II. Взаимопроверка домашнего упражнения 173. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Взаимопроверка домашнего упражнения 173.



Объяснить условия выбора раздельного написания не со словами.

III. Выборочный диктант: выписать слова с не.

Вы своим ребятам, не смущаясь, говорить должны, что без вас, без женщин, в сорок пятом, может быть, и не было б весны (А. Жаров). Может, песня виновата в том, что я сегодня не усну (Ю. Друнина). Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне (Ю. Друнина). Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать (А. Гончаров). Когда над городом загораются звезды, мы приходим на площадь Победы и долго стоим у негасимого огня. Приезд друга явился для меня неожиданностью. Река стала темной и неприветливой. Повесть была незаконченной.

IV. Объяснение новой темы.

1. Найдите в диктанте и выпишите из него деепричастие (не смущаясь – не смущаться).

– От какого глагола оно образовано?

– Назовите постоянные признаки глагола.

– Какие из глагольных признаков есть у деепричастия?

– Какого вида глагол? А деепричастие?

2. Работа у доски и в тетрадях.

– Образуйте и запишите деепричастия несовершенного вида от глаголов.

– Укажите глаголы, от которых такие деепричастия образовать нельзя.

Свирепеть, кричать, бежать, пр е одолевать, беречь, пр и знавать, писать, роптать, пр и ближаться, заглядывать, писать, держаться.

– Объясните написание выделенных гласных.

– Выделите основы глаголов и деепричастий.

– Сформулируйте вывод: как образуются деепричастия несовершенного вида?

3. Чтение материала учебника (с. 84).

V. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 175 (на доске и в тетрадях).

– Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, замените глаголы, стоящие в неопределенной форме, деепричастиями несовершенного вида.

– Составьте со словами бассейн и дистанция предложение, используя деепричастие несовершенного вида.

2. Цифровой диктант.

Учитель читает деепричастие, а ученики в тетрадях проставляют цифры: 1 – такая форма в русском языке существует; 2 – не существует.

Спя, кружа, ткя, подойдя, украся, рвя, гня, читая, невзлюбя, пия, зная, могя, вря, соблюдая, увезя, лезя, мазая, пахая, сидя, умывая, обидя, жгя, сопя, ехая, мажа.

– От каких же глаголов нельзя образовать деепричастия? Подсказку на этот вопрос можно найти в книге Хазановой А. С. и Цвайг Л. В. «Русский язык: практическое руководство»: в 5 ч. – Минск, 1992.

Итак, запомните!

1) Глаголы на - чь (например: жечь, стричь).

2) Глаголы на - нуть (например: мокнуть, мерзнуть).

3) Глаголы, у которых в основе настоящего времени нет гласных (например: тку, жну).

4) Глаголы, у которых в основе настоящего времени происходит чередование согласных (например: вязать – вяжу, мазать – мажу).

3. Выполнение упражнения 176.

– Как обособляются деепричастия и деепричастные обороты?

– Каким членом предложения являются деепричастные обороты?

– Спишите, графически выделяя деепричастные обороты. Найдите суффиксы деепричастий, обозначьте их.

4. Орфографическая пятиминутка (упражнение 174 – устно).

Образуйте деепричастия несовершенного вида, запомните, как правильно произносятся слова.

(Слова проецируются на доску.)

Ржаветь (ржáвея), ть, опорóжнить,черпать (чéрпая), баловаться (балýясь), закýпорить, озлоби тся (вопрос).снится (небо), проясниосвéдомить, плéсневеть, проя

VI. Подведение итогов урока.

– Как образуются деепричастия несовершенного вида?

– Почему не от всех основ глаголов несовершенного вида настоящего времени можно образовать деепричастия несовершенного вида?

& Домашнее задание: § 29, упражнение 177.

Урок 53
Деепричастия совершенного вида

Цел и: познакомить учащихся с деепричастиями совершенного вида; со способами образования деепричастий совершенного вида; продолжить работу по совершенствованию орфографических умений и навыков.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (по цепочке).

– Комментированный пунктуационный разбор предложений.

– Объяснение вставленных орфограмм.

– Все разборы (№ 4, № 3, № 2) – письменно на доске.

III. Объяснение новой темы.

1. Выписать в два столбика деепричастия:

совершенного вида           несовершенного вида

(что сделав?)               (что делая?)

                1. Летит через огненный поезд,

сов. в.   Забыв про безмолвие гор,

несов. в.     Где осень, сгибая свой пояс,

              Колосья собрала в подол.

                  Е. Баратынский

                              2. У плетня заросшая крапива

              Обрядилась ярким перламутром.

несов. в.     И, касаясь, шепчет шаловливо:

              «С добрым утром!»

      С. Есенин

       несов. в. 3. Держа кувшин над головой,

              Грузинка узкою тропой

              Сходила к берегу. Порой

              Она скользила меж камней,

несов. в.      Смеясь неловкости своей.

      М. Лермонтов

сов. в.     4. На войне пути судьбы разведав,

              Коль удел солдатский наш таков,

              Вспомним, брат мой, прадедов и дедов,

              Коренных смоленских мужиков.

                             Н. Рыленков

                              5. Бывало, шла походкой чинною.

              На шум и свист за ближним лесом.

сов. в.       Всю обойдя платформу длинную,

несов. в.     Ждала, волнуясь, под навесом.

                 А. Блок

                              6. Движется нахмуренная туча,

сов. в.        Обложив полнеба вдалеке.

              Движется, огромна и тягуча,

              С фонарем в приподнятой руке.

                 Н. Заболоцкий

       несов. в. 7. Шумели листья, облетая,

              Лес заводил осенний вой…

              Каких-то серых птичек стая

              Кружилась по ветру с листвой.

                             И. Бунин

                              8. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

                Как шли бесконечные, злые дожди,

              Как кринки несли нам усталые женщины,

сов. в.        Прижав, как детей, от дождя их к груди…

                             К. Симонов

                              9. А мы лежим и хрипло дышим,

сов. в.        Уткнувшись касками в траву,

              И пули – спинами мы слышим –

         У ног тугую землю рвут.

                              Ю. Белаш, фронтовой поэт

– Укажите формообразующие суффиксы деепричастий несовершенного вида.

– Допишите к деепричастиям совершенного вида глаголы, от которых они образованы.

– Выделите формообразующие суффиксы деепричастий совершенного вида.

– Сформулируйте правило образования деепричастий совершенного вида (от чего и с помощью чего образуются деепричастия совершенного вида)?

2. Чтение материала § 30 (с. 86).

3. Составление таблицы образования деепричастий несовершенного и совершенного вида.

IV. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 179.

I часть задания: записать деепричастия совершенного вида, образованные от данных глаголов, поставить ударение в деепричастиях – у доски (по цепочке) и в тетрадях.

II часть задания: составить (самостоятельно) два побудительных предложения, включив в них обращения. По окончании работы предложения двух-трех учеников зачитать, прокомментировать знаки препинания.

2. Словарная работа.

На доске записаны слова:

Галерея, экспресс, комбинация.

– Слова каких частей речи записаны на доске?

– Определите их лексическое значение. Каково происхождение этих слов, русское или иноязычное?

Галерея – 1) узкое крытое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон вдоль здания; 2) верхний ярус театра (устар.); 3) длинный подземный ход в военных сооружениях, при горных работах; 4) (перенос., чего). Длинный ряд, вереница. Галерея литературных типов. ² Картинная галерея – музей, помещение для выставки картин. Экспресс – поезд (пароход, автобус и т. п.), идущий с высшей скоростью и с остановками только на крупных станциях. Комбинация – 1) сочетание, взаимное расположение чего-либо. Комбинация цифр. 2) сложный замысел, система приемов для достижения чего-нибудь. Хитрая комбинация. Шахматная комбинация.

– Определите грамматическое значение этих слов.

– Запишите транскрипцию этих слов (обратить внимание на мягкий звук [р’]).

3. Выполнение упражнения 183.

– Замените причастия несовершенного вида деепричастиями несовершенного вида, а причастия совершенного вида – деепричастиями совершенного вида.

– Назовите сложные слова. Как они образованы?

– Запомните написание словарных слов: галерея, экспресс.

4. Анализ предложений (устный).

Стилистическая роль обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом. (Деепричастия выписать в столбик.)

1) Цыганок слушал музыку с тем же вниманием, как все, запустив пальцы в свои черные космы, глядя в угол и посапывая (М. Горький).

Запустив пальцы в свои черные космы, глядя в угол и посапывая, Цыганок слушал музыку с тем же вниманием, как все.

– Изменился ли смысл предложений? (Нет, так как деепричастный оборот обычно легко передвигается в пределах предложения.)

2) Приходится работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель свободной минуты.

Подходя к лесу, мне стало холодно.

– Удачно ли построены предложения?

(2-е предложение построено неудачно, так как в нем нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, то есть возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при неопределенной форме глагола.)

3) После того как Цыганок остановился на минуту, бабушка словно поплыла по полу, как по воздуху; когда она танцевала, она разводила руками, поднимала брови, глядела куда-то вдаль темными глазами.

– А вот как ту же самую фразу сказал М. Горький в повести «Детство».

Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошел вприсядку кругом бабушки, а она плыла бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами.

– Сравните предложения. Которое звучит более благозвучно?

(Второе предложение, оно более сжато в своем словарном составе, звучит энергичнее, чем первое. Такие предложения обычно носят книжный характер. Его несомненное достоинство – краткость, лаконичность, выразительность.)

– К выписанным деепричастиям подберите и запишите видовую пару, выделите в деепричастиях формообразующие суффиксы. Запишите основы глаголов, от которых образованы деепричастия.

Не имея, подходя, подскочив, разводя, подняв.

V. Подведение итогов урока.

– Как образуется деепричастный оборот?

– Какие трудности встретились вам на уроке?

& Домашнее задание: § 30 (с. 86), выучить словарные слова; упражнение 185.

Уроки 54–55
р/р. Сочинение по картине
С. Григорьева «Вратарь»

Цел и: подготовить учащихся к написанию сочинения; написать сочинение; продолжить работу по развитию творческих способностей и образного мышления учащихся; учить составлять таблицу средств связи между частями текста.

Ход уроков

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (упражнения 185).

– Как вы считаете, на какую тему подобраны предложения?

– В каких предложениях характеризуется манера нападающего атаковать футбольные ворота?

III. Подготовка к сочинению.

1. Игра «Футболист».

Звучат позывные футбольного матча.

Учитель предлагает, разделившись на две команды (девочки – мальчики), провести игру «Футболисты», в которой судья (ученик) будет вести подсчет очков-голов в ворота соперника: необходимо назвать слова, обозначающие действия (глаголы, деепричастия) футболистов.

Победитель – команда, назвавшая больше слов и словосочетаний, то есть забившая большее количество голов.

(Можно использовать материалы упражнений 185, 186, а также синонимы из рамок на с. 89.)

2. Рассматривание картины С. Григорьева «Вратарь».

– Какое настроение у вас возникает при рассматривании картины?

– Какой момент изображен на картине – завязка, развитие действия, самый острый момент (кульминация), движение к развязке или сама развязка?

– На какие детали обращает автор наше внимание? (Рассматривание фрагментов картины.)

– Напишите рассказ от имени любого из действующих лиц – от имени вратаря, одного из болельщиков, взрослого, случайно оказавшегося среди них, а может, это будет спортивный репортаж, комментируемый с места событий.

– Подумайте, в какой обстановке, почему, кому вы расскажете о состоявшемся матче.

– Как вы считаете, будет ли ваш рассказ эмоциональным?

– Что поможет сделать ваш рассказ ярким, лаконичным, выразительным? (Деепричастия, которые уже названы в игре.)

– Как вы считаете, нужно ли описывать внешность и поведение зрителей, если вы болельщик команды?

– Не забудьте описать место, где происходит матч.

– А в какое время он проходил?

– В каком стиле будет написан ваш рассказ?

– Какой тип речи вы изберете?

– Параллельная или цепная связь будет связывать ваши предложения?

– Что вы будете писать в основной части сочинения?

– А с чего можно будет начать рассказ? Чем закончить описание?

3. Коллективное составление плана сочинения (с записью в тетрадь).

4. Составление таблицы «Средства связи между частями текста».

(Из учебника Н. А. Лобановой, И. П. Слесаревой «Учебник русского языка для иностранных студентов» / под ред. В. Г. Гака. – М.: Русский язык, 1980.)

Смысловые отношения Средства связи
Следствие   Пояснение   Противопоставление   Вывод, обобщение Поэтому, в результате, значит, благодаря, в виду этого; то есть, иначе говоря, иными словами; с одной стороны, с другой стороны, однако, в отличие от, иначе; таким образом, итак, короче говоря, вообще, следовательно

6. Составление сочинения с использованием средств связи (на черновике).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.044 с.)