VI. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Подведение итогов урока.



– Когда в отрицательных наречиях пишется ни-, когда не-?

& Домашнее задание: правило на с. 106 выучить, упражнение 229 (письменно).

Ход урока 74

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка упражнения 229 (объяснить условия выбора не- и ни- в отрицательных наречиях).

III. Закрепление темы.

1. Выборочный диктант.

Выписать словосочетания с ни и не, графически объяснив их выбор.

«Мне кажется, нам не о чем с вами говорить», – твердо сказала Даша. Поджав губы, Иван Ильич кивнул. Ему нечем было дышать (А. Н. Толстой). Незнакомец, когда его разглядели, оказался человеком лет тридцати, некрасивым собой и ничем не примечательным (А. П. Чехов). За окном горел, никак не мог погаснуть неяркий свет (К. Г. Паустовский). Изба была никуда не годна (А. Н. Толстой). Никогда не испытанные чувства овладели мною (М. Исаковский). Загудели, заиграли провода: мы такого не видали никогда. Я не знаю, чрез какие реки, по каким пройду еще местам, только знаю, что тебя навеки никому в обиду я не дам (М. Исаковский). Их нигде не было. Ничем не нарушаемой тишиной, нетронутостью природы привлекала меня Чуна… (Н. Соколов-Микитов). Я нигде никогда не скучаю…

2. Синтаксический разбор предложения.

Потрескивает огонь в очаге, слож..ном из камней, и (н..)что так (н..)приятно, как уха, слегка пахн..щая дымком.

3. Тестирование.

Определите «третье лишнее» слово и выпишите его в тетрадь:

1) ни с кем, ничто, нипочем;

2) ничуть, никак, никто;

3) несколько, нисколько, никто;

4) неоткуда, никого, незачем;

5) никуда, ни при чем, ни с чем;

6) никак, нимало, нечего;

7) некуда, некто, немного.

4. Сравнительный анализ предложений (запись на доске).

1) Я отдохну немного, и все пройдет (И.С. Тургенев).

2) Немного лиц мне память сохранила (А.С. Пушкин).

– Подчеркните грамматические основы.

– Каким членом предложения является слово немного в первом предложении? А во втором?

– Какими частями речи является это слово в зависимости от контекста?

(В 1-м – наречие, в значении чуть-чуть;

во 2-м – числительное, в значении неопределенное количество.)

– Разберите эти слова по составу. Отличаются ли разборы?

5. Восстановление текста (текст проецируется на экран).

Если сказать, что окно – это глаз, вам будет (ни)чуть (не)понятно. А если так: окошко – это око. Совсем … дело!

Окно и око – (не)сомне(н,нн)о родстве(н,нн)ые …. Многое мы вид..ли из …. Если оно смотр..т на в..сток – новый … зарождается в наших глазах. На юг – со..нце ст..ит в зените. На запад – земля отход..т ко ….

А куда смотр..т ваши окна? Мои окна – на с..седнее село, мою родину.

(Ф. Нестеров.)

– Восстановите текст.

– Определите основную мысль текста.

– Согласны ли вы с мнением автора, что окно и око – родственные слова? Почему?

– На какие правила встретились вам в данном тексте слова?

IV. Подведение итогов урока.

– Расскажите о правописании не- и ни- в отрицательных наречиях.

& Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Вид из окна», используя наречия.

Уроки 75–76
изложение с элементами сочинения

Цел и: учить писать изложение, вырабатывать умение рассуждать, выделяя в тексте главное; формировать умение выстраивать текст-рассуждение; повторить орфограммы, изученные ранее.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чтение текста учителем.

Чайковский проснулся рано и несколько минут не двигался, прислушиваясь к перезвону лесных жаворонков. Даже не глядя в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени.

На соседней сосне куковала кукушка. Он встал, подошел к окну.

Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в веселую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром.

Сама дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой, в сырой гостинице в Риме, он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветет розовый иван-чай, потом березовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост над заросшей речкой и – вверх, в корабельный бор.

Он вспоминал этот путь, и у него тяжело билось сердце. Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы. Он знал, что сегодня, побывав там, вернется – и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельется через край и хлынет потоком звуков.

Так и случилось. Он долго простоял на обрыве Рудого Яра. С зарослей липы и бересклета капала роса. Столько сырого блеска было вокруг, что он невольно прищурил глаза.

Но больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Он вглядывался в него, видел все новые пласты света, падавшие на знакомые леса. Как только он раньше не замечал этого?

С неба свет лился прямыми потоками, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса, видимого сверху, с обрыва.

На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого золотистого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки, освещенной сзади свечой. И с необыкновенной в то утро зоркостью он заметил, что сосновые стволы тоже отбрасывают свет на подлесок и траву – очень слабый, но такого же золотистого, розоватого тона.

Знакомый край был весь обласкан, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние, когда кажется, что вот-вот случится что-то необыкновенное, похожее на чудо. Он испытывал это состояние и раньше. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль. Чайковский быстро пошел к дому.

(К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы».)

2. Беседа по вопросам.

– Как вы думаете, какую роль играла русская природа в жизни и творчестве Чайковского? Какое настроение вызывала она (природа) у композитора?

– Определите главную мысль текста.

– На сколько абзацев можно разделить текст?

– Сколько микротем в тексте?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.006 с.)