III. Синтаксический разбор предложения, составленного из нескольких компонентов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Синтаксический разбор предложения, составленного из нескольких компонентов.



1) Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, поставив его в именительном падеже, женском роде, единственном числе (тихая).

2) Из предложения Ночью ветер злится и стучит в окно взять обстоятельство времени и преобразовать его в подлежащее (ночь).

3) Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван (опустилась).

4) Взять из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолет обстоятельство места (над городом).

5) Полученное предложение осложнить деепричастным оборотом, в состав которого вошло бы наречие бережно.

Тихая ночь опустилась над городом, бережно укрыв его звездным одеялом4.

– Разберите наречие бережно по составу.

– Дайте лексическое толкование этому слову. Синонимично ли оно наречию бережливо?

(Бережно – осторожно, заботливо, внимательно.

Бережливо – расчетливо, экономно.

Бережливый – бережно относящийся к имуществу.)

IV. Объяснение новой темы.

1. На доску-экран проецируется схема:

– Какие приставки требуют суффикса ? А какие – суффикса ?

– Для проверки конечных букв суффиксов в таких наречиях можно использовать слово-подсказку окно: поставьте после приставки, с которой начинается наречие, слово окно. Какой букве будет соответствовать ударная конечная буква в имени существительном, та и будет писаться в наречии.

2. Чтение материала § 41 (орф. 61).

V. Закрепление темы.

1. Выполнение упражнения 245 (комментированное письмо по цепочке – заполнить таблицу).

2. Перепишите (запись на доске), обозначая приставки и суффиксы в тех наречиях, в которых пропущены буквы (самостоятельно).

Налев.. был угрюмый лес, направ.. Енисей (Некрасов). Смотри, гроза поднимается слев.. (Маяковский). Русское население издавн.. живет на Белом море (толковый словарь). Снов.. тучи надо мною собралися в вышине (Пушкин). Обстоятельства разлучили нас надолг.. (Пушкин). Кирила Петрович заезжал запрост.. в домишко своего старого товарища (Пушкин). Стало сызнов.. смеркаться; средний брат пошел сбираться (Ершов). У Кати для раздумья времени было досыт.. (А. Н. Толстой). Нева точно спала; изредк.., будто впросонках, она плеснет легонько волной в берег и замолчит (Гончаров). Представители враждебной стороны вели себя на конференции вызывающ... Он поглядел на меня и угрожающ.. поднял руку. Публика горяч.. аплодировала певцу.

3. Запомните написание наречий:

смолоду, сослепу, смалу.

– Разберите их по составу.

– Устно составьте с ними предложение.

Запись в тетради пословицы:

Береги платье снову, а честь смолоду.

– Сделайте пунктуационный разбор предложения.

VI. Подведение итогов урока.

– Каковы условия выбора суффиксов -а, -о на конце наречий?

& Домашнее задание: выучить правило (с. 115), составить тест или карточку для соседа по парте с пропусками по теме «Наречие» (не менее 20 наречий).

Ход урока 81

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся обмениваются карточками, вставляют пропущенные буквы, графически обозначая условия выбора орфограмм.

После выполнения задания проводится взаимопроверка и выставляются оценки.

III. Повторение темы.

1. Свободный диктант (текст записан на доске).

1) Чтение текста.

Скоро вечер, а солнце и не думает о ночлеге, но вот оно вышло из забывчивости и стыдливо покраснело.

Опуская лучи в гущи облаков, мимоходом солнце начало красить весь западный небосклон неба.

Ширь небесная зарделась от улыбки, и далекие уголки лесного Засурья заиграли красноватым цветом.

А солнце от быстрой ходьбы и работы совсем уже стало огненным. Оно начало заваливаться набок, опускаясь на облачные перины. Слабеющими лучами попробовало было зацепиться за край неба, да дремота и многотрудная работа за день совсем одолели светило. Оно стало опускать лучистые руки и надвигать на себя одеяло из редких мерцающих звезд.

– Спокойной ночи, Земля!

(Ф. Нестеров.)

2) Беседа по вопросам.

- Какова тема текста?

- Как бы вы озаглавили его?

- Найдите в тексте средства художественной выразительности.

- Каким синонимом заменяет автор слово солнце?

- Каковы микротемы в тексте?

- Какие орфограммы встретились вам в тексте?

- Найдите наречия, выпишите с ними словосочетания.

- Определите разряды наречий.

3) Повторное чтение текста детьми.

– Перескажите текст письменно, близко к тексту, озаглавьте его.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.004 с.)