Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дуглас МакГрегор и Теория X - Теория Y

Поиск

 

Одним из наиболее часто цитируемых авторов в области теории человеческих отношений является Дуглас МакГрегор. Формирование его взглядов происходило на основе его собственного опыта в качестве менеджера, консультанта и ученого, а не являлось результатом эмпирических исследований.

 

Историческая справка

 

Родился в Детройте, шт. Мичиган, в 1906 г. Докторскую диссертацию он защитил в Гарварде в 1935 г. и там же работал, пока не перешел на должность сотрудника в сектор промышленных отношений при Массачусетском технологическом институте в 1937 г. Позднее он был руководителем этого сектора. С 1948 до 1954 г. Д. МакГрегор был президентом колледжа в г. Антиохе, после чего вернулся в МТИ и работал там в качестве профессора по промышленному менеджменту вплоть до своей смерти в 1964 г.

 

Наиболее значительная книга - "Человеческая сторона предпринимательства" (1960). В этой книге Д. МакГрегор предложил свою наиболее известную концепцию - дихотомию менеджмента: теорию Х и теорию Y.

 

МакГрегор полагал, что существуют два основных общепринятых взгляда на человеческую природу: негативный - Теория Х и позитивный - теория Y. Он считал, что поведение менеджеров по отношению к своим подчиненным основано на преобладании одного из этих двух взглядов.

 

Теорию X МакГрегор назвал "традиционным взглядом на управление и контроль". В соответствии с этой точкой зрения лидер формулирует следующие предположения относительно персонала, который находится под его руководством:

 

· Каждый нормальный человек не любит трудиться и будет избегать работы, насколько это возможно;

 

· Работников следует принуждать к работе, контролировать или запугивать наказанием, с тем, чтобы они работали как следует;

 

· Большинство людей избегают ответственности и предпочитают, чтобы ими управляли;

 

· Рабочие ставят свою безопасность превыше других факторов и проявляют мало личных амбиций. Больше всего люди желают личного спокойствия.

 

Теория Y, с другой стороны, исходит из следующих предположений:

 

· Большинство людей находят работу столь же естественным занятием, как отдых или игра;

 

· Работники способны направлять себя сами и самостоятельно контролировать свою работу. Угроза наказания не является единственным средством, стимулирующим достижение целей организации;

 

· Нормальный человек, поставленный в соответствующие условия, берет на себя ответственность и даже будет стремиться к тому, чтобы нести ответственность, если это связано с преследуемыми им целями;

 

· Изобретательность, воображение, творчество и созидательность при решении организационных проблем широко распространены среди работников, и присущи не только менеджерам.

 

Теория Х и теория Y не претендуют на объяснение человеческой природы, в действительности они являются попыткой раскрыть то, что менеджеры думают о своих подчиненных и как они относятся к способностям подчиненных.

 

Менеджеры, которые придерживаются Теории X, будут использовать комбинацию “палки и морковки” для контроля над своими подчиненными и их мотивации, и будут создавать организации, которые ограничат возможности отдельного человека наиболее полно использовать свой опыт и знания, определять способ выполнения работы и контролировать ее.

 

Те же менеджеры, которым ближе Теория Y, придерживаются более открытого и гибкого стиля управления. Они создадут рабочие места, которые будут стимулировать рабочих осуществлять вклад в достижение организационных целей, позволят им использовать свой опыт и возложат на них ответственность за результаты их работы, а основное внимание будут уделять нематериальным способам поощрения.

 

Очевидно, что Теория Х близка к классическому взгляду на человеческую природу и организацию, в то время как Теория Y больше подходит для традиций школы человеческих отношений. Несмотря на то, что МакГрегор стремился изложить свои взгляды в нейтральных тонах, очевидно, что он сам придерживался Теории Y; однако считал, что нет ничего, что бы могло определить, какой подход является наиболее эффективным. Выбор делают сами менеджеры.

 

Менеджеры, придерживающиеся Теории Х, создадут ситуацию, в которой рабочие смогут удовлетворять прежде всего свои материальные нужды. Такие рабочие не будут иметь возможности делать серьезный вклад в достижение общих целей организации. Менеджеры, которые придерживаются теории Y, могут получить совершено другой результат от своих работников; рабочие будут более ясно представлять себе общие цели организации и будут в состоянии внести больший вклад для их достижения. Теория Y основана на принципе интеграции, который создает условия, при которых отдельные личности достигают собственных целей, внося при этом вклад в достижение целей всей организации.

 

МакГрегор считал, что организации двигались и будут двигаться в сторону преобладания Теории Y в стиле упраления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.141 (0.006 с.)