III. Объяснение нового материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Объяснение нового материала.



1. Орфографическая диктовка.

ПОГОНЯ

Отставая от рыси на пять-шесть прыжков, неслась стая. Вожак, высокий и широкогрудый, бежал впереди. То подкидывая задние ноги к самой груди, то разжимаясь, как пружина, и распластываясь в полете над сугробом, он мчался, распустив свой крупный и длинный хвост по ветру. Серая со светло-рыжим отливом шкура его топорщилась на загривке, стремительно перекатываясь по его узловатым и мощным мускулам.

(В. Потиевский.)

2. Беседа по вопросам.

– Найдите в тексте деепричастия.

– Укажите глаголы, обозначающие основное действие.

– Выпишите словосочетания с деепричастиями.

– Изменяются ли деепричастия по родам, числам, падежам? Спрягаются ли они?

– Какая еще самостоятельная часть речи не изменяется? (Наречие.)

– От каких глаголов образованы данные деепричастия?

– От глаголов какого вида?

– Какие признаки деепричастий постоянные? А какие – непостоянные?

3. Чтение материала § 26 (с. 77).

Признаки глагола и наречные признаки деепричастия.

– Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы?

– А деепричастия и наречия?

– Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении?

IV. Закрепление.

1. Выборочный диктант.

Из предлагаемого текста выпишите деепричастия, определите их морфологические признаки, выделите формообразующие суффиксы.

…Пароход снова бухал и дрожал, окно каюты горело, как солнце. Бабушка,  около меня, чесала волосы и морщилась, что-то

Говорила она, как-то особенно  слова, и они мягко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись,  невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым.

…До нее я как будто спал, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня,  крепкой силой для трудной жизни.

(М. Горький, «Детство».)

2. Выполните синтаксический разбор второй части последнего предложения текста.

Это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.

Указать на неизученную пунктограмму.

3. Запишите текст, подчеркните деепричастия.

Текст проецируется на экран.

Лето прощалось с землей, медлило перед разлукой, топчась на месте, ласково и внимательно озираясь вокруг. Днем было жарко, но к вечеру резко посвежело, и крупные звезды снижались к самой крыше, сверкая острым льдистым блеском. Казалось, от их дыхания холодеет воздух, зябко ежатся деревья, и травы по утрам сгибаются под матовыми дробинами грузной росы, и резные листья берез грустно шелестят, охваченные по краям вкрадчивой тишиной.

(Ф. Нестеров.)

– Найдите в тексте приемы олицетворения.

– Определите и графически покажите, к каким глаголам присоединяются деепричастия.

– Одновременно ли происходит действие глагола и деепричастия, или они идут друг за другом?

– Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.

– Разберите слово охваченные по составу, а затем – как часть речи.

– Обозначьте вид деепричастий, выделите основы и формообразующие суффиксы.

V. Подведение итогов урока.

– Назовите признаки глагола и наречия у деепричастия.

– Изменяются ли деепричастия?

– Назовите формообразующие суффиксы деепричастий, которые вам стали известны на уроке.

& Домашнее задание: § 26 (полностью), с. 77, составить тест «Третий лишний» по нахождению деепричастий и определению их морфологических признаков.

Урок 50
Деепричастный оборот.
запятые при деепричастном обороте

Цел и: познакомить учащихся с деепричастным оборотом; формировать умения находить его в тексте; обособлять, графически обозначать деепричастные обороты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа с тестами домашнего задания.

III. Объяснение новой темы.

1. На доске записано предложение.

Читая хорошие книги, мы должны зорко следить за тем, как обращается с языком тот или иной писатель. (В. Инбер.)

– Найдите деепричастие в этом предложении.

– Отметьте формообразующий суффикс.

– К какому глаголу-сказуемому относится данное деепричастие?

– Есть ли у деепричастия зависимые слова?

Выписать на доске и в тетрадях:

– Вспомните определение причастного оборота. Какой вывод можно сделать, говоря о деепричастии с зависимыми словами?

– Как на письме выделяется деепричастный оборот?

2. Чтение материала § 27 (с. 78).

3. Выполнение упражнения 162 (устно).

Указать глаголы с относящимися к ним деепричастными оборотами.

4. Конструирование предложений.

– Читая хорошие книги, мы учимся жить, познаем окружающий нас мир. Записи путешественника, ученого, писателя А. М. Пржевальского познакомят нас с Уссурийским краем.

Перепишите предложения из книги «Путешествие в Уссурийском крае», образуя от данных в скобках глаголов деепричастия; графически обозначьте деепричастия и деепричастные обороты.

1) Чуть свет я вставал и, наскоро (напиться) чаю, пускался в путь.

2) (Выбрать) где-нибудь сухой песчаный берег, я приказывал лодке причалить к нему.

3) Большими спиральными кругами начал спускаться он [орлан] из-под облаков и, (сесть) спокойно на землю, тотчас унял спор и драку между воронами, принявшись сам доедать остаток рыбы.

4) Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не (сметь) подступить к суровому царю, и только изредка урывали сзади небольшие кусочки.

5) Ночью горящие палы представляют собой великолепную картину. (Извиваться) змеею, бежит огненная струя и вдруг (встречать) массы более сухой и высокой травы, вспыхивает ярким пламенем и опять движется далее узкой лентой.

6) (Подняться) с восходом солнца и (указать) направление, по которому нужно идти, мы отправились с товарищем вперед.

5. Чтение материала учебника (с. 78) об обособлении деепричастий и деепричастных оборотов.

6. Запись в тетрадях положений, когда деепричастные обороты не обособляются.

Не обособляются, если:

1) оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания:

2) оборот представляет устойчивое сочетание:

3) однородные наречия и деепричастия с союзом и:

слушал внимательно и не прерывая говорящего.

IV. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 165.

Графически обозначьте деепричастные обороты.

2. Комментированное письмо.

Гепард вышел не спеша и сразу подошел к поёнке. Долго и жадно лакал воду, не притронувшись к мясу, не обнюхав новое помещение, улегся в самый дальний угол клетки. Мне показалось это странным. Обычно зверь прежде всего знакомится с новым местом, а этот сразу лег. Уж не болен ли он? К сожалению, мои опасения оказались не напрасны. Когда утром пришел служитель, гепард продолжал лежать на прежнем месте, а мясо так и осталось нетронутым.

(В. Чаплина.)

– Объясните постановку знаков препинания.

– Графически обозначьте деепричастные обороты.

– С какими частями речи употребляется в этом тексте частица не?

– Объясните написание не.

3. Тест (предложения взяты из материалов ЕГЭ за 2002–2003 гг.) проецируется на экран или, распечатанный, лежит перед каждым учеником.

– Выберите верные варианты постановки знаков препинания.

1) Раздетый лес (1) потемнел (2) просматриваясь насквозь.

2) Жизнь устроена так дьявольски (1) что (2) не умея ненавидеть (3) невозможно искренне любить.

3) Не стойте на месте (1) а (2) преодолевая одну трудность за другой (3) всегда стремитесь вперед.

4) То нежданно-негаданно (1) за ночь снег насыплет по щиколотку (2) глубоко и прочно ложась на стылую землю.

5) Сосна (1) погибая в схватке с бурей (2) напоминает мужественного солдата (3) павшего в атаке (4) от рук врага.

6) Любуясь на цветущую черемуху (1) сам невольно начинаешь улыбаться.

7) Старые дубы (1) отрясли жухлую ветошь (2) обнажив корявые сучья (3) раскидали желуди на загрубелую землю.

8) Птицы (1) отражаясь (2) в неподвижном зеркале воды (3) чинно идут друг за дружкой.

9) Сосна (1) обессилев от шквального ветра (2) плавно раскачивается (3) наклоняясь все ниже и ниже к земле.

4. Выполнение упражнения 166.

V. Подведение итогов урока.

– Как на письме выделяется деепричастный оборот?

– Когда деепричастные обороты не обособляются? Приведите примеры.

& Домашнее задание: § 27 (с. 77–80), упражнения 167, 168.

Урок 51
Раздельное написание не с деепричастиями

Цел и: познакомить учащихся с правилом написания не с деепричастиями; формировать умение распознавать приставку не и частицу не при деепричастии; закреплять навыки обособления деепричастий и деепричастных оборотов; учить конструировать предложения, используя деепричастные обороты.

Ход урока

I. Организационный момент.

Собрать тетради с домашним заданием на проверку.

II. Пунктуационный анализ предложения, работа со словом сиянье.

Я помню, любимая, помню сиянье твоих волос, нерадостно и нелегко мне покинуть тебя привелось. (С. Есенин.)

1. Объясните лексическое значение слова сиянье.

(Сияние – яркий свет, излучаемый или отражаемый чем-нибудь.)

2. Подберите однокоренные слова разных частей речи (сиять, сияющий, сияя).

3. Укажите переносное значение глагола сиять. Придумайте предложения с этим глаголом так, чтобы он был использован в переносном смысле.

(Сиять – блестеть, выражая какие-нибудь чувства (о глазах), или светиться радостью, счастьем, любовью (о человеке): глаза сияют; лицо сияет от радости; сиять от радости.)

4. Определите постоянные признаки глагола.

(Глагол непереходный, несовершенного вида, I спряжения.)

5. Образуйте от этого глагола деепричастие, прибавьте к нему зависимые слова.

6. Придумайте с деепричастным оборотом предложение по схеме:

I вариант             II вариант      III вариант

Запишите его.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.017 с.)