III. Повторное чтение учителем текста (по абзацам). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Повторное чтение учителем текста (по абзацам).



Учащиеся самостоятельно составляют план.

IV. Работа по тексту. Проверка составленного плана.

1) Вид из окна.

2) Дорога к Рудому Яру:

– просека;

– березовое грибное мелколесье;

– поломанный мост над заросшей речкой;

– корабельный бор.

3) Это место – наилучшее выражение русской природы.

4) Чем поразил свет:

– прямые потоки делали выпуклыми и кудрявыми вершины леса;

– косые лучи мягко золотили стволы сосен;

– снизу голубоватый свет от озера освещал заросли ив и ольхи;

– край обласкан светом.

Вопросы по тексту:

– Какие средства художественной выразительности вам встретились в тексте?

– Каков тип речи текста?

– Какие еще типы речи вам известны?

– Как строится рассуждение?

Запись на доске:

1. Тезис.

2. Доказательство тезиса.

3. Вывод.

– А что вы увидели в свое окошко? (Чтение мини-сочинений – домашнее задание.)

V. Чтение текста учителем в третий раз.

VI. Работа учащихся в черновиках.

Изложение текста о Чайковском с элементами сочинения «Какую роль играет русская природа в жизни и творчестве Чайковского, какое влияние природа оказывает на меня».

VII. Завершение работы учащихся: проверка черновиков, запись в тетради.

& Домашнее задание: повторить правописание н и нн в прилагательных и причастиях, подготовить сигнальные карточки.

Урок 77
одна и две буквы н в наречиях на и

Цел и: познакомить учащихся с написанием н и нн в наречиях на и ; повторить правописание н и нн в прилагательных и причастиях; учить конструировать предложения с одинаково звучащими причастиями и наречиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа с сигнальными карточками (- н - и - нн - в прилагательных и причастиях):

  1) И вот в тума..ой вышине

запели птички.

  2) И я был страшен в этот миг;

        как барс пусты..ый, зол и дик.

  3) Озарена его лучом,

покрыта мохом и песком,

непроницаемой стеной

окруже..а, передо мной

была поляна.

  4) …Жизнь моя

Без этих трех блаже..ых дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

  5) Я знал одной лишь думы власть,

одну – но пламе..ую страсть.

  6) Я никому не мог сказать

Свяще..ых слов «отец» и «мать».

  7) …Угрюм и одинок,

Грозою сорва..ый листок,

Я вырос в сумрачных стенах,

Душой дитя, судьбой монах.

  8) Знай, этот пламень с ю..ых дней,

Таяся, жил в груди моей.

– Из какого произведения эти строки и кто автор?

(М. Ю. Лермонтов. «Мцыри».)

– Как же в сомнительных случаях отличить причастие от прилагательного?

2. Сравнительный анализ прилагательных и причастий.

– Вывешивается инструкция.

1) Встретив слово с неясным написанием, определи, от какой части речи оно образовано.

2) Если слово образовано от существительного, то это прилагательное.

· Прилагательные, образованные с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -ин-. (Исключение: стеклянный, деревянный, оловянный пишутся с н.)

· Прилагательные, образованные с помощью суффиксов -енн-, -онн-, а также н при основе, заканчивающейся на н, пишутся с нн.

(Исключение: ветреный.)

3) Если слово образовано от глагола, то это либо причастие, либо прилагательное.

Это причастие:

· если оно имеет приставку; пишется с нн;

· если оно имеет зависимое слово, пишется с нн;

· если оно образовано от глагола совершенного вида; пишется с нн;

· если глагол, от которого оно образовано, имел суффиксы -ова-, - ева -, - ирова -, пишется с нн;

· если это слова-исключения: смышленый, названый (брат), посаженый (отец), – пишутся с н.

Это прилагательное:

· если это слова-исключения (желанный, нежданный, негаданный), пишутся с нн;

· если слово не имеет ни приставки, ни зависимого слова, ни совершенного вида, ни названных суффиксов, пишется с н.

4) Если это краткое прилагательное, в нем пишется столько же н, сколько и в полном.

5) Если это краткое причастие, в нем пишется н.

3. Выборочный диктант.

Из предлагаемых пословиц выпишите в два столбика прилагательные и причастия.

н                       нн

– Ошпаре..ый петух от дождя убегает.

– В ветре..ый день муку не продают.

– И в мыши..ую нору проникает луч света.

– Подкоше..ая трава и в поле сохнет.

– Подстреле..ая птица далеко не летит.

– Всегда имей свое сердце расположе..ым к добру, а дух мужестве..ый.

– Испуга..ый зверь далеко бежит.

– Конь вырвется – догонишь, а слова сказа..ого не воротишь.

– К дому друга дорога никогда не бывает дли..ой.

– Согласие крепче каме..ых стен.

– Не видит неуч собстве..ой вины, грехи ж друзей давно им сочте..ы.

– С умом задума..о, да без ума сдела..о.

– Бездомной собаке лучше, чем связа..ому льву.

– Только тот человек це..ый, кто смолоду работать привык.

– Овся..ая каша сама себя хвалит, а гречневую – люди.

– Сильным ударом и шерстя..ой кол в землю вгонишь.

– Оси..ое гнездо не трогай.

Отгадай загадки:

– Скруче..ый, связа..ый по хате скачет. (Веник.)

– Птичка-невеличка: носик стальной, а хвостик льняной. (Иголка с ниткой.)

– Сам маленький, а шубка деревянная. (Орех.)

III. Объяснение новой темы.

1. Запись на доске:

– Слова каких частей речи записаны в левом столбике? А в правом?

– Каким способом образованы наречия?

– От чего зависит написание н и нн в этих наречиях?

2. Чтение материала учебника на с. 108.

3. Составление предложений с парами слов:

обижено – обиженно;

организовано – организованно;

обосновано – обоснованно.

– Почему одинаково звучащие слова пишутся по-разному: н и нн?

(Это разные части речи.)

– На какой вопрос отвечают слова с одной - н -?

(Каково? Обижено, организовано, обосновано ® это краткое причастие; в предложении зависит от существительного, является сказуемым.)

– Какой частью речи являются слова с - нн -? На какой вопрос отвечают? Каким членом предложения являются?

(Как? Каким образом? ® это наречие, вопрос задается от глагола; в предложении является обстоятельством.)

IV. Закрепление темы.

1. Запишите под диктовку словосочетания (в столбик):

Туманное утро – туманно

жареная рыба

башенный кран

взволнованная речь – взволнованно

неожиданное известие – неожиданно

глиняный кувшин

пустынный переулок – пустынно

оловянный солдатик

объективный выбор – объективно

серебряный кубок

– Образуйте от прилагательных наречия. Подчеркните изучаемую орфограмму.

– От каких слов нельзя образовать наречия? Почему?

2. Выполнение упражнения 234 (самостоятельно).

3. Выполнение упражнения 235 (комментированное письмо).

V. Подведение итогов урока.

– От чего зависит выбор н и нн в наречиях на - о и - е?

– Как отличить в предложении краткое причастие от наречия?

& Домашнее задание: выучить правило (орф. 59) § 38; упр. 236; индивидуальные задания: трое учащихся подготавливают «немой» диктант – описание трудового процесса.

Урок 78
р/р. ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ

Цел и: познакомить учащихся с ролью текстов-описаний действий в речи и ролью наречий в этих текстах; научить составлять текст с описанием действия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Рабочие тетради собрать на проверку.

II. Работа по вопросам.

– Какие типы речи вы знаете?

– Как строится текст-описание?

– Какие виды текстов-описаний вам известны? (Описание предметов, интерьера, животных, внешности человека.)

– Слова какой части речи преобладают в описании действий? (Глаголы.)

– Нужны ли нам для составления такого текста наречия? Почему?

III. Объявление темы урока.

1. Запись на доске:

                Описание действия:

      1 Последовательность в описании.

      2. Точность в описании.

      3. Использование глаголов и наречий.

Слово учителя.

Обычно текст о каком-либо трудовом процессе строится по типовой схеме:

– подготовка к работе;

– работа;

– оценка ее результатов.

Описание действий должно быть последовательным, точным, с использованием глаголов и наречий.

(Учитель обращает внимание учащихся на запись на доске.)

Однако каждый конкретный текст может быть построен не в строгом соответствии с типовой схемой, а по своему, индивидуальному, плану. Например, в одной газетной статье о дымковской игрушке сначала давалась высочайшая оценка «веселой дымке», а потом описывался процесс ее изготовления.

Необходимо заметить, что при описании действий немалых усилий автора требуют поиски (в интересах благозвучия речи) разных способов обозначения одного и того же действующего лица: ведь действия в таких текстах обычно соотносятся с одним и тем же лицом; в 1-м предложении это действующее лицо названо, а в последующих может только подразумеваться.

Вот пример из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик»:

«Он [папа Карло] зажег лампу, взял ножницы, клей и обрывки цветной бумаги. Вырезал и склеил курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки. Смастерил туфли из старого голенища и шапочку – колпачок с кисточкой – из старого носка.

Все это надел на Буратино:

– Носи на здоровье!»

2. «Немой» диктант – мини-репортаж.

Организация «немого» диктанта: накануне урока отдельные учащиеся по заданию учителя «разучивают», репетируют определенные действия, например: опыт по физике, оформление чертежа или рисунка на классной доске или на листе бумаги, выжигание по дереву; вышивание, вязание и т. п.

На уроке подготовившиеся таким образом учащиеся демонстрируют отрепетированные действия (сначала в обычном темпе, потом в замедленном); все остальные внимательно наблюдают за ними, потом записывают.

P. S. Демонстрировать действия могут не только ученики, но и специально для этого приглашенные взрослые: родители, учителя физики, черчения, технологии и т. п.

V. Закрепление темы.

1. Выполнение упражнения 237.

1) Чтение текста.

2) Беседа по вопросам.

– Докажите, что перед нами текст-описание.

– Как выглядит герой при подготовке к действию?

– Что он делает сначала? Потом? Составьте цепочку действий, выполненных плотником Федором.

– Какие глаголы и наречия помогают составить эту цепочку?

– А какие наречия помогали бы составить, передать характер человека, совершающего действия? (Изящно, лениво, небрежно, осторожно, стремительно, легко.)

– Сравните текст упражнения с записью на доске. Соблюдаются ли условия текста – описания действия в упражнении?

– Какую роль играют наречия в тексте? Почему они необходимы? (Наречия нужны, чтобы более точно, выразительно охарактеризовать действия.)

2. Корректура текста (упр. 238).

– Устраните недочеты в тексте.

– Составьте цепочку действий по своим наблюдениям о работе мамы (папы, бабушки, дедушки).

V. Подведение итогов урока.

– Какую роль в сочинении – описании действий играют наречия?

– Назовите типовую схему сочинения – описания действий.

& Домашнее задание: упражнение 240 – напишите сочинение о труде в стенгазету, в рубрику «Учимся работать» (репортаж, интервью), используя вопросы и задания упражнения 239.

Урок 79
буквы о и е после шипящих
на конце наречий

Цел и: познакомить учащихся с условиями написания о и е после шипящих на конце наречий; повторить написание о и е после шипящих в разных частях слова; (р/р) рецензия работы товарища.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чтение двух–трех работ (домашнее сочинение), рецензирование сочинений по плану:

1. Какова главная мысль сочинения?

2. В какой форме сочинение написано? (Репортаж, интервью и т. д.)

3. Соответствует ли сочинение теме?

4. Составлено ли сочинение в определенной последовательности?

5. Какие средства художественной выразительности использовал автор? Насколько сочинение эмоционально, ярко, интересно?

III. Объяснение новой темы.

1. Орфографическая диктовка.

Жесткий диван, искусственный шелк, чугунная решетка, купить по дешевке, спелый крыжовник, тяжелый ожог, отправиться за багажом, идти с ношей, забавная собачонка, смешной медвежонок, вооруженное восстание, печеные яблоки, склониться над колодцем, холщовый мешок.

– Объясните свой выбор написания о и е после шипящих. Вспомните правила.

· Во многих корнях слов под ударением после шипящих произносится о, а пишется е: шёлк, дешёвый.

· Под ударением после шипящих произносится и пишется о:

– в окончаниях существительных и прилагательных: плащом, большой;

– в суффиксах существительных и прилагательных: медвежонок, холщовый;

– в остальных случаях под ударением после шипящих пишется е (ё):

– в окончаниях глаголов: печёшь, жжёт;

– в суффиксах страдательных причастий: вооружённый.

2. Индивидуальные задания по карточке (на доске).

1) От (хороший) братца можно ума набра..ся.

2) (Большой) кораблю (большой) плаванье.

3) В (колючий) кустарник (не) спрячеш..ся.

4) Маленькое дело лучше (большой) безделья.

5) Горе в (чужая) земле без..языкому.

– Прилагательные, данные в скобках, употребите в нужной форме, обозначая условия выбора букв о и е в окончаниях.

– Укажите слова с разделительными ъ и ь.

3. Образуйте от прилагательных хороший, блестящий, певучий, горячий наречия, поставьте в них ударения.

Хороший –

Блестящий –  и т. д.

– В какой части слова находится изучаемая нами орфограмма?

– Сформулируйте правило написания о и е после шипящих на конце наречий.

4. Сравните свой вывод с материалом учебника на с. 113.

5. Выпишите слово-исключение ещё в словарь.

IV. Закрепление темы.

1. Выполнение упражнения 241 (устно): составить со словами предложения; наиболее интересное предложение с разными синтаксическими конструкциями записать в тетрадь и на доске, сделать его синтаксический разбор.

2. Объяснительный диктант.

Нижние бревна у мельницы подгнили, и ж..лоб, в который теч..т из пруда вода, накренился (Телешов). Свеж..е и ж..стче становился ветер (Гоголь). Мы бросаем в землю ж..лудь – выр..стает2 дуб (Тимирязев). В тайге ш..л точно ш..рох и т..инственный ш..пот (Короленко). В больш..м зале танц..вали мазурку (Н. Островский). Мальч..нка был без шапки, с холщ..вой сумкой через плеч.. (Бунин). Он искал беседы людей с ж..лчным, озлобленным умом, с ожесточ..нным сердц..м (Гончаров). Собака угрожающ.. зарычала. Он говорил горяч.., страстно. Канал уже облиц..вывался2 каменными плитами (Паустовский).

– Укажите ударение в словах, в которых пропущены буквы о и е после шипящих и ц, обозначьте те части слова, в которых есть буквы о и е после шипящих; выделенные слова разберите по составу.

3. Исправление ошибок.

Слово учителя.

Вы – корректоры. И сейчас мы займемся корректурой, то есть исправим ошибки на оттиске типографского набора.

Лексическая работа.

Корректор – работник издательства, типографии, газеты.

Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора, а также сам оттиск.

Двое учеников работают у доски.

1) Пунцовая ленточька, словно пламень, светилась в ее волосах (Чехов). Пришол доктор, перевезал мне ожёг (М. Горький). Под ногой Кондратия хруснул сучок (А. Н. Толстой). Окна во флигиле были загороженны деревяною решоткою, двери заперались замками (Пушкин). Слушатели попросили ее ещо раз сиграть этот вальс. В комнате было свежо, пахло серенью и пионами.

2) Продажой, верблюжонок, сожжонный, овражок, лишён, волнующи, жжешь, ожёг руку, ожёг плеча, ещо, ручонка, блестяще, тушонка, неуклюжо, грушой, свечёй, сбережонный, на свежом воздухе, горячо.

V. Подведение итогов урока.

– Какая гласная: о или е – пишется на конце наречий после шипящих под ударением?

– А какая гласная: о или е – пишется в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных в безударном положении после шипящих и ц?

& Домашнее задание: выучить правило (орф. 60), упр. 243.

Уроки 80–81
буквы о и а на конце наречий

Цел и: познакомить учащихся с выбором нужного суффикса в наречиях с приставками из-, до-, с-; повторить правописание о и е после шипящих в различных частях речи; провести словарную работу; повторить различные виды разбора.

Ход урока 81

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Один ученик выполняет на доске упражнение 242, заполняя таблицу словами из упражнения 243.

Второй ученик на доске заполняет таблицу собственными примерами:

О и Е (Ё) после шипящих

  В суффиксах Исключения
Причастий 1) 3) 2) 4)  
Наречий 1) 3) 2) 4)  

По цепочке учащиеся комментируют условия выбора букв о – е после шипящих в упражнении 243.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.071 с.)