III. Повторение изученного о прилагательном. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Повторение изученного о прилагательном.



1. Блицопрос.

1) Сколько существует степеней сравнения?

а) одна;

б) две;

в) три.

2) Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

а) притяжательные;

б) качественные;

в) относительные.

3) Сложная (составная) превосходная степень образуется с помощью слов:

а) самый, наиболее, наименее;

б) более;

в) менее.

4) Составная сравнительная степень образуется с помощью слов:

а) более, менее;

б) самый;

в) наиболее, наименее.

5) Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов:

а) -ее, -е;

б) -ше;

в) -ейш-, -айш-.

6) Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:

а) -ейш-;

б) -айш-;

в) -ее, -е, -ше.

2. Задание 2 (разной степени сложности).

1) Сравни предметы и учеников по заданному признаку, составив предложения:

а) Лед и вода; платина и золото; молоко и сливки – сравнение по весу;

б) Юпитер и Земля, океан и море – по величине;

в) Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав – по длине;

г) Сириус и Полярная звезда – по яркости;

д) Пес и Кот, ученик и Кот – по уму;

е) Саша и Дима, Юля и Аня – по вредности.

2) Найди признак, по которому различаются данные предметы. Сравни их, составь предложения, запиши.

Гранит и алмаз; месяц и неделя; когорта и легион; Гималаи и Памир; газета и журнал; золото и серебро; скорый и пассажирский; Кот и Пес, учитель и ученик.

Я думаю, мальчики знают, что означают эти слова, так что эта справка – для девочек.

Путешествие по страницам словаря.

Запись на доске:

Легиoн (лат.) – основная организационная и тактическая единица в Древнем Риме.

Когoрта (лат.) – тактическая единица древнеримской пехоты, десятая часть легиона.

(Словарь иностранных слов под редакцией И. Лехина.)

3. Найди прилагательное в форме сравнительной степени, а в тетрадь запиши это прилагательное в форме превосходной степени, графически обозначь превосходную степень.

Доброе братство сильнее богатства. Утро вечера мудренее. Исход боя решает не тот, кто сильнее, а тот, кто хитрее. Молчи, или пусть твои слова будут ценнее молчания. Не гляди на себя, есть много умнее тебя. Упасть и сильный человек может, но кто встанет, тот сильнее. Человеческое слово стрелы острее. Чем больше науки, тем умнее руки. Из двух зол выбирай меньшее. Неприятную истину часто важнее знать.

(В тетрадях учащихся должна появиться такая запись: сильнее – сильнейший, самый сильный; мудрее – мудрейший, самый мудрый и т. д.)

4. Устное задание. Найдите формы неправильного образования степеней сравнения. (Материал взят из книги А. Т. Арсирия «Занимательные материалы». – М.: Просвещение, 1995.)

Младше, дальше, горше, красивше, тоньше, длиньше, меньше.

Звонче, прямее, хужее, гибче, туже, поплоше, ниже, слаже, повыше, получше, покрасивее, послабже.

Более высокий, более строгий, более легче, самый наименьший, очень больнее, шибко страшнее, самый красивший.

IV. Объяснение новой темы.

1. Чтение материала учебника, § 34 (с. 100).

2. Составление таблицы (схемы) об образовании сравнительной и превосходной степени наречий (на доске и в тетрадях).

3. Беседа по вопросам.

– От прилагательных какого разряда образуются степени сравнения наречий?

– Сколько степеней сравнения имеют наречия?

– Какие две формы имеет сравнительная степень наречий?

– Как образуется составная форма превосходной степени наречий?

V. Закрепление темы.

1. Выполнение упражнения 212 (по цепочке).

– Образуйте от данных наречий формы простой сравнительной степени.

– Дайте лексическое толкование наречия необузданно.

(Необузданный – тот, которого нельзя сдержать, утихомирить.)

– Прочитайте синонимы в рамке к слову необузданно и составьте из них два-три предложения.

2. Выполнение упражнения 213.

– Спишите, графически покажите способ образования наречий в форме сравнительной степени.

– Произведите синтаксический разбор предложения:

Уже темнело небо, предвещая вечер.

– Выполните морфологический разбор и разбор по составу причастия истомленных.

3. Индивидуальная работа (по карточкам).

– Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

– Подчеркните прилагательные и наречия в форме сравнительной степени как члены предложения.

Что лучше: кусоч..к яблоч(?)ка или свеж..нький пирож..к? Что больше: пятерка по диктанту или десяток выуче(н, нн)ых параграфов? Что нужнее: с(?)едобный кореш..к проросший в земле или кармаш..к наполне(н,нн)ый монетками? Что главнее: друж..к живущий рядом или модный башмачок? думал Пес.

И вдруг он увидел береж..к с тихой реч..нкой. Там, на зеленой травке, где р..сли желтые одуван(?)чики, сидел Кот и мечтал о встреч.. с мыш..нком. Он давно хотел выучить мыши(н, нн)ый язык, чтобы еще лучше разбираться в законах и правилах русского языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.005 с.)