III. Сообщение темы и цели урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Сообщение темы и цели урока.



1. Слово учителя.

Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним о правописании не с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами. А поможет нам в этом «Назидание» А. С. Пушкина.

2. Чтение публицистической статьи А. С. Пушкина «В назидание потомку».

Не проявляй услужливости и обуздывай сердечное расположение, если оно будет тобой овладевать: люди этого не понимают и охотно принимают за уродливость, ибо всегда рады судить о других по себе.

Никогда не принимай одолжений. Одолжение чаще всего предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает.

Никогда не отвечай оскорблением на оскорбление.

Никогда не делай долгов. Лучше терпи нужду; поверь. Она не так ужасна, как кажется, и во всяком случае она лучше неизбежности вдруг оказаться бесчестным или прослыть таковым.

Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены мною ценой горького опыта. Хорошо, если бы мог их усвоить.

(А. С. Пушкин.)

3. Беседа по вопросам.

– В каком стиле написано «Назидание»?

– Какие советы дает нам А. С. Пушкин?

(Не проявляй услужливости; не отвечай оскорблениями; не делай долгов.)

– Как же пишется не с глаголами?

Запись в тетрадях и на доске.

Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без не не употребляется: невзлюбить, нездоровится.

– Вспомните о правописании не с существительными и прилагательными.

Запись в тетрадях и на доске:

Слитно, если:                            Раздельно, если:

– без не не употребляется   – есть противопоставление

(неряха, невзгоды,       с союзом а (не правда, а ложь);

нерадивый, небрежный); – с сущ. при отрицании (не волк);

– можно заменить       – с кратким прилагательным (не могуч);

синонимом без не или – есть слова далеко не, вовсе не,

близким по значению  совсем не;

выражением                 – зависимое слово – отрицательное

(неправда – ложь)      местоимение (никому не интересный);

                                – прилагательное в сравнительной

                               или превосходной степени (не громче,

                               не красивейший)

4. Как же пишется не с причастиями?

Чтение § 24 (с. 67).

– На правописание какой части речи это похоже?

– Какой новый пункт мы можем добавить в нашу таблицу?

(Полные причастия, при которых есть зависимые слова, то есть причастный оборот, пишутся с не раздельно.)

IV. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 133 (по цепочке, устно указывая на условия слитного или раздельного написания не с причастиями).

2. Списать предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить орфограммы и пунктограммы.

Человек и море (не)случайно любят (не)покой и беспредельность… Есть в них (не)разгадан..ая тайна, есть в них (не)досказан..ая цельность (Степанов).

Тучи походили на волны ринувшиеся на землю вниз кудрявыми седыми хребтами и на пропасти из которых вырваны эти волны и на зарождавшиеся валы еще (не)покрытые зеленоватой пеной бешенства и гнева (Горький).

3. Орфографическая диктовка с последующей взаимопроверкой.

Не хороший, а плохой поступок, неинтересная книга, невзгоды закаляют характер; рассказывать небылицы, не сомневался ни в чем, недалеко от города, неуверенный человек, никем не опознан, неожиданный гость, еще не оконченный и еще мной не начатый стих, преследовать неприятеля, мне нездоровится, не написал бы.

4. Выполнение упражнения 134 (на доске).

Спишите, расставляя пропущенные запятые и вставляя на месте пропусков зависимые слова. Графически обозначьте причастные обороты.

5. Выполнение упражнения 135 (самостоятельно).

6. Индивидуальные задания по карточкам.

Карточка 1.

Спишите. Укажите, где в предложениях прилагательные, а где причастия. Ответьте на вопросы: слитно или раздельно?

«Книга о вкусной и здоровой пище людоеда» Г. Остера и для послушных, и для не?послушных детей. Автор считает, что воспитанные мальчики и девочки больше нравятся людоеду, чем не?воспитанные. Встретив людоеда, поторопитесь сообщить ему, что руки у вас не?вымыты, ногти не?стрижены, волосы не?причесаны, ботинки не?начищены, одежда не?поглажена, не?заштопана.

Как вы считаете, советы Г. Остера не?вредны или не?полезны?

Карточка 2.

Спишите. Найдите и подчеркните краткие причастия в стихотворении Джанни Родари. Ответьте на вопрос: слитно или раздельно?

                          Вечно ворчит

                          На служанку хозяйка:

                          Плохо погладила

                          Платье, лентяйка.

                       Окна не?вымыты,

                       Пол не?натерт,

                       Ложка пропала,

                       Не?выпечен торт.

                          Дня не проходит

                          Без новой придирки:

                          Соус без соли,

                          Крендель без дырки.

                       Кот не?накормлен,

                       Кофе не?молото,

                       Плохо начищены

                       Бронза и золото.

                          Лопнул стакан

                          И разбиты две банки…

                          Туго приходится

                          Бедной служанке!

                       Перевод С. Маршака

(Учителю нужно сказать про род слова «кофе».)

V. Подведение итогов урока.

– Правописание каких частей речи вспомнили на уроке?

– Что узнали нового?

– Когда не пишется раздельно с причастиями? А когда слитно?

& Домашнее задание: упражнение 136; правило на с. 67 и написание слов из рамочек (с. 67–69) выучить.

Урок 41
Выборочное изложение
(по упражнению 130)

Цел и: подготовить ребят к написанию изложения; повторить приемы описания предмета; (р/р) обогащать словарный запас учащихся, учить выражать свое мнение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка к изложению (20 минут).

1. Чтение текста учителем (упражнения 130).

Слово учителя (к тексту).

В конце 1956 г. М. А. Шолохов завершил и вскоре опубликовал на страницах «Правды» рассказ «Судьба человека». Писатель рассматривал это произведение как «подступ к большому разговору о большой войне».

Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны: суровые фронтовые будни, напряженные кровопролитные бои, жуткие страдания в плену, известия о смерти жены и сына, – и ценой этих громадных, ничем не возместимых утрат и лишений отстоял Родину, утвердил великое право на вечную жизнь на Земле, на светлое будущее всей страны.

«Судьба человека» – это рассказ о том, что такое война, какие бедствия она несет людям.

Перед нами «два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…»

Удивительно чистая, широкая, открытая всему доброму душа у Андрея Соколова, главного героя рассказа, усыновившего сироту Ванюшку.

«Что ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина» (М. Шолохов. «Судьба человека»).

2. Самостоятельное чтение учащимися отрывка из произведения М. Шолохова; карандашом выделяются ключевые фразы.

3. Беседа по тексту.

– Какое впечатление произвел на вас текст?

– Чем интересно его содержание?

– Какова основная тема?

– Какова композиция? Из скольких частей состоит текст?

– Назовите микротемы.

– Какие ключевые фразы вы выделили, на что следует обратить внимание?

– Нам предстоит сегодня написать выборочное изложение.

4. Чтение задания на с. 64, упражнение 130.

– А что означает термин «выборочное изложение»?

– Какую работу мы должны будем выполнить?

– Вспомните, как нужно описывать человека.

(Сначала описывают то, как выглядит человек, а затем называют его характерные действия).

5. Составление плана.

1) Первое впечатление.

2) Внешность (лицо, одежда и т. д.).

3) Характерные действия.

– Сколько абзацев у вас должно получиться (минимально)?

– Какое первое впечатление от героев отрывка? Что вы напишете в первом абзаце?

– Что можно сказать о мальчике, как он выглядит, какие действия он выполняет?

– А как выглядит взрослый мужчина, отец мальчика, какие действия свойственны ему?

– В каких пунктах плана вы будете писать об этом?

– Какие детали во внешности этих двух людей сравнивает автор?

(Глаза и руки.)

– У мальчика глаза светлые, как небушко, а у мужчины – словно присыпанные пеплом.

а) Как называется такой прием? Почему у Вани – «розовая холодная ручонка», а у его отца – «черствая»?

б) Какое языковое средство использует здесь автор?

в) У мальчика были «белесые брови». Какого же они цвета?

(Беловатые, тускло-белые.)

– Как вы думаете, зачем автору понадобилось давать нам описание предметов? Характеризуют ли человека его собственные вещи?

– Придумайте и запишите заголовок к своему изложению.

6. Повторное чтение текста учителем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.02 с.)