IV. Подведение итогов урока. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Подведение итогов урока.



& Домашнее задание: используя фразеологизмы, рассказать в мини-сочинении о своем друге, указав положительные и отрицательные черты его характера.

Уроки 6–7
ФОНЕТИКА И ОРФОГРАФИЯ.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА

Цел и: повторить основные фонетические понятия; отрабатывать навыки фонетического разбора; (р/р) учить составлять план текста.

Ход урока 6

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение и обсуждение нескольких работ учащихся.

III. Беседа по вопросам § 4 (с. 9) с анализом упражнения 17.

– Что изучается в фонетике?

– Приведите примеры слов, в которых есть ударные и безударные гласные гласные (из упражнения 17, предварительно стихотворение выразительно прочитать).

– Почему в стихотворении одни и те же буквы могут обозначать разные звуки? Приведите примеры.

– Обратите внимание на рифмующиеся согласные звуки в последней строфе. Какая особенность русской фонетики объясняет возможность подобной рифмы?

IV. Повторение темы.

1. Слово учителя.

– Рифмуя или говоря прозой, мы обязательно должны соблюдать нормы орфоэпии. Почему к ударению следует относиться с большим уважением?

Послушайте, как отвечает на этот вопрос автор следующего текста.

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Но забыли пригласить Ударение. И оно очень обиделось.

Когда слова стали выступать, вдруг появилось Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у некоторых из вас!»

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замук и сказал: «Я тебя не боюсь. Я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это просто черточка!»

Рассердилось Ударение и перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замук, и появился Збмок! Слова зашумели.

Тогда вышли вперед Белкú и сказали: «Мы – самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает!»

А Ударение передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Бйлки.

Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Бтласа появился Атлбс, вместо Кбпель – Капйль, вместо Мэки – Мукб…

Видят слова, что без Ударения им не обойтись. Отвели они ему одно из почетных мест, и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением.

(По И. Подгаецкой.)

– Давайте и мы будем относиться к ударению с уважением, правильно расставляя его в словах (слова записаны на доске).

Газопровуд, партйр, звонът, щавйль, алфавът, красъвее, положъл, шофйр, киломйтр, докумйнт, срйдства, тйфтели, квартбл.

2. Чтение подготовленным учеником стихотворения В. Громова «Шутка».

Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог –

Как говорить вернее: твурог?

А может, правильней – творуг?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке, –

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог…

А как спросить: «Почем творуг?»

А может, правильнее – твурог?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг.

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки –творуг?

А может, правильнее – твурог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы, –

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило… творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось.

Она распрудата уже!»

– Как же все-таки произносится слово творог? (Допустимо и творуг, и твурог.)

– Какую произносительную ошибку допустила кассир? А как правильно сказать? (Распрода н б или распруда н а.)

3. Охарактеризуйте (устно) выделенные согласные и гласные звуки в следующих словах (запись на доске).

Кило м етр, мес т ность, р о машка, ни з вергаться, хрус т аль, во сст ание, лужа й ка, ещ ё, я вля е тс я.

4. Выполнение упражнения 18.

 Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания; сделайте фонетический разбор выделенных слов (трое учеников работают у доски). Устно укажите слова, употребленные в переносном значении.

Один ученик у доски выполняет синтаксический разбор указанного предложения.

5. Тестирование.

1) В каком слове количество букв и звуков совпадает?

а) яма; б) солнце; в) есть; г) кольцо.

2) В каком слове есть только твердые согласные?

а) леска; б) позвонить; в) кружит; г) смена.

3) В каком слове ударение падает на первый слог?

а) дремота; б) партер; в) звонит; г) средства.

4) Какое из слов состоит из четырех звуков?

а) рай; б) тля; в) её;  г) края.

5) Какое слово состоит только из мягких согласных?

а) тень; б) чудо; в) мусор; г) факт.

6) В каком слове все согласные твердые?

а) шутка; б) время; в) скворец; г) голубые.

V. Подведение итогов урока.

– Что изучается в фонетике?

– Приведите примеры слов с мягкими и твердыми согласными, со звонкими, глухими и сонорными согласными.

& Домашнее задание: упражнение 19, повторить слова с удвоенными согласными.

Ход урока 7

I. Организационный момент.

II. Взаимопроверка домашнего задания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.005 с.)