III. Запись на доске и в тетради новой темы. Сообщение цели урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Запись на доске и в тетради новой темы. Сообщение цели урока.



1. Составление таблицы-схемы.

2. Анализ материала учебника (с. 133).

– Выполнить задания под звездочкой (составить и записать предложения).

– Почему не удалось бы составить предложения из слов правого столбика?

– Чтение последующего теоретического материала.

IV. Закрепление.

1. Чтение текста (раздается учащимся на парты).

Много есть озер на свете – больших и малы х, глубоких и мелки х, суровых и живописны х, но ни одно из них не может сравниться с Байкало м, и нет другого такого водоема в мире, который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложе н о так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и ра сс казов. В них звучит не только большая любовь и почитани е, но еще и не что тако е, что внушает уважени е, подчеркивает величи е, присущее только Байкалу и резко выделяющее его из всех озер земного шара.

О Байкале есть и древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад.

Будто в давние времена там, где нынче плещу тся воды Байкала и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.

Было у Байкала 336 сыновей. В черном теле держал их старик. День и ночь заставлял без уст али трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину.

То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собра нн ые богатства на наряды и разные прихоти.

Однажды прослышала Ангара от странству ющ их певцов о жившем за горами юн ом богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьб у, решив выдать заму ж(?) за старого богатого Иркута. Еще строже стал он стеречь дочь, спрятал еe в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангар а, плакала в подводной темниц е, просила богов помочь.

Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.

Проснулся от шума Байкал, рассердился, бросился в погоню. Но где ему, старому, угна ть ся за молодой дочкой. Все дальше убегала Ангара от разъяре нн ого отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут еe люди Шаманским Камнем.

Разбушевавшийся старик все кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!» И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.

Прибежала Ангара к Енисею, обняла ег о, и потекли они вместе к Студеному морю.

Легенда переплетается с былью. 336 сыновей Байкала – это притоки озера, большие и малые рек и, собирающие свои воды с территории более 550 тысяч квадратных километров, что примерно равно площади Франции.

Вытекает же из озера река Ангара – могучая, полноводная артери я, неуста нн о обновляющая озерные воды. Ширина потока около километра. Это про нее говорят буряты: «Разоряет дочка старика Байкала!»

(432 слова.) (По А. Муранову, «Голубые очи планеты».)

2. Беседа по тексту.

– Какая проблема поднимается в тексте? Какая главная мысль? Как бы вы озаглавили текст?

– Объясните лексическое значение слова почитать.

(Почитать – то есть чтить, относиться к чему-нибудь или кому-нибудь с глубоким уважением и любовью.)

– Определите микротемы в тексте.

– Какой способ связи предложений использует автор?

– Объясните выделенные в тексте орфограммы и пунктограммы.

– Разберите по составу слова неустанно, разъяренного (отца).

3. Выпишите все служебные части речи, распределив их по трем колонкам: предлоги, союзы, частицы.

V. Подведение итогов урока.

– Какую роль играют служебные части речи в предложении?

& Домашнее задание. Известны ли вам легенды о городах, реках, озерах и т. д.? Расскажите одну из них (или упр. 284).

Урок 102
предлог как часть речи

Цел и: познакомить учащихся с предлогом как частью речи; уметь подбирать предлоги к заданным существительным; повторить правописание окончаний существительных; уметь отличать предлоги друг от друга по значению.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение подобранных учащимися легенд о городах, реках, озерах и т. д.

Выразительное чтение стихотворения (упр. 284); указать предлоги и союзы; объяснить расстановку знаков препинания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.005 с.)