III. Сообщение темы и цели урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Сообщение темы и цели урока.



1. Вопросы классу.

– Какие вы знаете части речи? (Самостоятельные и служебные.)

– В чем отличие самостоятельных частей речи от служебных?

– Какова роль предлогов в предложении? Союза? Частицы?

2. Анализ материала учебника (с. 134).

– Прочитайте данный ряд слов (под звездочкой). Из какого стихотворения А. С. Пушкина они взяты?

– С помощью каких слов можно восстановить предложение (четверостишие), выразить подчиненные отношения существительных к другим словам?

– Как называются эти слова?

3. Чтение правила (в рамочке).

IV. Закрепление.

1. Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака.

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит

Время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и все в смятенье:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

– О чем это стихотворение? Какова его основная мысль?

– Назовите предлоги, употребленные в стихотворении. С какими падежами они употреблены?

– Заполните таблицу 1 примерами из стихотворения.

Таблица 1

Падеж Предлоги Примеры
Р.   Д, В, П. Р, В, Т.   В, Т. В, П. Д. В. Т. П.  у, до, около, для, от, из-за, из  по  с    под (подо)  о, об, на, в, обо  к  про, за  над, между, за  при   с видом, с площадки, с чердака, с ним, с ленью   в прятки, в ногу, в поэме, в смятенье к звездочкам за переплет за годом

2. Продолжите заполнение таблицы собственными примерами.

– Обратите внимание на правописание падежных окончаний существительных, выделите окончания существительных.

– От чего зависит написание гласной в окончании существительных?

– Объясните данную таблицу (№ 2).

(Окончание существительных 1, 2, 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.)

3. Попытайтесь определить, какие значения выражают предлоги, записанные в таблице 1.

4. Чтение материала учебника (с. 135).

5. Выполнение упражнения 287.

Трое учеников работают у доски:

1-й – выписать словосочетания с предлогами, выражающими временное значение;

2-й – пространственное значение;

3-й – причинное значение.

6. Объяснительный диктант.

Записать предложения, подчеркивая одинаково звучащие предлоги и приставки; объяснить значение предлогов.

тетради  фамилия.

девочку  плащ.

меня они  к сестре.

туч появилось солнышко.

 утки. Мы любовались  солнца.

 горы виднелась тропинка. подземелья раздавались странные звуки.

– Графически обозначьте предлог и приставку.

7. Ответьте на вопросы.

Вопросы и ответы запишите, в вопросах подчеркните предлоги.

1) Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов? (С – о – с – на.)

2) Из каких трех предлогов можно составить название домашнего животного? (К – о – за)

3) Какой приток Днепра образован предлогом и числительным? (При – пять.)

8. Чем отличаются друг от друга по значению следующие предлоги?

Через – сквозь; среди – между.

(Через:

1) поперек чего-нибудь; с одной стороны на другую: перейти через улицу;

2) поверх чего-нибудь: прыгнуть через забор;

3) сквозь что-нибудь: ехать через город, смотреть через очки;

4) при помощи кого-нибудь, чего-нибудь: сообщить через друзей; оповестить через газету; писать через черточку;

5) спустя какое-то время: через час;

6) повторяя в какие-нибудь промежутки: печатать через два интервала.

Сквозь:

1) через что-нибудь, через внутренность чего-нибудь: смотреть сквозь щель, пробираться сквозь толпу;

2) употребляется при обозначении действия, сопровождаемого или прерываемого другим действием: смех сквозь слезы; услышать сквозь сон.

Среди:

1) внутри, в центре какого-нибудь пространства или между концом и началом какого-нибудь периода времени; в середине: среди площади, проснулся среди ночи;

2) в числе других предметов, лиц, явлений: дуб выделяется среди деревьев крепостью древесины;

3) в среде каких-нибудь людей: герои среди нас.

Между:

1) обозначает положение предметов или проявление действия в промежутке, посредине чего-нибудь: между домом и рекой; между двух огней;

2) служит для указания на нахождение чего-нибудь в среде (группе) людей: договориться между собой; между нами (по секрету); между нами полное согласие).

V. Подведение итогов урока.

– Что называется предлогом?

– Какие отношения выражают различные предлоги?

& Домашнее задание: выучить правило (с. 134–135); упр. 288.

Урок 103
употребление предлогов

Цел и: познакомить ребят с многозначными предлогами; формировать умение правильно употреблять предлоги, составлять словосочетания с предлогами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (упр. 288).

– Какова основная мысль текста?

– Каков стиль текста?

– Какой план (вопросный) можно составить, разделив текст на абзацы?

– Назовите предлоги со значением времени.

– Над какими видами орфограмм и пунктограмм вы работали?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.008 с.)