от употребления разных падежных форм причастия.

а) Ключ бьет из расселины берега (превратившейся, превратившемся) в небольшой овраг.

б) Холодные ключи и родники в жаркое время года служат (спасающим, спасающимся) убежищем косулям.

в) Кругом раскинулась темно-зеленая степь, смутно (виднеющаяся, виднеющейся) далью окаймляющих ее гор.

2) Составьте и сравните два варианта предложения, устно объясните разницу в значении предложений.

а) Возле самых носилок увидел Алексей (сдержанно улыбающийся, сдержанно улыбающееся) лицо командира.

б) Родина! Я вижу ее необъятные поля, высокие горы с (блистающие, блистающими) вечными снегами.

в) (Сбегающая, сбегающие) с гор потоком талая вода наполняет горные реки.

7. Свободный диктант (упражнения 155).

1) Чтение текста учителем.

2) В каком стиле написан текст?

3) Назовите условия выбора одной и двух букв н в прилагательных и причастиях.

4) Обозначьте (графически) использованные вами причастные обороты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.011 с.)