VI. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Подведение итогов урока.



– Какие из производных предлогов пишутся слитно, а какие – раздельно?

– Какая буква пишется на конце производных предлогов в течение, в продолжение, вследствие, наподобие?

& Домашнее задание: выучить правило (с. 144–145), таблицу; упр. 309.

Ход урока 110

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (по цепочке).

III. Повторение.

1. Работа с таблицей (запись на доске).

Отличие производных предлогов
от схожих с предлогами сочетаний

Предлог Сочетание
1. Нельзя поставить вопрос. 2. Нет самостоятельной роли. 3. Синоним – предлог. 4. На конце е. 1. Можно поставить вопрос. 2. Синтаксическая роль в предложении.

– Как же отличить предлог от сочетания?

– Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис?

IV. Закрепление.

1. Объяснительный диктант.

(Из)за мыса, рассекая1 волны, выплыл пароход (М. Горький). Желтые шустрые огоньки вырвались (из)под сизого тумана (Б. Полевой). (По)над Доном сад цветет (Кольцов). Кого же он имел (в)виду? Я имею (в)виду вчерашний случай (толковый словарь). (В)течени.. мая дули (северо)восточные ветры (Пржевальский). Гроз (в)течени.. августа (не)было (ни)одной (Пржевальский). Сговорившись (на)счет завтрашнего дня, они распростились4 (Станюкович). (В)следстви..3 какой(то) задержки (в)пути лошади отстали (Арсеньев). (У)многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой (Тургенев).

– Выполните синтаксический разбор указанного предложения.

– Выполните фонетический разбор слова рассекая.

– Выполните морфологический разбор указанного слова.

2. На доске указаны (записаны) предлоги, отметьте (устно) те, которые пишутся раздельно, подберите омонимичные формы.

(В)течение, (в)связи, (в)виду, (не)смотря на, (в)следствие, (на)встречу, (на)счет, (по)мере, (в)продолжение, (в)заключение.

3. Свободный диктант (упр. 311).

Выразительное чтение текста.

– Из какого произведения этот отрывок?

– Какова главная мысль этого текста?

– Выделите ключевые слова, которые использует автор, характеризуя холодную весну.

– Перескажите текст.

– Выпишите словосочетания, в которых зависимое слово присоединено к главному при помощи предлога. Укажите падеж зависимого слова, охарактеризуйте (устно) предлог.

– Перескажите текст (подробно).

V. Подведение итогов урока.

– Как отличить предлоги от омонимичных сочетаний?

& Домашнее задание: упр. 310; сделать сигнальные карточки с буквами П и Н.

Уроки 111–112
повторение темы «предлог»

Цел и: систематизировать знания учащихся о предлогах; формировать навык написания производных предлогов и умение верно определять принадлежность предлогов к тому или иному стилю речи.

Ход урока 111

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Упражнение 310 учащиеся читают по цепочке, отмечая производные предлоги, образованные от существительных.

– От какого значения слова ступень образовано выделенное слово?

– Разберите по составу слово ступенчатый. Какая это часть речи?

III. Повторение.

1. Беседа по вопросам.

– Что называется предлогом?

– Какими бывают предлоги по своему происхождению? По строению?

– Как отличить производные предлоги от сходных с ними сочетаний?

– Являются ли предлоги членами предложений?

– Вспомните порядок морфологического разбора предлога.

– Назовите производные предлоги, которые пишутся слитно.

– Какие предлоги пишутся через дефис? А раздельно?

2. Работа с сигнальными карточками.

Учитель называет предлог (производный – непроизводный), ученик поднимает соответствующую карточку (П – Н).

Из-за, ввиду, благодаря, по-над, около, спустя, вдоль, через, над, по мере, после, вопреки, в продолжение, исключая, сверх, навстречу, в течение, вследствие, согласно, для, с, про, вокруг, среди, вместо, вне, наподобие, вблизи, поверх, при, по.

3. Записать предлоги под диктовку учителя в два столбика.

– Соединить синонимичные предлоги стрелками.

4. Выписать производные предлоги вместе с существительными, озаглавив каждую группу:

Наречные               Отыменные        Отглагольные

предлоги              предлоги             предлоги

(образованы            (образованы      (образованы

от наречий)          от существи-       от глагольной формы –

                            тельных с предлогом деепричастий

1) Поверх шапки голова девочки была повязана платком.

2) Благодаря хорошей погоде мы отлично отдохнули.

3) Все ученики нашего класса, исключая заболевших, участвовали в соревнованиях.

4) Внутри дома было темно.

5) Вдоль дороги белели березки.

6) Туристы разбили лагерь на небольшом островке посреди озера.

7) Мы доехали до нужной остановки спустя полчаса после отправления.

8) В течение часа я решил три задачи.

5. Переписать предложения, ставя существительные после предлогов благодаря, согласно, вопреки, наперекор, наперерез в дательном падеже.

1) (Во)преки (прогноз) метеорологов, погода установилась хорошая.

2) Благодаря (введение) новых пр..способлений скорость обработк.. деталей ув..личилась.

3) Согласно (приказ) директора, городской пр..школьный лагерь будет работать с первого июня.

4) Юноша бросился (на)перерез (конь) и схватил его под уздцы.

5) Благодаря (солнечная погода) растения разв..ваются хорошо.

6) Я поступил наперекор (традиции).

7) Лодка плыла наперерез (течение).

6. Устная работа.

Определение принадлежности предлогов к стилям речи.

1) Какому стилю речи свойственно употребление предлогов: благодаря, согласно, вопреки, ввиду, несмотря на, в течение, в продолжение, вследствие, в связи с и т. п.?

(Эти предлоги являются преимущественно книжными и особенно распространены в официально-деловой речи.)

Предлоги ввиду, вследствие, благодаря используются для выражения причинно-следственных отношений:

– предлог благодаря употребляется обычно, когда речь идет о причине, способствующей осуществлению чего-либо, вызывающей желательный результат: благодаря хорошему уходу ребенок скоро выздоровел;

– предлог ввиду предпочитается, когда принимается во внимание что-нибудь предстоящее: ввиду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым и приподнятым (Станюкович).

– предлог вследствие используется, когда речь идет о причине, уже вызвавшей что-либо: вследствие дождя дорога стала очень неудобна (Миклухо-Маклай).

2) Найдите, в каких предложениях данные предлоги употреблены неверно. Почему?

Запись на доске:

1) Вследствие какой-то задержки в пути лошади отстали.

2) Вследствие четкой работы бригада выполнила план раньше срока.

3) Коля пропустил целую неделю благодаря болезни.

4) Благодаря бдительности машиниста крушение поезда было предотвращено.

5) Ввиду ожидаемых заморозков пальмы убрали в оранжерею.

6) Часть набережной была затоплена благодаря быстрому подъему воды в реке.

7) Вследствие предстоящего турнира шахматисты усиленно тренировались.

7. Составление деловых бумаг.

Написать автобиографию, используя указанные предлоги, записывая окончания в словах.

Автобиография

Я, Кириллов Владимир Иванович, родился в 1993 году в Ростове-на-Дону.

Мой отец – военный, мать – врач.

В 2000 году я поступил в школу, в которой учился … четырех лет. … окончани.. начальной школы я переехал с родителями в Волгоград … перевод.. туда отца. … приезд.. в Волгоград я был принят в МОУ СОШ № 56, где … приказ.. директора меня зачислили в 5«В» класс.

Здесь … двух лет я был членом редколлегии школьной стенгазеты, затем меня избрали старостой спортсекции, … чего я был освобожден от работы в редколлегии.

Сейчас я учусь в 7 классе.

09.04.2006 г.                         Кириллов В.

Слова для вставок: в связи с, в течение, согласно, по, вследствие, в продолжение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.016 с.)