Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция управления качеством. История вопросаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
История вопроса
Истоки современной концепции управления качеством восходят к концу 1970-х годов, когда многие американские промышленные компании начали обращать внимание на быстро повышающуюся конкурентоспособность японских производителей. Некоторые американские компании, такие как Hewlett-Packard and Xerox, уже имели деловые отношения с японскими фирмами, и впоследствии стали пионерами в развитии движения за качество в США.
Считается, что впервые контроль качества и усилия по обеспечению прочности были предприняты в Bell Laboratories в 1930-х Уолтером Шухартом и другими. К 1950-м Джозеф Джуран, Арнольд Файгенбаум и У. Эдвардс Деминг (которых называют американскими родоначальниками движения качества) разработали ключевые концепции качества: количественное определение затрат на качество, установление общего контроля качества, надежность инженерных работ и, возможно, наиболее противоречивую из всех, - стремление к нулевым дефектам.
Гипотезы здравого смысла о качестве · Компании, которые не могут фокусироваться на качестве, теряют долю рынка, и их репутация падает; · Хорошую репутацию легче потерять, чем восстановить; · Для восстановления репутации необходимы стратегические, операционные и психологические усилия.
Повышение качества продукции внесло большой стратегический вклад в достижение конкурентоспособности компаний стран, которые после второй мировой войны считались весьма отсталыми в индустриальном плане. В течение двух десятилетий после 1945 года компании восточных стран имели репутацию производителей дешевых некачественных товаров, откровенных подделок. Затем британские мотоциклы и немецкие фотоаппараты постепенно стали исчезать с рынка. Послевоенные японские компании научились дизайну и производству этих товаров так хорошо, что их стандарты стали высшей планкой качества.
Большинство западных менеджеров хорошо знают историю о том, как управление качеством сначала развивалось в США, потом было экспортировано в Японию после Второй мировой войны, а затем импортировано обратно в США через два десятилетия. Естественно, что движение качества никогда реально не прекращалось в американской промышленности. Но в Японии качество стало ключевым структурным подходом к управлению Когда У. Деминг и другие пропагандисты качества посетили Японию и прочитали курс лекций японским бизнесменам и государственным служащим в середине 1950-х годов, они нашли высоко восприимчивую аудиторию. Идеи, заложенные в их лекциях, получили широкий отклик в среде японских бизнесменов и стали широко применяться в практике управления японскими компаниями.
Конечно, японские менеджеры разработали свой собственный инновационный подход к качеству, но начали они с понимания концепции американского управления качеством, методов и инструментов повышения качества, которые явно в то время недооценивались в США.
Кружки качества
Традиционно все производственные компании включают в себя функцию, называемую “контроль качества” или “статистический контроль процесса”. Эту функцию выполняют инспекторы по качеству, которые проверяют наличие брака в выпускаемой продукции. В организации могут быть установлены статистические нормы брака, которые считаются допустимыми для данного вида продукции.
Статистическая норма брака может быть установлена, например, в несколько шоколадок в партии на кондитерской фабрике. Инспектор может находиться в конце сборочной линии для проверки продукции на наличие дефектов.
В банке или в другой сервисной организации инспектор по качеству может выдать себя за клиента для проверки того, насколько вежливо и профессионально персонал обращается с клиентами.
Традиционный контроль качества не предотвращает выпуск плохих продуктов. Одним из путей решения проблемы может быть стимулирование работников, участвующих в производственном процессе, к выпуску продукции без брака, а также вовлечение их в процесс постоянного улучшения методов работы.
Внимание многих западных компаний в 1970-х годах было сосредоточено на поиске такого подхода к повышению качества, который бы мог принести незамедлительные результаты и позволил бы скопировать успех японских фирм без кардинального изменения традиционной системы управления.
Наиболее привлекательным в этой связи представлялось использование добровольных рабочих групп в японских компаниях, которые регулярно проводили собрания для обсуждения того, как улучшить качество продуктов и рабочих процессов, т.е. использование концепции, названной “кружки качества”.
Кружками качества называют типичные для японских предприятий рабочие кружки. С начала 50-х годов почти на всех японских предприятиях стало обычным делом несколько раз в месяц после рабочего дня всем коллективом обсуждать вопросы улучшения качества продукции. Если найдены причины возникновения проблем, то разрабатываются предложения по их решению. Таким образом, рабочие на производстве могут проявить творческий и инновационный стиль мышления.
Перед кружками качества ставились следующие задачи:
· Активизировать человеческий ресурс;
· Улучшить качество трудовой жизни;
· Снизить производственные издержки;
· Уменьшить непроизводительные затраты времени;
· Повысить действенность, экономичность и производительность всей организации.
С течением времени кружки качества в Японии несколько отошли от своей первоначальной цели. Сотрудники не ограничиваются больше только проблемами улучшения качества, а разрабатывают серьезные предложения по рационализации производства и системы управления производством.
Тщательное изучение американскими компаниями японского опыта управления качеством положило начало эксперименту по созданию кружков качества в американских корпорациях, члены которых получали базовый тренинг по статистическим методам контроля качества, а затем, под руководством опытного преподавателя, проводили регулярные встречи для анализа проблем качества и выработки рекомендаций по их решению.
Хотя эти ранние попытки были названы деловой прессой революционными усилиями в области участия работников в управлении, в большинстве случаев они не имели того успеха, на который рассчитывали руководители компаний. Несмотря на то, что кружки качества во многих случаях способствовали повышению качества продукции и услуг, масштаб этих улучшений был несопоставим с результатами японского опыта улучшения качества.
В японских компаниях 75% и более работников были активными участниками кружков качества. Многие работники участвовали в работе срезу нескольких кружков качества. Руководители высшего уровня обеспечивали информационную поддержку работы кружков, предоставляя им все данные о затратах и других показателях деятельности компаний. Все сотрудники и все менеджеры проходили интенсивный тренинг по концепциям оценки качества. Взаимоотношения между менеджерами и работниками характеризовались высокой степенью взаимного доверия. Кроме того, японские профсоюзы активно поддерживали практику обсуждения работниками возможностей изменения рабочих процессов.
В большинстве американских компаний не было схожих условий для обеспечения участия работников в процессе повышения качества. Даже самые целенаправленные усилия по созданию кружков качества столкнулись с большим количеством препятствий, корни которых следовало искать в традиционной культуре американских компаний. После нескольких лет экспериментов с кружками качества, в большинстве организаций стало формироваться новое представление о методах повышения качества, о подходе, который охватывал бы всю организацию, меняя ее культуру, и который получил название Всеобщее управление качеством (TQM – Total Quality Management).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.4 (0.009 с.) |