IV. Работа с текстом, спроецированным на экран. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Работа с текстом, спроецированным на экран.



1. Чтение текста учителем.

Многие считают: если человек честно и добросовестно работает, хорошо учится, достаточно прилично ведет себя в общении с окружающими, то значит, он обязательно добрый. По крайней мере, упрекать его не за что. Всем бы, дескать, такие качества иметь.

Что ж, рациональное зерно в таком утверждении есть. Но ведь вдобавок ко всему очень важно обязательно выяснить: с какой все-таки духовной нагрузкой живет и трудится человек, чем увлекается, о чем мечтает.

В наше время недостаточно быть тружеником вообще, надо обладать еще и развитым душевным трудолюбием. Именно человек трудолюбивой души, замечает Чингиз Айтматов, будет задавать себе вопросы, на которые у другого всегда есть готовый ответ.

Человек трудолюбивой души, по крупицам обретающий свое духовное богатство, глубоко убежден, что каждый его сегодняшний поступок, большой или малый, не пропадает бесследно, не уходит безвозвратно. Все медленно, но верно прессуется в судьбу, в доброе имя.

Доброта человека – это не есть нечто такое, что лежит в нем мертвым грузом. Грош цена человеку эрудированному, развитому интеллектуально, который боится даже пальцем пошевелить ради блага других, а то еще и посматривает на этих «других» свысока, бурно реагирует на их нечаянные оплошности.

Доброта должна обязательно «работать», находиться в постоянном действии. Только тогда и можно избежать духовного и нравственного застоя, на деле, а не на словах доказать свою приверженность добру.

(П. Н. Савостенок.)

– Какое же лексическое значение слов добрый, доброта дает нам словарь Ожегова?

(Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Добрый – 1) делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества; 2) несущий благо, добро, благополучие.)

– О каком человеке говорят добрый малый?

(Хороший человек, но без всяких ярких достоинств.)

– А что значит выражение люди доброй воли?

(Честные, прямые люди, искренне стремящиеся к миру, к благу своего народа.)

– Составьте словосочетания со словом добрый.

(Будьте добры – форма вежливого обращения с просьбой.

Доброго здоровья – приветствие при прощании с пожеланием благополучия.

В добрый час – пожелание удачи.

В добрый путь – пожелание отъезжающему, также (переносное) пожелание успеха в каком-нибудь начинании.

Добрый (день, вечер), доброе утро – приветствие при встрече.

По доброй воле – по собственному желанию.

Чего доброго (разг.) – возможно, пожалуй (при ожидании неприятности).

– Посмотрите текст еще раз и выпишите ключевые фразы в тетрадь.

– Можно ли утверждать, что человек, «прилично ведущий себя в обществе», обязательно добрый?

– Согласны ли вы с тем, что каждый ваш хороший поступок «медленно, но верно прессуется в доброе имя»?

– Что же такое доброта человека?

– Бескорыстно ли добро?

– Как вы считаете, являются ли слова добрый и хороший синонимами?

– Обратитесь еще раз к тексту и разберите по плану:

а) тема текста;

б) микротемы;

в) средства связи;

г) ключевые слова;

д) тип текста;

е) стиль текста.

– Найдите наречия, выпишите их из текста, определите смысловые группы.

– Укажите способ образования наречий, употребленных в тексте.

& Домашнее задание: напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Доброта – величайшее качество души».

Уроки 71–72
слитное и раздельное написание не
с наречиями на и - е

Цел и: познакомить учащихся со слитным и раздельным написанием не с наречиями на - о и - е; повторить слитное и раздельное написание не с прилагательными; формировать навык написания не с наречием.

Ход урока 71

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Прочитать два-три сочинения, затем собрать тетради на проверку.

III. Объяснение новой темы.

1. Чтение текста, записанного на доске.

О ЧАСТИЦЕ И ПРИСТАВКЕ НЕ

Жизнь частицы Не очень (не)легка. Она постоянно должна отстаивать свою (не)зависимость. Каждый так и норовит заставить ее потерять индивидуальность, сделать ее слабой и (не)счастной. Так и стремится занять ее гордое место. Кто такой каждый? И прилагательное, и существительное, и даже благородный глагол. А что себе позволяют приставки! Они хотят занять ее место, и тогда, мол, школьники вздохнут свободно, зная, что все слова пишутся слитно: не только негодный и нелепый, но и невысокий и неожиданный.

Долго грустила частица, а потом решила поговорить со своими (не)вольными (не)приятелями. Собрала их всех вместе и сказала:

– Ну что вы всегда так (не)довольны мной? Моя (не)легкая профессиональная жизнь из-за вас стала совсем (не)стерпимой. Посмотрите, ведь только с глаголом я и пишусь, как правило, раздельно, да и то приставка вытесняет меня постоянно. А вы, существительные и прилагательные, вам просто стыдно жаловаться: я совсем (не)богата союзом с вами. Только союз а меня и выручает.

Но приставка Не - (не)твердым голосом проговорила:

– Ладно уж, (не)прибедняйся! Тебе ведь помогают слова совсем, вовсе, отнюдь, если они обращены к прилагательным и усиливают твое отрицание! Я согласна мириться, если ученики запомнят все эти жуткие правила о тебе.

На том и порешили.

(Пока учитель или подготовленный ученик читают сказку, другой ученик составляет таблицу слитного и раздельного написания не - с прилагательными и существительными.)

2. Проверка таблицы (дописать слова из сказки в нужную графу).

Слитно Раздельно
1) без не не употребляется (нелепый); 2) можно заменить синонимом без НЕ (неискренний – фальшивый) 1) есть противопоставление с союзом а (не хороший, а плохой); 2) имеет пояснительные слова с НИ и слова далеко, вовсе, совсем, отнюдь

3. Знакомство с материалом учебника на с. 104.

– Что вы узнали нового из прочитанного?

– Допишите в таблицу примеры с наречиями.

– Обратите внимание на написание наречия не по-товарищески.

– Почему не написано раздельно?

(Правило касается только наречий, заканчивающихся на или на -е.)

IV. Закрепление темы.

1. Выполнение упражнения 219 (устно).

2. Обучающий диктант.

ОДНО ИЗ СЕМИ ЧУДЕС СВЕТА

Александрийский маяк изумлял и даже устрашал своей небывалой, неправдоподобной высотой. Его немыслимая колоссальность особенно ощущалась, если стоять недалеко от него. Необыкновенно красив маяк был с моря. Казалось, что он вырастает прямо из моря и неудержимо рвется ввысь. Маяк был так высок, что не всякая птица могла подняться до его верха. В ненастье маяк уходил в туманную высь и верх его исчезал, растворившись в непроглядной тьме. Маяк был не только неописуемо высок, но и необыкновенно прочен. Самые свирепые ураганы и штормы были ему нипочем.

(По А. Домашневу, Т. Дроздовой.)

– Обозначьте орфограммы «Не с наречиями» и «Не с прилагательными».

– Каким способом образованы наречия с не?

– Подберите к данным наречиям синонимы с не.

Свободно (непринужденно), случайно (нечаянно), обязательно (непременно), постоянно (непрерывно), скрытно (незаметно), робко (неуверенно), бесцеремонно (нескромно), оригинально (необычно), быстро (немедленно).

– Составьте с подобранными синонимами-наречиями предложения.

Наиболее удачное интересное предложение запишите, выполните синтаксический разбор.

4. Выполнение упражнения 220 (работа на доске).

Приведите примеры слов, состав которых соответствует указанным схемам.

5. Работа по карточкам.

Карточка 1.

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы.

(Не)выполне(н,нн)ое поручение; задание (не)выполнено; (не)израсходова(н,нн)ые материалы; (не)прочита(н,нн)ая книга; (не)сдела(н,нн)ые вовремя уроки; вовсе (не)интересно; сделать (не)мало; никому (не)известный актер; осе(н,нн)яя непогода; книга (не)большая, но интересная; материал (не)дорогой, а красивый; (не)ожида(н,нн)ые последствия; (не)ряшливо одетый человек; вовсе (не)интересный собеседник; идти (не)уклюже; говорил (не)торопливо.

Карточка 2.

Спишите, раскрывая скобки. Объясните графически написания не.

Кто станет завидовать чужому счастью, тот сам сделается (не)счастным. Лентяй всем (не)навистен. (Не)спеши языком, а спеши делом. (Не)доброе слово больнее огня жжет. (Не)ясная речь – это мутное зеркало. В (не)дружной семье добра (не)бывает. Правда (не)живет рядом с (не)правдой. Кто (ни)чего (не)делает, тому всегда (не)когда. Друзья в (не)счастье познаются. Сытому и жир (не)вкусен, проголодаешься – и вода сладка. Что (не)складно, то и (не)ладно. Умное слово (не)тяжело, а легко. Легко сказать, да (не)легко доказать.

(Пословицы.)

6. Выполнение упражнения 221 (самостоятельно).

V. Подведение итогов урока.

– Что нового вы узнали о слитном и раздельном написании не с наречиями?

– Что общего у правописания наречий с не и прилагательных с не?

& Домашнее задание: выучить правило; упражнения 222.

Ход урока 72

I. Организационный момент.

II. Взаимопроверка домашнего задания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.018 с.)