VI. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Подведение итогов урока.



– Какие союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного?

& Домашнее задание: упр. 325.

Ход урока 119

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

 Вызванный к доске учащийся выполняет на доске схемы сложных предложений. Устно объясняет постановку запятых в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.

III. Закрепление темы.

1. Из песни на стихи М. Матусовского выписать союзы, соединяющие однородные члены, выписать вместе с этими однородными членами.

(Можно использовать фонограмму песни.)

До чего интересно, ребята,

С котелком и мешком за спиной

Нам шагать от зари до заката

По дорогам Отчизны родной!

Словно книга раскрыта большая,

Перед нами родные края,

И читать эту книгу, мечтая,

До чего интересно, друзья!

Подчинять человеку природу,

Чтоб земля расцветала твоя,

И трудиться на благо народа

До чего интересно, друзья!

– Последнее четверостишие записать в тетради. Выполнить пунктуационный разбор.

– Чем отличаются сочинительные союзы от подчинительных?

– Подчеркните грамматические основы предложений; над союзами надпишите, какие они: сочинительные (с) или подчинительные (п).

2. Объяснительный диктант.

В записанных предложениях графически обозначьте главные, независимые, предложения (в квадратные скобки), и придаточные, зависимые, предложения (в круглые скобки); подчеркните грамматические основы; союзы обведите овалами.

1) И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное (К. Паустовский).

2) Самые счастливые моменты нашей жизни – это те, когда мы совершенно забываем о себе (С. Вивекананда).

3) Будьте настойчивы, упорны, но не упрямы… Помните, что на свете есть много умных людей, которые могут заметить у вас ошибки, и, если они правы, не стесняйтесь согласиться с ними (Обручев).

4) Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства и эмоциональная культура – это средоточие человечности (Сухомлинский).

Сильным учащимся предлагается индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1.

Из трех простых предложений составьте одно сложноподчиненное предложение, используя данные в скобках союзы, и запишите его.

1) Пр..рода – могучий источник воспитания человека. С познания природы, однако, лишь начинает..ся становление его ума, чу..ств, убеждений. Только в труде, в обществен(н,нн)ых отношениях формируется нравстве(н,нн)ый облик человека, его духовная культура, мирово(з,зз)рение.

                                     (хотя…, потому что…)

2) Человеку в учени.. все дает..ся легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепе(н,нн)о воспитывает..ся лень мысли. Она может сформировать и легкомысле(н,нн)ое отношение к жизн...

                                     (если…, если…, который…)

3) Чтение – один из источ(?)ников мышления и умстве(н,нн)ого развития. Надо приучать себя читать внимательно, вдумчиво. Чтение стало стимулом богатой духовной жизни.

                                     (так как…, чтобы…)

4) Без хороших навыков чтения учит..ся трудно. Мало знать буквы, слоги, уметь читать слова. Чтение должно быть беглым, быстрым.

                                     (так что…, ибо…)

5) Надо усвоить одну простую истину. Мы живем в особую эпоху. Без проч(?)ных научных знаний (не)возможно активное участие в обществе(н,нн)ой жизни.

(что…, когда…)

Карточка 2.

Перепишите, расставляя знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

1) Теперь когда его нет особенно мучительно чу..ствуешь как драгоценно было каждое его слово улыбка движение взгляд в которых св..тилась его прекрасная избр..ная аристократическая душа.

2) Антон Павлович (не)любил и (не)много сердился когда ему говорили что его дача слишком мало защищ..на от пыли летящей (с)верху (с)шоссе а сад плохо снабж..н водою.

3) Как часто думал он о будущем счасти.. человечества когда по утрам один молчаливо подрез..вал свои розы еще влажные от росы или внимательно осматривал ран..ный ветром молодой побег.

4) С большой и сердечной любовью относились к Чехову и люди попроще с которыми он сталкивался слуги разносчики носильщики странники почталь..ны.

5) Но надо было вид..ть Чехова в иные минуты в последние годы жизни когда им овл..девало веселье и он быстрым движением руки сбрасывал пенсне и покачиваясь (в)зад и (в)перед на кресле разражался мил..м искрен..м и глубоким смехом.

(А. И. Куприн. «Памяти Чехова».)

Карточка 3.

Укажите ошибки и недочеты в построении сложноподчиненных предложений. Перепишите, исправляя данные примеры.

1) Книга рассказывает нам интересную историю жизни людей, которую подарил мне товарищ.

2) С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами.

3) Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.

4) Поселок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов.

5) Разведчики тихо приблизились к реке, спуск к которой был покрыт густой и высокой травой, и решили перебраться на другой берег, который зарос камышом.

6) Когда его спросили, почему он бросил девушку, Ларра ответил, что зачем я буду объяснять вам свои поступки.

7) Тренер сказал нам, чтобы мы передали пловцам, чтобы они пришли в бассейн в субботу вечером.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.012 с.)