Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Взаимопроверка домашнего упражнения 173.
Объяснить условия выбора раздельного написания не со словами. III. Выборочный диктант: выписать слова с не. Вы своим ребятам, не смущаясь, говорить должны, что без вас, без женщин, в сорок пятом, может быть, и не было б весны (А. Жаров). Может, песня виновата в том, что я сегодня не усну (Ю. Друнина). Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне (Ю. Друнина). Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать (А. Гончаров). Когда над городом загораются звезды, мы приходим на площадь Победы и долго стоим у негасимого огня. Приезд друга явился для меня неожиданностью. Река стала темной и неприветливой. Повесть была незаконченной. IV. Объяснение новой темы. 1. Найдите в диктанте и выпишите из него деепричастие (не смущаясь – не смущаться). – От какого глагола оно образовано? – Назовите постоянные признаки глагола. – Какие из глагольных признаков есть у деепричастия? – Какого вида глагол? А деепричастие? 2. Работа у доски и в тетрадях. – Образуйте и запишите деепричастия несовершенного вида от глаголов. – Укажите глаголы, от которых такие деепричастия образовать нельзя. Свирепеть, кричать, бежать, пр е одолевать, беречь, пр и знавать, писать, роптать, пр и ближаться, заглядывать, писать, держаться. – Объясните написание выделенных гласных. – Выделите основы глаголов и деепричастий. – Сформулируйте вывод: как образуются деепричастия несовершенного вида? 3. Чтение материала учебника (с. 84). V. Закрепление. 1. Выполнение упражнения 175 (на доске и в тетрадях). – Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, замените глаголы, стоящие в неопределенной форме, деепричастиями несовершенного вида. – Составьте со словами бассейн и дистанция предложение, используя деепричастие несовершенного вида. 2. Цифровой диктант. Учитель читает деепричастие, а ученики в тетрадях проставляют цифры: 1 – такая форма в русском языке существует; 2 – не существует. Спя, кружа, ткя, подойдя, украся, рвя, гня, читая, невзлюбя, пия, зная, могя, вря, соблюдая, увезя, лезя, мазая, пахая, сидя, умывая, обидя, жгя, сопя, ехая, мажа. – От каких же глаголов нельзя образовать деепричастия? Подсказку на этот вопрос можно найти в книге Хазановой А. С. и Цвайг Л. В. «Русский язык: практическое руководство»: в 5 ч. – Минск, 1992.
Итак, запомните! 1) Глаголы на - чь (например: жечь, стричь). 2) Глаголы на - нуть (например: мокнуть, мерзнуть). 3) Глаголы, у которых в основе настоящего времени нет гласных (например: тку, жну). 4) Глаголы, у которых в основе настоящего времени происходит чередование согласных (например: вязать – вяжу, мазать – мажу). 3. Выполнение упражнения 176. – Как обособляются деепричастия и деепричастные обороты? – Каким членом предложения являются деепричастные обороты? – Спишите, графически выделяя деепричастные обороты. Найдите суффиксы деепричастий, обозначьте их. 4. Орфографическая пятиминутка (упражнение 174 – устно). Образуйте деепричастия несовершенного вида, запомните, как правильно произносятся слова. (Слова проецируются на доску.) Ржаветь (ржáвея), ть, опорóжнить,черпать (чéрпая), баловаться (балýясь), закýпорить, озлоби тся (вопрос).снится (небо), проясниосвéдомить, плéсневеть, проя VI. Подведение итогов урока. – Как образуются деепричастия несовершенного вида? – Почему не от всех основ глаголов несовершенного вида настоящего времени можно образовать деепричастия несовершенного вида? & Домашнее задание: § 29, упражнение 177. Урок 53 Цел и: познакомить учащихся с деепричастиями совершенного вида; со способами образования деепричастий совершенного вида; продолжить работу по совершенствованию орфографических умений и навыков. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания (по цепочке). – Комментированный пунктуационный разбор предложений. – Объяснение вставленных орфограмм. – Все разборы (№ 4, № 3, № 2) – письменно на доске. III. Объяснение новой темы. 1. Выписать в два столбика деепричастия: совершенного вида несовершенного вида (что сделав?) (что делая?) 1. Летит через огненный поезд, сов. в. Забыв про безмолвие гор, несов. в. Где осень, сгибая свой пояс, Колосья собрала в подол. Е. Баратынский 2. У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром. несов. в. И, касаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» С. Есенин несов. в. 3. Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу. Порой Она скользила меж камней, несов. в. Смеясь неловкости своей. М. Лермонтов сов. в. 4. На войне пути судьбы разведав, Коль удел солдатский наш таков, Вспомним, брат мой, прадедов и дедов, Коренных смоленских мужиков. Н. Рыленков 5. Бывало, шла походкой чинною. На шум и свист за ближним лесом. сов. в. Всю обойдя платформу длинную, несов. в. Ждала, волнуясь, под навесом. А. Блок 6. Движется нахмуренная туча, сов. в. Обложив полнеба вдалеке. Движется, огромна и тягуча, С фонарем в приподнятой руке. Н. Заболоцкий несов. в. 7. Шумели листья, облетая, Лес заводил осенний вой… Каких-то серых птичек стая Кружилась по ветру с листвой. И. Бунин 8. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, сов. в. Прижав, как детей, от дождя их к груди… К. Симонов 9. А мы лежим и хрипло дышим, сов. в. Уткнувшись касками в траву, И пули – спинами мы слышим – У ног тугую землю рвут. Ю. Белаш, фронтовой поэт – Укажите формообразующие суффиксы деепричастий несовершенного вида. – Допишите к деепричастиям совершенного вида глаголы, от которых они образованы. – Выделите формообразующие суффиксы деепричастий совершенного вида. – Сформулируйте правило образования деепричастий совершенного вида (от чего и с помощью чего образуются деепричастия совершенного вида)? 2. Чтение материала § 30 (с. 86). 3. Составление таблицы образования деепричастий несовершенного и совершенного вида. IV. Закрепление. 1. Выполнение упражнения 179. I часть задания: записать деепричастия совершенного вида, образованные от данных глаголов, поставить ударение в деепричастиях – у доски (по цепочке) и в тетрадях. II часть задания: составить (самостоятельно) два побудительных предложения, включив в них обращения. По окончании работы предложения двух-трех учеников зачитать, прокомментировать знаки препинания. 2. Словарная работа. На доске записаны слова: Галерея, экспресс, комбинация. – Слова каких частей речи записаны на доске? – Определите их лексическое значение. Каково происхождение этих слов, русское или иноязычное?
– Определите грамматическое значение этих слов.
– Запишите транскрипцию этих слов (обратить внимание на мягкий звук [р’]). 3. Выполнение упражнения 183. – Замените причастия несовершенного вида деепричастиями несовершенного вида, а причастия совершенного вида – деепричастиями совершенного вида. – Назовите сложные слова. Как они образованы? – Запомните написание словарных слов: галерея, экспресс. 4. Анализ предложений (устный). Стилистическая роль обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом. (Деепричастия выписать в столбик.) 1) Цыганок слушал музыку с тем же вниманием, как все, запустив пальцы в свои черные космы, глядя в угол и посапывая (М. Горький). Запустив пальцы в свои черные космы, глядя в угол и посапывая, Цыганок слушал музыку с тем же вниманием, как все. – Изменился ли смысл предложений? (Нет, так как деепричастный оборот обычно легко передвигается в пределах предложения.) 2) Приходится работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель свободной минуты. Подходя к лесу, мне стало холодно. – Удачно ли построены предложения? (2-е предложение построено неудачно, так как в нем нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, то есть возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при неопределенной форме глагола.) 3) После того как Цыганок остановился на минуту, бабушка словно поплыла по полу, как по воздуху; когда она танцевала, она разводила руками, поднимала брови, глядела куда-то вдаль темными глазами. – А вот как ту же самую фразу сказал М. Горький в повести «Детство». Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошел вприсядку кругом бабушки, а она плыла бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами. – Сравните предложения. Которое звучит более благозвучно? (Второе предложение, оно более сжато в своем словарном составе, звучит энергичнее, чем первое. Такие предложения обычно носят книжный характер. Его несомненное достоинство – краткость, лаконичность, выразительность.)
– К выписанным деепричастиям подберите и запишите видовую пару, выделите в деепричастиях формообразующие суффиксы. Запишите основы глаголов, от которых образованы деепричастия. Не имея, подходя, подскочив, разводя, подняв. V. Подведение итогов урока. – Как образуется деепричастный оборот? – Какие трудности встретились вам на уроке? & Домашнее задание: § 30 (с. 86), выучить словарные слова; упражнение 185. Уроки 54–55 Цел и: подготовить учащихся к написанию сочинения; написать сочинение; продолжить работу по развитию творческих способностей и образного мышления учащихся; учить составлять таблицу средств связи между частями текста. Ход уроков I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания (упражнения 185). – Как вы считаете, на какую тему подобраны предложения? – В каких предложениях характеризуется манера нападающего атаковать футбольные ворота? III. Подготовка к сочинению. 1. Игра «Футболист». Звучат позывные футбольного матча. Учитель предлагает, разделившись на две команды (девочки – мальчики), провести игру «Футболисты», в которой судья (ученик) будет вести подсчет очков-голов в ворота соперника: необходимо назвать слова, обозначающие действия (глаголы, деепричастия) футболистов. Победитель – команда, назвавшая больше слов и словосочетаний, то есть забившая большее количество голов. (Можно использовать материалы упражнений 185, 186, а также синонимы из рамок на с. 89.) 2. Рассматривание картины С. Григорьева «Вратарь». – Какое настроение у вас возникает при рассматривании картины? – Какой момент изображен на картине – завязка, развитие действия, самый острый момент (кульминация), движение к развязке или сама развязка? – На какие детали обращает автор наше внимание? (Рассматривание фрагментов картины.) – Напишите рассказ от имени любого из действующих лиц – от имени вратаря, одного из болельщиков, взрослого, случайно оказавшегося среди них, а может, это будет спортивный репортаж, комментируемый с места событий. – Подумайте, в какой обстановке, почему, кому вы расскажете о состоявшемся матче. – Как вы считаете, будет ли ваш рассказ эмоциональным? – Что поможет сделать ваш рассказ ярким, лаконичным, выразительным? (Деепричастия, которые уже названы в игре.) – Как вы считаете, нужно ли описывать внешность и поведение зрителей, если вы болельщик команды? – Не забудьте описать место, где происходит матч. – А в какое время он проходил? – В каком стиле будет написан ваш рассказ? – Какой тип речи вы изберете? – Параллельная или цепная связь будет связывать ваши предложения? – Что вы будете писать в основной части сочинения? – А с чего можно будет начать рассказ? Чем закончить описание? 3. Коллективное составление плана сочинения (с записью в тетрадь). 4. Составление таблицы «Средства связи между частями текста».
(Из учебника Н. А. Лобановой, И. П. Слесаревой «Учебник русского языка для иностранных студентов» / под ред. В. Г. Гака. – М.: Русский язык, 1980.)
6. Составление сочинения с использованием средств связи (на черновике).
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.044 с.) |