III. Сообщение темы и цели урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Сообщение темы и цели урока.



1. Самостоятельное чтение, изучение материала § 55 (с. 149).

2. В чем отличие простых союзов от составных?

3. Определите, какой это союз.

1) На дворе была уже осень,  погода стояла тихая, теплая.

2) Ветер  стихал, поднимался с новой силой.

3) Первыми тронулись болотные птицы,  болота уже начали замерзать.

4) Многие ребята нашего класса побывали  в Крыму,  на Кавказе.

5) Я беспокоюсь  о себе,  о сестре.

6) После уроков ты найдешь меня  в классе,  в буфете.

IV. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 318 (устно).

Укажите простые и составные союзы.

2. Синтаксический разбор предложения.

Лучи солнца ярко освещают бор, и где-то вдали между стволами едва синеет легкий туман (Г. Скребицкий).

– Дайте характеристику союза.

– Образуйте все возможные отглагольные формы от слова синеет.

3. Выполнение упражнения 320.

Чтение текста учителем.

– Какова стилистическая принадлежность данного текста?

– Составьте план.

– Выделите ключевые слова. Перескажите.

4. П о д г о т о в к а к написанию сочинения.

– В книге «О преподавании отечественного языка» Ф. И. Буслаев писал: «Родной язык так сросся с жизнью каждого, что учить оному, значит вместе и развивать духовные способности учащегося». Объясните, как вы понимаете это высказывание ученого.

– Напишите небольшое рассуждение по данному вопросу. А что значит рассуждение? (Рассуждение – умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.)

– Составьте план своего рассуждения.

– Выделите в своем сочинении союзы, заключив их в овал.

5. Чтение работ учащихся.

V. Подведение итогов урока.

– Чем отличаются простые союзы от составных?

& Домашнее задание: подберите из художественных текстов и запишите десять сложных предложений с составными союзами; подчеркните в этих предложениях грамматические основы.

Урок 117
сочинительные
и подчинительные союзы

Цел и: познакомить учащихся с сочинительными и подчинительными союзами; учить различать их в предложении; объяснить, для чего используется в предложении парцелляция; продолжить работу по конструированию предложений и словосочетаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение подобранных из художественных произведений предложений с подчинительными союзами.

III. Объяснение новой темы.

1. Чтение материала учебника о подчинительных союзах (с. 149).

– Как называются подобранные вами предложения с подчинительными союзами?

– Составление схем, когда подчинительный союз стоит перед главным предложением; после главного; разрывает главное:

2. На доске открывается стихотворение.

Но есть ещ.. другая красота,

Которая (не)кажет(?)ся красивой.

К пр..меру,

Красота крота

Или пчелы труд..любивой.

Или змеи, лягушк.. и жука.

Или другого стра(н,нн)ого народа.

(Не)зря

Все бе(з,с)конеч(?)ные века

Ее ваяла

Мудрая пр..рода.

Вглядись в лицо

Любого существа –

И ты увидиш(?),

Как оно красиво.

1) Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

2) Каково лексическое значение слова ваять?

(Ваять (устар., высок.) – лепить из глины или высекать из камня художественное произведение.)

3) Красивый человек – какой он? Что означает, на ваш взгляд, это выражение?

4) Так ли важна внешняя красота?

5) Есть ли различие в значении слов красота и красивость?

(Красота – совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху; все прекрасное, красивое.

Красивость – мнимая красота, чисто внешнее украшение, принимаемые за красоту.)

6) Какой частью речи является слово не зря? А слово красиво? Почему?

7) Выполните фонетический разбор слова её.

8) Подчеркните грамматическую основу в предложениях:

          К примеру,

          Красота крота

          Или пчелы трудолюбивой.

          Или змеи, лягушки и жука.

          Или другого странного народа.

– Может ли быть предложение без грамматической основы?

Перед нами парцелляция – расчленение высказывания на части соответственно их смысловой значимости. Эти части отделяются точками. Парцеллированным может быть любой член предложения.

– Перечислите союзы, стоящие в самостоятельных предложениях, не имеющих грамматических основ.

– Назовите в тексте союз, который связывает равноправные части предложения, и союз, связывающий зависимые части предложения.

– Слово которая является союзом или союзным словом? Почему?

3. Чтение материала § 56 (с. 151 учебника).

4. Составление таблицы.


 

СОЮЗЫ

 
Сочинительные

Подчинительные

Связывают однородные члены предложения (легко  умело), равно-правные (не зависимые друг от друга) простые предложения в составе сложного (сложносочиненного)

Связывают простые предложения в составе сложного, соединяют зависимую часть предложения с главной. Такие предложения называются сложноподчиненными

     

IV. Закрепление темы.

1. Устный диктант.

Учащиеся определяют, какой союз использован в предложении (сочинительный или подчинительный); что он связывает: однородные члены предложения, части сложносочиненного или сложноподчиненного предложения.

Предложения проецируются на доску.

1) Река точно засыпала, и холод старался сковать ее сонную (Мамин-Сибиряк).

2) То холодно, то очень жарко, то солнце спрячется, то светит слишком ярко (Крылов).

3) Проехал я версты две-три, и вот на бледном фоне зари стали вырастать один за другим стройные, рослые тополи; вслед за ними заблистала река, и передо мною вдруг, как по волшебству, раскинулась богатая картина (Чехов).

4) Я обязательно схожу или на Музгу, или на наше озеро (Паустовский).

5) Ветер то стихал, то поднимался с новой силой (Мамин-Сибиряк).

6) Утром, когда солнечный луч осветил висевшую на стене оранжевую хурму, Настя встала, оделась и пошла к морю (Паустовский).

7) Бывают дни, когда жизнь представляется нам особенно ясной и слаженной (Паустовский).

8) Даже не глядя в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени (Паустовский).

9) Что это звенит в лесу, будто кто-то шевелит колокольчики. (Мамин-Сибиряк).

2. Объяснительный диктант.

– Подчеркните грамматические основы предложений; поставьте вопросы в предложениях с подчинительными союзами.

Красота тела может привлечь поклонников, но для того чтобы удержать их, требуется красота души (Э. Кант). Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой (В. Гюго). Тонкость ума лучше, чем красота тела (Эзоп). Красота – единственное, что привязывает людей к жизни и заставляет ее ценить… (И. Ефремов).

3. Выполнение упражнения 321 (самостоятельно).

4. Работа со словарным словом.

Кромешный.

– Объясните значение слова.

(Кромешный (разгов.) – беспросветная тьма.)

– Составьте с этим словом словосочетания, обозначив главное и зависимое слова.

– Запишите слово в словарик и выучите.

V. Подведение итогов урока.

– Какие союзы называются сочинительными, а какие – подчинительными?

– Могут ли сочинительные союзы употребляться в простом предложении?

– А подчинительные союзы могут употребляться в простом предложении?

– Как вы понимаете значение слова парцелляция?

& Домашнее задание: упр. 322 (закончить предложения, используя подчинительные союзы, данные в рамке).

Уроки 118–119
запятая в сложном предложении

Цел и: формировать умение ставить запятую в сложном предложении; учить использовать различные синтаксические конструкции; повторить правило постановки знаков препинания между однородными членами.

Ход урока 118

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (упр. 322).

– Укажите грамматические основы, выделенные вами в предложениях.

– Изменились ли они при перестройке предложений с сочинительными союзами в предложения с подчинительными союзами?

– Какие вопросы вы задавали от главных предложений к придаточным?

– Составьте схемы по первому предложению.

Пока класс отвечает на эти вопросы, двое учеников выполняют задания по карточкам у доски.

Карточка 1.

Из данных предложений составьте сложноподчиненные предложения. Придаточные можно ставить перед главным, после главного и внутри главного предложения.

1) В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.

2) Чистая вода была прозрачна. В лучах солнца блестели камешки на дне.

3) Люди слушали чудесную песню и думали. Лучше дружбы нет ничего на свете.

– Подчеркните грамматические основы.

Карточка 2.

Из данных предложений составьте сложноподчиненные предложения. Придаточные можно ставить перед главным, после главного и внутри главного предложения.

1) Дома оставались только бабушка и внучка. Все уходили на работу.

2) Зонтики пестрели над стадионом. Тысячи цветов расцвели на гигантском лугу.

3) Через окно я увидел. Большая серая птица села на ветку клена в саду.

III. Беседа по вопросам.

– Чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных?

– Где по отношению к главному может стоять придаточное предложение?

– Что называется парцелляцией?

– Укажите парцеллированные члены предложения.

Текст с предложениями лежит на каждой парте или проецируется на доску.

1) Потом все объясню. Но при встрече.

2) Мы говорим обо всем бесконечно. И о нас.

3) Ему этот разговор действовал на нервы. И мешал начать деловой разговор, из-за которого он и зашел сюда.

4) Он понял, что решение это сумасбродное. И невыполнимое.

5) В Петре Ивановиче соединились все лучшие качества русского человека: любовь к людям, желание помочь в трудную минуту. И, конечно же, трудолюбие.

6) Вот чего я не могу себе представить. Это своего будущего.

7) Все игрушки, включая плюшевого мишку, остались мокнуть там, под дождем. Во дворе.

IV. Объяснение новой темы.

Чтение материала учебника (с. 153) § 57.

V. Закрепление темы.

1. Выполнение упражнения 323 (на доске и в тетрадях).

– Построить схемы соединенных сочинительными союзами предложений.

– Подчеркните однородные члены, соединенные союзом и, и основы сложносочиненных предложений, в которых простые предложения соединены союзом и.

Пока класс выполняет это задание, двое учащихся работают по карточкам у доски.

Карточка 1.

Выписать сначала предложения с однородными членами, а потом сложносочиненные предложения.

1) На дворе была уже осень, но погода стояла тихая, теплая (Скребицкий). 2) Я принес сучьев, подпихнул в огонь, сел и смотрю на костер (Паустовский). 3) Скоро выпал первый снег, а река все еще не поддавалась холоду (Мамин-Сибиряк). 4) Ветер то стихал, то поднимался с новой силой (Мамин-Сибиряк). 5) В сумке лежала не убитая дичь, не пойманный в ловушку драгоценный зверек, а книги (Фраерман). 6) Жучки проспали всю зиму под корой старого пня или под опавшими листьями (Скребицкий). 7) Подует ветер, и полетят золотые листья (Скребицкий).

Карточка 2.

Предложения с однородными членами переделать в сложносочиненные предложения. Подчеркнуть грамматические основы.

Образец.   осень и  кисти рябин. – Наступаетосень, и румянятсякисти рябин.

1) Солнце поднялось высоко и согрело землю своими лучами.

2) Буран разыгрался и заносил лицо снегом.

3) Склоняются стебельки травы и прячут молодые грибки.

4) Птички прилетели и наполнили лес своим пением.

5) Хорошо потрудились колхозники и вырастили богатый урожай (богатые хлеба).

6) Налетели порывы ветра и колыхали рожь.

2. На доске записаны схемы:

   

– По данным схемам составьте предложения, устно объяснив постановку знаков препинания.

3. Выполнение упржнения 326 (самостоятельная работа).

4. Толкование фразеологических оборотов.

– Прочитайте предложения, объясните значение выделенных фразеологизмов.

1) Игорь Иванов не только не хватается за пистолет, он первый встает на ее защиту и начинает петь ей дифирамбы (Дмитриевский и Четвериков. «Мы мирные люди»).

2) У меня тоже в свое время старуха померла… Что ж? Погоревал, поплакал с месяц, и будет с нее, а ежели целый век лазаря петь, то и старуха того не стоит (Чехов. «Медведь»).

3) Лиса он, право, лиса. И нам с Глебом он сначала сладкие песни пел, но мы теперь поняли, какой он мерзавец (Саянов. «Небо и земля»).

4) Этот человек очень любил петь с чужого голоса, любил, чтобы все им восторгались.

– Какой глагол объединяет все эти фразеологические обороты?

– Что значит дифирамб? Как вы понимаете это слово:

(Дифирамб – 1) у древних греков: торжественная песнь в честь бога Диониса; 2) преувеличенная, восторженная похвала (книжн.).)

Толкование фразеологизмов:

петь дифирамбы – чрезмерно хвалить;

петь лазаря – прикидываться несчастным с целью разжалобить кого-либо;

петь сладкие песни – льстить;

петь с чужого голоса – повторяться.

– Найдите союзы; укажите, что они связывают.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.066 с.)