VI. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Подведение итогов урока.



– От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?

– Отличаются ли гласные в суффиксах причастий от гласных в неопределенной форме глагола?

& Домашнее задание: выучить § 17 (с. 45), упражнение 98.

Урок 30
страдательные причастия
настоящего времени

Цел и: познакомить учащихся с образованием страдательных причастий настоящего времени; учить находить изучаемую орфограмму в тексте; определять написание суффиксов -ом- (-ем-), -ым-(-им-); продолжать работу по развитию речи учащихся с использованием страдательных причастий настоящего времени, раскрепощая мышление, развивая чувство юмора.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Записать предложения с действительными причастиями настоящего времени, затем – с действительными причастиями прошедшего времени. Указать основы записанных предложений (упражнение 98).

2. Дать толкование слова силуэт.

– Подобрать к этому слову действительное причастие настоящего и прошедшего времени.

– Перестроить словосочетание таким образом, чтобы причастие стало главным словом.

III. Сообщение новой темы урока, запись темы в тетрадь.

1. Чем отличаются действительные причастия от страдательных?

2. Как образуются действительные причастия настоящего времени? От чего зависит выбор гласных в суффиксах -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-)?

3. Повторение личных окончаний глаголов.

Орфографическая диктовка с грамматическим заданием.

– Замените глаголы неопределенной формы глаголами 2-го лица единственного числа.

Любоваться бушующим морем и заходящим в облака солнцем, беседовать о строящемся в городе стадионе, пробираться сквозь неистовствующую в поле пургу, думать о разыгравшейся во дворе метели, рассказывать о промчавшемся над городом урагане, разговаривать с возвратившимся из похода туристом, наблюдать за взбирающимися на вершину горы альпинистами, обрадоваться вернувшемуся из командировки брату.

– Выделите окончания глаголов 2-го лица; окончания причастий и суффиксы причастий.

4. Выпишите из диктанта действительные причастия настоящего времени.

– От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов они образованы?

– Образуйте страдательные причастия настоящего времени.

– Сделайте вывод, от основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени.

5. Изучение материала на с. 49–50 учебника.

IV. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 101.

Сначала выпишите страдательные причастия, образованные от глаголов I спряжения, затем – от глаголов II спряжения; выделите окончания и суффиксы причастий; объясните пропущенные орфограммы.

2. От глаголов в неопределенной форме образуйте страдательные причастия настоящего времени. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания.

Любить, возбуждать, уважать, волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, изменить.

3. Выполнение упражнения 104 (устно).

Выразите мысль более сжато. Для этого замените сложное предложение простым с причастным оборотом. Если нужно, измените падеж зависимого слова в причастном обороте.

После такой замены вы получите афоризм* в той форме, в которой использовал его автор.

(*Афоризм – краткое выразительное изречение.)

4. Перестройте данные словосочетания, заменив действительные причастия страдательными настоящего времени.

Командир, возглавляющий отряд; учитель, рекомендующий литературу для реферата; тренер, воодушевляющий спортсмена; архитектор, проектирующий здание; бабушка, ограждающая внука; мать, лелеющая ребенка; ученик, ищущий нужную книгу.

– От какого глагола образовано причастие ищущий?

(Искать (I спр.)ищущий, искомый.)

– Найдите еще такие устаревшие формы страдательных причастий и запишите их по образцу:

нестинесомый

вестиведомый

– Объясните лексическое значение слова лелеемый.

(Лелеять – нежить, заботливо ухаживать за кем-нибудь.)

5. Игра «Энтимологический словарь».

(Описана в книге Л. Петрановской «Игры на уроках русского языка».)

Подберите неверные, но правдоподобные толкования, отталкиваясь от внешней формы слов.

Например: нелепица – некачественный пластилин.

Дурманящий, журивший, обескровленный, пригубивший, ручающийся, сопевший, топорщившийся, усугубляющий.

(Примерные ответы: глупый человек; судья конкурса; лишившийся крыши над головой; не совсем погубивший; здоровающийся за руку; подпевающий в хоре; питающийся щами из топора; сбривающий усы.)

V. Подведение итогов урока.

– В чем сходство и в чем различие причастий действительных и страдательных?

– Как образуются страдательные причастия настоящего времени?

& Домашнее задание: выучить правило (с. 48–49), упражнения 102, 107 (диктант).

Урок 31
страдательные причастия
прошедшего времени

Цел и: познакомить с образованием страдательных причастий прошедшего времени; отработать навык написания гласной в суффиксе страдательных причастий прошедшего времени; учить составлять текст по заданным словосочетаниям.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Собрать тетради на проверку.

III. Объяснение новой темы.

1. Синтаксический разбор предложения.

Окруженный и закрытый со всех сторон Байкал является самым глубоким озером в мире.

– Охарактеризуйте причастия в данном предложении.

– От каких глаголов и с помощью каких суффиксов образовались страдательные причастия прошедшего времени?

2. Запись темы урока в тетради.

3. Изучение материала учебника (с. 52–53).

– От каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени?

– К каким основам присоединяется суффикс -нн-, а к каким -енн-?

4. Чтение вывода на с. 52.

IV. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 108.

– От данных глаголов образуйте и запишите страдательные причастия настоящего времени (выполняется по цепочке).

– От какого глагола вы не образовали причастия? Почему?

– Объясните лексическое значение слов:

2. В чем отличие этих слов?

3. Задание: от данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени.

Засеять, скосить, прочитать, поджечь, разменять, привезти, тронуть, обмануть, колоть, задержать, поставить.

– Разберите по составу причастие обманутый.

– Подберите синонимы к глаголу обмануть (одурачить, околпачить, надуть), фразеологические обороты (оставить с носом, обвести вокруг пальца).

4. Задание: составьте связный текст (или предложения) с предлагаемыми словосочетаниями (словосочетания записаны на доске).

Пожелтевшая листва, увядшие листья берез, сжатые поля, разъяренный ветер, побледневшая полоса горизонта, уходящее тепло, почерневшая от дождя земля, раскачивающиеся от ветра ветки, приглушенный шелест опавшей листвы, трепещущие осинки, расшитый ковер, лес, наполненный голосами.

– Озаглавьте текст.

– Определите тему, тип речи.

– Какие приемы художественной выразительности вы использовали в вашем сочинении?

V. Подведение итогов урока.

– При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени?

– От чего зависит выбор гласной перед суффиксом -нн- и -т-?

& Домашнее задание: выучить правило на с. 52–53; упражнение 109.

Урок 32
краткие страдательные причастия

Цел и: познакомить учащихся с краткими страдательными причастиями; рассказать о синтаксической роли кратких страдательных причастий в предложении; формировать орфографические умения и навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Тестирование.

1) От какого глагола нельзя образовать действительное причастие?

а) строить;

б) кормят;

в) гонишься;

г) выйти.

2) От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени?

а) усиливать;

б) получить;

в) увлекаться;

г) решать.

3) Найдите слово, в котором пишется буква и:

а) слыш..мый;

б) исполня..мый;

в) рису..мый;

г) реша..мый.

4) Найдите слово, в котором пишется буква я:

а) трепещ..щий;

б) сража..щийся;

в) прос..щийся;

г) пряч..щийся.

5) Найдите слово, в котором пишется буква ю:

а) жажд..щий;

б) стро..щийся;

в) дыш..щего;

г) стел..щийся.

6) Найдите четвертое «лишнее»:

а) жаждущий;

б) борющийся;

в) заросший;

г) строящийся.

7) Найдите «четвертое лишнее»:

а) поднятое;

б) прожженный;

в) прочитанный;

г) сгораемый.

2. Взаимопроверка.

3. В упражнении 109 назовите причастия, укажите их синтаксическую роль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.032 с.)