Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дуглас МакГрегор и Теория X - Теория YСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из наиболее часто цитируемых авторов в области теории человеческих отношений является Дуглас МакГрегор. Формирование его взглядов происходило на основе его собственного опыта в качестве менеджера, консультанта и ученого, а не являлось результатом эмпирических исследований.
Историческая справка
Родился в Детройте, шт. Мичиган, в 1906 г. Докторскую диссертацию он защитил в Гарварде в 1935 г. и там же работал, пока не перешел на должность сотрудника в сектор промышленных отношений при Массачусетском технологическом институте в 1937 г. Позднее он был руководителем этого сектора. С 1948 до 1954 г. Д. МакГрегор был президентом колледжа в г. Антиохе, после чего вернулся в МТИ и работал там в качестве профессора по промышленному менеджменту вплоть до своей смерти в 1964 г.
Наиболее значительная книга - "Человеческая сторона предпринимательства" (1960). В этой книге Д. МакГрегор предложил свою наиболее известную концепцию - дихотомию менеджмента: теорию Х и теорию Y.
МакГрегор полагал, что существуют два основных общепринятых взгляда на человеческую природу: негативный - Теория Х и позитивный - теория Y. Он считал, что поведение менеджеров по отношению к своим подчиненным основано на преобладании одного из этих двух взглядов.
Теорию X МакГрегор назвал "традиционным взглядом на управление и контроль". В соответствии с этой точкой зрения лидер формулирует следующие предположения относительно персонала, который находится под его руководством:
· Каждый нормальный человек не любит трудиться и будет избегать работы, насколько это возможно;
· Работников следует принуждать к работе, контролировать или запугивать наказанием, с тем, чтобы они работали как следует;
· Большинство людей избегают ответственности и предпочитают, чтобы ими управляли;
· Рабочие ставят свою безопасность превыше других факторов и проявляют мало личных амбиций. Больше всего люди желают личного спокойствия.
Теория Y, с другой стороны, исходит из следующих предположений:
· Большинство людей находят работу столь же естественным занятием, как отдых или игра;
· Работники способны направлять себя сами и самостоятельно контролировать свою работу. Угроза наказания не является единственным средством, стимулирующим достижение целей организации;
· Нормальный человек, поставленный в соответствующие условия, берет на себя ответственность и даже будет стремиться к тому, чтобы нести ответственность, если это связано с преследуемыми им целями;
· Изобретательность, воображение, творчество и созидательность при решении организационных проблем широко распространены среди работников, и присущи не только менеджерам.
Теория Х и теория Y не претендуют на объяснение человеческой природы, в действительности они являются попыткой раскрыть то, что менеджеры думают о своих подчиненных и как они относятся к способностям подчиненных.
Менеджеры, которые придерживаются Теории X, будут использовать комбинацию “палки и морковки” для контроля над своими подчиненными и их мотивации, и будут создавать организации, которые ограничат возможности отдельного человека наиболее полно использовать свой опыт и знания, определять способ выполнения работы и контролировать ее.
Те же менеджеры, которым ближе Теория Y, придерживаются более открытого и гибкого стиля управления. Они создадут рабочие места, которые будут стимулировать рабочих осуществлять вклад в достижение организационных целей, позволят им использовать свой опыт и возложат на них ответственность за результаты их работы, а основное внимание будут уделять нематериальным способам поощрения.
Очевидно, что Теория Х близка к классическому взгляду на человеческую природу и организацию, в то время как Теория Y больше подходит для традиций школы человеческих отношений. Несмотря на то, что МакГрегор стремился изложить свои взгляды в нейтральных тонах, очевидно, что он сам придерживался Теории Y; однако считал, что нет ничего, что бы могло определить, какой подход является наиболее эффективным. Выбор делают сами менеджеры.
Менеджеры, придерживающиеся Теории Х, создадут ситуацию, в которой рабочие смогут удовлетворять прежде всего свои материальные нужды. Такие рабочие не будут иметь возможности делать серьезный вклад в достижение общих целей организации. Менеджеры, которые придерживаются теории Y, могут получить совершено другой результат от своих работников; рабочие будут более ясно представлять себе общие цели организации и будут в состоянии внести больший вклад для их достижения. Теория Y основана на принципе интеграции, который создает условия, при которых отдельные личности достигают собственных целей, внося при этом вклад в достижение целей всей организации.
МакГрегор считал, что организации двигались и будут двигаться в сторону преобладания Теории Y в стиле упраления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.141 (0.006 с.) |