IV. Сообщение темы и целей урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Сообщение темы и целей урока.



1. Вопросы по теме (с. 6).

– Что изучается в пунктуации?

– Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

– Когда не ставится запятая между однородными членами?

2. Работа с карточками:

– Мал золотник, да дорог.

– Сонливый да ленивый – два родных брата.

– Сначала подумай, а потом делай.

– Ночью ветер злится да стучит в окно.

– Был бы покос, да пришел мороз.

– Вьюги да метели под февраль налетели.

– Терпенье и труд все перетрут.

3. Закрепление.

Составление сложных предложений из простых, постановка запятых (упражнения 10 – в тетрадях и на доске).

V. Тренировочные упражнения.

1. Выполнение заданий. Обобщающие слова при однородных членах.

Задание 1. Подберите обобщающие слова к однородным членам:

Туапсе, Волгоград, Саранск, Москва, Санкт-Петербург – города;

Перов, Крамской, Репин, Васнецов – художники-передвижники;

Кабалевский, Шостакович, Чайковский, Хачатурян – композиторы;

И. Тургенев, Л. Толстой, Ф. Достоевский – писатели ХIХ века.

Задание 2. Устно составить предложения по схемам, включив в них обобщающее слово с однородными членами из задания 1.

Задание 3. Запишите предложение, начертите его схему.

На красноватой траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.

2. Обобщение.

1) Беседа.

– Вспомните, что такое обращение. Является ли оно членом предложения?

– Какие знаки препинания выделяют обращение?

– Расскажите о знаках препинания при прямой речи и при диалоге.

2) Работа по вариантам.

                  I вариант                II вариант

Записать текст «Тяжелая работа» в форме:

                  прямой речи            диалога

Два ученика работают по вариантам у доски.

Однажды Солнце спросило Луну: «Почему ты такая бледная?» «Будешь бледной, – ответила Луна, – когда всю жизнь работаешь только в ночную смену». Однажды Солнце спросило Луну: – Почему ты такая бледная? – Будешь бледной, – ответила Луна, – когда всю жизнь работаешь только в ночную смену.

3) Выполнение упражнения 11 (на доске – только разбор, остальные предложения проговариваются по цепочке).

VI. Подведение итогов урока.

& Домашнее задание: вопросы на с. 6, упражнение 12 (домашний диктант).

Уроки 4–5
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Цел и: повторить основные лексические понятия; закрепить навыки работы со словарем; повторить алгоритм разбора слов по составу; (р/р) продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся.

Ход урока 4

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Устно комментируются орфограммы и пунктограммы упражнения 12.

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа по вопросам § 3 (с. 7).

– Что изучается в лексике?

– Что называется лексическим значением слова?

2. Составление таблицы с использованием Толкового словаря Ожегова и Толкового словаря, помещенного в учебнике (с. 214–217).

Лексическое значение слов Прямое – переносное Однозначное – многозначное
Слово по использованию в речи Нейтральное, книжное или разговорное
Слово по происхождению Заимствованное или исконно русское
По времени появления в языке Неологизм или устаревшее
По употребительности Общеупотребительное, диалектное или профессиональное

– Что такое синонимы? Антонимы?

– Назовите известные вам словари, в которых можно найти толкование слова.

3. Индивидуальные задания. Работа по карточкам (в случае затруднения учащиеся могут обратиться к Словарю синонимов и Словарю антонимов).

Карточка 1.

Подберите антонимы к словам.

Свет, вместе, ленивый, сначала, бессильный, поздний, праздники, альтруист, в шутку, горький, оптимист, консерватор, нагревать.

Ответы: тьма, порознь, трудолюбивый, потом, сильный, ранний, будни, эгоист, всерьез, сладкий, пессимист, новатор, остужать.

Подберите синонимы к словам.

Корова, алфавит, летчик, век, бой, народ, огонь, пресса, тайна, родник, обсуждение, верзила, спор.

Ответы: буренка, азбука, пилот, столетие, сражение, люди, пламя, печать, секрет, источник, дискуссия, дылда, полемика.

Карточка 2.

Подберите как можно больше синонимов к словам:

жилище (дом, квартира, приют, угол, апартаменты, логово);

ошибка (просчет, ляпсус, неточность, промах);

душистый (ароматный, пахучий, благовонный);

вежливо (корректно, учтиво, деликатно, галантно, предупредительно);

здравствуйте (привет, здорово, добрый день, мое почтение);

лаконично (сжато, сокращенно, вкратце, односложно);

логично (стройно, последовательно).

Подберите антонимы к словам.

Хилый (могучий), эгоист (альтруист), зажечь (потушить), союзник (противник), различие (сходство), ломать (строить), щедрый (скупой).

4. Самостоятельная работа.

– Пока ребята работают по карточкам, мы тоже выполним небольшую самостоятельную работу: используя составленную таблицу, охарактеризуем слова язык, денница, интернет.

5. Работа по нахождению и определению омонимов.

– Вспомните, как называется лексическое понятие, о котором рассказывается в шуточном стихотворении Я. Козловского «Вы откуда, молодцы?». О чем предупреждают слова из русской речи, из родного языка?

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке.

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу – далеки.

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по смыслу, называются омонимами.

– Составьте словосочетания с приведенными омонимами:

– А теперь отгадайте загадку. Отгадка – омоним:

Вот слово. Для решенья

В нем отыщите два значенья:

Несется первое к реке,

Другое щелкнуло в замке.

Одно лепечет на поляне,

Шумит в лесу и на лугу,

Другое улеглось в кармане

И там все время ни гугу.

                                               (Ключ.)

Чтение стихотворений (подготовленными учащимися) со словами-омонимами.

– Найдите омонимы, подберите к ним синонимы, объяснив значение.

Слово звучит

Над разбуженным краем:

Свет добываем!

Свет добываем!

Селам и школам,

И сельсовету,

И всему свету!

И всему свету!

        А. Твардовский

Он купил ириску,

Решил ее не есть.

Но как не есть ириску,

Когда ириска есть.

                    А. Барто

6. Работа по определению многозначных слов.

– Попытайтесь установить, в каком значении употреблено слово голова в стихотворении Ю. Коринца «Стихи о голове»:

Голова – всему венец:

В ней начало и конец…

Составлять в уме слова

Вам поможет голова…

Жить с хорошей головой,

Что с богатой кладовой.

Словно в речке отраженья,

В ней хранятся сбереженья –

Запах леса,

Шум прибоя,

Звезды,

Небо голубое,

Основы математики

И правила грамматики.

– Значений у слова голова очень много. Определите их.

1) От бессонницы у него заболела голова. 2) Голова у него работает хорошо, любую задачу решает быстро. 3) В неравном бою он сложил свою голову. 4) Голова пехотной колонны. 5) Колхоз-миллионер продал государству сто голов рогатого скота.

(Для справок: 1) Голова – верхняя часть тела человека или животного; 2) ум, рассудок; 3) жизнь; 4) передовой отряд; 5) единица счета скота.)

Задание. В Толковом словаре найдите по два примера однозначных и многозначных слов. Выпишите к ним словарные статьи.

– Одно ли и то же значение имеет слово жизнь в приведенном предложении?

Подлинная красота – вещь относительная и очень конкретная и в жизни индустриальной стройки, и в жизни общества, и в жизни каждого человека (А. Безыменский).

– Сделайте синтаксический разбор данного предложения.

V. Подведение итогов урока.

– Что изучает лексика?

– Что называется лексическим значением слова?

– Какое еще значение слова вы знаете? (Грамматическое.)

– Охарактеризуйте слова по употребительности, по происхождению, по времени появления в языке.

& Домашнее задание: упражнение 14 (с. 8).

Ход урока 5

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Морфологический разбор слов наклоняюсь, двойного выполняется у доски; знаки препинания, орфограммы и фонетический разбор слов землю, твоя проверяется на местах.

– В каком значении употребляется слово цветок?

– Какой из синонимов к слову кудрявый (слово в рамке на с. 8) не употребляется при характеристике деревьев, цветов, холмов, покрытых кустарником?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.029 с.)