IV. Подведение итогов урока, объявление победителей, выставление оценок. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Подведение итогов урока, объявление победителей, выставление оценок.



& Домашнее задание: упражнения 119, 120.

Урок 36
(2- й вариант)
оТЛИЧИЕ ПРИЧАСТИЙ
ОТ ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Цел и: вырабатывать умение различать причастия и отглагольные прилагательные; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков; повторить фразеологические обороты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение и анализ мини-сочинений (упражнения 124), написанных в публицистическом стиле.

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Разбор предложений.

                       В синем небе звезды блещут,

                       В синем море волны хлещут.

– От прилагательного синий образуйте все возможные существительные, прилагательные, причастия, глаголы.

(Синь, синька, синева, синеть, синюшный, синяк, синеющий, посиневший, подсиненный.)

– От какой части речи образуются причастия?

– Что означают фразеологизмы:

синяя птица                     синий чулок

                                              

символ счастья          Неодобр.: сухая педантка, лишенная

                        женственности и погруженная

                                     в книжные, отвлеченные интересы

– А что, по-вашему, счастье?

– Придумайте предложение с фразеологизмом синяя птица.

2. Анализ предложений с объяснением значений причастий и омонимичных прилагательных.

1) Люди, измученные жаждой (которых измучила жажда), не могли идти дальше. – У женщины был измученный (усталый) вид.

2) Он слыл образованным (грамотным) человеком. – Мы пошли на вал, возвышение, образованное (которое образовала) природой и укрепленное частоколом.

3) Я встретил преданного (верного) друга. – Партизан, преданный (которого предали) изменником Родины, был повешен.

3. С данными словами составьте предложения так, чтобы в одном случае эти слова выступали как причастия, в другом – как прилагательные. Объясните эти значения.

Приподнятый, организованный, рассеянный.

(Например:

– Он остановился у окна с приподнятой (которую приподняли) занавеской. – У него было приподнятое (хорошее) настроение.

– Организованный учителем биологии кружок юннатов начал свою работу. – Она была очень организованной ученицей.

– Рассеянные ветром тучи плыли на Запад. – Жил человек рассеянный на улице Бассейной.

4. Выборочный диктант.

Выпишите прилагательные с определяемыми существительными, а причастия – с определяемыми и зависимыми словами (причастные обороты).

Отец друга занимал руководящий пост. Приехал инженер, руководящий стройкой. Бригадир, хорошо знающий коллектив, похвалил молодых рабочих. В колхозе мы встретили знающего агронома. Мы любовались блестящими на солнце снежинками. Брат отличался блестящими способностями. Как красив цветущий сад! У ребенка цветущий вид. На столе стояла пишущая машинка. Ученик, пишущий диктант, был очень внимателен. Мы наблюдали за работой шагающего экскаватора. Шагающий по площади отряд вызывал восхищение у окружающих.

– Укажите, какие признаки теряет причастие, переходя в прилагательное, а какие приобретает. (Прилагательное теряет значение действия, вид, время, а приобретает качественное значение.)

5. Составление таблицы (на доске и в тетрадях).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.004 с.)