III. Повторение темы «Фразеология». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Повторение темы «Фразеология».



1. Вопросы к классу.

– Что изучает фразеология?

– Что называется фразеологизмом?

2. Слово учителя.

– По словам Михаила Шолохова, в чеканных народных изречених и афоризмах из бездны времен дошли до нас «радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».

Источники фразеологических выражений различны. Одни из них (пословицы, поговорки) возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Береги границу, как ока зеницу); другие появились в связи с историческими событиями (Пусто, словно Мамай прошел); третьи вышли из песен, сказок, загадок. Крылатые слова произошли от определенного литературного или исторического источника: «Сильнее кошки зверя нет» (И. А. Крылов), «Свежо предание, да верится с трудом» (А. С. Грибоедов).

Крылатые слова выполняют в речи очень важную роль, помогая нам с удивительной меткостью выражать сущность довольно сложных явлений.

Давайте вспомним некоторые из них, попытаемся объяснить смысл каждого фразеологизма.

3. Работа у доски и в тетрадях.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы и смысл фразеологизма.

Держат..ся в тени; ут..реть нос; соб..рат..ся с мыслями; щ..котливый вопрос; прот..нуть руку помощи; д..ржать в черном теле; пр..брать к рукам; вт..рать очки; калач..м не заман..шь; в..сеть на телефоне; т..ж..лая артиллерия.

Задание 2. Сгруппируйте фразеологические обороты в 3 синонимических ряда (по вариантам):

I – со значением «похожи друг на друга»;

II – «ничем не выдающийся, средний, посредственный человек»;

III – «очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть».

Ни рыба ни мясо; стреляный воробей; два сапога пара; ни богу свечка ни черту кочерга; одним миром мазаны; ни то ни се; тертый калач; одного поля ягоды.

Задание 3. Укажите сначала фразеологизмы со значением «бездельничать», затем со значением «обманывать» и, наконец, со значением «быстро» (фразеологизмы записаны на доске).

Сломя голову; сидеть сложа руки; втирать очки; заправлять арапа; во все лопатки; лодыря корчить; бить баклуши; водить за нос; во весь дух; собак гонять; вводить в заблуждение; высунув язык; со всех ног.

4. Игра «Кто больше?»

– Мы уже убедились, что фразеологизмы помогают понять, отразить характер человека, его настроение.

Предлагаю за установленное время записать как можно больше устойчивых сочетаний по одному из следующих признаков:

1) имеющих в своем составе название какого-либо животного или птицы (козел отпущения, волком смотрит, белая ворона);

2) начинающихся глаголами (делать из мухи слона, толочь воду в ступе, пускать пыль в глаза, смешать с грязью, ходить на голове);

3) состоящих из двух существительных и предлога (собака на сене, свинья под дубом, смех сквозь слезы);

4) состоящих из прилагательного и существительного (казанская сирота, волчий аппетит, бездонная бочка);

5) имеющих в своем составе числительные (семь пятниц на неделе, в трех соснах заблудился);

6) со словами-синонимами (переливать из пустого в порожнее, ум за разум заходит);

7) со словами-антонимами (с больной головы да на здоровую, и стар и мал).

Задание 4. Ответьте фразеологизмом. Как говорят о человеке, который…

а) пришел не вовремя (нелегкая принесла);

б) чистосердечный, без предубеждений (с открытой душой);

в) влиятельный человек (птица высокого полета);

г) очень болтлив (язык без костей);

д) очень робок (тише воды);

е) держится неестественно прямо (как аршин проглотил);

ж) часто меняет свои решения (семь пятниц на неделе);

з) бесследно исчез (канул в Лету, провалился сквозь землю);

и) понял вдруг настоящую правду (глаза открылись);

к) бывалый (тертый калач);

л) всегда выполняет свои обещания (человек дела);

м) великодушен и смел (рыцарь без страха и упрека).

Задание 5. О каких пороках человеческих говорится в данных пословицах?

Привыкшие врать не краснеют. Ложь стоит на одной ноге, правда – на двух. Спроста сказано, да неспроста сделано. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Человек с коротким умом обзаводится длинным языком. Человек познается по его языку, как плохой орех по своей легкости. Больше всего заблуждается человек по вине своего языка.

4. Выразительное чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

Беседа по вопросам.

– К чему призывает поэт?

– Что обозначают использованные им фразеологизмы?

Списать стихотворение (упражнение 16), подчеркнуть орфограммы в корнях и окончаниях слов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.004 с.)